Метапредметные результаты обучения – основная цель ФГОС в начальной школе

Автор: amina196460@mail.ru

Метапредметные результаты обучения – основная цель ФГОС  в начальной школе

Слайд № 1

 Почему сегодня уделяется такое большое значение формированию метапредметных результатов? Что изменится, если у наших выпускников будет не только  высокий уровень знаний, но и высокий уровень сформированности метапредметных результатов? В чем заключается роль начальной школы?  Обобщение, осмысление новых знаний, увязывание их с жизненным опытом ребенка на основе формирования умения учиться. Задача современной школы – научить школьников учиться. Слайд № 2

Работая в начальной школе нам учителям приходится сталкиваться с рядом проблем, прежде всего, снижением мотивации учащихся к изучению предметов, что наиболее проявляется при переходе учащихся начальной школы на среднюю ступень обучения. Одной из причин снижения мотивации служит неумение учащегося работать с постоянно возрастающим объемом информации, выделением главного, систематизацией и представлением информации. Отсюда непонимание как сохранить в памяти весь учебный материал по предметам, для чего это необходимо. В результате возникает состояние психологического дискомфорта и желание отгородиться от факторов, его вызывающих. Как результат – невыполнение заданий, снижение качества знаний по предмету.

Учителя сталкиваются с ситуацией, когда учащиеся знают, но сформулировать четкий ответ не могут, испытывают трудности при самостоятельной постановке целей, учебных задач, а главное – в анализе результатов своей деятельности, что получилось, что нет, почему не получилось, что необходимо сделать, чтобы в следующий раз избежать неудач. Таким образом, для повышения качества знаний по предметам необходимо повышение мотивации учащихся к учению, создание психологически комфортной атмосферы, что предполагает овладение учащимися универсальными учебными действиями (УУД).   Слайд № 3

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному  усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия – это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках.

 Реализация формирования УУД направлена на достижение

·         Личностных

·         Предметных

·         Метапредметных результатов

 

Мы остановимся на метапредметных результатах.

Метапредметные результаты – освоенные обучающимися познавательные, регулятивные и коммуникативные УУД.

Слайд № 4

Регулятивные действия обеспечивают возможность управления познавательной  и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения

         планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

         прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

         контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

         коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

         оценка – выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения.

волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию – к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

 

Слайд № 5

Познавательные действия включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Общеучебные навыки

          умение адекватно, осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной речи, передавая содержание текста в соответствии с целью (подробно, сжато, выборочно) и соблюдая нормы построения текста (соответствие теме, жанру, стилю речи и др.);

         постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера;

         действие со знаково-символическими средствами (замещение, кодирование, декодирование, моделирование)

Логические навыки

         сравнение конкретно-чувственных и иных данных (с целью выделения тождеств / различия, определения общих признаков и составления классификации);

         опознание конкретно-чувственных и иных объектов (с целью их включения в тот или иной класс);

         анализ– выделение элементов и «единиц» из целого; расчленение целого на части;

         синтез– составление целого из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты;

         сериация – упорядочение объектов по выделенному основанию;

Постановка и решение проблемы

Слайд № 6

Коммуникативные действия обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

 

         планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

         постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

         разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;

         управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера;

         умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

(Подробно останавливаться не буду на УУД, выпустила буклеты по УУД на все 1-4классы, можете посмотреть там)

Оценка метапредметных результатов проводится в ходе различных процедур: Слайд №7
-
решение задач творческого и поискового характера;
- учебное проектирование;
- итоговые проверочные работы;
- комплексные работы на межпредметной основе;
- мониторинг сформированности основных учебных умений.

   Методы оценочной деятельности:

  • наблюдение,
  • тестирование,
  • практические работы,
  • рисунки.

Может оцениваться сформированность умения работать в группе, слушать и слышать собеседника, координировать свои действия с партнёрами и т.д.
Формы оценки:
-
индивидуальные, групповые, фронтальные;
- устный и письменный опрос. 

Методы контроля:

  • наблюдение,
  •  проектирование,
  • тестирование.

Инструментарий контроля:

  • лист самооценки,
  • задания, отражающие формирование УУД,
  • карта наблюдений, тест,
  • мониторинг.

     Лист самооценки
Знаний стало больше
Ничего нового не узнал
Могу рассказать другим
   Устная самооценка
Сегодня на уроке:
Я научился…
Было интересно…
Было трудно…
Могу похвалить себя за то, что…
Больше всего мне понравилось…
Мне показалось важным…
Для меня было открытием то, …

Таким образом, мониторинг сформированности  метапредметных УУД позволит увидеть личный прогресс каждого ученика и даст возможность в дальнейшем сравнивать достигнутые результаты с последующими. А также поможет скорректировать собственную деятельность и содержание образовательного процесса;  поможет определить, насколько эффективно используется потенциал учебников, заложенные в них средства получения личностных и метапредметных результатов (УУД); позволит увидеть возможности реализации индивидуального подхода к развитию каждого учащегося (по каким конкретным умениям он успешен, а по каким ему необходима поддержка учителя и родителей.

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x