Название статьи:
Метапредметные результаты учебной деятельности школьников | Петрова Айназ Илдаровна. Работа №210417
Дата публикации:
16.04.2019
Автор:
Петрова Айназ Илдаровна
Описание:
Автор: Петрова Айназ Илдаровна
Метапредметные результаты учебной деятельности школьников: сущность, формирование и оценивание.
Метапредметные результаты учебной деятельности школьников: сущность, формирование и оценивание.
Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В свете международных критериев измерения качества системы образования, на первое место выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях.
Такой подход нашел отражение в основных нормативных документах образовательной сферы, в частности вФГОС. Метапредметные компетентности внесены в перечень основных результатов обучения, которые, согласно новым стандартам, должны освоить обучающиеся.
Что такое метапредмет? Это экспериментальная установка, в рамках которой ребёнок осваивает не только предметную область, но и деятельность, причём, как правило, не одну. Реализация этой установки происходит в рамках хронометража обычного учебного занятия в школе. Таким образом, получается, что метапредметные результаты - это реальная возможность для каждого участника образовательного процесса усвоить несколько способов деятельности в рамках работы над одним или несколькими учебными предметами или при решении тех или иных проблем в реальной жизни, то есть выработка универсальных учебных действий (УУД).
Стандартом Образования обозначены следующие ожидаемые от ребёнка на разных уровнях образования (то есть в начальной, основной и старшей школе) метапредметные результаты:
Регулятивные: организация деятельности, управление своей деятельностью. Контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность.
Коммуникативные: речевая деятельность и навыки сотрудничества. Контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность.
Познавательные: общеучебные, в т. ч. — постановка и решение проблемы, работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знаково-символических средств. Общих схем решения, выполнение логических операций сравнения.
Для достижения результатов метауровня на уроках учащиеся должны научиться мыслить продуктивно. Не припоминать заученное, а додуматься самостоятельно до того, чего раньше не знали (создают продукт мыслительной деятельности). В основе формирования метапредметных результатов лежит умение учиться, которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций. Развитие системы формирования метапредметных результатов осуществляется в рамках нормативно — возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка.
Формировать метапредметные результаты можно двумя способами:
— первый предложил учёный – педагог Громыко, который считает целесообразным в связи с введением новых Стандартов образования вводить специальные метапредметы и разделил их на четыре большие группы: знание, знак, проблема и задача;
— второй – это собственно метапредметный подход к преподаванию отдельных предметов для достижения метапредметных результатов, что и является собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования.
Метапредметность же , как тип интеграции позволяет сформировать следующие метапредметные результаты:
—создавать, применять, преобразовыватьмодели и схемы с использованием разных способов визуализации;
— научиться разрабатывать,проводить сравнениена основе самостоятельно выбранных признаков, оснований и критериев;
— научиться приёмам самоорганизации;
— осуществлять самоконтроль своих знаний и умений;
— планировать и организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и сверстниками;
— овладетьспособами ИКТкак инструментальной основой развития универсальных учебных действий;
— самостоятельно планировать пути достижения целей на основеанализаусловий и средств их достижения;
— получитьнавыки работы в группеи навыкисамопрезентации.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах Регулятивные универсальные учебные действия, Коммуникативные универсальные учебные действия, Познавательные универсальные учебные действия программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
•способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
•способность к сотрудничеству и коммуникации;
•способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
•способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
•способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Для оценки достижения метапредметных результатов используется разнообразный инструментарий: карты наблюдений, комплексные итоговые работы на межпредметной основе, комплексные итоговые работы по предмету, портфолио. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам.
В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, например уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации.
Оценка достижения метапредметных результатов ведётся также в рамках системы промежуточной аттестации. Для оценки динамики формирования и уровня сформированности метапредметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений все вышеперечисленные данные (способность к сотрудничеству и коммуникации, решению проблем и др.) наиболее целесообразно фиксировать и анализировать в соответствии с разработанными образовательным учреждением:
а) программой формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ;
б) системой промежуточной аттестации (внутришкольным мониторингом образовательных достижений) обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;
в) системой итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся;
г) инструментарием для оценки достижения планируемых результатов в рамках текущего и тематического контроля, промежуточной аттестации (внутришкольного мониторинга образовательных достижений), итоговой аттестации по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттестацию.
При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:
• стартовой диагностики;
• текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
• промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
• текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
• защиты итогового индивидуального проекта.
Рассмотрев роль метапредметных результатов в учебной деятельности, я пришла к выводу, что метапредметы-это предметы, которые соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности.
Скачать работу
Главной целью современного образования является развитие и воспитание интеллектуальной, свободной, мобильной, нравственной и творческой личности. В свете международных критериев измерения качества системы образования, на первое место выходит проблема формирования мобильности, умения работать с информацией, принимать решения в нестандартных ситуациях.
Такой подход нашел отражение в основных нормативных документах образовательной сферы, в частности вФГОС. Метапредметные компетентности внесены в перечень основных результатов обучения, которые, согласно новым стандартам, должны освоить обучающиеся.
Что такое метапредмет? Это экспериментальная установка, в рамках которой ребёнок осваивает не только предметную область, но и деятельность, причём, как правило, не одну. Реализация этой установки происходит в рамках хронометража обычного учебного занятия в школе. Таким образом, получается, что метапредметные результаты - это реальная возможность для каждого участника образовательного процесса усвоить несколько способов деятельности в рамках работы над одним или несколькими учебными предметами или при решении тех или иных проблем в реальной жизни, то есть выработка универсальных учебных действий (УУД).
Стандартом Образования обозначены следующие ожидаемые от ребёнка на разных уровнях образования (то есть в начальной, основной и старшей школе) метапредметные результаты:
Регулятивные: организация деятельности, управление своей деятельностью. Контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность.
Коммуникативные: речевая деятельность и навыки сотрудничества. Контроль и коррекция, инициативность и самостоятельность.
Познавательные: общеучебные, в т. ч. — постановка и решение проблемы, работа с информацией, работа с учебными моделями, использование знаково-символических средств. Общих схем решения, выполнение логических операций сравнения.
Для достижения результатов метауровня на уроках учащиеся должны научиться мыслить продуктивно. Не припоминать заученное, а додуматься самостоятельно до того, чего раньше не знали (создают продукт мыслительной деятельности). В основе формирования метапредметных результатов лежит умение учиться, которое предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности и выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирования компетенций. Развитие системы формирования метапредметных результатов осуществляется в рамках нормативно — возрастного развития личностной и познавательной сфер ребенка.
Формировать метапредметные результаты можно двумя способами:
— первый предложил учёный – педагог Громыко, который считает целесообразным в связи с введением новых Стандартов образования вводить специальные метапредметы и разделил их на четыре большие группы: знание, знак, проблема и задача;
— второй – это собственно метапредметный подход к преподаванию отдельных предметов для достижения метапредметных результатов, что и является собственно психологической составляющей фундаментального ядра образования.
Метапредметность же , как тип интеграции позволяет сформировать следующие метапредметные результаты:
—создавать, применять, преобразовыватьмодели и схемы с использованием разных способов визуализации;
— научиться разрабатывать,проводить сравнениена основе самостоятельно выбранных признаков, оснований и критериев;
— научиться приёмам самоорганизации;
— осуществлять самоконтроль своих знаний и умений;
— планировать и организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителями и сверстниками;
— овладетьспособами ИКТкак инструментальной основой развития универсальных учебных действий;
— самостоятельно планировать пути достижения целей на основеанализаусловий и средств их достижения;
— получитьнавыки работы в группеи навыкисамопрезентации.
Оценка метапредметных результатов представляет собой оценку достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы, представленных в разделах Регулятивные универсальные учебные действия, Коммуникативные универсальные учебные действия, Познавательные универсальные учебные действия программы формирования универсальных учебных действий, а также планируемых результатов, представленных во всех разделах междисциплинарных учебных программ.
Основным объектом оценки метапредметных результатов является:
•способность и готовность к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции;
•способность к сотрудничеству и коммуникации;
•способность к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению найденных решений в практику;
•способность и готовность к использованию ИКТ в целях обучения и развития;
•способность к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии.
Для оценки достижения метапредметных результатов используется разнообразный инструментарий: карты наблюдений, комплексные итоговые работы на межпредметной основе, комплексные итоговые работы по предмету, портфолио. Основной процедурой итоговой оценки достижения метапредметных результатов является защита итогового индивидуального проекта.
Дополнительным источником данных о достижении отдельных метапредметных результатов могут служить результаты выполнения проверочных работ (как правило, тематических) по всем предметам.
В ходе текущей, тематической, промежуточной оценки может быть оценено достижение таких коммуникативных и регулятивных действий, которые трудно или нецелесообразно проверять в ходе стандартизированной итоговой проверочной работы, например уровень сформированности навыков сотрудничества или самоорганизации.
Оценка достижения метапредметных результатов ведётся также в рамках системы промежуточной аттестации. Для оценки динамики формирования и уровня сформированности метапредметных результатов в системе внутришкольного мониторинга образовательных достижений все вышеперечисленные данные (способность к сотрудничеству и коммуникации, решению проблем и др.) наиболее целесообразно фиксировать и анализировать в соответствии с разработанными образовательным учреждением:
а) программой формирования планируемых результатов освоения междисциплинарных программ;
б) системой промежуточной аттестации (внутришкольным мониторингом образовательных достижений) обучающихся в рамках урочной и внеурочной деятельности;
в) системой итоговой оценки по предметам, не выносимым на государственную (итоговую) аттестацию обучающихся;
г) инструментарием для оценки достижения планируемых результатов в рамках текущего и тематического контроля, промежуточной аттестации (внутришкольного мониторинга образовательных достижений), итоговой аттестации по предметам, не выносимым на государственную итоговую аттестацию.
При этом обязательными составляющими системы внутришкольного мониторинга образовательных достижений являются материалы:
• стартовой диагностики;
• текущего выполнения учебных исследований и учебных проектов;
• промежуточных и итоговых комплексных работ на межпредметной основе, направленных на оценку сформированности познавательных, регулятивных и коммуникативных действий при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач, основанных на работе с текстом;
• текущего выполнения выборочных учебно-практических и учебно-познавательных заданий на оценку способности и готовности учащихся к освоению систематических знаний, их самостоятельному пополнению, переносу и интеграции; способности к сотрудничеству и коммуникации, к решению личностно и социально значимых проблем и воплощению решений в практику; способности и готовности к использованию ИКТ в целях обучения и развития; способности к самоорганизации, саморегуляции и рефлексии;
• защиты итогового индивидуального проекта.
Рассмотрев роль метапредметных результатов в учебной деятельности, я пришла к выводу, что метапредметы-это предметы, которые соединяют в себе идею предметности и одновременно надпредметности, идею рефлексивности по отношению к предметности.