Статья Метеостанция. Различные измерительные приборы. Автор: Кузнецова Татьяна Петровна

Автор: Кузнецова Татьяна Петровна
Конспект урока окружающего мира составлен по программе Д.Б.Эльконина - В.В.Давыдова. 


Автор: Кузнецова Татьяна Петровна

Конспект урока составлен по программе Д.Б.ЭльконинаВ.В.Давыдова.

Тема: Метеостанция. Различные измерительные приборы.

Цель: Создание условий для формирования представлений о различных измерительных приборах, главным образом для измерения температуры.

Задачи:

Предметные:

Дать представления об измерительных приборах и инструментах;

Дать общее представление о погоде и

ее

показателях;

Более подробно изучить

правила работы с термометром

, а также правила сбора ртути в случае повреждения термометра

.

Метапредметные:

Воспитывать бережное отношение к измерительным приборам.

Личностные:

Развивать логическое мышление, память, речь;

Воспитывать усидчивость.

Тип урока: Открытие новых знаний.

Формы работы: Фронтальная, индивидуальная.

Методы: Словесный, наглядный.

Средства обучения: Учебник, рабочая тетрадь, презентация.

Оборудование: Компьютер, интерактивная доска, проектор.

План урока:

Мотивация учебной деятельности

(

1

мин)

Актуализация знаний

(

2

мин)

Постановка цели и задач урока (

2

мин)

Решение учебной задачи

(

15

мин)

Первичное закрепление

(

18

мин)

Организация самостоятельной работы

(

5

мин)

Информация о домашнем задании (

1

мин)

Рефлексия

(

1

мин)

 

 

 

 

 

 

Ход работы

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

УУД

1. Мотивация учебной деятельности

- Здравствуйте! Садитесь. Сегодня я буду вести у вас урок окружающего мира. Проверьте, пожалуйста, свои рабочие места. Все ли готово к уроку?

- Посмотрите в окно. Нравится ли вам, какая сегодня погода на улице? Покажите +, кому нравится и -, кому не нравится.

Приветствуют, садятся, проверяют готовность

Личностные УУД: самооценка готовности к уроку, положительная мотивация и настрой на урок

Регулятивные УУД: самоконтроль

Личностные УУД: смыслообразование (мотивация)

2. Актуализация знаний

- Давайте вспомним, что такое термометр?

- Слово «термометр» образовано от двух греческих слов «термо» - «тепло» и «метр» - «измеряю».

- Какие виды термометров вы знаете?

- Почему в термометре красная жидкость?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Как вы думаете, где температура будет выше: на солнце или в тени?

- Когда температура будет ниже: летом или зимой?

- Число градусов тепла (холода) записывается со знаком…

- Какая температура показана на термометре (на слайде картинки с изображением термометра)

- Термометр – прибор для измерения температуры.

 

 

- Медицинские, комнатные, уличные

- Термометр может быть наполнен ртутью и спиртом. В красный цвет обычно окрашивают спирт. Это необходимо для того, чтобы лучше был виден результат измерения. Ртуть серебристая и покрасить ее в красный цвет просто невозможно. Спирт обычно окрашивается в комнатных и уличных термометрах, в медицинских все-таки чаще используется ртуть, которая показывает более точные измерения.

- На солнце

 

- Зимой

 

- Плюс (минус)

Предметные УУД: определять температуру воздуха

Регулятивные УУД: самоконтроль

Коммуникативные УУД: строить понятные высказывания; высказывать личное мнение

3. Постановка цели и задач урока

- Что такое погода?

- Какая погода сегодня за окном?

- Как вы определяете, какая сегодня погода?

 

- Где еще можно узнать информацию о погоде?

- Какими показателями характеризуется погода?

- Откуда появляется прогноз погоды?

 

- Как вы думаете, что мы сегодня будем делать?

- Погода – это состояние атмосферы

 

- Выхожу на улицу, спрашиваю у родителей

- В Интернете

- Температура и влажность воздуха, осадки, сила и направление ветра, облачность, атмосферное давление

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Из специальных организаций, которые следят за погодой

- Узнаем, откуда появляется информация о погоде, с помощью каких приборов измеряются показатели погоды

Предметные УУД: умение наблюдать за погодой

Регулятивные УУД: самоконтроль; постановка цели

Познавательные УУД: преобразование информации; анализировать материал путем наблюдения

Коммуникативные УУД: построение высказывания

4. Решение учебной задачи

 

- Данные о погоде получают на метеостанции.

- Что такое метеостанция? Что вы знаете о ней? Много ли метеостанций в нашей стране? Сложно ли работать там?

 

 

В России существует множество метеорологических станций, распределённых по всей территории страны. Как правило, они располагаются на удалении от больших городов. Если местность отдалённая и безлюдная, то работники станции отправляются туда в длительные командировки на целый сезон. Работать здесь трудно, так как это, большей частью, север России, труднопроходимые горы, пустыни. Бытовые условия не всегда пригодны для проживания семьёй. Поэтому работникам приходится жить вдали от людей многие месяцы.

Всякая метеорологическая станция в обязательном порядке имеет специальную площадку, где устанавливаются приборы и инструменты для проведения измерений, а также специальное помещение для регистрации и обработки показаний.

- Какие приборы и инструменты используются на метеостанции?

Для измерения температуры применяются хорошо знакомые

термометры

.

Для проведения измерений атмосферного давления необходим

барометр

.

Влажность воздуха измеряется

гигрометром

.

Для измерения направления и скорости ветра необходим

анемо

метр

и

флюгер

.

Количество осадков измеряется

осадкомером

.

(На слайде картинки приборов и инструментов)

- Кроме этих приборов, есть и другие (термограф, барограф, гигрометр, психрометр)

- Почему нам настолько важно знать информацию о погоде?

 

 

 

 

 

 

- На метеостанции используется множество приборов, но мы сегодня продолжим изучать термометр.

- Температуру чего можно измерять с помощью термометра?

- Найдите на стр 94 термометры. Какими цифрами они обозначены?

- Какие еще приборы вы узнали?

 

 

 

 

- Рассмотрите шкалу температур в учебнике на стр. 92.

- Какая шкала здесь используется?

- Что раскалено сильнее – нить накаливания в лампе или вулканическая лава?

- Что горячее – пламя костра или пламя газовой горелки?

- Запишите результаты в упр 92 (3) рабочей тетради

t

нити накаливания больше

t

вулканической лавы

t

пламени костра меньше

t

газовой горелки

- Какой вывод мы можем сделать, судя по этой шкале?

 

- Какая нормальная температура человека?

- Как вы думаете, у животных такая же температура тела?

- Почему?

 

- На самом деле, температура тела зависит от скорости обмена веществ, то есть насколько быстро организм преобразует полученные вещества (пищу), забирает нужные вещества и выводит ненужные.

- Рассмотрите изображения на стр 93.

- У какого животного может быть самая низкая температура тела?

- У какого животного может быть самая высокая температура тела?

- Существуют теплокровные и холоднокровные животные. Из представленных здесь животных, холоднокровные - это ящерица и ехидна. Холоднокровные животные меняют свою температуру тела в зависимости от окружающей среды. Теплокровные же имею постоянную температуру тела.

Неживые тела тоже меняют свою температуру в зависимости от окружающей среды. Например, парты, стулья в классе имеют такую же температуру, что и воздух в кабинете. Если, например, сесть на лавочку на улице, она будет холодная, поскольку на улице холодно, а температура воздуха и неживого тела одинаковы.

 

- Метеостанция – это учреждение, в котором ежедневно наблюдают за погодой и выполняют определенные измерения атмосферных явлений и процессов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Термометр…

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- От погоды зависит всё. Первым делом, приступая к работе, большинство служб запрашивает прогноз погоды. Переезды, перелёты, работа транспортных и коммунальных служб, сельское хозяйство и всё в нашей жизни находится в прямой зависимости от погодных условий.

 

 

 

- Воды, тела

 

4 - медицинский термометр

6 – уличный термометр

1 - водные часы

2 – песочные часы

5 – телефон

7 – наручные часы

8 – барометр

 

 

- Цельсия

- Нить накаливания

 

- Пламя газовой горелки

 

 

 

 

 

 

- Разные вещества имеют разную температуру горения (дерево горит при 750, горная порода при 1000-1200, газ при 1800)

- от 36 до 37 градусов

- Нет

 

- Все мы разные, даже не у всех людей одинаковая температура.

 

 

 

 

 

 

- У летучей мыши

 

- У ящерицы

Предметные УУД: умение наблюдать за погодой; понимание важности прогноза погоды

Познавательные УУД: преобразование информации; анализ информации; использование знаково-символических средств

Регулятивные УУД: самоконтроль; планирование собственной деятельности

Коммуникативные УУД: построение высказывания

5. Первичное закрепление

- Почему термометром можно пользоваться только со взрослыми?

 

Ртуть – это жидкий металл и, падая на пол, он разлетается на множество шариков, которые достаточно сложно собирать. Очень опасны пары ртути, которые могут привести к тяжелому отравлению.

- Что делать, если случайно разбили ртутный термометр?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Упр 90-91 стр 19

- Прочитайте в рабочей тетради правила пользования термометрами на стр 21 про себя.

- Какие термометры для измерения температуры тела человека существуют?

- Как пользоваться ртутным термометром?

- Как пользоваться электронным термометром?

Упр 93 (6) стр 23

- Мы познакомились с правилами пользования ртутным и электронным термометром, сейчас давайте составим правила пользования уличным термометром

Термометр необходимо закрепить улице

Снимать показания нужно так, чтобы термометр располагался на уровне глаз

Определить цену деления, обычно она равна одному градусу

Найти 0. Посмотреть, на каком уровне располагается жидкость. Если выше 0, значит плюсовая температура, если ниже 0 – значит минусовая

Измерить температуру: найти к какому

числу ближе располагается жидкость.

Упр 93 (7) стр 23

- Какие утверждения на стр 95 верны, а какие нет?

- Ребенок может случайно уронить его, а пары ртути очень опасны для здоровья

 

 

 

 

 

- Открыть окна, чтобы проветрить помещение, но обязательно закрыть дверь, чтобы не было сквозняка

Надеть перчатки, маску, бахилы, чтобы никак не взаимодействовать с ртутью

Желательно собрать маленькие шарики ртути в один большой. Можно собирать ртуть с помощью двух листов бумаги, используя один в качестве совка, а другой в качестве веника. Если ртуть попала в щели, можно вытащить ее с помощью шприца. Наиболее мелкие частички можно собрать скотчем.

Ни в коем случае нельзя собирать ртуть пылесосом или веником, так как ее частички могут остаться на них или разлететься на более мелкие шарики.

Собранную ртуть надо поместить в йод или воду, чтобы она не испаряла вредные пары

Обязательно выбросить перчатки, маску и бахилы

Вымыть пол с хлоркой

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Ртутные, электронные, инфракрасные, термополоски

Пересказывают инструкции по пользованию термометрами

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 – верно; 2 - от 36 до 37; 3 – у холоднокровных; 4 - верно

Познавательные УУД: осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий

Регулятивные УУД: самоконтроль; планирование собственной деятельности

Коммуникативные УУД: построение высказывания; высказывание собственного мнения

6. Организация самостоятельной работы

- Выполните самостоятельно задания 93(4,5) на стр 22-23 в рабочей тетради

Упр 93

4) Летучая мышь, соня, ящерица, ехидна

5) Ехидна, соня, мышь, ящерица

- Поменяйтесь тетрадями с соседом по парте и проверьте его тетрадь.

 

Регулятивные УУД: самоконтроль, планирование собственной деятельности

Коммуникативные УУД: сотрудничество

7. Информация о д/з

 

 

 

8. Рефлексия

- Что нового вы узнали на этом уроке?

- Что вы уже хорошо знали?

- Какие знания с сегодняшнего урока вам пригодятся в жизни?

- Наш урок окончен. Всем спасибо. До свидания!

Регулятивные УУД: самооценка

Коммуникативные УУД: построение высказывания

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x