Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

МЕТОД ГНИТЕЦКОЙ Т.Н. В КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ | Ганич Нина Алексеевна. Работа №239592

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Ганич Нина Алексеевна
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА ГНИТЕЦКОЙ В КОРРЕКЦИИ ДИСГРАФИИ

Ганич Нина Алексеевна, Гнитецкая Татьяна Николаевна

Информационное моделирование коррекционных материалов для детей с нарушением письменной речи

Научный руководитель Гнитецкая Татьяна Николаевна

Нарушение письма является наиболее распространенной формой речевой патологии у неуспевающих учащихся младших классов. Исследования этой проблемы начали проводиться еще в конце XIX века и продолжаются по настоящее время. Согласно опубликованным в 2010 году данным в общеобразовательных школах число детей с дисграфией составляет 30% - это в пять раз выше по сравнению с 6% в 1950 году (по данным М. Е. Хватцева [1]. Под термином дисграфия понимают стойкие нарушения письма, не связанные с незнанием грамматических правил, а обусловленные недоразвитием или частичным повреждением тех мозговых механизмов, которые обеспечивают сложный процесс письма [3]. Дисграфия делится на типы в зависимости от сопровождающих ее признаков. Разделяют дисграфии, возникшие на почве: 1)акустической агнозии и дефектов фонематического слуха; 2) расстройств устной речи («графическое косноязычие»); 3) нарушения произносительного ритма; 4)оптическая дисграфия [1,2]. ]). В настоящее время в отечественной логопедии освещены вопросы симптоматики, механизмов дисграфии, разработаны как общие методологические подходы, так и направления, методы коррекции различных видов дисграфии. Вместе с тем, логопедические методики коррекции письменной речи у детей остаются почти неизменными на протяжении уже многих десятилетий. В то время как практика работы логопедов с современным поколением младших школьников, страдающих дисграфией, свидетельствует о назревшей необходимости внесения существенных изменений в методы логопедического обучения детей. Это в первую очередь продиктовано произошедшими в последние десятилетия изменениями как в условиях социальной и информационной среды, так и в развитии детей. Поэтому с учетом непрерывного роста числа страдающих данной патологией детей поиск оптимальных путей коррекции дисграфии при помощи современных методов является сегодня чрезвычайно актуальным.

В данной статье описывается метод информационного моделирования содержания, применимый для коррекции детей, страдающих дисграфией. Метод основан на информационной модели внутрипредметной связи [Гнитецкая]. Преимуществом предлагаемого метода является его универсальность, возможность проводить коррекцию дисграфии независимо от ее вида.

Информационная модель позволяет представлять короткие простые тексты в виде смысловых структур, пустые ячейки которых заполняются словами по мере чтения текста. Дети видят связи между словами, понимают последовательность действий и воспринимают образ смысловой структуры как взаимосвязанную очередность событий, имеющих начало и конец.Метод информационного моделирования содержания реализуется поэтапно и предполагает обучение в малых группах детей. Метод содержит подготовительную (для учителей) и коррекционную (для детей) части.

Подготовительная часть включает следующие этапы: 1) выбирается текст, адекватный возрасту группы детей; 2) в каждом предложении текста выделяются главные слова (подлежащие и сказуемое); 3) текст моделируется по методу смысловых структур [] ячейки с выделенными словами распределяются по иерархическим уровням. Уровни связаны с действиями и этапами описания текста.

Коррекционная часть начинается с ориентировочной основы действия - 1) прочитывание учителем текста вслух два- три раза. Далее строится образ – 2) детям выдаются заранее приготовленные структуры с пустыми ячейками, которые они заполняют вместе с учителем по мере прочтения текста в четвертый раз. В завершение образ закрепляется –3) дети письменно излагают текст, глядя на структуру. После непродолжительного отдыха осуществляется контроль целостности созданного образа - 4) выдаются структуры с частично заполненными ячейками, которые заполняются самостоятельно на память. На последнем, пятом, этапе дети письменно излагают текст без структур

Для примера информационная модель содержания представлена на рисунке. Она отражает содержание простого рассказа «Ежик». «В деревне Саше и Маше подарили ежика. Глазки у ежика, как черные смородины. Он жил у детей все лето. Прибегал на их зов. Дети очень любили ежика. Каждый день приносили ему стакан молока».

 

 

 

 

 

Рисунок. Информационная модель содержания рассказа «Ежик»

Эффективность данного метода подтверждена экспериментально. Экспериментальное исследование проводилось с сентября 2019 по декабрь 2019 года на базе Артемовской общеобразовательной средней школы. Выборка составила – десять детей младшего школьного возраста восьми лет, учащихс 2 А и 2 Б класса. Система оценивания работ, взята у Р.Е. Лалаевой. В ходе эксперимента было проведено обследование письменной детей младшего школьного возраста. Весь эксперимент проводился по сокращенному варианту в 3 этапа: 1 этап – письменное изложение рассказа после прочтения, 2 этап – письменное изложение рассказа с опорой на информационную модель, нарисованную учителем на доске, 3 этап – письменное изложение рассказа с опорой на информационную модель с частично незаполненными ячейками.

Основными признаками дисграфии являются замены, пропуски и смещения букв, слитное написание слов, и пропуски слов. Эти типы ошибок не были зарегистрированы у учащихся экспериментальной группы. Остались ошибки, относящиеся к второстепенным- заменялись буквы, обозначающие свистящие и шипящие, звонкие и глухие, следующие звуки: очень редко зарегистрирована замена аффрикатов и сонорных.

Данные результаты были получены в рекордно быстрые сроки, их показали дети с разными типами дисграфии и в условиях групповой работы.

Список использованной литературы:

Ахутина

Т.В. Трудности письма и их нейропсихологическая диагностика // Письмо и чтение: трудности обучения и коррекция: Учеб

.

пособие / Под общ. ред. О.Б. Иншаковой. – М.: МПСИ, 2001. С. 7-20

Гнитецкая

Т.Н.

Энтропийная

оценка междисциплинарного содержания курса физики на основе информационной модели предметных

связей :

монография / Т.Н.

Гнитецкая

, Е.Б. Иванова, Б.Л. Резник. –

Владивосток :

Изд-во

Дальневост

. федерал. ун-та, 2017. – 120 с. ISBN 978-5-7444-4184-5. 12080

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×