Метод Jigsaw (кооперативное обучение) как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся | Бегалимова Регина Дмитриевна. Работа №209851
Автор: Бегалимова Регина Дмитриевна
Может ли педагог за 45 минут услышать каждого ученика?
Бегалимова Регина Дмитриевна, учитель английского языка .
БОУ г. Омска «Средняя общеобразовательная школа № 135 им. А.П. Дмитриева».
Метод Jigsaw (кооперативное обучение) как средство формирования коммуникативной компетенции обучающихся
Может ли педагог за 45 минут услышать каждого ученика?
Этот вопрос встал передо мной в самом начале моей профессиональной деятельности. Как то читая Пушкина, я обратила внимание на его фразу: «Мы ленивы и нелюбопытны…». Как бы ни звучало это обидно для нас, но это правда. Галина Ковалева, координатор исследований PISA в России констатирует: Золотой запас нации из количества современных пятнадцатилетних российских школьников составляет 2 процента, всего 2 ПРОЦЕНТА. Мониторинг математической, читательской, естественно – научной грамотности определяет лидера – ЭТО школьники Сингапура.
Почему мы отстаем? Психологи называют следующие причины. Это тревожность, напряженность, пониженная самооценка. А у сингапурских школьников присутствует: мотивация к обучению, вера в себя, ожидание успеха. Значит, нам надо что-то менять в методике преподавания школьных предметов.
Федеральные государственные образовательные стандарты определили цели, задачи, планируемые результаты, содержание и организацию образовательного процесса в разработке методической системы. Человеческий капитал – это продукт истории.
Второй уровень образования начинается в 5 классе. Дети приходят с разным уровнем сформированности предметных, метапредметных и личностных результатов. И на этом этапе очень важно дифференцировать процесс обучения. Ну а дальше важно не потерять, а удержать познавательный интерес каждого ученика. Разнообразить работу, определить наиболее актуальную.
Возникает новое противоречие: есть стандарт, а есть ученики такие непохожие друг на друга. Получается замкнутый круг. Как сделать так, чтобы каждый ребенок освоил программу.
А ведь одной из основных моих задач, как учителя иностранного языка, является формирование и развитие коммуникативных навыков, а не только изучение грамматической и лексической составляющих языка.
Для формирования предметных, метапредметных и личностных результатов была разработана лестница успеха. Поднимаясь по ее ступенькам вверх, ученик получает возможность добиться результата, который в дальнейшем создаст возможность для успешного прохождения итоговой аттестации. И здесь я обратилась к опыту Сингапурской системы образования, которая считается одной из лучших в мире. Она мотивирует учиться всю жизнь, получать новые знания, поддерживают дух инноваций. Все это достигается работой в командах. Дети СЛУШАЮТ, СЛЫШАТ, ПОМОГАЮТ ДРУГ ДРУГУ. В команде работают все, дети спорят, играют, дружат, здесь нет лидера, так как все равны. Если в группе каждый отвечает за себя , то команде важен конечный общий результат, хотя и вклад каждого отмечается. Давайте вспомним лозунг сборной Российской Федерации на 22х зимних Олимпийских играх: одна страна – одна команда. Работа в командах дает каждому ученику новые эмоции, необходимые для будущих побед, при оценивании деятельности команды применяются принципы PIES.
Основная цель занятий по английскому языку, согласно ФГОС, — это формирование коммуникативной компетентности.
Принципы сингапурской системы образования, в основе которого лежат идеи Льва Выготского, определили мое скромное ноу-хау: кооперативное обучение английскому языку на основе метода Jigsaw. Оно способствует осуществлению межличностного и межкультурного общения на иностранном языке. Это и стало основным методом представляемой мною методической системы.
Метод Jigsaw , разработанный американским психологом Эллиотом Аронсоном является одним из основных в командной работе. При использовании данного метода возникают кооперативные отношения учеников друг с другом, они учатся ответственности и работе в коллективе.
На уроке
класс делится на
команды, к
аждая
из которых
рассматривает одну тему, однако каждый берёт на себя лишь её определённый аспект, который изучается наиболее
тщательно
.
Таким образом, в каждой группе существует лишь один «
эксперт
» по заданному аспекту проблемы
Через заданное время первоначальные группы расфор
мировываются и образуются новые
«экспертные групп
ы
» по каждому из
вопросов проблемы
. В результате работы на данной фазе «эксперты» должны
усвоить учебный материал
так, чтобы
осознанно и безошибочно передать содержание этого материала другим
обучаю
щимся.
На
следующем
этапе
работы
«эксперты» возвращаются в свои первоначальные
команды
и передают полученные знания другим членам группы.
На заключительном этапе учителем проверяется уровень усвоения всех аспектов проблемы каждым
учеником
.
Рефлексия
может происходить в любой известной форме
.
Главным показателем успешной реализации данной системы обучения являются результаты учебной деятельности.
Прохождение итоговой аттестации – это своеобразная оценка работы учителя. Но важнее внутренний локус (усилия ребенка, его знания и желания. Не каждый из учеников станет генералом, губернатором или президентом. Считаю, здесь важно следующее – никто не должен почувствовать себя неудачником. Для меня важно развитие личности – переход из одного состояния в другое, от низшего к высшему, от простого к сложному.