Статья Метод «кинестетики» - как ранняя реабилитация детей с нарушениями двигательной активности.. Автор: Журавлева Галина Васильевна

Автор: Журавлева Галина Васильевна
 

Детство - страна удивительная. В ней всё возможно, всё позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться весёлым и занимательным. В этой стране каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир вокруг ослепительно красочным, ярким и интересным. Для этого достаточно всего лишь быть ребёнком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса.

 


Автор: Журавлева Галина Васильевна

    Метод «кинестетики» - как ранняя реабилитация детей с нарушениями двигательной активности.        

    Детство - страна удивительная. В ней всё возможно, всё позволено. Слабый и беззащитный может стать сильным и всемогущим, скучное и неинтересное может оказаться весёлым и занимательным. В этой стране каждый может преодолеть все невзгоды и неприятности, сделать мир вокруг ослепительно красочным, ярким и интересным. Для этого достаточно всего лишь быть ребёнком, воображение и творчество которого могут создавать чудеса.

    Об этом не раз писали известные педагоги, убеждённые в том, что способности даны каждому человеку с рождения. Однако, будут ли они развиваться или наоборот угасать, зависит от того, как растить ребёнка.

    Дом ребенка является особым учреждением, где воспитываются дети с самого раннего возраста, лишенные попечения родителей.

    Сиротство само по себе разрушает эмоциональные связи ребёнка с окружающей социальной средой, с миром взрослых и сверстников, которые воспитываются в благоприятных условиях. Поэтому дети-сироты, как правило, страдают психической депривацией (состояние, возникающее в случае невозможности или затруднения удовлетворения основных психосоциальных потребностей) В раннем возрасте депривация приводит к характерным нарушениям и замедлению всех сторон развития детей .

    Большинство детей в нашем доме ребёнка имеют различные диагнозы, связанные с умственным и физическим отставанием. Это дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата, дети с задержкой психического развития (3ПР). Несмотря на разнообразие врожденных и ранее приобретенных нарушений, большинство таких детей имеют сходные проблемы:

- отклонения в развитии познавательной деятельности в целом, что связано с ограниченными возможностями познания окружающего мира;

- замедление темпов нервно-психического развития. (Больше всего страдают сложные ментальные функции: память, мышление, сенсорная координация);

- патология речи, которая имеет органическую природу и усугубляется дефицитом общения;

- низкий уровень адаптационных возможностей;

- отставание в физическом развитии;

- отклонения в эмоционально-поведенческом статусе.

    Причины столь многочисленных расстройств психического и физического здоровья у детей-сирот многообразны.

    Во-первых, основная часть детей имеет неоспоримо негативную наследственность, в частности, наследственность, отягощенную алкоголизмом, а в последние годы и наркоманией.

    Во-вторых, вредным является уже само вынашивание не желаемой беременности потенциальными «отказницами», бросающими новорожденных в родильных домах. У большинства будущих отказниц во время беременности отмечаются психические нарушения, депрессивные состояния.

    В-третьих,факторами риска возникновения двигательных нарушений являются дети, родившиеся недоношенными с чрезвычайно низким весом. Двигательное расстройство обусловлено тем, что поражение незрелого мозга нарушает последовательность его созревания.    

    Наличие хронических заболеваний также могут стать причиной отставания в умственном и физическом развитии. Поэтому дети, воспитывающиеся в условиях учреждений интернатного типа с первых дней жизни и имеющие различные нарушения в развитии, а тем более дети-инвалиды нуждаются в своевременной помощи со стороны взрослых. Система ранней педагогической помощи имеет особое значение и должна быть направлена на профилактику раннего отставания, на коррекцию нарушений развития, а также охрану и укрепление его здоровья.

    Развитие в раннем возрасте происходит на таком неблагоприятном фоне, как низкая сопротивляемость организма заболеванием. Поэтому забота об охране и укреплении здоровья маленького ребёнка составляет одну из важнейших задач воспитания в раннем возрасте. В первые годы жизни особенно велика взаимосвязь физического и психического развития. Ведь физически крепкий ребенок лучше развивается психически.

    Терпение и настойчивость, стимулируемые любовью к ребёнку и подкреплённые научными знаниями, могут в значительной степени сгладить последствия той или иной ошибки природы и способствовать реализации права каждого человеческого существа на свою долю счастья и благополучия. Многолетние упорные усилия наших сотрудников с детьми имеющими недостатки развития по исправлению или компенсации последствий того или иного дефекта помимо своего непосредственного результата - реализацию нравственного идеала гуманизма, подлинно человеческого начала в человеке, который, в отличие от животных, не стремится к «выбраковыванию» из популяции менее удачливых, слабых особей, а стремится поднять их до общего уровня, каких бы усилий это ни требовало.

    Видеть красивого, умного, здорового ребёнка - желание каждого, кто находится с ним рядом, кого волнует его будущее. Движение - это врождённая потребность человека. Полное удовлетворение её особенно важно в раннем возрасте, когда формируются все основные системы и функции организма. Без движений ребёнок не может вырасти здоровым, ибо движение - это преграда любой болезни. Двигательный дефицит приводит к нарушениям сердечно - сосудистой, дыхательной, нервной системы, снижает силу и работоспособность скелетной мускулатуры, слабость которой непременно вызовет изменение осанки, искривления позвоночника, плоскостопия, задержку возрастного развития ловкости, быстроты, а также выносливости всего организма. Недостаток движения приводит к обменным нарушениям и избыточному отложению жира, как следствие всего - частые простуды, вялость, раздражительность.

    Движение - это и хороший воспитатель. Благодаря ему окружающий мир открывается малышу во всём своём удивительном многообразии.

    На первом году жизни интенсивно формируются двигательные навыки, закладываются основы психической деятельности. Ранняя диагностика и своевременное проведение лечебно-реабилитационных мероприятий уменьшает выраженность двигательных нарушений и снижает риск перехода их в ДЦП.

    В младенческом возрасте тонус сгибательный преобладает над тонусом разгибательным. Именно поэтому младенцы обычно лежат с согнутыми конечностями.

    Развитие активных и пассивных движений ребёнка может служить каждый момент ухода и общения с ним, поскольку в это время ребёнок испытывает чувство радости, которое обычно сопровождается усиленным движением рук и ног, соответственно усиливаются двигательные навыки. А если ребёнок радуется, то он не может выражать свои чувства молча, у него появляются звуки, позже возникает «комплекс оживления», это большой «+» в развитии ребёнка.

    Продолжительное время работая с такими крохами, применяя в их физическом и умственном развитии различные методики, мы остановились на инновационной кинестетической методике по стимулированию двигательных навыков у детей раннего возраста, которую разработали Френк Хэтч и Лени Майетта. Нас заинтересовала эта методика, так как она даёт положительную динамику в развитии тактильной чувствительности малыша, а через тактильные ощущения ребёнок начинает познавать для себя мир. И каким он предстанет перед ним – это зависит от нас.

    Изучив теорию мы начали применять «кинестетику» на практике. Учитывая малый возраст, ослабленный организм ребёнка, степень недоношенности его во время беременности, пришли к выводу, что этод метод как нельзя лучше подходит именно для таких детей. Важна правильная укладка ребёнка в постели с учётом двигательной патологии. Кинестетические приёмы помогают правильно формировать двигательные навыки (переворачиваться, садиться, вставать, ходить).

        На практике, в своей работе, мы используем это так:

        

        Внедрили новый метод мы - уход за малышом,

        А по научному его мы «кинестетикой» зовём.

        Как малыша с манежа взять,

        Как правильно его подать,

        И спать в кроватку положить,

        Особый метод надо применить.

        С манежа и с кроватки малыша берём мы так:

          • Перекатываем со спины на живот - это раз.

            Дотрагиваемся до манежа или кроватки его

            Ручками и ножками - это два.

            Поднимаем и к себе спинкой прижимаем - это три.

            Это просто - посмотри и примени.

        Передаём из рук в руки вот так: ( Фото 1.)

                                         Фото 1.

          • В начале на руки мы его берём,

            Затем ножками вперёд мы его подаём,

            Чтоб коснулся нашей он груди,

            Почувствовал опору впереди.

            Уж руки другие берут малыша,

            Вот передача и произошла!

    Маленький ребёнок не в состоянии совершать произвольные движения. Он совершенно беспомощен: не держит голову, производит беспорядочные движения руками и ногами, не в состоянии самостоятельно изменить положение своего тела. И это порой очень его беспокоит.

    Мы приходим на помощь своему воспитаннику.

          • Наука лечь в кроватку

            Вовсе не нужна,

            Здесь дело в позе малыша.

            Что б спать удобно было бы ему,

            Поможем в этом мы ему.

          • Сон на боку(Фото 2) удобен крикуну,

            За время сна туда-сюда переверни

            И валик сбоку подложи.