Метод плэйбэек-театра в работе с приемными детьми | Геронтиди Ирина Владимировна. Работа №235044
Автор: Геронтиди Ирина Владимировна
В статье описывается опыт работы с приемными детьми, испытывающими трудности в социальной адаптации, эффективность использования арт-технологий и метода плэйбэек-театра в формировании социальных навыков и коммуникативных навыков у подростков/, а также в гармонизации детско-родительских отношениях.
Метод плэйбэек-театра в работе с приемными детьми.
Педагог-психолог Геронтиди И.В.
Центральной задачей подросткового возраста является обретение чувства личностной идентичности. Его обретение несет с собой овладение проблемами детства и готовность лицом к лицу встретиться с проблемами взрослого мира - наступает время оборвать зависимость от родителей, формировать свои взгляды и начать совершать самостоятельные поступки.
Одним из центральных понятий в современной возрастной психологии является понятие "возрастной задачи", или "задачи возраста". Истоки этого понятия восходят к работам Э.Эриксона. Рассматривая фазы онтогенетического развития человека, Э.Эриксон указывал, что на каждой фазе развития индивид должен решить центральную задачу, которая становится доминирующей. Центральной задачей подросткового возраста (по Э.Эриксону охватывающего и возраст, который в отечественной классификации обозначается как юношеский) является обретение чувства личностной идентичности. Его обретение несет с собой овладение проблемами детства и готовность лицом к лицу встретиться с проблемами взрослого мира. Обретение личностной идентичности настолько важно, что индивид может предпочесть стать делинквентом - т.е. обрести негативную идентичность - чем остаться без идентичности.
Э.Эриксон определяет подростковый возраст как мораторий идентичности, социально авторизованную отсрочку взрослости. Для интеграции во взрослость необходимо время, и общество предоставляет индивиду это время. Молодые люди экспериментируют с паттернами идентичности.
Это происходит в каждой из следующих 7 областей, фактически представляющих собой конкретизацию различных аспектов основной возрастной задачи:
1. Временная перспектива против временной диффузии
2. Предвосхищение успеха против паралича трудовой деятельности
3. Интерес к крайностям, эксперименты с противоположностями - центр ролевого экспериментирования подростков со своим «Я»
4. Уверенность в себе против апатии
5. Половая идентичность против бисексуальной диффузности
6. Лидерская поляризация против диффузии власти
7. Идеологическая поляризация против диффузности идеалов
В подростковом возрасте прорабатываются эти семь областей и исследуются различные грани моратория. Если мораторий не удался, индивид либо слишком рано самоопределяется и включается во взрослое сообщество прежде, чем он к этому готов, или же испытывает чувство неудовлетворенности, считая, что он не удался как человек.
Индивид, указывает Э.Эриксон, сталкивается с кризисом, который заключается в том, чтобы сделать выбор, совместимый с ним самим и с возможностями общества. Все усилия подростка направлены на прояснение своей роли как члена общества. Подросток стремится к культурному образу взрослого.
Однако не все родители в состоянии понять переживания своих взрослеющих детей. Изменения в поведении детей-подростков такие родители пытаются подавить, используя агрессивное поведение, создавая тем самым психотравмирующие ситуации. Постоянная агрессия деформирует семью, ребенок теряет в ней чувство безопасности и защищенности (Ф. Дольто, Росс Кэмпбелл, Казанская В.Г., Асмолов А.Г.). К сожалению, многие родители не осознают свою ответственность в возникновении проблемы и не считают нужным менять семейные коммуникации. В своей книге «На стороне подростка» крупнейший детский психолог Франсуаза Дольто писала: «Пытаясь понять незащищенность, ранимость подростка представим себе раков и лангустов, меняющих панцирь: они прячутся в расщелины скал на время, необходимое для образования нового панциря, который сможет их защитить. Но если в этот момент, когда они так уязвимы, на них кто-то нападет и ранит их, рана эта сохранится навсегда и панцирь лишь скроет шрамы, но не залечит раны».
Подросткам, воспитывающимся в замещающих семьях, в силу травматичного жизненного опыта решить «возрастную задачу» подчас еще сложнее, чем их сверстникам, проживающим со своими кровными родителями, т.к. у них депревированы базовые потребности. (Пирамида потребностей А. Маслоу)
Однако, даже после принятия в замещающие семьи, к сожалению, очень часто у приемных детей остается неудовлетворенными потребности в принадлежности и любви, принятии. Эдвин Шнейдман (Edwin Shneidman,13.05.1918 - 15.05.2009) - ведущий американский суицидолог, основатель и руководитель ряда центров исследований и профилактики самоубийств в США и основатель Американской Ассоциации Суицидологии, отмечал, что обретение позитивной личностной идентичности невозможно без удовлетворения таких потребностей человека, как потребность в принадлежности, достижении, автономии, воспитании и понимании. Кроме того, Э. Шнейдман подчеркивал, что последствием фрустрации этих потребностей может быть возникновение психологического механизма - душевной боли, лежащего в основе суицидального поведения.
Очень часто приемные родители, оберегая ребенка от тяжелых воспоминаний, или опасаясь, что он повторит судьбу своих «непутевых» родителей скрывают от него его жизненную историю и существование кровных родственников, а в семьях с родственной опекой, очень часто на опекаемого ребенка переносится негативное отношение, испытываемое к его родителям. Таким образом, ребенок, переживая чувства и состояния, детерминированные ситуациями, произошедшими в его жизни, лишен возможности их осознанного выражения. Окружение ребенка (учителя, воспитатели, члены замещающей семьи и т.д.) как правило, не понимают мотивацию поведения ребенка, воспринимают его как «плохое» - зловредное и стараются его пресечь, очень часто при помощи наказаний. Людмила Петрановская - семейный психолог, специалист по семейному устройству, лауреат Премии президента РФ в области образования, в своей книге «Как ты себя ведешь? Или 10 шагов по изменению трудного поведения.» писала: «Ребенку, особенно ребенку с непростой судьбой, есть чем заняться в жизни, кроме как специально доводить взрослых. Ему надо наверстать упущенное, научиться справляться с тревогой и болью, приспособиться к новой жизни. И все, что он делает, плохое или хорошее, в конечном итоге направлено на это. Проблема в том, что его «арсенал», его набор технологий по достижению целей очень скуден, а сами технологии малоприятны для окружающих. Задача по изменению трудного поведения - это и есть задача по расширению «арсенала», обучению ребенка более сложным, но и более эффективным способам добиваться своего.» В основу технологии работы по изменению трудного поведения были положены арт-методы, один из них – метод Плейбек-театра (основатель Джонатан Фокс). Плэйбэк-театр – интерактивный театр, занимающий свое место между психологией, общественной жизнью и искусством. В основу технологии работы по решению подростковых проблем были положены арт-методы. Один из них Playback –театр – интерактивный театр, занимающий свое место между психологией, общественной жизнью и искусством. Плейбек-театр основан Джонатаном Фоксом и Джо Салас в начале 70-х гг. Впервые «Плейбек-Театр» был собран в единую организацию в 1975 году.
Метод Playback - театра направлен на проживание нового и важного для человека опыта, дает возможность подростку экспериментировать с различными социальными ролями в поисках собственной идентичности, избегая травматичных последствий. Это может быть новый опыт взаимодействия с другими людьми, а может быть новый опыт устройства своего внутреннего мира, т.е. взаимодействия с самим собой.
Здесь почитается и поддерживается уникальность каждой личности, что выстраивает и укрепляет нашу связь друг с другом как членов человеческого сообщества. Этот метод позволяет достигнуть:
- спонтанности и высвобождения творческой энергии;
-включенности – каждый индивидуум обладает своим местом в коллективе.
Собственное название психологического театра «Палитра» и одноименный логотип придумали подростки – участники проекта. Свой выбор ребята объяснили тем, что палитра отражает все множество чувств, эмоций и состояний, которые они переживают в своей жизни. А также палитра объединяет самих ребят во всем разнообразии их индивидуальностей.
«Задача Плэйбэк - театра несколько больше, чем послушать истории: это стремление придать форму и содержание рассказу, а также создать общность людей, где индивидуальная история становится частью коллективного постижения смысла бытия» (Джо Салас).
Цель программы «Психологический театр «Палитра»
Содействие становлению личности, способной к самостоятельным созидательным действиям, самосовершенствованию и адекватному самоутверждению в социуме.
Задачи психологического театра «Палитра»
Мотивационные задачи:
- создание у подростков содержательной, внутренней мотивации к работе над собой.
Развивающие задачи:
- развитие у подростков самосознания и способностей к самоисследованию для предупреждения или самокоррекции эмоциональных нарушений на основе внутренних и поведенческих изменений;
- развитие навыков контроля эмоциональной сферы и выбора оптимальных средств самореализации в процессе общения;
- достижение учащимися уровня эмпатии, позволяющего понять человека по невербальным проявлениям;
- содействие процессу личностного развития, достижению оптимального уровня жизнедеятельности и ощущения успеха.
Оздоровительные и коррекционные задачи:
- сохранение психического здоровья подростков;
- освоение навыков самоконтроля и саморегуляции;
- коррекция нарушений социального ролевого развития:
ролевой ригидности (неумение переходить из роли в роль),
ролевой аморфности (неумение принимать любую роль),
отсутствия ролевой креативности (неумение продуцировать новые образы, принятие патологических ролей).
В 2014г. проект «Психологический театр «Палитра» победил на всероссийском конкурсе проектов направленных на профилактику вторичного сиротства (учредитель: CAF Charities Aid Foundation при участии Amvay).
В течение 2014-2015гг. подростки неоднократно показывали перформанс «Playback-театра» перед сверстниками в «Отделении помощи детям в ТЖС» ГОБУСОН «Мурманский ЦСПСиД», а также перед взрослой аудиторией, в том числе педагогами. По собственной инициативе привлекали в группу новых участников. У всех подростков, принимавших участие в проекте, наблюдалась положительная динамика в социальной среде.
Созданные подростками анимационные фильмы приняли участие в международных конкурсах: анимационный фильм «К кому прилетает Ангел?» занял III место на международном конкурсе «Победита», а представленная на VIII Международном молодежном фестивале кино, фото и анимации «ТВОРИ-ГОРА» анимационная работа «Счастливым быть непросто» была отмечена памятным дипломом.
Положительные изменения в жизни участников проекта подтвердили эффективность использования арт-методов (анимации, драматизации и др.) для решения проблем подросткового возраста. С сентября 2015 года идеи, положенные в основу проекта реализуются в формате дополнительной общеобразовательной программы для подростков по развитию социального интеллекта «Психологический театр".
В феврале 2016 года участие подростков, обучающихся по программе «Психологический театр» в международном театральном фестивале - творческой лаборатории среди детских и молодежных любительских театральных коллективов «Грани 2016» было отмечено сертификатом за проведение театральной лаборатории – мастер-класса «Введение в «Playback».
Эффективность реализации программы «Психологический театр «Палитра»
период 2014-2018гг. (результаты диагностики теста Дж. Гилфорда и М. Салливена)
Социальный интеллект
Высокий уровень
Эмоциональная
стабильность
Высокий уровень
Гармонизация
детско-родительских
отношений
Высокий уровень
09.2014 04.2018
28% 80%
09.2014 04.2018
16% 73%
09.2014. 04.2018
22% 88%