Метод проекта в работе библиотеки ☼
Автор: Зайцева Светлана Алексеевна
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области
«Балаганский аграрно-технологический техникум»
Доклад
Педагогическая конференция в г. Саянске в 2014 г.
«Метод проектов в работе библиотек как способ развития творческого потенциала обучающихся»
Здравствуйте, уважаемые коллеги!
Меня зовут Зайцева Светлана Алексеевна.
Я представляю ГАПОУ ИО «Балаганский аграрно-технологический техникум» / до 2014 г. областное государственное автономное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище № 62 п. Балаганск/.
Слайд 1. Тема моего доклада «Метод проектов в работе библиотек как способ развития творческого потенциала обучающихся».
Поиск средств и способов развития познавательных и творческих способностей, повышения эффективности обучения и воспитания обучающихся является проблемой общей для общеобразовательных школ и профессиональных образовательных организаций.
В школах потенциальной возможностью решения проблемы развития творческих способностей учащихся являются внеклассные мероприятия. В профессиональных училищах коррективы в раскрытие и развитие творческого потенциала обучающихся вносит, безусловно, библиотека.
Надо отметить, что потенциал для развития творческих и иных способностей изначально есть у каждого, хотя и различен. Творческий потенциал личности составляют знания, умения, ее способности: креативность, воображение, чувство красоты, оригинальность мышления, склонность к ассоциациям и аналогиям; направленность характера. Набор способностей каждой личности уникален. И творчество в большей степени зависит от свойств личности, а не от среды. Вместе с тем, погрузить в творчество одного отдельно взятого индивида тоже бывает довольно сложно. Поэтому гораздо чаще встречаются личности, которые могут творить исключительно в коллективе.
Объединив поставленные задачи: развития творческого потенциала и раскрытие его в коллективном творчестве мы решили, что наша работа должна строиться на сотрудничестве педагогов и библиотекарей, посредством использования библиотечно-информационных ресурсов и современных образовательных технологий.
Мне хотелось бы поделиться личным опытом и, в некоторой степени, обобщить опыт моих коллег библиотекарей и педагогов в применении в библиотечной деятельности инновационного метода – метода проектов. Метод проектов описан в разных источниках: статьях, журналах, методической литературе, в Интернете.
Традиционно под проектом понимался «замысел, план» (по С.И. Ожегову), нацеленный на некое преобразование. В современном мире это понятие включает в себя и процесс реализации идеи. Проект, таким образом - это разработка и осуществление ряда мероприятий, ограниченных во времени и направленных на достижение определённого результата, изменение существующей ситуации. Причем всегда это творческая деятельность.
Как правило, проект ориентирован на самостоятельную деятельность - индивидуальную, парную или групповую. Поэтому его можно с успехом применять для развития творческого потенциала обучающихся в процессе обучения в профессиональном училище.
Слайд 2. Критерии успеха проектной деятельности:
- достижение конечного результата-продукта (газеты, буклеты, коллажи, календари, презентации, постановки и др.);
- практическое применение конечного результата проекта в образовательном процессе училища;
- распространение информации о проекте (на сайте училища, в СМИ);
- создание активной команды читателей-участников проекта, способной продолжить работу в будущем;
- получение удовлетворения от своей деятельности у участников проекта.
Слайд 3. Факторы, влияющие на результат проектной деятельности:
- четкость целей и согласованность задач, поставленных перед каждым членом проекта,
- обеспечение успешного руководства,
- ориентация на творческий потенциал каждого участника проекта,
- воспитание поддержки и взаимного доверия,
- развитие навыков общения.
Примеры: Использование данного метода в работе библиотеки училища позволило реализовать проект «Читать – модно!». Мы не преследовали цель создания такого творческого продукта как сборник стихов и рассказов (хотя это было бы здорово). Поскольку не многие готовы представить свои «вещи» на суд сверстников и взрослых. И все же отдельные высказывания, пусть не зрелые и где-то наивные - о библиотеке и пользе чтения обучающиеся включили в свои работы. Конечным продуктом проекта стали буклеты, коллажи, календари, презентации о значении чтения и повышении престижа читателя библиотеки в глазах училищного сообщества.
Как правило, многие библиотечные мероприятия, требующие предварительной подготовки, перерастают в библиотечные минипроекты. А это почти всегда творческие проекты. К примеру, заочная викторина, объявленная к 180 - летию со дня рождения русского ученого, химика Дмитрия Ивановича Менделеева, преобразилась в кроссворд, – как форму ответа одной из групп 1 курса, а стенгазетой к юбилею ученого стали ответы на вопросы викторины у группы 2 курса.
Даже достаточно кратковременный опыт участия в проектной деятельности позволяет утверждать, что метод проектов предоставляет библиотекарю и обучающимся несравненно большие возможности для раскрытия собственного творческого потенциала. А также для развития творческих способностей каждого участника задуманного проекта и способствует более тесному взаимодействию в цепочке «библиотекарь – обучающиеся – преподаватели».
Слайд 4. Примером такого опыта может быть проект «Музей панорам»
Слайд 5. Цель: раскрыть творческий потенциал участников проекта через коллективное творчество
Задачи:
- привлечение к творчеству на добровольной основе;
- объединение библиотечных ресурсов и ИКТ;
- расширение знаний обучающихся о войне 1812 года;
- содействие воспитанию патриотизма и гражданственности;
- популяризация и продвижение книги и чтения в среде училищного сообщества;
- формирование позитивного образа библиотеки как открытого учреждения.
Слайд 6. Характеристика проекта:
Тип проекта:
- Творческий, ролевой - по доминирующей деятельности учащихся;
- Монопроект - по комплексности и характеру контактов;
- Краткосрочный - по продолжительности;
- Внутриучилищный - по характеру контактов между участниками;
- Групповой - по количеству участников проекта.
Слайд 7. Этапы проекта:
- Выбор участников (все группы 1 курса)
- Информирование (общеучилищная линейка, информационные листы)
- Постановка задач (подробное объяснение на старостате, принятие решений)
- Работа в микрогруппах под руководством библиотекаря, руководителей групп (работа в сети Интернет, подготовка реквизита)
- Работа в макрогруппах под руководством руководителей группы, библиотекаря, руководителя театрального кружка ЦДК (репетиции, постановочные действия)
- Продукт совместной деятельности - защита проекта (смотр панорамных постановок)
- Оформление материала (подборка фото, видео, информационного материала)
- Представление продукта совместной деятельности (летопись, презентация, сайт училища, СМИ).
Слайды 8-14. показ с интервалом в 1 секунду.
Слайд 15. защита проектов и далее по ходу рассказа.
Слайд 26. Преимущества групповых проектов:
1. У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества, взаимоуважения, взаимопонимания.
2. Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.
3. Каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и наоборот, каждый обучающийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы.
4. В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.
Слайд 27. Рекомендации:
- «Успех проекта – вклад каждого участника!»;
- практическая направленность проектной деятельности для каждого участника проекта;
- методическое и материально-техническое обеспечение проекта;
- психолого-педагогическое сопровождение проекта;
- соизмеримость уровня сложности проекта со способностями обучающихся, участвующих в проекте;
- добровольность участия обучающихся в разработке проекта;
- самостоятельность (индивидуальная, парная, групповая) и диалогичность деятельности обучающихся;.
- публичное представление продуктов проекта.
Слайд 28. Таким образом, метод проектов позволяет:
- приобретать опыт исследовательской деятельности;
- формировать интеллектуальные, информационные, коммуникативные навыки (компетенции);
- развивать креативность мышления, ответственность, самостоятельность, любознательность и другие черты характера;
- развивать социальные навыки в процессе групповых взаимодействий;
- раскрывать и развивать творческий потенциал личности;
- стимулировать стремление к активному участию в образовательном процессе;
- способствовать формированию активной жизненной позиции.
Слайд 29. Список литературы
1. Библиотечные программы и проекты [Текст] //Библиотечное дело: XXI век.– 2008.– №2(16).– С. 252-269
2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991.
3. Жадько, Н.В. Проектное развитие библиотек [Текст] /Н.В. Жадько.– М.: Елена, 2000.
4. Качанова, Е.Ю. Инновации в библиотеках [Текст] /Е.Ю.Качанова.– Сп-б.: Профессия, 2003.
5. Мухина, Т. Готовим проектную заявку [Текст]: заявка для начинающих /Т. Мухина.– //Библиотека в школе.– 2010.– №10.– С.23-28
6. Немов, Р.С. Психология. Кн.1.[Текст] / Р.С. Немов. - М.: Просвещение, 2005.
7. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко.- М.: Народное образование, 1998.
8. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст] / И.С. Сергеев. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2007.
Слайд 30. Спасибо за внимание!
ВАШИ ВОПРОСЫ!
Сопроводительную презентацию можно скачать по электронному адресу: svetlana.zay2011@yandex.ru