Метод проекта в работе библиотеки

Автор: Зайцева Светлана Алексеевна

Метод проекта в работе библиотекиГосударственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Иркутской области

«Балаганский аграрно-технологический техникум»

 

 

Доклад

Педагогическая конференция в г. Саянске в 2014 г.

«Метод проектов в работе библиотек как способ развития творческого потенциала обучающихся»

Здравствуйте, уважаемые коллеги!

 

Меня зовут Зайцева Светлана Алексеевна.

Я представляю ГАПОУ ИО «Балаганский аграрно-технологический техникум» / до 2014 г. областное государственное автономное образовательное учреждение начального профессионального образования профессиональное училище № 62 п. Балаганск/.

Слайд 1. Тема моего доклада «Метод проектов в работе библиотек как способ развития творческого потенциала обучающихся».

Поиск средств и способов развития познавательных и творческих способностей, повышения эффективности обучения и воспитания обучающихся является проблемой общей для общеобразовательных школ и профессиональных образовательных организаций.

В школах потенциальной возможностью решения проблемы развития творческих способностей учащихся являются внеклассные мероприятия. В профессиональных училищах коррективы в раскрытие и развитие творческого потенциала обучающихся вносит, безусловно, библиотека.

Надо отметить, что потенциал для развития творческих и иных способностей изначально есть у каждого, хотя и различен. Творческий потенциал личности составляют знания, умения, ее способности: креативность, воображение, чувство красоты, оригинальность мышления, склонность к ассоциациям и аналогиям; направленность характера. Набор способностей каждой личности уникален. И творчество в большей степени зависит от свойств личности, а не от среды. Вместе с тем, погрузить в творчество одного отдельно взятого индивида тоже бывает довольно сложно. Поэтому гораздо чаще встречаются личности, которые могут творить исключительно в коллективе.

Объединив поставленные задачи: развития творческого потенциала и раскрытие его в коллективном творчестве мы решили, что наша работа должна строиться на сотрудничестве педагогов и библиотекарей, посредством использования библиотечно-информационных ресурсов и современных образовательных технологий.

Мне хотелось бы поделиться личным опытом и,  в некоторой степени, обобщить опыт моих коллег библиотекарей и педагогов в применении в библиотечной деятельности инновационного метода – метода проектов. Метод проектов описан в разных источниках: статьях, журналах, методической литературе, в Интернете.

Традиционно под проектом понимался «замысел, план» (по С.И. Ожегову), нацеленный на некое преобразование. В современном мире это понятие включает в себя и процесс реализации идеи. Проект, таким образом - это разработка и осуществление ряда мероприятий, ограниченных во времени и направленных на достижение определённого результата, изменение существующей ситуации. Причем всегда это творческая деятельность.

Как правило, проект ориентирован на самостоятельную деятельность - индивидуальную, парную или групповую. Поэтому его можно с успехом применять для развития творческого потенциала обучающихся  в процессе обучения в профессиональном училище.

Слайд 2. Критерии успеха проектной деятельности:

- достижение конечного результата-продукта (газеты, буклеты, коллажи, календари, презентации, постановки и др.);

- практическое применение конечного результата проекта в образовательном процессе училища;

- распространение информации о проекте (на сайте училища, в СМИ);

- создание активной команды читателей-участников проекта, способной продолжить работу в будущем;

- получение удовлетворения от своей деятельности у участников проекта.

Слайд 3. Факторы, влияющие на результат проектной деятельности:

- четкость целей и согласованность задач, поставленных перед каждым членом проекта,

- обеспечение успешного руководства,

- ориентация на творческий потенциал каждого участника проекта,

- воспитание поддержки и взаимного доверия,

- развитие навыков общения.

Примеры: Использование данного метода в работе библиотеки училища позволило реализовать проект «Читать – модно!». Мы не преследовали цель создания такого творческого продукта как сборник стихов и рассказов (хотя это было бы здорово). Поскольку не многие готовы представить свои «вещи» на суд сверстников и взрослых. И все же отдельные высказывания, пусть не зрелые и где-то наивные - о библиотеке и пользе чтения обучающиеся включили в свои работы. Конечным продуктом проекта стали буклеты, коллажи, календари, презентации о значении чтения и повышении престижа читателя библиотеки в глазах училищного сообщества.

Как правило, многие библиотечные мероприятия, требующие предварительной подготовки, перерастают в библиотечные минипроекты. А это почти всегда творческие проекты. К примеру, заочная викторина, объявленная к 180 - летию со дня рождения русского ученого, химика Дмитрия Ивановича Менделеева,  преобразилась в кроссворд, – как форму ответа одной из групп 1 курса, а стенгазетой к юбилею ученого стали ответы на вопросы викторины у группы 2 курса.

Даже достаточно кратковременный опыт участия в проектной деятельности  позволяет утверждать, что метод проектов предоставляет библиотекарю и обучающимся несравненно большие возможности для раскрытия собственного творческого потенциала. А также для развития творческих способностей  каждого участника задуманного проекта и способствует более тесному взаимодействию в цепочке «библиотекарь – обучающиеся – преподаватели».

Слайд 4. Примером такого опыта может быть проект «Музей панорам»

Слайд 5. Цель: раскрыть творческий потенциал участников проекта через коллективное творчество

Задачи:

- привлечение к творчеству на добровольной основе;

- объединение библиотечных ресурсов и ИКТ;

- расширение знаний обучающихся о войне 1812 года;

- содействие воспитанию патриотизма и гражданственности;

- популяризация и продвижение книги и чтения в среде училищного сообщества;

- формирование позитивного образа библиотеки как открытого учреждения.

Слайд 6. Характеристика проекта:

Тип проекта:

- Творческий, ролевой - по доминирующей деятельности учащихся;

- Монопроект - по комплексности и характеру контактов;

- Краткосрочный - по продолжительности;

- Внутриучилищный - по характеру контактов между участниками;

- Групповой  - по количеству участников проекта.

Слайд 7. Этапы проекта:

- Выбор участников (все группы 1 курса)

- Информирование (общеучилищная линейка, информационные листы)

- Постановка  задач (подробное объяснение на старостате, принятие решений)

- Работа в микрогруппах под руководством библиотекаря, руководителей групп (работа в сети Интернет, подготовка реквизита)

- Работа в макрогруппах под руководством руководителей группы, библиотекаря, руководителя театрального кружка ЦДК (репетиции, постановочные действия)

- Продукт совместной деятельности - защита проекта (смотр панорамных постановок)

- Оформление материала (подборка фото, видео, информационного материала)

- Представление продукта совместной деятельности (летопись, презентация, сайт училища, СМИ).

Слайды 8-14. показ с интервалом в 1 секунду.

Слайд 15. защита проектов и далее по ходу рассказа.

Слайд 26. Преимущества групповых проектов:

1. У участников проектной группы формируются навыки сотрудничества, взаимоуважения, взаимопонимания.

2. Проект может быть выполнен наиболее глубоко и разносторонне.

3. Каждый этап работы над проектом, как правило, имеет своего ситуативного лидера, и наоборот, каждый обучающийся, в зависимости от своих сильных сторон, наиболее активно включен в определенный этап работы.

4. В рамках проектной группы могут быть образованы подгруппы, предлагающие различные пути решения проблемы, идеи, гипотезы, точки зрения; этот соревновательный элемент, как правило, повышает мотивацию участников и положительно влияет на качество выполнения проекта.

Слайд 27. Рекомендации:

- «Успех проекта – вклад каждого участника!»;

- практическая направленность проектной деятельности для каждого участника проекта;

- методическое и материально-техническое обеспечение проекта;

- психолого-педагогическое сопровождение проекта;

- соизмеримость уровня сложности проекта со способностями обучающихся, участвующих в проекте;

- добровольность участия обучающихся в разработке проекта;

- самостоятельность (индивидуальная, парная, групповая) и диалогичность деятельности обучающихся;.

- публичное представление продуктов проекта.

Слайд 28. Таким образом, метод проектов позволяет:

- приобретать опыт исследовательской деятельности;

- формировать интеллектуальные, информационные, коммуникативные навыки (компетенции);

- развивать креативность мышления, ответственность, самостоятельность, любознательность и другие черты характера;

- развивать социальные навыки в процессе групповых взаимодействий;

-  раскрывать и развивать творческий потенциал личности;

- стимулировать стремление к активному участию в образовательном процессе;

- способствовать формированию активной жизненной позиции.

Слайд 29. Список литературы

1. Библиотечные программы и проекты [Текст] //Библиотечное дело: XXI век.– 2008.– №2(16).– С. 252-269

2. Выготский, Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте [Текст] / Л.С. Выготский. – М.: Просвещение, 1991.

3. Жадько, Н.В. Проектное развитие библиотек [Текст] /Н.В. Жадько.– М.: Елена, 2000.

4. Качанова, Е.Ю. Инновации в библиотеках [Текст] /Е.Ю.Качанова.– Сп-б.: Профессия, 2003.

5. Мухина, Т. Готовим проектную заявку [Текст]: заявка для начинающих /Т. Мухина.– //Библиотека в школе.– 2010.– №10.– С.23-28

6. Немов, Р.С. Психология. Кн.1.[Текст] / Р.С. Немов. -  М.: Просвещение, 2005.

7. Селевко, Г.К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие / Г.К. Селевко.- М.: Народное образование, 1998.

8. Сергеев, И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся [Текст] / И.С. Сергеев. – 4-е изд., испр. и доп. – М.: АРКТИ, 2007.

Слайд 30. Спасибо за внимание!

ВАШИ ВОПРОСЫ!

Сопроводительную презентацию можно скачать по электронному адресу: svetlana.zay2011@yandex.ru

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x