Метод проектов как средство активизации учебно-познавательной деятельности учащихся.

Автор: Гизатуина Начия Аминовна

В настоящее время все чаще приходится говорить о том, что традиционный подход к обучению не оправдывает себя, что учащиеся способны в основном только к воспроизведению знаний, переданных им учителем, а реализовать их в практической жизни они затрудняются. Система образования должна подготовить людей, приспособленных к жизни в условиях информатизации и развития новых технологий. Информация уже становится основой, и поэтому для человека одним из самых важных умений будет умение найти её, переработать и использовать в определенных целях.

Именно в начальной школе начинает формироваться личность ученика, его мировоззрение, желание учиться.

Данная педагогическая технология, не заменяет традиционную систему, а органично дополняет и расширяет ее. Для выполнения каждого нового проекта необходимо решить несколько интересных, полезных и связанных с реальной жизнью задач. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения школьники учатся самостоятельно приобретать знания, получают опыт познавательной и учебной деятельности.

     Использование проекта позволяет расширить профессиональный инструментарий современного учителя продуктивным методом обучения. Именно поэтому обращение к интерактивной методике, в рамках которой можно рассматривать и метод проектов, представляется сегодня достаточно современным.

Учеными разработана методика по организации и проведению научно-исследовательской работы учащихся, которая рекомендуется для широкого использования, где работа начинается с обсуждения алгоритма проектирования.

Алгоритм проектирования

·  выбор темы проекта;

·  актуальность проекта, постановка цели, задач;

·  анализ исходной системы, выявление проблем, противоречия;

·  формирование гипотезы;

·  планирование и разработка исследовательских действий;

·  сбор данных (накопление фактов, наблюдений, доказательств), их анализ и синтез;

·  подготовка и написание работы;

·  оценка проекта экспертами (практическая проверка);

·  последействие – устранение недостатков в проекте, оформление.

·  выступление, защита проекта.

     Важно адаптировать данный алгоритм к возрастным особенностям учащихся начальной школы и к конкретному классу, так как использование этого метода здесь имеет свою специфику – это время обучения детей основам проектирования. Здесь все этапы подготовки и планирования учащиеся осуществляют совместно с учителем.

Ребята могут вести  «Дневники» или «Карты», куда записывают маршрут реализации этапов проекта. Им сообщается, что придется сделать несколько важных дел – «шагов».

Итак, мы выделяем следующие – этапы:

1.                    На первом этапе учитель с детьми формулирует тему.

2.                    Целеполагание. Цель работы должна быть конкретной, четко сформулированной, доступной для конкретного исследования и вытекает из предложенной темы, а задачи соответствуют сформулированной цели. Далее выбирается объект исследования.

3.                    Разработка проекта. Вырабатывается план деятельности. Детям предстоит определить основные шаги по достижению намеченной цели, подумать, к кому обратиться за помощью, советом, какие книги предстоит прочесть, какие предметы, принадлежности пригодятся при выполнении проекта, с какими предметами предстоит научиться обращаться и т. д. Все это ребята описывают в своих дневниках. Здесь же совместно с учителем определяются формы представления отчета, определяется состав групп, распределяются обязанности между её членами, планируется ход дальнейшей реализации проекта. Последующая работа выполняется ребятами самостоятельно, но обязательно под руководством учителя. Так же формулируем гипотезу, иными словами, определяем предполагаемый результат.

4.                    Выполнение проекта (конкретное практическое дело либо ряд практических шагов к намеченной цели).

5.                    Подведение итогов или презентация работы.

Ребята оформляют свои работы в классе, дома и им помогают родители. Отчет о проделанной работе представляется на уроке или внеклассном мероприятии по предмету.

Прежде всего, представляются результаты исследования.

Результаты выполненных проектов должны быть "осязаемыми", т.е., если это теоретическая проблема, то конкретное ее решение, если практическая - конкретный результат, готовый к использованию на уроке,  во внеклассной работе, дома и прочие. Необходимо, чтобы этот результат можно было увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Результатом проекта может быть атлас,  видеофильм, диафильм,  газета, журнал, коллекция, гербарий,  костюм, макет,  модель, наглядные пособия,  плакат. публикация, справочник, словарь,  экологическая программа, книга, сборник  стихов, сказок, викторина, панно, поделка, праздник,  представление,  план, реферат, серия иллюстраций, стенгазета, сценарий праздника, экскурсия,  путешествие, реклама, инсценировка, спектакль, соревнования,  телепередача. научная конференция,  ролевая,  деловая, спортивная, интеллектуально-  творческая игра.

Метод проектов в начальной школе требует интеграции знаний учеников в различных предметных областях: это и русский язык, и математика, и информатика, и окружающий мир, т. д.

     Проектные работы требуют предварительной подготовки, поэтому задание определяется заранее (обычно за 1-2 недели до запланированного урока).

Итак, проектная деятельность в начальной школе имеет ряд особенностей:

1. Тематика проектов тесно связана с разделами учебной программы.

2. Выбор темы проекта предоставляется учителю.

3. Цель должна быть конкретной и реально достигаемой каждым учащимся.

4. Ограниченный объем выполняемой работы в рамках каждого этапа.

5. Выполнение каждого этапа проекта происходит под четким руководством учителя.

6. Временные рамки выполнения проекта строго ограничены.

Использование проектной технологии позволяет добиться достаточно высокого уровня качества знаний по предметам. Это во многом объясняется тем, что при использовании проектной технологии активизируются такие психические процессы как внимание, память, логическое мышление, способствует развитию коммуникативной культуры учащихся.

Проектная деятельность позволяет расширить цели и задачи уроков, изменить их форму. Уроки-проекты дают возможность снять перегрузки с младших школьников. Интересная работа, какой является проектная деятельность, не вызывает напряжения и спада мыслительных процессов детей, а значит проекты можно отнести к  здоровьесберегающим технологиям.

Итогом использования проектной технологии является превращение учеников в активных, творческих субъектов учебной деятельности.


Литература.

1.Бритвина Л.Ю. Метод творческих проектов на уроках технологии. // Нач.школа. – 2005. - №6.

2.Бычков А.В. Метод проектов в современной школе. – М., 2000.

3.Джужук И.И. Метод проектов в контексте личностно-ориентированного образования. Материалы к дидактическому исследованию. – Ростов н/Д.,2005.

4.Землянская Е.Н. Учебные проекты младших школьников. // Нач.школа. – 2005. - №9.

5.Иванова Н.В. Возможности и специфика применения проектного метода в начальной школе. // Нач.школа. – 2004. - №2.

6.Новикова Т. Проектные технологии на уроках и во внеурочной деятельности. // Нар.образование. – 2000. - №7.

7.Пахомова Н.Ю. Метод учебного проекта в образовательном учреждении. –  М., 2005.

8. Пахомова Н.Ю. Учебный проект: его возможности. //Учитель. – 2000.,№4.

9. Постникова Е. Метод проектов как один из путей повышения компетенции школьника. //Сельская школа. – 2004. - №2.

10.Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. – М., 2005.

 

 

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x