МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «125 лет со дня рождения великого педагога, писателя А.С. Макаренко»

Автор: Камкова Татьяна Сергеевна

 Внеклассное мероприятие посвящено «125-летию со дня рождения великого педагога, писателя  А.С. Макаренко».

Цели:

1. Познакомить учащихся с жизнью и деятельностью великого русского педагога, писателя - А.С. Макаренко.                                                                 2. Развивать у воспитанниц потребность в высоких нравственных качествах на примере выдающихся личностей.                                                                                 3. Воспитать уважение учащихся к профессии учителя.
4. Вырабатывать умения правильно построить взаимоотношения в коллективе.
5.
Расширить и углубить знания воспитанниц о жизнедеятельности А.С. Макаренко.

Задачи темы:

1. Расширить знания воспитанниц о жизнедеятельности А.С. Макаренко
2. Воспитывать
уважение учащихся к профессии учителя.
3. Сформировать у учащихся ценностное отношение к семье, способствовать формированию умения строить свои взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.

Основные понятия: личность, семья, счастье, нравственность, воспитание, обучение и производственный труд, педагогическое наследие

Подготовительная работа:

1.Обсуждение темы и формы мероприятия.
2. Выучить стихи
3. Формирование групп, определение заданий.
4. Выявление лидеров групп (ответственных). Помощь классного руководителя.
5.Подбор и отбор материала по теме.
6. Обсуждение хода мероприятия с лидерами.
7. Подготовка участников.

Место проведения: учебная аудитория.

Прогнозируемые результаты:

• расширение знаний воспитанниц о жизнедеятельности А.С. Макаренко;
• формирование у учащихся ценностного отношение к семье;
• овладение методами самовоспитания, самоконтроля;
• воспитание
уважение учащихся к профессии учителя, проявление уважительного отношения к страшим;

Предварительная подготовка

В ходе подготовки к проведению мероприятия необходимо составить список высказываний педагогов, писателей, о воспитании, о личности, о семье и ее месте в жизни каждого человека. Воспитатель делает собственную подборку материала. Оформление кабинета. 

Ход занятия

                                          «Научить человека быть счастливым нельзя,
                                        а воспитать его так, чтобы он был счастливым – можно».
                                                                                                           А.С. Макаренко

I. Актуализация темы

Классный руководитель. Добрый день, воспитанницы! Сегодня мы встретились, чтобы поговорить о великом писателе, о педагоге-новаторе - А. С. Макаренко.

13 марта исполняется 125 лет со дня рождения великого педагога, писателя и новатора А. С. Макаренко. А.С. Макаренко оставил свое педагогическое наследие, которое ориентировано на будущее – «педагогику завтрашнего дня». Педагогика завтрашнего дня А.С. Макаренко была деятельностной, результаты его системы работы с беспризорными детьми в коммуне имени Ф.Э. Дзержинского, где не было «ни одного процента брака», – возвращение стране достойных граждан. Особенно актуально в настоящее время проанализировать ценностные основания его педагогики в связи с новой волной социального сиротства, появлением беспризорности, отказом общества от своих духовных и нравственных идеалов, официальной идеологии. А. С. Макаренко считал, что четкое знание педагогом целей воспитания — самое непременное условие успешной педагогической деятельности.

Воспитанница 1. Проблема воспитания и развития личности стоит на первом месте среди проблем богатого теоретического наследия педагога-новатора.  Макаренко разработал концепцию, суть которой – в лаконичной формуле: «Человек не воспитывается по частям». Его идеал – гармония личности и коллектива. Человек становится личностью в семье, в коллективе, в единении со своим народом. А. С. Макаренко разрешил для себя и для нас эту философскую, а правильнее сказать, общечеловеческую проблему: воспитать человека – значит «воспитать у него перспективные пути, по которым располагается его завтрашняя радость».

        Макаренко одним из первых поставил в полном объеме вопрос о мастерстве в педагогике, он оставил оптимистический завет молодым педагогам, утверждая, что мастерство – это то, чему можно научиться, и что каждый педагог может стать большим мастером.

II. Основная часть

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА  «125 лет со дня рождения великого педагога, писателя А.С. Макаренко» 

Воспитанница 2. Антон Семенович Макаренко родился 13 марта 1888 года в Белополье (Сумский уезд Харьковской губернии). Работал учителем, был заведующим железнодорожным и городским училищами. Широкую известность педагог приобрел в начале 1920-х годов, когда предложил решение проблемы резко возросшего из-за гражданской войны числа беспризорников. С 1920 года А.С. Макаренко руководил трудовой колонией имени М. Горького для несовершеннолетних правонарушителей (до 1926 года она находилась под Полтавой, с 1926 года - переведена в Куряж возле Харькова). В 1927 году он организовал и возглавил детскую трудовую коммуну им. Ф.Э. Дзержинского, где проработал до 1935 года, в 1936 году руководил колонией имени М. Горького под Киевом.

Воспитанница 1. В 1937 году Макаренко переехал в Москву, где занимался литературной работой. В условиях хозяйственной разрухи он разработал и осуществил систему воспитания "трудных" детей, совместив в своей педагогической методике теорию воспитательного коллектива и практику трудового воспитания. Успех "системы Макаренко" в значительной мере оказался связан с личностью самого Макаренко, и после его смерти ничего подобного добиться никому не удалось. Деятельность колонии имени М. Горького отражена в прозе А. С. Макаренко: "Педагогическая поэма" (1935) и "Флаги на башнях" (1938). Книги увидели свет с минимальными правками благодаря личному участию М. Горького. Воспитанию в семье посвящена "Книга для родителей".

Воспитанница 2. Макаренко Антон Семёнович – великий русский педагог и писатель. Отказавшись от спокойной семейной жизни и от научной деятельности, он посвятил себя воспитанию детей. Время, в которое он жил и работал, было очень непростым для нашей страны: голод, нищета, детская беспризорность. Его воспитанниками были подростки со сложными судьбами: сироты, бездомные, малолетние правонарушители.

Макаренко верил, что правильное воспитание - это определяющее условие для формирования достойного человека.

Воспитанница 3. Успехи педагога были основаны на использовании огромного воспитательного потенциала коллектива, сочетании школьного обучения с производительным трудом, соединении доверия и требовательности. Ко всем своим воспитанникам, имевшим зачастую агрессивный характер, Антон Семёнович относился с уважением, пониманием и любовью. Он создавал колонии для «трудных» детей и подростков, ставил их на правильный путь и искренне верил в то, что доброта и любовь помогут этим несчастным детям вырасти настоящими людьми.

Классный руководитель. Антон Семёнович Макаренко работал с коллективом единомышленников, с учителями, которые отдавали всю свою любовь детям. В одном из своих рассказов Антон Семёнович Макаренко описывает преподавателя словесности, который работал в колонии с «трудными» детьми. (Чтение учителем, рассказа «Преподаватель словесности»)

«ПРЕПОДАВАТЕЛЬ СЛОВЕСНОСТИ» А.С.МАКАРЕНКО

… Мефодий Васильевич Нестеров - наш преподаватель словесности.

Был это преклонных лет человек, блестел лысиной и серебром в бороде, и борода у него была спутанная, милая, стариковская. Но отличался он от всех преподавателей удивительным выражением достоинства и человеческой простоты, и мы любили в нем это выражение и прощали старику и строгий взгляд поверх очков и суровость требований.

Доходили до нас слухи о тяжелой и неудачной его карьере, об одиноком его учительском демократизме, но сам он никогда о себе не говорил. Мы в то время еще не вполне ясно различали за его фигурой великие тени революции…

Старик читал всегда стоя за кафедрой, предпочитал простую, точную речь, в которой редко встречалось открытое горячее слово. Но зато в его мимике было столько эмоций и правды, столько ума, то восхищенного, то осуждающего, то сомневающегося, столько сдерживаемой силы души, что мы неспособны были оторваться от его лица. Читая нам, он сам жил горячо и глубоко, хотя и не хотел показывать нам эту свою настоящую человеческую жизнь. Не хотел почему-то показывать и сдерживался, может быть, еще и потому, что уже сорок лет читал он литературу юношам, и уже неловко было ему волноваться перед ними.

Но все-таки мы два раза видели, как он плакал во время лекции. Первый раз это было, когда он говорил о «Песне про купца Калашникова», но тогда он плакал скромно и старался показать, будто у него глаз засорился. А передавая «Слово о полку Игореве», он плакал свободно и доверчиво, и мы одновременно преклонились и перед его стариковской слезой, и перед силой «Слова». Он умел так рассказывать о нем, что его слезы глубоко волновали нас.

Начинал говорить о «Слове» Мефодий Васильевич неожиданными словами:

- Мы с вами уважаем гражданскую литературу, такую литературу, когда к нам обращается не только поэт, но и гражданин, когда он зовет нас, волнует, побуждает к действию... Представьте себе, такой поэт, великий поэт, страстный, настойчивый, жил в XII в. и оставил нам свой горячий призыв, призыв гражданина! Юноши, если кто-нибудь, когда-нибудь перед вами начнет поносить гражданскую поэзию, напомните ему «Слово о полку Игореве». Впрочем, давайте читать!

Он поправлял очки, подносил книгу к близоруким глазам и, уже волнуясь, приступал к чтению. Читал он просто, но он умел незаметно вложить в каждое слово столько чувства, такую убежденность, что древнее слово неожиданно хватало за сердце.

«…А мои ведь куряне опытные витязи: под трубами повиты, под шлемами укачаны, концом копья вскормлены; дороги им известны, овраги им знакомы; луки у них натянуты, колчаны открыты, сабли отточены...»

Мефодий Васильевич опускал книжку, смотрел на нас строго поверх очков и говорил глухо, сберегая старые силы:

- Видите, были люди, доблестные люди, сильные, воспитанные для борьбы... Юноши, эти люди были мужественны, и они знали, что за ними стоит русская земля. Знали, семь веков назад знали, знали, может быть, не хуже, чем мы с вами. Смотрите, как они умирали.

Он читал дальше: «С утра до вечера, с вечера до рассвета летят стрелы каленые, гремят сабли о шлемы, трещат копья харалужные... На третий день к полудню пали стяги Игоревы!» Читая это, старик уже плакал, плакал странно: в его голосе не было слышно слез, они сбегали из-под очков и терялись в спутанной седой бороде. Он снова опускал книгу, снова смотрел на нас, и мы не могли оторваться от его лица. Он спрашивал у нас сурово, как будто и мы виноваты в чем-то:

- Отчего? Отчего погибли эти доблестные сильные люди, любящие свою русскую землю?

Так же сурово, с неотразимым осуждением, он читал дальше:

«...ибо говорил брату: «Это мое и то мое же». «Не победоносным ли брежием себе волости вы расхитили? К чему ваши золотые шлемы и копья польские и щиты?!»

Старик уставал от горя и сдержанности, он опускал голову и говорил тихо:

- Юноши! Много страдания у этого поэта. Это было трудно видеть, как погибает русская земля, как погибают доблестные люди от эгоизма, от жадности, от разделения: «Это мое и то мое же». Так погибала красивая, богатая, мужественная Русь. Может быть, и сам поэт погиб где-нибудь в Половецких степях.

Он отдыхал снова, потом говорил сухо и спокойно последние слова:

- Видите: более семисот лет тому назад так сильно, с убеждением, с чувством поэты призывали русских людей к единодушию, к защите Родины. А против них стояли не только половцы, стояли и свои хищники, грабители, насильники - Гориславичи и другие. Видите? Ну вот. Вы все поняли? Вы поняли, как это было?

Мы отвечали ему, преодолевая волнение:

- Поняли, Мефодий Васильевич! Спасибо вам!

Тогда он улыбался просто, по-домашнему:

- Ну и хорошо! Я так и думал, что вы поймёте, юноши!

Классный руководитель. Вам понравился рассказ «Преподаватель словесности»?

• Как вы думаете, какие ученики сидели в классе?

• Интересно ли им было слушать своего учителя?

• Относились ли они с уважением к своему учителю?

• Можете ли вы поверить в то, что за партами в классе находились малолетние правонарушители и «трудные» дети?

• Как преподаватель вёл урок? Какие мысли и чувства вкладывал он в свои слова?

• Как ребята себя вели? Как они слушали? Почему?

• Какие человеческие качества ценили ученики в своём преподавателе?

(Учитель и учащиеся обсуждают рассказ, обращая внимание на выделенные словосочетания и предложения. Человеческие качества, которые ребята отмечают в  Мефодии Васильевиче, можно записать на доске или показать на слайде).

Классный руководитель.  А вы помните своих первых учителей? (Предполагаемые ответы воспитанниц)

Воспитанница 3 читает стихотворение А. Дементьева «Не смейте забывать учителей!

Не смейте забывать учителей.

Они о нас тревожатся и помнят,

И в тишине задумавшихся комнат

Ждут наших возвращений и вестей.

Им не хватает этих встреч нечастых,

И, сколько бы ни миновало лет,

Слагается учительское счастье

Из наших ученических побед!

А мы порой так равнодушны к ним,

Под Новый год не шлем им поздравлений.

И в суете, и попросту из лени,

Не пишем, не заходим, не звоним!

Не смейте забывать учителей!

Ведь лучшее все в нас от их усилий,

Учителями славится Россия!

Ученики приносят славу ей!

Не смейте забывать учителей!

Классный руководитель. Какие качества учителя остаются на все времена? (Предполагаемые варианты ответов: «Доброта, любовь, понимание, честность, требовательность, справедливость» и т.д.)

Классный руководитель. А какими будут учителя через 20 – 30 лет?

(Учитель раздаёт учащимся на парты карточки, которые ребята должны заполнить. Например, продолжи фразу: «Я думаю, через 20 лет учитель будет …»)  Чтение нескольких вариантов ответов воспитанниц.

 Заключение.  Классный руководитель. Есть люди счастливой судьбы. Счастливой,  не в том смысле, что жизнь щедро рассыпала перед ними свои дары — бери и пользуйся. Напротив. Путь этих людей кремнист и труден. Все новые и новые преграды возникают впереди, но идут вперед эти люди. Идут потому, что не могут не идти. Это их путь. Единственный. Другого пути для них нет. Преодолевая одни препятствия, они обретают силы для борьбы со следующими ради конечной высокой цели, которая владеет всеми их помыслами. В этом их счастье. Счастье трудного пути. Счастье творческого дерзания. Самое высокое на земле счастье — жить с людьми и для людей.

Таким был и Антон Семенович Макаренко, человек широкой души, блестящий педагог-практик и теоретик, поднявший науку о воспитании на новую ступень, наконец, талантливый писатель. Замечательные книги Макаренко еще долгие годы будут нашими помощниками и друзьями, нашими мудрыми советчиками. Они учат нас самому главному — человечности.

Спасибо всем за участие в нашем мероприятии. Всего вам доброго!

 

 

 

 

 

 

Используемая литература

1.     Костелянц Б. А.  С. Макаренко. — М., Гослитиздат, 1954;

2.     Макаренко А. С. Педагогические сочинения в 8-ми томах. — М.: Педагогика, 1983—1986. — Т. 1-8.

3.     Ермилов В. Избранные работы. — М., Гослитиздат, 1956, т. 3

4.     Лукин Ю. А. С. Макаренко. — М., Советский писатель, 1954;

5.     Хрусталёва В. А. С. Макаренко. Библиографический указатель. — М., 1955

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x