Статья методическая разработка игровой программы "Цветик-семицветик". Автор: Маньковская Татьяна Леонидовна

Автор: Маньковская Татьяна Леонидовна
игра знакомит детей с окружающим миром и многое рассказывает ребенку о нем. В игре все, как будто, понарошку...


Автор: Маньковская Татьяна Леонидовна
краевое государственное бюджетное учреждение
дополнительного образования
Камчатский дворец детского творчества
Экологический отдел
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
ИГРОВОЙ ПРОГРАММЫ
Цветик - Семицветик
Составила: Маньковская Т.Л.
педагог дополнительного образования
г. Петропавловск-Камчатский
2018
Оглавление
1. Пояснительная записка стр. 3-4
2. Методические рекомендации и советы педагогам-организаторам
игровой программы стр. 5-6
3. Сценарий проведения игровой программы Цветик – Семицветик стр. 7-11
4. Техническое и информационное обеспечение игровой программы стр. 12
5. Используемая литература стр. 13
Пояснительная записка
Игра знакомит детей с окружающим миром и многое рассказывает ребенку о нем самому педагогу. В игре все, как будто, понарошку. Но в этой условной обстановке, которая создается воображением ребенка, много настоящего: действия играющих всегда реальны, их чувства, переживания подлинны, искренни. Они играют для себя, выражая свои мечты и стремления. Игры имеют большое значение в удовлетворении познавательных потребностей и интересов детей в эколого-природоведческом образовании. Они развивают внимание, зрительную память, слух, что дает возможность полнее воспринимать окружающий мир природы.
Игры как часть общественной культуры требуют к себе серьезного, научного, методического и практического отношения. Игра привносит в образование различные сюжеты и темы жизни природы, человека и его деятельности. Детство без игры и вне игры аморально и аномально. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его не просто детскости, это лишение главного источника развития: богатства и микроклимата отношений, коммуникативности, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира природы и экологии. И у дошкольников и у младших школьников непременным спутником выступает любознательность и интерес к природе.
Можно сказать, что в эколого-природоведческом образовании в период детства через игру возможно становление научно-познавательного, эмоционально-нравственного, практически-деятельностного отношения детей к их природному и социальному окружению, основанного на совокупности знаний, чувств, и действий.
Очень важно понимание детьми уникальной ценности природной среды и формирование экологической ответственности. Отношение к природе включено в систему ответственных отношений каждого человека и представляет как сознательные его связи с различными природными объектами и явлениями. Оно проявляется в виде потребности, а также эмоциональных отношения любви, привязанности.
3
Данная игра позволяет погрузить обучающихся в активное контролируемое общение, где дети проявят свою сущность и смогут взаимодействовать с учителем или педагогом. Детей не надо учить играть, не нужно заставлять играть. Они играют спонтанно, охотно, с удовольствием даже на уроках и занятиях.
Эколого-природоведческая игра рекомендуется для детей 7-9 лет, изучившие названия садовых, комнатных, полевых и лесных цветов. Игровая программа Цветик - Семицветик рассчитана на 40-45 минут.
Цели проведения игры:
- обобщить знания учащихся по теме Цветик - Семицветик;
- развивать творческое воображение и коммуникативное общение в процессе игры, основываясь на свободном обмене мнениями и интересах детей;
- развивать экологическое мышление на основе представлений о растениях;
- формировать умение и желание активно беречь и защищать природу;
Задачи:
- дать возможность детям показать свои знания, умения, смекалку и наблюдательность;
- вызвать у детей положительный эмоциональный настрой.
Игра разработана для педагогов дополнительного образования и учителей общеобразовательных учреждений (школ, школ-интернатов, детских домов и т.п.).
Предполагаемые результаты проведения игры:
- знать названия содовых, комнатных и полевых цветов;
- бережно относиться к природе, использовать навыки культурного поведения, меры предосторожности в природе.
4
Методические рекомендации и советы
педагогам- организаторам, методистам, специалистам, занимающихся
организацией воспитательных мероприятий
Являясь источником радостных впечатлений, любое мероприятие оказывает большое идейно-эмоциональное воздействие на внутренний мир детей и подростков, особенно детей данной социальной категории. Поэтому при подготовке мероприятия необходимо учитывать следующие аспекты.
1. Составление технического плана подготовки и проведения мероприятия:
- это дает возможность заранее предусмотреть все организационные составляющие мероприятия;
- распределять подготовительную работу между специалистами;
- правильно организовать работу специалистов во время проведения мероприятия.
2. Обратить внимание на технику безопасности (правила поведения во время проведения коллективной игровой программы).
3. Организаторам мероприятия обратить внимание на уровень знаний по теме
Цветик -Семицветик.
4. Оформление кабинета:
- должно отражать тематическую направленность мероприятия (эмблема, баннер с названием мероприятия, рисунки, плакаты с изображением садовых, комнатных, полевых и лесных цветов , поделки из природного материала);
- должно быть выдержано в едином художественно-композиционном решении;
- должно воспитывать эстетичность и художественный вкус детей.
5
5. Ведущий и две команды учащихся
6. Инвентарь для игровой программы готовится заранее.
7. Необходимо четко объяснять правила игры
8. Музыкальное сопровождение:
- музыка, воздействуя на слушателя оставляет яркие впечатления, придает мероприятию правильное настроение;
- используемое музыкальное произведение должно быть высокохудожественным (должны развивать и улучшать эстетический вкус детей).
9. Игры Цветочная эстафета и Собери букет хорошо сопровождать задорной музыкой.
10. В конце игры ребята должны получить призы. Это является дополнительным стимулом для участия ребенка в будущих соревнованиях.
6
Сценарный план проведения игровой программы
Цветик - Семицветик
1. Приветствие участников 5 мин.
2. Игровая программа 30 мин
Задания на лепестках ромашки (в произвольном порядке)
- Цветочные загадки 5 мин
- Черный ящик 5 мин
- Допиши слово 5 мин
- Цветочная эстафета 5 мин
- Клумбочка 5 мин
- Собери букет 5 мин
3. Подведение итогов 5 мин
4. Награждение 5 мин
7
Сценарный план игровой программы
Цветик – Семицветик
Зал (кабинет), в котором проводится игровая программа, должен быть украшен рисунками, плакатами с изображением цветов, растений, пейзажами, видами природы, поделками из природного материала. На столе ведущего располагается макет цветка – ромашки с семью разноцветными лепестками (количество лепестков равно количеству заданий). На каждом из лепестков написаны условия одного из заданий или его номер.
Лепестки должны быть легко съемными, чтобы дети могли наугад выбирать задание для своей команды. Значит Вальс цветов из балета Щелкунчик.
Участники делятся на 2 команды, по 10 – 15 человек в каждой. Каждая команда выбирает капитана и придумывает название, которое фиксируется на нагрудных знаках игроков (готовится заранее).
Входит ведущая.
1. ПРИВЕТСТВИЕ.
Ведущая: Цветы – сама жизнь. Они сопровождают человека от рождения до смерти.
Цветы – символ любви и воспоминаний. Про то, как пришли на землю цветы, в народе вот что рассказывают…
Возвращался будто бы Иван Царевич от Бабы Яги. Доехал до большой речки, а моста нет. Махнул три раза платком в правую сторону – повисла над рекой дивная дуга, он и переехал по ней на другой берег. Махнул три раза в другую сторону – радугу стала тоненьки-тоненьким мостиком. Бросилась Баба Яга за Иваном Царевичем вдогонку по этому мостику, добралась до середины, а он возьми и обломись. Рассыпалась радуга по обе стороны реки на мелкие осколки-цветочки. Одни цветы были добрыми – от следов Ивана Царевича, а другие – злые и ядовитые – это там, где Баба Яга ступала. Сказка – ложь, да в ней намек, говорит народ…
Бывают цветы добрые и красивые, бывают злые и ядовитые, а бывают и цветы самовлюбленные.
Жил когда-то юноша, говорится в одной легенде, и был он сыном биотийского речного бога Керфиса и очаровательной нимфы Дириопы. Всем хорош и красив был юноша, и многие девушки добивались его любви, но он оставался ко всем безразличен. Никто не знал его непростительной слабости – он никого не любил, кроме самого себя.
Юноше, впрочем, никогда еще не приходилось видеть своего отражения. Вещуньи предсказывали ему, что, как только он увидит самого себя, то сразу умрет. Но юноша только смеялся над этим прорицанием и беспечно предавался пустым развлечениям и охоте.
Богиня Немезида наказала самовлюбленного юношу. Как-то весной, отправившись на охоту, подошел он к роднику, захотел напиться. Наклонился он к зеркальной воде и увидел самого себя.
8
Увидел – и уже не мог оторваться, очарованный своим отражением. Так и погиб у воды.
Добрые лесные нимфы приготовили могилу под кущами тенистых деревьев. А когда пришли они за телом, - не нашли его. На этом месте, где склонилась голова юноши, вырос цветок. И назвали его … (НАРЦИСС)
Назвавший правильно цветок, приносит своей команде первый жетон.
(играет музыка)
II. ИГРОВАЯ ПРОГРАММА.
Ведущая: Посмотрите, ребята, сегодня на нашем празднике тоже есть цветок. Посчитайте, сколько у него лепестков. Теперь вы можете сказать, как он называется. (Цветик-семицветик). Он пришел к нам из сказки, и поэтомуон, конечно, не простой цветок. Он предлагает вам поиграть с ним. Посмотрите, на каждом лепесточке у него свое задание. Ну что, поиграем Цветиком-Семицветиком?
Капитаны команд выходят к ведущей и вытягивают лепестки цветка – капитан первой команды отрывает первый лепесток, после выполнения задания обеими командами капитан другой команды отрывает следующий и т.д.
Задания на лепестках ромашки (в произвольном порядке):
1. Цветочные загадки
Ромашкины сестры, Строга и зла красавица,
Шапочки пестры: Когда к ней прикасаются. (Роза)
Кто – в белой,
Кто – в красной, Что в хлебе родится,
Кто – в розовой. А есть не годится? (Василек)
(Маргаритки)
Под тенью сосновой, Удивительное солнце:
Цветет растет лиловый. В этом солнце сто оконцев
(Фиалка) Из оконцев тех глядят
Сотни маленьких галчат. (Подсолнух)
В поле у овражка
Красная кашка Я – травянистое растение
(Клевер) С цветком сиреневого цвета,
Но переставьте ударение,
Он стоит в одежке, И превращаюсь я в конфетку.
Как огонь на ножке. (Ирис-Ирис)
Станет без одежки Эх, звоночки, синий цвет,
Шариком без ножки. С язычком, а звону нет. (Колокольчики)
(Мак)
9
Отцвел желтенький Белые горошки
Цветок, На зеленой ножке. (Ландыш)
Остался
Беленький пушок
(Одуванчик)
Ну что же мне делать Все знакомы с нами:
Я очень колючий Яркие как пламя,
И с возрастом точно Мы однофамильцы
Не сделалось лучше: С мелкими гвоздями,
Иголки растут мои день ото дня … Полюбуйтесь, дикими
Никто никогда не обнимет меня Алыми … (Гвоздиками)
(Кактус)
Загадки задаются каждой команде по очереди, если участники затрудняются с ответом, право ответа передается другой команде. За каждый правильный ответ команда получает жетон.
2. Черный ящик
Участвуют обе команды. Представляешь каждой команды выходит к ведущей.
Помощник выносит два Черных ящика – по одному на команду. В каждом из них спрятан цветок. Игрок имеет право задать десять вопросов, чтобы угадать, какой именно. Команда помогает ему, если он затрудняется.
Ведущая может отвечать лишь Да или Нет. Вопросы лучше задавать не спеша. Помощник фиксирует количество заданных вопросов на доске.
Примеры вопросов:
- Это полезный цветок?
- Это цветок растет в помещении?
- Он растет на Камчатке?
- Он вкусно пахнет?
- Он синего цвета?
- У него белые лепестки?
- У него есть колючки?
После 7 вопросов ведущая открывает черный ящик и показывает цветок (василек), если он был угадан командой, она получает жетон, в случае неверного ответа – жетон не вручается.
3. Допиши слово
Каждой команде выдается карточка с написанными на ней первыми слогами названий цветов. Задача детей – правильно определить и дописать цветы. На выполнение задания дается 5 минут. На карточке зашифровано 6 названий. Например: РОМ…, ВАС…, МАР…, КОЛ…, ОД…, ЛАН…. При оценке задания учитывается скорость и правильность выполнения. За каждый верный ответ присуждается жетон.
10
4. Цветочная эстафета
Командный конкурс. Участвуют все члены команды. Каждый из них по очереди называет цветы. Побеждает та команда, участник которой последним назовет цветок. Можно ограничить игроков, поставив перед ними условия называть,
например, только комнатные или только полевые цветы. Выигравшая команда получает жетон.
5. Клумбочка
Задание-разминка. Рассчитано на быстроту реакции и сплоченности команды. Ведущая объясняет, что, как на клумбах цветы растут не как попало, а в строгом порядке – иначе будет не красиво, так и мы, как цветы, по сигналу садовника-ведущей будем строиться в определенном порядке. Садовник дает сигнал (хлопает в ладоши), и команды строятся (кто быстрее) по:
- Росту
- Цвету волос
- Алфавиту первых букв имен
Если участников в команде много, а место проведения ограничено, можно пригласить от каждой команды по 5 – 7 человек. Учитывается быстрота, правильность выполнения и дисциплина в команде.
6. Собери букет
Этот конкурс проводится в довольно быстром темпе. Ведущая называет садовые цветы. Если правильно, играющие поднимают руку вверх. Неожиданно ведущая называет, например, полевой или комнатный цветок. Играющие в этом случае не должны поднимать руки. Тот, кто ошибся, приносит команде штрафное очко. Получившие меньшее количество штрафных очков – победители, им вручается жетон.
Например: гладиолус, роза, астра, гортензия, пион, ромашка, календула, василек…
III. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ. НАГРАЖДЕНИЕ.
По окончании игровой программы каждая команда подсчитывает свои жетоны. Команда, у которой их оказалось больше – победитель. Участникам вручаются памятные подарки, не остаются без внимания и проигравшие команды. Им вручаются поощрительные призы.
Звучит музыка. Ребята делятся своими впечатлениями от игры .
11
Техническое и информационное обеспечение
1. Выставка плакатов, рисунков садовых, комнатных, полевых и лесных цветов.
2. Выставка цветов.
3. Нагрудные знаки для игроков с названиями команд.
4.Два Черных ящика ,в каждом из них спрятан цветок.
5. Карточки с заданиями для игры Допиши слово.
6. Призы.
7. Магнитофон и кассеты.
12
Список используемой литературы
I. Список литературы для педагога
1. Л.Т. Бочаров. 500 замечательных игр.
Издательство АСТ. Москва. 1999 год.
2. Журнал Вокруг света: № 12 – 2013г.
3. Н.Р. Дин. Веселые классные часы во 2-3 классах.
Ростов на Дону. 2008 год.
4. О.И. Перекатьева, С.Н. Подгорная. Игры, викторины, конкурсы в начальной школе.
Москва. 2004 год.
II. Список литературы для обучающихся
1. Д. Исар и Издательская программа по экологическому образованию Прогулка по радуге, Владивосток, 1997г.
2. Т.А. Денисова Удивительный мир растений. Издательство Просвещение, 1981г.
3. Е. Дмитров Познавательные задачи по ботанике и их решения, АРКТОУС, 1997г.
4. В.М. Муцетони Жил был листок, Москва, 2003г.
13
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x