Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

методическая разработка "Логико-математическое развитие дошкольников с нарушениями зрения на основе геометрического материала" | Микрюкова Светлана Геннадьевна. Работа №239449

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Микрюкова Светлана Геннадьевна
в статье представлениы теоретеческие и практические аспекты развития мышления у дошкольников со зрительной патологией через систему дидактических игр и упражнений на основе геометрического материала

Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №223» города Кирова

 

ЛОГИКО – МАТЕМАТИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ ДОШКОЛЬНИКОВ

С НАРУШЕНИЯМИ ЗРЕНИЯ

НА ОСНОВЕ ГЕОМЕТРИЧЕСКОГО МАТЕРИАЛА

 

Микрюкова Светлана Геннадьевна, учитель – дефектолог

 

Аннотация: в статье представлены анализ и обобщение теоретических и практических аспектов развития мышления у дошкольников со зрительной патологией через систему дидактических игр и упражнений с использованием геометрического материала.

 

В современных программах дошкольного образования уделяется большое внимание логической подготовке детей. Речь идет о логическом мышлении ребенка. Мышление ребенка-дошкольника в целом еще является наглядно-образным, ребенок мыслит образами и представлениями. Но у ребенка 5 -7 лет могут быть развиты элементы словесно-логического мышления.

Умение мыслить развивается у детей с помощью таких логических приемов, как анализ, синтез, сравнение, сериация, обобщение, отрицание, ограничение, абстрагирование, классификация.

Большую роль в успешном обучении, развитии логики играет выбор материала, который предлагается детям. Это могут быть игрушки, природный материал, дидактические пособия, предметы обихода и т.д. Обследуя и анализируя предмет, мы учим ребенка определять в первую очередь цвет, форму, величину, части и их расположение в пространстве относительно друг друга. Из перечисленных компонентов наибольшую информацию о предмете несет форма. Вряд ли, опираясь только на цвет или величину, можно определить кто это или что это. Но достаточно показать ребенку только контур, силуэт объекта, и он безошибочно сможет его определить. А поскольку форма предмета является одним из самых физиологически сильных компонентов предметного раздражителя, то и выбор следует остановить на геометрическом материале.

Помимо перечисленных достоинств геометрических фигур, они еще и наиболее доступны детям, так как не отягощены несущественными деталями, признаками по сравнению с предметными картинками, игрушками и т.д. Работая с детьми, зачастую приходиться сталкиваться с тем, что выполняя задания с игрушками, картинками, дети часто предаются воспоминаниям, впечатлениям, связанными с данными объектами, «уходят» в сторону от выполнения задания. Что практически не происходит, если ребенку предложен геометрический материал.

На первых этапах детям даются базовые знания об элементах, признаках и свойствах геометрических фигур, а также умения соотносить их с формой реальных предметов, изображений. Путем обследования, ощупывания и выделения формы предмета ребенок должен научиться согласовывать свое восприятие с формирующимся у него представлением о предмете. Он учится находить важные (существенные) признаки предмета, сравнивать их с другими, по ним проводить группировку.

Знакомство с формой лучше начинать с использования плоскостных фигур, так как они являются по сравнению с объемными более обобщенными и

отображают существенную для восприятия сторону предмета – его контур.

Далее дети учатся зрительно расчленять сложные формы предмета на части, находить в них знакомые формы, давать им словесное описание. Причем, обращая внимание на первую часть формулировки «словесно-логическое мышление», необходимым условием развития логики ребенка является развитие речи. В процессе работы необходимо обратить особое внимание на обогащение словаря детей специальной терминологией, которой они должны оперировать в своих высказываниях, умозаключениях. Важно не только найти правильное решение, но и доказать, обосновать свой выбор. Это позволит исключить ошибки, неточности в восприятии, понимании детьми формы предметов. Причем, в играх и заданиях в основном нет одного решения или ответа, их может быть несколько. Детям даются задания, позволяющие использовать все полученные на данном этапе знания и умения, которые становятся основой для различных мыслительных операций, развития памяти, зрительного и слухового внимания.

На первых этапах используются следующие дидактические игры и упражнения «Какая фигура лишняя?»; «Зрительный (слуховой) геометрический диктант»; «Сравни фигуры»; «Сравни группы фигур» (на абстрагирование); «Какой фигуры не стало?»; «Выложи фигуры по правилу»; «Продолжи цепочку» (чередование фигур в заданной последовательности по 2-3 признакам); «Нарисуй недостающую фигуру»; «Геометрическая матрица» («Фигурная таблица»); «Засели «жильцов»» (геометрические фигуры) и т. д.

Таким образом, при обращении со знакомыми фигурами в игровых ситуациях ребенок приобретает опыт на различных уровнях: на уровне действий, на уровне представлений и на языковом уровне.

После усвоения основных плоскостных геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, овал, прямоугольник), необходимо научить узнавать, называть объемные геометрические фигуры, сравнивать их с плоскостными фигурами, а также находить в реальных объектах и их изображениями на плоскости.

Особое внимание уделяется работе по развитию формовосприятия у детей со зрительной патологией. Действия соотнесения формы предметов к заданным сенсорным эталонам формы, выделения признаков, размеров объекта, установление пространственных отношений происходит у детей со зрительными нарушениями медленнее, чем у нормально видящих сверстников, характеризуются неупорядоченностью, фрагментарностью. У некоторых наблюдается снижение интереса к результату деятельности, особенно при возникающих трудностях.

Снижение зрения сказывается и на формирование понятий и понимания значений слов, обозначающих форму предмета, его признаки, а также в использовании их в своей речи. Все это ведет к обеднению зрительной информации о предметах и объектах окружающего мира, снижает познавательный интерес ребенка.

Поэтому развитие восприятия формы у дошкольников имеет большое значение при развитии зрительных функций, а также коррекции зрительных нарушений.

Система форм, рассматриваемая геометрией, чрезвычайно сложна, и ее усвоение выходит за рамки сенсорного воспитания, являясь частью умственного развития. Познание формы ребенком предполагает активизацию смыслового восприятия, мышления, творческого воображения. Особое место среди игр на составление плоскостных изображений предметов и объектов из наборов геометрических фигур занимают такие игры, как «Танграм», «Колумбово яйцо», «Волшебный квадрат», «Чудо - треугольник» и другие. Наборы фигур при этом подбираются не произвольно, а представляют собой части разрезанной определенным способом фигуры: квадрата, треугольника, овала. Такие игры интересны детям, так как их увлекает результат – составить увиденное на образце или задуманное.

На заключительном этапе дошкольникам предоставляется возможность самим изобретать варианты игр, требующих при их выполнении самостоятельного анализа, учета определенных качеств, свойств, отношений геометрических форм. Полученные знания, умения использовать в игровой, творческой деятельности.

Активное применение игр и игровых упражнений делает занятия для ребенка понятным, приятным и интересным, что является достаточно действенным в обучении дошкольников. Каждое задание помимо доступности должно нести в себе элемент трудности, только тогда оно будет развивающим.

Обучающая и коррекционно – развивающая направленность игр и заданий с использованием геометрического материала обеспечивает взаимосвязь важнейших психических функций – зрительное восприятие, моторная координация, речь, мышление, что в дальнейшем будет способствовать развитию познавательного интереса, составит фундамент общего развития детей для успешного обучения в школе и применения в практической деятельности.

 

Список использованных источников

1. Башаева, Т.В. Развитие восприятия у детей: форма, цвет, звук / Т.В. Башаева – Ярославль: Академия развития, 1997. – 237 с.

2. Григорьева, Л.П. Развитие восприятия у ребенка / Л.П.Григорьева, М.Э.Бернадская, О.Г. Солнцева. – М.: Школа – Пресс, 2001. – 72 с.

3. Ермаков В.П. Основы тифлопедагогики. Развитие, обучение и воспитание детей с нарушением зрения: учебное пособие для вузов / В.П. Ермаков, Г.А. Якунин. – М.: Просвещение, 1990. – 224 с.

4. Тихомирова А.В., Басов Л.Ф. «Развитие логического мышления детей» / А.В.Тихомирова, Л.Ф.Басов - Ярославль: ТОО «Гринго», 1995. – 240 с.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×