Методическая разработка открытого урока по дисциплине «Методика преподавания творческих дисциплин» | Кочегарова Юлия Валерьевна. Работа №239180
Автор: Кочегарова Юлия Валерьевна
Проведение открытого занятия по теме: «Распевания и вокально-хоровые упражнения» способствует восприятию и первичному осмыслению теоретических знаний по указанной теме, пониманию особенностей практического применения знаний, тема направлена на формирование профессиональных и общих компетенций, и подготавливает студентов к прохождению педагогической практики.
Тема занятия «Распевания и вокально-хоровые упражнения» предусматривает возможность осуществления межпредметных связей с дисциплинами «Фольклорный ансамбль», «Постановка голоса», «Режиссура фольклорно-этнографического театра», «Исполнительское мастерство».
ГБП ОУ Тверской колледж культуры имени Н.А. Львова
Методическая разработка
открытого урока по дисциплине
Методика преподавания
творческих дисциплин
Автор:
преподаватель
ГБП ОУ ТКК им. Н.А. Львова
Кочегарова Юлия Валерьевна
Тверь
2019
Содержание
1. Введение. Пояснительная записка
2. Тематический план открытого занятия
3. Хронометрическая карта открытого занятия
4. Описание хода занятия (конспект)
5.Самоанализ занятия
Пояснительная записка
Открытое занятие проводится в соответствии с календарно-тематическим планированием дисциплины и планом открытых занятий колледжа. Тема занятия Цели и задачи распевания является третьим занятием по теме 4.1
Распевания и вокально-хоровые упражнения (на её изучение отводится 8 учебных часов), раздела 4 Система вокальных упражнений.
Проведение открытого занятия по теме: Распевания и вокально-хоровые упражнения способствует восприятию и первичному осмыслению теоретических знаний по указанной теме, пониманию особенностей практического применения знаний, тема направлена на формирование профессиональных компетенций:
ПК 2.3. Планировать, организовывать и методически обеспечивать учебно-воспитательный процесс в учреждении дополнительного образования детей, общеобразовательной школе.
ПК 2.4. Пользоваться учебно-методической литературой, формировать, критически оценивать и грамотно обосновывать собственные приемы и методы преподавания.
общих компетенций:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
и подготавливает студентов к прохождению педагогической практики.
Основной дидактической целью данного открытого занятия является восприятие и первичное осознание нового материала.
По характеру взаимодействия преподавателя и студентов используется тип занятия Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Задачи данного занятия:
Обозначить цели распевания и исполнения вокально-хоровых упражнений;
Определить основные задачи распеваний;
Научить студентов определять и формулировать задачи каждого конкретного вокального упражнения;
Научить студентов добиваться поставленной задачи в процессе исполнения упражнения хористами.
По результатам занятия студент должен уметь:
Определять задачи вокально-хорового упражнения и следить за их выполнением в процессе исполнения распеваний.
Играть распевания и вокально-хоровые упражнения на фортепиано во всех тональностях.
По результатам занятия студент должен знать:
Цели и основные задачи распеваний и вокально-хоровых упражнений.
Тема занятия Распевания и вокально-хоровые упражнения предусматривает возможность осуществления межпредметных связей с дисциплинами Фольклорный ансамбль, Постановка голоса, Режиссура фольклорно-этнографического театра, Исполнительское мастерство.
Организация преподавания предполагает передачу, восприятие, осмысление, запоминание учебной информации и практическое применение получаемых при этом знаний и умений, поэтому на данном занятии использованы словесные методы обучения (рассказ, беседа), объяснительно-иллюстративный метод и метод организации самостоятельной творческой деятельности.
План открытого занятия
По теме: Цели и задачи распевания.
1.Преподаватель: Кочегарова Юлия Валерьевна
2.Дисциплина: Методика преподавания творческих дисциплин.
3. Курс: III
4. Специальность: Народное художественное творчество.
5.Тема: Цели и задачи распевания.
6. Мотивация темы: Распевание представляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию певческих навыков. Проблема распевания (его организация и подбор упражнений) является очень острой, так как это не просто разминка голосовых связок перед исполнением репертуара. На самом же деле распевание - это сложный путь к овладению техническими основами вокального искусства. От того, насколько методически верно хормейстер будет выстраивать и проводить распевание зависит певческое развитие, как отдельных участников, так и всего коллектива в целом.
7. Продолжительность занятия: 45 минут.
8. Место проведения занятия: 420 кабинет, ТКК.
9. Цели занятия:
1) дидактическая:
Восприятие и первичное осознание нового материала.
По результатам занятия обучающийся должен уметь:
Определять задачи вокально-хорового упражнения и следить за их выполнением в процессе исполнения распеваний.
По результатам занятия обучающийся должен знать:
Цели и основные задачи распеваний и вокально-хоровых упражнений.
2) развивающая:
развитие мышления, необходимого образованному человеку для полноценного функционирования в современном обществе;
развитие умений учиться: использовать знания, умения и навыки в учебной деятельности;
развитие памяти;
развитие логического мышления (на основе усвоения учащимися причинно-следственных связей, сравнительного анализа), способности четко формулировать свои мысли.
3) воспитательная:
Воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям
Воспитание в учениках средствами урока уверенность в своих силах;
Формирование интереса к своей будущей профессиональной деятельности.
10. Тип занятия:
Изучение и первичное закрепление новых знаний.
11. Вид занятия:
Урок усвоения новых знаний.
12. Методы обучения:
беседа,
метод организации самостоятельной творческой деятельности.
13. Учебное оборудование: фортепиано, посадочные места по количеству обучающихся, рабочее место преподавателя;
14. Методическое обеспечение занятия: учебно-методический комплекс дисциплины Методика преподавания творческих дисциплин.
15. Межпредметные связи: Дисциплина органично связана с содержанием дисциплин ПМ.01 Художественно-творческая деятельность: Режиссура фольклорно-этнографического театра, Исполнительское мастерство, Фольклорный ансамбль, Постановка голоса. Важно отметить, что предмет Методика преподавания творческих дисциплин требует применения всего комплекса знаний, полученных в курсах музыкальных дисциплин.
Хронометрическая карта занятия.
Этапы занятия
Время, мин.
С начала занятия
продолжи-
тельность
Организационный этап
0:00
2:00
Актуализация опорных знаний
2:00
5:00
Изучение нового материала
7:00
20:00
Закрепление знаний и умений
27:00
15:00
Домашнее задание
42:00
2:00
Подведение итогов урока
44:00
1:00
ИТОГО:
45:00
45:00
Конспект урока
Этапы работы
Содержание этапа
1.
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы продолжаем изучать 4 раздел предмета Методика преподавания творческих дисциплин. Напоминаю, что мы изучаем 1 тему раздела, которая называется Распевания и вокально-хоровые упражнения. Тема нашего сегодняшнего занятии Цели и задачи распеваний. Следовательно, сегодня мы с вами определим, какие цели должен ставить перед собой хормейстер, приступая к распеванию коллектива. А также мы узнаем, какие задачи преследуют вокально-хоровые упражнения, и научимся эти задачи определять, ставить перед участниками коллектива и следить за правильностью их выполнения.
2.
Актуализация опорных знаний.
А сейчас давайте вспомним, какова же роль распеваний в вокально-хоровой работе?
(Распевание представляет собой одну из важнейших частей работы по воспитанию певческих навыков. Проблема распевания (его организация и подбор упражнений) является очень острой, так как некоторые смотрят на распевание лишь как на разминку голосовых связок перед исполнением репертуара, на самом же деле распевание - это сложный путь к овладению техническими основами вокального искусства.)
Как подбираются вокально-хоровые упражнения, что мы должны учитывать при их выборе?
(Работа строиться на специальных упражнениях, которые подбираются соответственно возрасту, педагогическим задачам и уровню музыкального развития участников хорового коллектива.)
Отличаются ли распевания для фольклорного ансамбля от распеваний для, например, академического хора? Почему?
(В русском народном пении особый репертуар, от которого зависит и техника исполнения. Зачастую используется специфический диалект, русский язык в старых народных песнях совсем не такой на котором мы сейчас разговариваем. Большая разница. И нужно иметь очень хороший слух, чтобы уметь это красиво исполнить.)
Каково должно быть время, отводимое на распевание коллектива?
(Время, отводимое на распевание и исполнение вокально-хоровых упражнений может быть различным и варьируется от 10-15 до 40-45 минут.)
От чего зависит время распевания?
(От уровня подготовленности коллектива, от степени владения вокально-хоровыми навыками, а также от ближайших планов коллектива)
3.
Изучение нового учебного материала.
Итак, мы с вами вспомнили, какова же роль распевания в вокально-хоровой работе певческого коллектива. А теперь давайте определим, какие цели мы достигаем посредством проведения распевания и исполнения вокально-хоровых упражнений. Как вы думаете, каковы могут быть эти цели?
(разогреть связки, подготовить их к дальнейшей работе)
Правильно, это одна из целей распевания. Теперь постарайтесь сформулировать вторую цель, тем более что мы уже озвучивали её сегодня в начале урока.
(овладение вокально-хоровыми навыками, совершенствование техники исполнения)
Молодцы! Мы сформулировали две цели из трех. Третья не так очевидна. Представьте себе, к вам на занятие приходят дети, кто-то только из школы, кто-то перед занятием гулял с друзьями, кто-то делал уроки и т.д. Т.о. к нам приходят разные дети, каждый думает о своём, настроен на свою волну. А мы знаем, что для слаженного пения необходимо, чтобы все исполнители были настроены на одну волну. Что может нам помочь в данной ситуации?
(способствует организации начала занятий, настраивает всех на совместную работу)
Правильно. Третья цель распевания – настройка певцов, активизация внимания, настрой на совместную работу. Итак, мы сформулировали цели распевания, озвучьте их ещё раз пожалуйста и запишите в тетрадь.
(студенты называют цели ещё раз)
Хорошо, а теперь определим задачи распевания, они конкретизируют цели, а точнее вторую цель Овладение вокально-хоровыми навыками. Какие вокально-хоровые навыки должны быть сформированы у певцов, что они должны уметь?
(Навыки правильного певческого дыхания, чистота интонирования, близкий естественно-речевой посыл, плотный грудной звук, пение в высокой позиции, головное резонирование, пение на цепном дыхании, певческая опора, навык многоголосного пения и т.д. Студенты называют навыки и параллельно записывают их в тетрадь.)
Совершенно верно, формирование этих навыков и является задачами распеваний. Каждое вокально-хоровое упражнение может развивать один певческий навык, а может носить комплексный характер, т.е. развивать несколько навыков одновременно.
4.
Закрепление знаний и умений.
Во время распевания очень важно определять задачу каждого упражнения, ставить её перед хористами и следить за её выполнением. Чтобы сосредоточиться на решении этих задач, хормейстер должен обладать не только знаниями, но и рядом технических навыков, например, он должен хорошо ориентироваться на клавиатуре фортепиано и уметь играть вокально-хоровые упражнения в любой тональности. А сейчас давайте проверим, владеете ли вы этим навыком в достаточной мере.
(Студенты по очереди выходят к инструменту и играют мажорные и минорные трезвучия по полутонам от До1 до До2)
А теперь вспомните вокальные упражнения, которые вы хорошо знаете, и попробуйте определить, какие задачи они перед исполнителями ставят. Развивают ли они какой-то один навык или носят комплексный характер?
(Студенты проводят самостоятельную работу, результаты её обсуждаются совместно с учителем. Затем они выходят к инструменту и пробуют играть упражнение в удобных для исполнения тональностях)
5.
Задание на дом.
Домашнее задание у вас сегодня будет как теоретическое, так и практическое. Сначала повторите дома устный материал, записанный в тетради, а потом переходите к выполнению практического задания. Подберите 2-3 упражнения, формирующие разные вокально-хоровые навыки, сформулируйте для каждого упражнения задачи и отработайте навык игры их на фортепиано в диапазоне, удобном вам для исполнения.
6.
Подведение итогов урока.
Что мы сегодня сделали?
Что мы сегодня узнали?
Как вы сегодня работали?
Благодарю вас за хорошую работу на уроке. До свидания.
Самоанализ урока.
Дисциплина Методика преподавания творческих дисциплин входит в ПМ.02 Педагогическая деятельность. МДК.02.02 Учебно-методическое обеспечение учебного процесса и направлена на развитие у обучающихся навыков практического использования полученных знаний, что способствует формированию профессионального высокоразвитого музыканта.
Тема занятия Цели и задачи распевания является третьим занятием по теме 4.1 Распевания и вокально-хоровые упражнения (на её изучение отводится 8 учебных часов), раздела 4 Система вокальных упражнений.
Тема: Распевания и вокально-хоровые упражнения способствует восприятию и первичному осмыслению теоретических знаний по указанной теме, пониманию особенностей практического применения знаний, тема направлена на формирование профессиональных компетенций:
ПК 2.3. Планировать, организовывать и методически обеспечивать учебно-воспитательный процесс в учреждении дополнительного образования детей, общеобразовательной школе.
ПК 2.4. Пользоваться учебно-методической литературой, формировать, критически оценивать и грамотно обосновывать собственные приемы и методы преподавания.
общих компетенций:
ОК1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.
ОК2. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.
и подготавливает студентов к прохождению педагогической практики.
Основной дидактической целью данного открытого занятия является восприятие и первичное осознание нового материала.
По характеру взаимодействия преподавателя и студентов используется тип занятия Изучение и первичное закрепление новых знаний.
Задачи данного занятия
Обозначить цели распевания и исполнения вокально-хоровых упражнений;
Определить основные задачи распеваний;
Научить студентов определять и формулировать задачи каждого конкретного вокального упражнения;
Научить студентов добиваться поставленной задачи в процессе исполнения упражнения хористами.
По результатам занятия студент должен уметь:
Определять задачи вокально-хорового упражнения и следить за их выполнением в процессе исполнения распеваний.
Играть распевания и вокально-хоровые упражнения на фортепиано во всех тональностях.
По результатам занятия студент должен знать:
Цели и основные задачи распеваний и вокально-хоровых упражнений.
В ходе занятия студенты освоили теоретический материал по изучаемой теме;
развивали умение анализировать вокально-хоровые упражнения, определять их задачи; играть выбранные упражнения на фортепиано во всех тональностях;
закрепляли навыки работы с учебно-методической литературой.
Таким образом, цели и задачи выполнены.
Домашнее задание направлено на закрепление теоретических знаний по теме, умения реализовывать теоретические знания в практической деятельности хормейстера, навыков игры вокально-хоровых упражнений на фортепиано во всех тональностях;
Однако в ходе занятия были допущены отклонения от намеченного плана работы. Это было связано с тем, что обучающиеся недостаточно владеют навыками игры на фортепиано. В ходе реализации 4 этапа урока Закрепление знаний и умений не все обучающиеся быстро справились с первым самостоятельным заданием (игра мажорных и минорных трезвучий на фортепиано). Подобные трудности возникли и во втором практическом задании (игра вокально-хоровых упражнений). Это потребовало корректировки домашнего задания. Обучающимся было рекомендовано обратить особое внимание именно на работу с инструментом, игру вокально-хоровых упражнений во всех тональностях. К запланированному домашнему заданию добавлена игра мажорных и минорных трезвучий по полутонам во всех тональностях от До1 до До2 .