Методическая разработка открытого занятия "Ярмарка" | Прыткова Юлия Владимировна. Работа №206318
Автор: Прыткова Юлия Владимировна
Методическая разработка открытого занятия "Ярмарка" в коллективе "Глиняная игрушка".
Занятие проводится с детьми 9-11 лет как заключительное в конце темы "Народная игрушка". На занятии представлены работы детей, могут быть приглашены родители.
Управление образования и молодежной политики
администрации Городецкого муниципального района
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования
«Центр детского творчества» г.Заволжье
Открытое мероприятие
« Выставка – ярмарка»
Подготовила и провела:
Прыткова Юлия Владимировна
педагог дополнительного
образования высшей категории
г. Заволжье
2018 год
Цель и задачи мероприятия
Цель:
Приобщение детей к истокам русской культуры, традициям родного края путем изучения и сравнения глиняных игрушек разных центров народных промыслов России, изучения традиций народных праздников.
Задачи:
Учить сравнивать глиняные игрушки разных регионов России, выделять сходство образов и отличительные особенности пластики и росписи.
Воспитывать чувство патриотизма, интереса к русской культуре, традициям, искусству керамики.
Развивать художественный вкус через анализ гармонии и целесообразности форм изделий и художественных приемов их отделки.
Наглядные материалы,
музыкальные инструменты и атрибуты:
Экспонаты выставки:
филимоновские
,
каргопольские
, дымковские,
абашевские
, тверские, ярославские,
жбанниковские
глиняные игрушки.
Столы, накрытые скатертями, стулья
,
лавочка.
Ширма для театра Петрушки, кукла бибабо Петрушка.
Народные костюмы по количеству детей,
два костюма скоморохов, народные
костюм
ы
для
двух коробейников
, ведущей, костюм цыганки.
Детские народные инструменты: деревянные ложки в количестве 12-20
шт
, бубен, дудочка, гармошка, балалайка.
2 разноса для коробейников с игрушками и конфетами.
Шест или обруч с лентами разных цветов в количестве 11 шт. для игры «Карусель».
Картонные жетоны-монеты достоинством в 1 и 5 копеек на сумму 1 рубль 50 копеек.
Самовар, чашки, чай, баранки, конфеты, печенье.
Участники праздника:
ведущий
глашатай-скоморох
скоморох
коробейник, он же Петрушка
цыганочка
купцы 8-9 человек
музыканты 4-5 человек
трактирщица
гости
Ход мероприятия
Встреча гостей.
Глашатай:
Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары-бары
Всяки разные товары!
Подходите, подходите!
Посмотрите, посмотрите!
(Просмотр экспозиции, гости усаживаются)
Встреча детей.
Глашатай (стоя в дверях):
Солнце яркое встает,
Спешит на ярмарку народ,
А на ярмарке товары:
Игрушки, крынки, самовары!
Скоморох:
Эй, честные господа!
К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары-бары
Всяки разные товары!
(Дети заходят в зал).
Глашатай:
Гости! Лавки отпирайте,
Покупайте, продавайте!
А надсмотрщикам сидеть
Подле лавок и смотреть,
Чтобы не было содому
Ни давежа, ни погрому,
И чтоб никакой урод
Не обманывал народ!
1-ый купец:
Подходите, подходите,
На товары поглядите!
Привезли издалека
Мы не ситцы и шелка,
И не кольца, и не брошки,
А веселые матрешки.
2-ой купец:
Посмотри, как хороша
Эта девица-душа
Щеки алые горят,
Удивительный наряд:
Сидит кокошник горделиво
Наша барышня красива,
Как лебедушка плывет
Песню тихую поет.
3-ий купец:
Вот конь! Он копытами бьет,
Удила грызет!
4-ый купец:
С переливами поет,
Утром будит весь народ
Золотистый гребешок
Гордо носит петушок.
5-ый купец:
Вот индюк нарядный
Весь такой он складный
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите, пышный хвост
У него совсем не прост,
Точно солнечный цветок.
И высокий гребешок,
Красной краскою горя,
Как корона у царя!
6-ой купец:
Через горные отроги,
Через крыши деревень
Краснорогий, желторогий
Мчится глиняный олень!
7-ой купец:
Голосисты эти птицы,
И наряды словно ситцы!
Фьюти, фьюти, фьюти, фью!
Фьюти, фьюти, гнездо вью!
(свистит в свисток)
8-ой купец:
Барашек-свисток,
Левый рог – завиток,
На груди цветок.
9-ый купец:
Вся земля вокруг дрожит!
Птицы яркие летают,
И кувшинки расцветают!
Глашатай:
Сегодня игрушек
Сверкающий ряд
Выходит на свет
Показать свой наряд!
Беседа.
Ведущий:
- Посмотрите, отовсюду съехались к нам на ярмарку купцы: из села Дымково, Твери, Ярославля, деревни Филимоново Тульской области, из города Каргополь, что на севере нашей страны, села Абашево Пензенской области и, конечно же, из Городца. Каждый хвалит свой товар. Пойдем поближе, да рассмотрим получше, у кого же краше?
- Вот эти игрушки приехали к нам издалека, с русского севера. Такие игрушки делала Ульяна Бабкина, что жила в деревне Гринево около города Каргополь. Лепила она их из красной глины, раскрашивала мелом и печной сажей, зеленой да коричневой краской и сказки про них рассказывала, разговаривала, как с живыми. Вот и получались игрушки добрые и душевные. А ребятишки, которые играли с ее игрушками, выросли и сами стали лепить такие же, а узоры сохранили прежние, как в старые времена.
- Назовите, какие элементы вы на них видите? ( круги, ромбы, волнистые линии, геометрический узор)
- Что они обозначают? ( круги и ромбы – солнышко, волнистые линии – воду, галочки и елочки – посевы)
- Все игрушки из Каргополя монолитны и основательны, мужики крепко стоят на толстеньких ножках, сами невысокие, полные. Да и барыни не худые да румяные.
- А филимоновские игрушки наоборот все стройные, будто к солнышку тянутся, с длинными шеями. Все потому, что лепят их из жирной глины, которую называют синикой. Эта глина, пока сохнет, покрывается трещинками и игрушки приходится несколько дней заглаживать, пока она не подсохнет. Вот и тянутся игрушки за ласковой рукой мастера, вытягивают свои шеи. Зато сколько в них света и тепла!
- Какими красками расписаны филимоновские игрушки? ( оранжевой, желтой, зеленой и красной)
- Да, больше всего в росписи красного, оранжевого, желтого, то есть теплых тонов, потому эти игрушки такие веселые и нарядные. А что полоски не ровные, так расписывают их не кисточками, а гусиным пером, с него краска на глину лучше ложится.
- Из Торжка Тверской области к нам привезли разных птиц да диковинную Царь-рыбу с человеческим лицом.
- Как украшены эти игрушки?( оборочками, чешуйками, налепами)
- Обратите внимание, эти игрушки не белят, а расписывают так, чтоб был виден цвет обожженной глины.
- Рядом стоят самые известные игрушки – дымковские.
- Посмотрите, как они украшены? ( как и тверские, налепами и оборочками, но белятся полностью и расписываются самыми яркими красками)
- Какие элементы росписи используют дымковские мастера? ( полоски, клетки, круги, точки, волнистые линии)
- Какие цвета используют в росписи?( желтый, синий, зеленый, красный, малиновый, черный)
- А чтоб краски не пачкались и со временем не тускнели, их разводят на яйце или квасе, а белят мелом, разведенном на молоке.
- Мастер Ларион Зоткин из села Абашево Пензенской области тоже использовал для украшения игрушек налепы и добавлял стекой рельеф.
- Как расписаны игрушки? ( любым ярким цветом, украшены золотой или серебряной краской; лица барынь и морды животных не расписаны, глаза и рот только обозначены рельефом)
- Эти свистульки из Ярославля похожи на те, что делаем мы с вами, наши жбанниковские свистульки. У них тоже две маленькие ножки спереди, а отличаются друг от друга только формой головы. Но расписывают их там по-другому.
- Как они расписаны? ( красные и синие полоски и точки по белому фону)
- Кто узнает роспись на этих игрушках? ( Городецкая роспись)
- Какие элементы используют в этой росписи? ( растительный орнамент, розы, купавки, листья)
- Донесла до нас свое мастерство и раскрыла секреты Степанова Прасковья Тимофеевна, которая жила в деревне Жбанниково, рядом с Городцом, поэтому и назвали свистульку жбанниковской. Туловище у игрушки всегда одинаковое в форме кувшинчика, а головы разные. Расписывала Прасковья Тимофеевна их просто тычком.
Развлечение.
Ведущий:
- Хороши на ярмарке игрушки, но ярмарка не только торговые ряды, но и веселый праздник с шутками, музыкой, разными развлечениями! Кого только тут не встретишь: и цыгане с дрессированным медведем, и скоморохи, и коробейники, и веселый Петрушка в своем балагане.
Сценка Петрушки
( дети встают полукругом )
Здравствуйте, ребятишки!
Здравствуйте, парнишки!
Славные девчушки,
Быстроглазые вострушки!
Пожалуйте, проходите,
Петрушку посмотрите,
Парень я весельчак – это знает всяк!
Я пришел вас позабавить,
С праздником поздравить!
Ну что тут толковать,
Пора ярмарку открывать!
Все садитесь вокруг меня,
Кто на пенек, а кто на лавку,
Да не делайте давку.
Загадаю вам загадки,
Отгадывайте их, ребятки.
Приложение № 1.
Вот и все мои загадки,
Отгадали их ребятки.
А праздник наш продолжается,
Ярмарка еще не закрывается!
Пляска цыганки.
( дети встают в круг, хлопают)
Выступление скоморохов.
1-ый: Добрый день всем добрым людям,
Пусть веселым праздник будет!
2-ой: Мы плясали, мы плясали, топали.
Все, кто видел, подпевали, подпевали, топали.
1-ый: Вы послушайте, ребятки, мы частушки будем петь!
На дубу свинья пасется, в бане парится медведь.
2-ой: Гуляй, Матвей, не жалей лаптей,
Батька лыка надерет, лапти новые сплетет!
1-ый: Песни петь – ноги кривые, плясать, голос не дает.
Я пошел бы к Тиме в гости, да не знаю, где живет.
2-ой: Сапоги сшил из рубахи, а рубашку из сапог,
Дом поставил из опилок, вышел славненький домок.
1-ый: На болоте, на моху укусил комар блоху,
Сидит заяц на березе, умирает со смеху.
2-ой: Кабы, кабы, да кабы на носу росли грибы,
Сами бы варилися, да и в рот катилися.
Вместе: Вы послушали частушки, мы спасибо говорим,
Вас, мальчишки, вас, подружки, всех гостей благодарим!
Выход коробейника.
Ведущий:
Вдоль ярмарки во конец
Шел удалый молодец
Не товар продавать,
Себя людям показать.
Коробейник:
Ложки, ложки! Расписные ложки!
Кто хочет поиграть немножко?
( раздает детям ложки, звучит музыка « Светит месяц, светит ясный», дети подыгрывают на ложках)
Игра « Карусель».
Глашатай:
Идут кататься нянюшки
Ванюшки и Танюшки,
Хотят повеселиться
И братцы, и сестрицы.
( Одновременно выносят «Карусель» - шест с ленточками)
Тятеньки и папеньки,
Вы куда шагаете?
Шли бы вы на карусель –
Место прозеваете.
Барыни – сударыни,
Шляпы трехэтажные,
Вас кататься не возьмем,
Вы уж очень важные.
(дети берутся за ленточки на « карусели» и идут по кругу, постепенно ускоряя ход, затем замедляя)
Еле-еле, еле-еле
Закружились карусели
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом!
Тише, тише, не бегите,
Карусель остановите!
Раз, два, раз, два
Вот и кончилась игра.
Выступление музыкантов.
Ведущий:
Мало мест на карусели,
Все хотели, да не сели.
Для таких гостей у нас
Грянет музыка сейчас!
1-ый музыкант:
Нас бубенчиками бубен веселит,
Чтобы в пляске покружиться все смогли.
2-ой музыкант:
Звонко дудочка-свистулька играет,
Позадорней плясовую выбирает!
3-ий музыкант:
Как возьму я балалаечку свою,
Заиграю так, что сам не устою,
Больно музыка хорошая у нас,
Даже ноги так и рвутся в пляс!
4-ый музыкант:
Чуть рукой мою гармошку тронь,
Заиграет наша вятская гармонь,
И на музыку родимой стороны
Соберутся хороводом плясуны.
Девочка из хоровода:
Я плясать-то не умею,
Не умею – ну и что,
Меня выманила выточка –
Играет хорошо!
Заключительная часть.
Ведущий:
- От души мы повеселились на ярмарке! Много видели интересного, забавного. Настроение у нас хорошее. А придем домой, как поделимся этим с нашими близкими? Давайте им хоть гостинцы с ярмарки принесем! Только денежки на подарки надо заработать. Тут, на ярмарке, есть купцы-меценаты, они денежки дают, только лентяев не любят, а дают тем, кто знает пословицы и поговорки про труд.
(дети зарабатывают картонные денежки и покупают у коробейников игрушки и конфеты)
1-ый коробейник:
На мой товар полюбуйтесь,
Очень долго не торгуйтесь.
Налетайте, налетайте!
Покупайте, покупайте!
2-ой коробейник:
Тары-бары, тары-бары,
Есть хорошие товары!
Не товар, а сущий клад,
Забирайте нарасхват!
Глашатай:
Солнце закатилось,
Наша ярмарка закрылась.
Ведущий:
- Ребята, понравилась ярмарка? А теперь пора и отдохнуть.
Трактирщица:
Ты и дальше не скучай,
Приглашаем всех на чай!
С пряниками, сушками
Пышными ватрушками!
(Дети уходят на чаепитие).
Список литературы:
Горичева
В.С., Нагибина М. И. «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина» - Ярославль. Академия развития 1998 г.
Васильева М.А., Комарова Т.С. «Народное искусство в воспитании дошкольников» - М. Педагогическое общество России. 2006 г.
« Ни окон, ни дверей» - Детская литература, 1990 г.
Приложение № 1 «Загадки»
Стоит в углу Матрена
Здорова, ядрена,
Пасть открывает,
Что дают, глотает.
(печь)
Вы сказать мне не могли бы,
Как зовется эта рыба?
Ты за нос ее возьмешь,
Носом в воду окунешь –
Воду в рот наберет,
И к тебе отправит в рот,
Подумали немножко?
Не рыба это…
(ложка)
У кого
усатая
Морда полосатая?
Спинка словно мостик?
За мосточком хвостик?
(котенок)
Трехголосая
Аринка
Веселит всю вечеринку.
(балалайка)
Возле леса, на опушке,
Украшая темный бор,
Вырос пестрый, как Петрушка,
Ядовитый…
(мухомор)
Он большой и косолапый
А зимой сосет он лапу,
Громко может он реветь,
Угадайте, кто?
(медведь)
И шипит, и кипит,
В дырочку льется,
А станешь пить – жжется. (чай и самовар)
Приложение № 2
Дети встали в круг, держа ленточку, со словами идут медленно, ускоряя темп произношения слов. Движения тоже становятся все быстрее и быстрее. Со словами «тише, тише» идут опять медленно.
«Еле – еле, еле – еле,
Закружились карусели.
А потом, потом, потом
Все бегом, бегом, бегом.
Тише, тише, не бегите
Карусель остановите.
Раз, два, раз, два,
Вот и кончилась игра!»
Все слова повторяются 2-3 раза.