Статья Методическая разработка по музыке для 4 класса открытый урок на тему: «Между музыкой японского народа и русского народа нет непреодолимых границ». Автор: Нажибаева Эльмира Ибрагимовна

Автор: Нажибаева Эльмира Ибрагимовна
Цель урока – формирование представлений о музыкальной культуре Японии и сопоставление с русской культурой в процессе восприятия и анализа музыкальных произведений.

Задачи:

Ø в общих чертах познакомить с культурными традициями японского народа; сопоставить основные черты культуры Японии и России.

Ø  научить определять в звучании особенности японской народной музыки;

Ø  развивать умение размышлять о музыке и высказывать личностное отношение к прослушиваемым и исполняемым музыкальным произведениям;

Ø развивать умение сопереживать характеру произведения, различать средства художественной выразительности;

Ø  развивать и закреплять певческие умения и навыки на знакомом и новом материале;

Ø воспитывать интерес и чувство уважения к музыке других народов;

Ø воспитывать чувство патриотизма.


Автор: Нажибаева Эльмира Ибрагимовна
МБОУ СОШ №2
Методическая разработка
по музыке для 4 класса
Открытый урок
Между музыкой японского народа и русского народа нет непреодолимых границ
Разработала учитель музыки
I категории:
Нажибаева Эльмира Ибрагимовна
Место данного урока в системе указанной программы: 4 класс, 4 четверть.
Цель урока – формирование представлений о музыкальной культуре Японии и сопоставление с русской культурой в процессе восприятия и анализа музыкальных произведений.
Задачи:
в общих чертах познакомить с культурными традициями японского народа; сопоставить основные черты культуры Японии и России.
научить определять в звучании особенности японской народной музыки;
развивать умение размышлять о музыке и высказывать личностное отношение к прослушиваемым и исполняемым музыкальным произведениям;
развивать умение сопереживать характеру произведения, различать средства художественной выразительности;
развивать и закреплять певческие умения и навыки на знакомом и новом материале;
воспитывать интерес и чувство уважения к музыке других народов;
воспитывать чувство патриотизма.
Тип урока:комбинированный. Вид урока:урок-путешествие в музыку Японии. Формы организации деятельности учащихся: фронтальная работа, индивидуальная работа, коллективная деятельность, групповая работа. Новые понятия:японские музыкальные инструменты: рютеки, сякухачи, жамисен, кото, тайко.
Оборудование урока: синтезатор; компьютер; музыкальный центр; мультимедийный проектор; колонки. иллюстрация карты Японии; иллюстрации музыкальных инструментов Японии; иллюстрации музыкальных инструментов и др.
Музыкальный материал:
"Вишня" - японская народная песня.
"Вариации на тему японской народной песни" Д.Б. Кабалевского
"Японский журавлик"- песня муз. С. Туликов, сл.В. Лазарев.
"Катюша" - муз. М. Блантнер, С. М. Исаковский
"Сакура"- яп. нар. песня
План урока:
1. Организационный момент. Активизация внимания.
2. Актуализация опорных знаний.
3. Выход на проблему
4. Открытие новых знаний.
5. Слушание яп. нар. песни "Вишня".
6. Физминутка.
7. Вокально-хоровая работа.
8. Рефлексия.
Подведение итогов урока.
Ход урока:
Организационный момент.
- На прошлых наших уроках мы знакомились с музыкой народов мира. С музыкой каких народов мы уже знакомы?
- А сегодня мы отправимся в путешествие в очень удивительную и необычную страну. Когда вы заходили в класс, звучала музыка. Какому народу принадлежит эта музыка?
Актуализация опорных знаний.
- Что вы знаете о Японии? (слайд 1)
- Кто знает, как ещё называют эту страну? Почему? Как вы думаете?
Государственный флаг Японии несёт в себе это название. Он представляет собой полотнище с ярко – красным солнцем посередине (слайд 2).
Современная Япония известна своими технологиями. Однако традиции и обычаи очень чтят в этой маленькой стране. Японцы очень гостеприимный народ и всегда своим гостям предлагают поучаствовать в чайной церемонии, а в дар преподносят сувенир – национальную куклу хаката.
- А в России какая кукла является национальной игрушкой - сувениром? (матрешка) (слайд 3).
- Основные черты японского искусства – скромность, лаконичность, утончённость и ещё… недосказанность. То же мы можем ощутить и в японской поэзии. Пример - нерифмованные стихи – хокку. Своеобразные стихи, которые требуют созерцания, домысливания (слайд 4).
Взошла луна,
И самый мелкий кустик
На праздник приглашён.
Посадил деревья в саду,
Тихо, тихо, чтоб их ободрить,
Шепчет осенний дождь
(Досказать на ушко деревцу самые важные слова:
- Подожди немного, весной ты снова станешь красивым и зелёным.
- Я такой маленький, но у меня есть силы, я напою и ты оживёшь). Японская поэзия этим и прекрасна, что её надо домысливать.
III. Выход на проблему.
- Как видите между традициями японского и русского народа много типичного. И в этом мы убедимся на нашем уроке. А о чем мы забыли вспомнить? (Музыку японского народа). (слайд 5)
IV Открытие новых знаний.
- Похожа ли музыка японского народа на русскую? А национальные музыкальные инструменты Японии видели?
Рютэки – японская флейта. (слайд 6)
(слайд 7)Сякухачи – бамбуковая флейта, происходит из древнего Египта. Ранее была предназначена для мужчин, а теперь все переменилось. Звук флейты передает весь спектр жизни на земле.
Шамисен – трехструнный щипковый музыкальный инструмент, на котором аккомпанировали во время театральных представлений. Ближайщий аналог – лютня.
(слайд 8)Кото – японский струнный щипковый музыкальный инструмент, символ музыкальной культуры Японии. Звук извлекается при помощи ногтей - медиаторов – цумэ, изготавливаемых из слоновой кости, и одеваемые на 1,2,3 палец правой руки. Игра на кото является одним из традиционных национальных видов искусства, как в древние времена, так и в наши дни.
Барабан Тайко – один из древнейших инструментов в мире. Сначала использовался во время охоты и отпугивания животных. В эпоху войны использовали на полях сражений для введения противника в заблуждение и отражение атак. Простой народ играл во время праздников. Сегодня он является неотъемлемой частью японской культуры.
(Знакомство с инструментами) Видео. (слайд 9)
- Что необычного и интересного вы услышали в этой музыке?
- Необычное для нашего уха звучание. В каких ладах мы привыкли слушать и петь? (в мажоре и миноре). А в этой музыке был мажор или минор? Сложно определить, потому что в мелодиях Востока используется не 7 ступеней, а пять. (наиграть пентатонику)
V. Слушание и разучивание песни яп. нар. песни "Вишня".
-В Японии очень много садов. Сады очень разные и необычные. Вслушайтесь в эти названия: Сад воды. Сад камней. Ну а в Саду деревьев главным является - священное дерево сакура (вишня), очень красивое во время цветения в марте.(слайд 10-11) А мы в России любуемся цветением яблони.
- Во время цветения сакуры сады и паркистоят невероятно нарядные и торжественные. Деревья окутаны нежнейшей пеной лепестков, в воздухе витает тонкий аромат.Цвета и оттенки лепестков сакуры самые разные: белые, розовые, сиреневатые, красные, фиолетовые.С наступлением темноты цветущие сакуры подсвечиваются со всех сторон прожекторами - зрелище просто волшебное!Все народы с давних времен в своих песнях воспевают природу. О чем поют японцы в своих песнях? (о вишне). Самая известная японская народная песня называется Вишня В России тоже любят и поют эту пеню. Послушайте.
(Слушание и разучивание песни Вишня). (слайд 12)
(Первая фраза - описание красоты дерева. (Пластическое интонирование)
Вторая фраза – дуновение ветра.
Третья фраза – разлетелся аромат).
- А складывается у вас ощущение законченности песни?
- Правильно, её хочется продолжить.
А чем она не похожа на русскую? (необычными интонациями и движением мелодии).
- Наш с Вами современник, композитор XX века, Д.Б. Кабалевский посетил страну Японию. Он был настолько восхищен красотой цветущей вишни, красотой японской песни, японского искусства, что приехав на родину, в Россию решил написать произведение вариации на тему японской народной песни. А что такое ВАРИАЦИИ?(слайд 13) Вариации – это музыкальная форма, основанная на многократных повторениях основной мелодии с новыми её видоизменениями и развитием.
Давайте с вами вспомним, какими видами речи пользуются люди для общения друг с другом?(Разговорной, если они далеко друг от друга, то письменной и музыкальной.)
Композитор будет с нами разговаривать на прекрасном музыкальном языке, который доступен и понятен каждому человеку без перевода. Музыкальная речь бессмертна, хотя композитора Кабалевского уже нет в живых, его музыкальное послание мы можем услышать в XXI веке, узнать его мысли, что его волновало, что тревожило.
"Вариации на тему японской народной песни" Д.Б. Кабалевского (слушание)
VI Физминутка.
- Сейчас мы проведём физминутку "Весёлые пингвины"
( Слайд 14)
VII Вокально - хоровая работа.
- Ребята, я видела, что вы с большим интересом слушали вариации.
- В исполнении какого инструмента звучали вариации? (фортепиано)
- Как изменилась мелодия песни? (стала тяжелой, драматичной) Почему? (произошла беда, трагедия). Народная музыка – это душа народа.
- Что же произошло с японской душой народа?
А произошла трагедия, которая потрясла мир. ( Слайд 15) (взрыв атомной бомбы)
Все свои переживания, сочувствие к японскому народу Д.Б.Кабалевский выразил в своей музыке.
- Чуть позже в Японии вышла книжка, которая называлась Девочка Садако хочет жить. Семья девочки попала в эту трагедию. Девочка заболела неизлечимой болезнью. Она поверила врачу, который рассказал ей древнюю японскую легенду, в которой говорится о том, что к тому, кто сложит из бумаги тысячу журавликов, вернется здоровье. Она делала журавликов, но не успела сложить все… (слайд 16)
Летний день, в окне сверкая
На осколки мелкие дробится.
Умирает девочка Садако,
Умирает в атомной больнице.
Устремлен куда-то взгляд раскосый,
Словно видит свет иного края.
И чернеют на подушке косы
С девочкою рядом умирая.
Сколько люди мира ни старались,
Не помогут девочке подняться.
И уже беспомощно над нею
Белые журавлики кружатся.
- В память о ней дети Японии сделали тысячу журавликов и запустили их в небо (слайд 17)
- В Японии есть памятник Садако (слайд 18).А в нашей стране ей посвятили песню, которая называется Журавлик (слайд 19).
(Рразучивание песни по фразам).
- Символом мира, надежды, свободы в Японии является журавлик. А в нашей стране какой символ мира? (Белый голубь мира). (слайд 20)
VIII Рефлексия. (слайд 21)
У каждого на листочках выведены вопросы и ответы на них. Найдите правильный ответ на вопрос и впишите буквой в последний столбик таблицы. Проверьте и оцените свою работу. Все 5 правильных ответов – 5, 4– 4, 3 – 3.
1.Название клуба любителей песни в Японии. А. кото
2.Ударный национальный инструмент
японского народа. Б. сакура
3.Музыкальная форма, которую Кабалевский
использовал для своего произведения. В.
катюша
4.Японское священное дерево. Г. барабан Тайко
5. Струнный щипковый национальный
инструмент Японии. Д. вариации
IX Итог урока
- Русский композитор интересовался музыкой японского народа и пытался донести до нас о страшной трагедии. Русские люди понимают японскую музыку, японцы поют и любят русскую музыку. В Японии (в Токио) даже есть клуб любителей песни, где собирается молодежь и поет песни разных народов мира, в том числе наши русские, советские песни. И называется этот клуб Катюша. Как вы думаете, почему? Потому что песня Катюша одна из любимейших песен в Японии. Послушайте, как она звучит на разных языках мира.
(слушание Катюши)
- Люди живут одной многонациональной семьей, их общий дом - наша планета, а если их и разделяют границы, то это только земельные границы, а в музыке их нет и быть не может, какого бы цвета кожи человек ни был, на каком языке не говорил. Музыка доступна и понятна, здесь переводчики не нужны. Музыка всех сближает, так что мы можем сказать, что между музыкой моего народа и музыкой других народов мира нет непереходимых границ.
Домашнее задание.
- Нарисуйте то, что сегодня впечатлило вас на уроке.
- Молодцы! Мне очень понравилось, как вы работали на уроке. А в память о сегодняшнем уроке я хочу дать бумажный журавлик.
- Спасибо, за внимание. До свидания!
Результаты урока:
Личностные:
- развитие мотивов учебной и творческой деятельности, личностного смысла учения; овладение навыками сотрудничества с учителем и сверстниками.
Метапредметные:
- Добиться внимания, координации музыкального слуха, мышления, памяти, воображения, фантазии.
- научатся формулировать ответы на вопросы, вступать в учебное сотрудничество, слушать одноклассников, учителя. Задавать проблемные вопросы в ходе деятельности и отвечать на них.
- Развивать умение анализировать и сравнивать.
Предметные:
Познакомить детей с с музыкой японского народа, познакомить с музыкальными инструментами Японии.
Совершенствовать умения давать полную и точную характеристику настроению, чувствам, образам музыки;
- Развивать речь учащихся, память, мышление, внимание; стимулировать интерес к музыке.
- Воспитание интереса и чувства уважения к музыке других народов;
- Воспитание чувства патриотизма.
Информационные источники, используемые при подготовке к уроку:
Поурочное планирование Е.Д.Критская, Г.П.Сергеева, Т.С.Шмагина Музыка 1 – 4 классы.
Примерные программы основного общего образования. Искусство. – М. : Просвещение, 2010 - (Стандарты второго поколения).
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования / Мин-во образования и науки Рос. Федерации. – М. : Просвещение, 2010 – (Стандарты второго поколения).
План — конспект урока музыки 4 кл. "Мужду музыкой моего народа и других народов не непреодолимых границ"
Социальная сеть работниковобразованияnsportal.ru
Сайт ИНФОУРОК
8
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x