Автор: Маслова Анастасия Викторовна
Методическая разработка по выполнению исследовательской работы учащимися 6 класса «Семенная продуктивность гвоздичных»
Характеристика жанра исследовательской работы
Работа представляет авторскую методическую разработку по выполнению учебного исследования учениками 6 класса на тему: «Семенная продуктивность гвоздичных»
Работа проводилась в ЧОУ СОШ Русская школа Марии Аверьяновой, где овладение самостоятельной исследовательской деятельностью обучающимися выстроено в виде целенаправленной систематической работы на всех ступенях образования. В школе проходит неделя естественных наук, где дети представляют свои результаты.
Цель работы
Для учащихся: получить знания о семенной продуктивности, ее роль в жизни растений, определить потенциальную и реализуемую семенную продуктивность, определить процентную всхожесть семян
Для учителя: развитие умений и навыков учащегося, которые формируются в результате работы над исследованием; раскрытие его творческого потенциала.
Методы диагностики достижения образовательного результата
Для определения образовательного результата используются следующие методы:
· наблюдение;
· собеседование;
· анализ задания;
· контрольный вопрос;
· рефлексия.
Образовательный результат достигнут, если:
· ученик достиг цели исследования;
· освоены навыки выполнения исследования;
· ученик свободно ориентируется в теоретическом материале, который необходимо знать для работы над исследованием;
· выполнены все задачи исследования;
· ученик испытывает удовлетворение от хорошо выполненной работы, у него есть желание продолжить исследовательскую деятельность.
Материалы и методы
Сбор материала проводился в городе Москва в районе Крылатское в парке «Крылатские холмы» с июня до начала августа 2014 года. Материал собирался учителем, но наглядно показывался учащимся. Было собрано 50 плодов с разных растений, 20 из которых помещались в отдельный бумажный пакетик для сохранности высыпающихся семян, 30 плодов заспиртовывались для определения семязачатков.
Результаты и обсуждение результатов
Нами было выяснено, что потенциальная семенная продуктивность гвоздики Фишера составляет 126 (98 до 154 семязачатков), реализуемая семенная продуктивность - 32 %.
Процент всхожести смолки клейкой составил 91%, гвоздики Фишера – 86%, а звездчатка жестколистная не проросла.
По завершению проекта учителям и учащимся раздавались оценочные листы.
Перспективы развития исследовательской/проектной деятельности в учреждении и профессиональной деятельности автора:
Включение проектной работы в урочную и внеурочную деятельность учащихся.
· Формирование исследовательской культуры учащихся, умений и навыков самостоятельного и творческого труда, самостоятельной работы с научной литературой, материалами сети интернет.
· Активизация участия обучающихся в различных конкурсах проектных работ, транслируя свой опыт и познавая новое.
· Повышение мотивации в учении.