Статья Методическая разработка урока по дисциплине "Маркетинг". Автор: Белова Юлия Александровна

Автор: Белова Юлия Александровна
 

Данная методическая разработка - это урок по дисциплине "Маркетинг" по теме "Товарная политика". Урок разработан в нетрадиционной форме, в форме виртуальной экскурсии в музей.

Нестандартные уроки вызывают живой интерес студентов, что является стимулом познания, мотивирует интерес к обучению. В результате повышается интерес к изучаемой дисциплине, растет успешность студентов в ходе получения образования, что ведет к формированию творческого, активного, грамотного, нестандартно мыслящего, и , следовательно востребованного специалиста.


Автор: Белова Юлия Александровна
Государственное бюджетное профессиональное образовательное
учреждение Пензенской области
Кузнецкий многопрофильный колледж
Методическая разработка
Номинация: ___Учебное теоретическое занятие____
Дисциплина: ______Маркетинг__________________
Тема: Урок - экскурсия Товарная политика. Жизненный цикл товара____________________
______________________________________________
Профессия / специальность______Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям)_________________
Курс ___2______________________________________
Белова Ю.А.
2018г.
Аннотация
Для подготовки востребованных специалистов, обладающих способностями нестандартно решать возникающие проблемы и принимать решения, необходимо систематически использовать нестандартные формы преподавания изучаемых дисциплин. Данная методическая разработка представляет нетрадиционную форму теоретического занятия – урок-экскурсия по теме Основные направления товарной политики. Жизненный цикл товара. Подобное занятие предполагает более свободное общение студентов и преподавателей в ходе изучения материалов темы и позволяет соотнести сухой теоретический материал учебника с теми фактами из жизни, с которыми студенты сталкиваются каждый день. Это способствует формированию личного отношения к теме, и закрепляет полученные на занятии теоретические знания.Вариативные задания для проверки усвоения материала также стимулируют активность студентов на уроке, то есть каждый может выбрать именно тот вариант задания, который ему по силам, позволит наиболее комфортно и выгодно для студента показать степень усвоения им домашнего задания. Кроме того, вариативный опрос по домашнему заданию позволяет повысить коэффициент плотности опроса до максимального уровня. Подготовка творческого домашнего задания, модели упаковки товара, позволяет не только развивать творческие способности студентов, но и побуждает к самостоятельному поиску информации для выполнения задания, что, в конечном итоге, повышает интерес к предмету. Принцип наглядности реализуется использованием электронной презентации по изучаемой теме.Нестандартные уроки вызывают живой интерес в студентов, что является стимулом познания, мотивирует процесс обучения. В результате повышается интерес к изучаемой дисциплине, растет успешность студентов в ходе получения образования, что ведет к формированию творческого, активного, грамотного, нестандартно мыслящего, и, следовательно, востребованного специалиста экономического профиля.
Содержание
Методическая разработка урока – экскурсии по теме: Основные направления товарной политики. Жизненный цикл товара……………..…….4
Результаты апробации работы…………………………………………….14
Список использованной литературы……………………………………..15
Приложение…………………………………………………………………16
I. Методическая разработка теоретического занятия в форме урока – экскурсии по теме: Основные направления товарной политики. Жизненный цикл товара
Тип урока: комбинированный урок
Форма урока: урок - экскурсия
Вопросы, рассматриваемые на занятии: Этапы разработки нового товара. Жизненный цикл товара.
Актуальность темы: Изучение данной темы и приобретение знаний об особенностях товарной политики способствует наиболее полному формированию экономических знаний студентов для будущей профессиональной деятельности.
Межпредметные связи: данная тема связана с дисциплинами Экономика, Основы экономической теории, Бизнес-планирование.
Внутрипредметные связи: Данная тема является логическим продолжением темы Сегментирование рынка и предыдущих вопросов темы Основы товарной политики и планирование продукции.
Цель урока:
Формирование представления студентов о процессе разработки новых товаров, и навыка соотнесения и применения теоретических знаний в реальной жизни.
Задачи:
Обучающая: ознакомление с особенностями разработки новых товаров;
Развивающая: развитие познавательного интереса студентов к теме Основы товарной политики и планирование продукции, творческих навыков студентов;
Воспитательная: воспитание бережного отношения к книге, как к важнейшему источнику знаний, осознание ее значимости в жизни человека.
Ход урока:
1.Организационный момент
проверка готовности группы к уроку, включение студентов в деловой ритм,
организация внимания студентов.
2. Сообщение типа, темы, цели и задач урока.
Нетрадиционный форма урока: урок – экскурсия.
Тема урока: Основные направления товарной политики. Жизненный цикл товара.
Цель урока:
Формирование представления студентов о процессе разработки новых товаров, и навыка соотнесения и применения теоретических знаний в реальной жизни.
3. Проверка домашнего задания: вариативность проверки домашнего задания (по желанию студента), в любой форме из предложенных:
опрос по устным вопросам по предыдущему материалу;
проверка знаний по тестам (приложение 1);
защита моделей упаковки товаров, самостоятельно разработанных студентами (творческое домашнее задание к уроку).
Результативное прохождение проверки домашнего задания позволяет приобрести входной билет для посещения музея (то есть, успешное прохождение проверки каждым студентов - обязательно)
4. Подведение итогов опроса. Определение стоимости купленных билетов, в соответствии с полученной оценкой за проверку домашнего задания.
(Студенты, получившие самые дорогие билеты, имеют право оставить отзыв в книге посещений музея)
5. Изучение нового материала
Прежде чем наша экскурсия посетит основные залы и экспозиции музея, давайте познакомимся с самим процессом разработки нового товара, узнаем о всех тонкостях, сопровождающих этот процесс и влияющих на всю дальнейшую жизнь товара.
Проведение лекции в конференц-зале музея
Вопрос 1. Этапы разработки нового товара.
В связи с быстро изменяющимися потребностями и запросами потребителей, фирма в условиях конкуренции должна иметь свою программу разработки новых товаров. Фирма может заполучить новинки двумя способами:
приобретением со стороны, например, купив патент, лицензию или другую фирму;
созданием у себя отдела исследований и разработок.
Перед фирмой, занимающейся разработкой новых товаров, стоит дилемма: с одной стороны, надо разрабатывать новые товары, а с другой, не так уже и много шансов на успех. Основными причинами неудач являются:проталкивание своих идей высокопоставленными руководителями; переоценка объема рынка для нового товара; неудачная конструкция нового товара; неправильное позиционирование и рекламирование.
Перед создателями новых товаров стоит задача тщательно проработать каждый этап разработки (рисунок 1.)
Рисунок 1. Основные этапы разработки товара-новинки.
Программа разработки нового товара состоит из следующих этапов:
1. Формирование идеи товара.
Разработка новых товаров начинается с поиска идей:
Идея не должна быть случайной;
Должна соответствовать возможностям предприятия;
Должна соответствовать общей идее руководства.
Для этого должна существовать четкая стратегия разработки новых товаров:
Определение конкретных рынков сбыта для новых товаров.
Определение товаров, на которые должно ориентироваться предприятие.
Определение цели, для которой разрабатывается новинка: повышение доходов/укрепление положения на данном рынке.
Источники идей для создания новинок:
потребители (опрос, беседы, анализ жалоб).
ученые (новые материалы, свойства, явления).
конкуренты (создаваемые новинки).
торговый персонал, сотрудники рекламных агентств.
Идеи, прошедшие первоначальную оценку, подвергаются концептуальной проработке, где они уточняются с учетом запросов потенциальных потребителей. На этой стадии составляется первый вариант бизнес- плана, в котором описываются основные характеристики товара и предполагаемая стратегия его сбыта с учетом, по возможности, мнения потенциальных покупателей.
2. Отбор идеи товара.
Предполагает выявление и отсеивание непригодных идей. Все идеи оформляются в письменном виде в форме заявки, которая поступает на рассмотрение комиссии. Решается вопрос, подходит ли идея предприятию, согласуется ли с его целями и ресурсами.
3. Замысел товара.
Отобранные идеи надо превратить в замысел товара. При этом надо различать понятия.
Идея товара – общее представление о возможном товаре, который предприятие могло бы предложить рынку.
Замысел товара – это проработанный вариант идеи, выраженный значимыми для потребителя понятиями.
Образ товара – конкретное представление потребителей о товаре.
Любой замысел должен проверяться, то есть быть опробован на соответствующей группе целевых потребителей.
4. Разработка стратегии маркетинга.
Изложение стратегии маркетинга состоит из 3-х частей:
Часть 1. Дается описание величины, структуры и поведения целевого рынка. Излагаются показатели объемов продаж и доли рынка на несколько лет. Описание предполагаемого позиционирования товара.
Часть 2. Даются общие сведения о предполагаемой цене. Смета расходов на маркетинг в течении первого года.
Часть 3. Содержит перспективные цели по показателям сбыта и прибыли.
5. Анализ возможностей производства и сбыта.
Определив замысел и стратегию маркетинга, проводится анализ намеченных контрольных показателей продаж, издержек и прибыли, для того чтобы убедиться в их соответствии целям фирмы.
Если результаты удовлетворительны, можно приступать к разработке товара.
6. Разработка товара.
Создание одного или нескольких вариантов товара, удовлетворяющим следующим требованиям:
Он имеет все свойства, изложенные в замысле.
Он безопасен и надежен.
Его себестоимость не выходит за рамки сметы.
7. Испытание на рынке.
Выявляются взгляды потребителей на особенности, свойства товара и определяется размер рынка. Этап пробного выхода на рынок предусматривает изготовление пробной партии, ее реализацию, по результатам которой можно судить о том, примет ли рынок новый товар. Если реализация пробной партии будет успешна, то вероятность конкурентоспособности товара велика.
8. Массовое производство.
На основе информации, полученной в рыночных испытаниях, принимается решение о целесообразности выпуска нового товара. При этом необходимо решить КОГДА, ГДЕ, КОМУ и КАК товар предлагать.
Экскурсия в зал музея Жизненный цикл товара
В ходе прослушивания лекции о процессе разработки нового товара, вы, наверняка, поняли, насколько это тяжелый и непредсказуемый процесс. В самом начале разработки новинки никто не может сказать наверняка – будет ли новинка воспринята рынком, добьется ли успеха, как ее оценят покупатели.
Поэтому сегодня мы с вами познакомимся только с одним экспонатом нашего зала, но, пожалуй, с одним из самых важных и ценнейших товаров. Этот товар – книга.
Книга появилась очень давно. Одна из древнейших форм книги – свиток, появился в 3-4 тысячелетии до нашей эры, начиная с 5 века до нашей эры, свиток превращается в подобие современной книги, то есть приобретает отдельные листы. В те времена размножались книги переписыванием.
Таким образом, у нас есть возможность рассмотреть жизненный цикл этого очень немолодого товара и определить этап жизненного цикла, на котором находится этот товар сегодня.
Каждый товар, запущенный в коммерческое производство, имеет жизненный цикл, однако характер и протяженность его предугадать нелегко.
Типичный жизненный цикл товара и характер сбыта и прибыли на протяжении жизненного цикла представлен кривой на рисунке 2.
Рисунок 2. Жизненный цикл товара
В типичном жизненном цикле выделяются четыре этапа.
1. Начинаем нашу экскурсию с первой экспозиции нашего зала Выведение товара на рынок.
Это период медленного роста сбыта по мере выхода товара на рынок. Прибыли на этом этапе еще нет, но есть убытки. Затраты на стимулирование в это время достигают максимального уровня. Цены на товар обычно завышены.
Необходимо:
Информировать потенциальных покупателей;
Побуждать опробовать этот товар;
Обеспечить распространение товара через торговую сеть.
Примером данного этапа жизненного цикла книги являются свитки. Они пока еще не слишком сильно распространены в мире, стоимость их очень высока, так как они являются, пожалуй, единственными источниками знаний, способными не только сохранить эти знания, но и послужить для их распространения. Постепенно растет и количество свитков, и количество людей, осведомленных о них и желающих приобрести.
2. Вторая экспозиция нашего музея – Этап роста.
Это период быстрого восприятия товара рынком, быстрого роста продаж и прибыли. Цены остаются на высоком уровне. Затраты на стимулирования сбыта те же или слегка растут. Объем продаж увеличивается, а, следовательно, увеличивается и прибыль (растет объем производства, а издержки падают).
Для продления этого этапа можно использовать следующие подходы:
Повышать качество продукции.
Проникать в новые сегменты рынка.
Переориентировать часть рекламы с распространения информации о товаре на стимулировании его приобретения.
Своевременно снижать цены.
Мы можем видеть примеры нашего товара на втором жизненном этапе. Данный этап начался еще до наступления нашей эры и продлился, пожалуй, до начала 20 века. За это время книга из скрепленных листов с нанесенными на них строчками превратилось иногда даже в произведение искусства. Книги стали украшать картинками, гравюрами. Переплет стал не только кожаным, но и приобрел различные украшения, тиснение, замки.
3. Однако жизнь не стоит на месте, прогресс движет нашу жизнь вперед, появляется новая техника и новые технологии. В наш 21 век, век всеобщей компьютеризации, казалось бы, книга отошла на второй план, но это далеко не так! В жизни книги, всего лишь наступил третий этап жизненного цикла. Об особенностях этого этапа нам расскажет третья экспозиция нашего музейного зала. Экспозиция Этап зрелости.
Это период замедления темпов сбыта в связи с тем, что товар уже воспринят большинством покупателей. Прибыль стабилизируется или снижается из-за затрат на защиту от конкурентов. Это самый продолжительный этап. В это время обостряется конкурентная борьба, что заставляет снижать цену. Усиливается реклама. Увеличиваются затраты на усовершенствование данного товара.
На данном этапе требуется модификация рынка, товара и комплекса маркетинга. Модификация товара – это изменение таких характеристик товара, как уровень качества, свойства, внешнее оформление, для того, чтобы привлечь новых пользователей. Модификации нашего товара вы можете видеть на стенде. Это и книга-3Д технологий, книга - пазл, объемная книга, книга – картинка, книги для раскрашивания и многие другие.
4. И, наконец, четвертая экспозиция нашего зала – это Экспозиция Этап упадка. Особенностями данного этапа жизненного цикла товара является резкое падение сбыта и снижение прибыли. Для товаров первой необходимости этот этап протекает медленно, для модных товаров стремительно. На данном этапе сохранение товара в товарной номенклатуре предприятия нежелательно, так как он требует от руководства много времени и отрицательно сказывается на репутации компании.
В данной экспозиции мы с вами не увидим реального рассматриваемого товара, потому, что этот этап в жизненном цикле книги еще не наступил и, скорее всего, наступит очень нескоро!
6. Закрепление.
Для того чтобы систематизировать полученные на уроке знания вам необходимо заполнить таблицу в тетради Жизненный цикл товара
Необходимо кратко описать основные характеристики каждого этапа жизненного цикла товара и ответные типичные маркетинговые реакции фирмы на каждом из этапов в виде таблицы (приложение 2).
После заполнения таблицы необходимо сверить свои записи с образцом на слайде, при необходимости внести исправления (образец для проверки – см. Приложение 2 )
7. Рефлексия:
Высказывания студентов по вопросуСтанет ли книга когда-нибудь пережитком прошлого? с опорой на изученный на уроке материал.
Анализ отдельных товаров с целью определения их этапа жизненного цикла.
Запись пожеланий в книги отзывов музея.
8. Вариативное домашнее задание:
На оценку Хорошо выучить тему Основные направления товарной политики и планирование продукции.
На оценку Отлично тема и практическое задание: Проанализировать жизненный цикл понравившегося товара и выделить основные этапы ЖЦТ с указанием конкретных примеров. Оформление практической работы на листе формата А4.
9. Подведение итогов урока.
II. Результаты апробации проведения урока – экскурсии по теме Основные направления товарной политики. Жизненный цикл товара
Данное учебное занятие проводилось в группах студентов по специальностям Экономика и бухгалтерский учет (по отраслям), Банковское дело. В одной из групп данный урок проводился в качестве открытого урока по дисциплине Маркетинг.
Результаты проведения урока по данной форме:
Повысился интерес студентов к теме Товарная политика, к самой дисциплине Маркетинг.
Повысилось качество знаний студентов, средний балл за ответы по теме составил – 4,5, Общая успеваемость по теме -100%.
Выросла уверенность студентов при проверке знаний по домашнему заданию, благодаря вариативности предлагаемых заданий.
100% студентов выполнили творческое домашнее задание – разработка собственной упаковки товара.
Все вышеизложенное доказывает полезность применения нетрадиционных форм занятий для повышения успешности освоения студентами специальных и общепрофессиональных дисциплин экономического профиля и повышения познавательного интереса к изучаемым дисциплинам.
Фотоматериалы с проведенных занятий представлены в приложении 3.
III. Список использованной литературы:
Нормативно – правовые акты.
1. Гражданский кодекс РФ. Ч.4, Раздел VII. Права на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации.
Основная литература.
Барышев А.Ф. Маркетинг. Учебник. – М.: Академия, 2014. - 224с.
Басовский Л.Е. Маркетинг. Курс лекций. - М.: ИНФРА-М, 2015. – 208с. 224с.
Котлер Ф. Основы маркетинга. Краткий курс. - М.: Прогресс, 2015. - 656 с.
Мурахтанова Н.М. Еремина Е.И. Маркетинг. Учебное пособие. – М.: Академия, 2016. – 208с.
Приложение 1.
Тестовые задания для проверки домашнего задания
Тема: Товарная политика. Вариант 1.
1.Какой из видов товаров по уровню восприятия идеи товара представляет собой товар, обладающий характеристиками: качеством, набором свойств, специфическим оформлением?
1)товар по замыслу;
2)реальный товар;
3)товар с подкреплением.
2.Товары с уникальными характеристиками, ради приобретения которых покупатель готов затратить дополнительные усилия - это
1)товары особого спроса;
2)товары пассивного спроса;
3)товары с подкреплением.
3.Какой из видов товаров в классификации по уровню восприятия идеи товара представляет собой то, что в действительности приобретает покупатель, т.е. заключенная в упаковку услуга для решения какой-нибудь проблемы?
1)товар по замыслу;
2)реальный товар;
3)товар с подкреплением.
4.Какой вид товара является товаром, который перед покупкой сравнивается по качеству, цене и внешнему виду?
1)товар пассивного спроса;
2)товар предварительного выбора;
3)товар с подкреплением.
5.В какой классификации выделяются товары длительного пользования и товары кратковременного пользования?
1)по уровню восприятия идеи товара;
2)по назначению товара;
3)по сроку использования товара.
Тема: Товарная политика. Вариант 2.
1.Какой вид товара является товаром, который перед покупкой не сравнивается по качеству, цене и внешнему виду?
1) товар пассивного спроса;
2) товар предварительного выбора;
3)товар повседневного спроса.
2.Каким видом упаковки является непосредственное вместилище товара?
1)внутренняя упаковка;
2)внешняя упаковка;
3)транспортная упаковка.
3.Какой из видов товаров по уровню восприятия идеи товара представляет собой следующее - к реальному товару предоставляются дополнительные услуги и выгоды?
1)товар по замыслу;
2)реальный товар;
3)товар с подкреплением.
4.Какие товары промышленного назначения полностью используются в процессе производства?
1)капитальное имущество;
2)материалы и детали;
3)вспомогательные материалы и услуги.
5.Использование марочного названия успешного товара при выведении на рынок новинки – это
1)расширение границ использования марки;
2)многомарочной подход предприятия;
3)решение о семейственности марки.
Приложение 2
Таблица 1. Жизненный цикл товара: основные характеристики и типичные ответные реакции производителей.
Этап выведения на рынок
Этап роста
Этап зрелости
Этап упадка
Характеристика
Сбыт
Прибыль
Потребители
Число конкурентов
Ответная реакция производителей
Основные стратегические усилия
Затраты на маркетинг
Основные усилия маркетинга
Распределение товара
Цена
Товар
Таблица 1. Жизненный цикл товара: основные характеристики и типичные ответные реакции производителей (для проверки)
Этап выведения на рынок
Этап роста
Этап зрелости
Этап упадка
Характеристика
Сбыт
Слабый
Быстрорастущий
Медленнорастущий
Падающий
Прибыль
Ничтожная
Максимальная
Падающая
Низкая (0)
Потребители
Любители нового
Массовый рынок
Массовый рынок
Отстающие
Число конкурентов
Небольшое
Постоянно растущее
Большое
Убывающее
Ответная реакция производителей
Основные стратегические усилия
Расширение рынка
Проникновение вглубь рынка
Отстаивание своей доли рынка
Повышение рентабельности производства
Затраты на маркетинг
Высокие
Высокие, но несколько ниже в процентном отношении
Сокращающиеся
Низкие
Основные усилия маркетинга
Создание осведомленности о товаре
Создание предпочтения к марке
Создание приверженности к марке
Селективное воздействие
Распределение товара
Неравномерное
Интенсивное
Интенсивное
Селективное
Цена
Высокая
Несколько ниже
Самая низкая
Возрастающая
Товар
Основной вариант
Усовершенствованный
Дифференцированный
Повышенной рентабельности
Приложение 3.
16
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x