Методическая разработка внеаудиторного занятия

Автор: Чернова Наталья Михайловна

Александровск- Сахалинский колледж (филиал)

федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего образования

«Сахалинский государственный университет»

 

 

 

 

ЦК естественно-математических и экономических дисциплин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Знатоки естествознания

(занимательный час)

 

 

 

Преподаватель:

Чернова Н. М.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Александровск-Сахалинский

2016

«Математику нельзя изучать,

наблюдая, как это делает сосед»

 

«Мало иметь хороший ум,

главное хорошо его применять»

Р. Декарт

Цель: 

1.      Показать студентам, что математика – чудесная, не сухая наука и занимаются ею замечательные люди.

2.      Расширить знания, повысить интеллект.

 

Место проведения:

Колледж АСк(ф)САХгу, кабинет № 24.

Участники:

101 и 106 группы

 

План проведения занятия:

1.      Формирование команд, выбор жюри.

2.      Разминка.

3.      Стихотворение о химии

4.      Маленькая викторина: «Знаешь ли ты великих математиков?»

5.      Загадки командам.

6.      Конкурс капитанов

7.      Пословицы и поговорки

8.      Составление слов по карточкам.

9.      Конкурс художников

10.  Анаграмма.

11.   Конкурс болельщиков

12.  Подведение итогов, награждение.


1. Формирование команд:

·         участники мероприятия образуют 2 команды;

·         члены жюри:

·         максимальное количество балов за правильный ответ – 3 балла.

 

2. Вопросы командам ( 1б) с выбором ответа, вопросы чередуются:

·         Квадриллион, квинтиллион …, что дальше?

а) секстиллион, б) дециллион, в) миллиард, г) септиллион.

·         Число 666 увеличенное в 1,5 раза равно

а) 999 , б) 333, в) 9999, г) 966.

·         Какой знак нужно поставить между числами, чтобы получилось число большее 2, но меньшее 3

а) плюс, б) минус, в) деление, г) запятая.

·         Найдите лишнее слово в выражении «сумма двух острых углов в прямоугольном треугольнике равна 900

а) острых, б) двух, в) прямоугольном, г) градусов.

·         В доме шесть этажей. Во сколько раз путь по лестнице на шестой этаж длиннее, чем на третий, если лестницы имеют одинаковое количество ступенек?

а) в два раза, б) в три раза, в) в 1,5 раза, г) в 2,5 раза.

·         Какие числа являются сторонами египетского треугольника?

а) 6, 7, 8;   б) 4, 8, 9;  в) 3, 4, 5;  г) 10, 15, 20;.

·         Как записать римскими цифрами число 500?

а) L,  б) Д,  в) Х,  г) С.

·         Какое происхождение имеет слово «арифметика»?

а) арабское, б) китайское, в) римское, г) индийское.

·         Где находится эталон метра?

а) Франция, б) Италия, в) США, г) Россия.

·         Сколько трехзначных чисел можно записать с помощью цифр 0, 2, 6?

а) 4,  б) 6, в) 5, г) 8.

3.

Нам дарит химия сегодня

чудесных множество веществ,

Пластмассы, каучук, волокна

Всех их, конечно же, не счесть.

Для урожаев – удобрения,

Для техники – металл любой.

Строителям цемент и краски,

Врачам – лекарств огромный рой.

Нам химия подарит свет,

Уют, одежду и обед,

даст то, чего в природе нет

 Презентация химия(вопросы из "Кто хочет стать миллионером") – 8 слайдов

4. Маленькая викторина:

«Знаешь ли ты великих математиков?» – презентация "Математики смеются" ( или вопросы) и ребусы. (2б)

 

1.  Кто из великих русских математиков занимался поэзией? [Ми­хаил Васильевич Ломоносов (1711-1765), Софья Васильевна Кова­левская (1850-1891)].

2.  Каково имя первой женщины-математика? [Гипатия Александ­рийская (370-415)].

3.  Кто была первая русская женщина-математик? [Софья Васи­льевна Ковалевская].

4.  Кто автор первого в России учебника по арифметике? [Леон­тий Филиппович Магницкий (1669-1739)].

5.  Кто из ученых, любя делать пометки на полях читаемой книги, однажды на полях одной из них написал теорему и при­писал: «Нашел удивительное доказательство этой теоремы, но недостаток места не позволяет мне его здесь привести»? В бу­магах ученого этого доказательства не нашли, и до последних лет эту теорему считали «вызовом прогрессивному человече­ству». [Пьер Ферма (1601-1665)]. ,

6.  Кто нашел отношение длины окружности к диаметру? Чему оно равно? [Архимед (ок. 287-212 до н. э.); те].

7.  Кто, несмотря на свою молодость, успел сделать много откры­тий в математике, но, к сожалению, был убит на дуэли в двадцать лет? [Эварист Галуа (1811-1832)].

8.  Кто из математиков изобрел тачку? [Блез Паскаль (1623-1662)].

9. Назовите крупнейшую международную премию для молодых ученых-математиков. [Премия Дж. Филдса (1863-1932)].

10. В честь какого ученого названа прямоугольная система координат? [Рене Декарта (1596-1650)].

11. Кто из математиков был «Главным теоретиком космонавтики», Президентом АН СССР? [Мстислав Всеволодович Келдыш(1911-1978)].

12. Кто из русских математиков усомнился в единственности мира Евклида и Ньютона? [Николай Иванович Лобачевский (1792-1856)].

13. Кто из математиков создал школу русских математиков, успешно сочетая создание теории чисел с разработкой механических устройств и приборов. [Пафнутий Львович Чебышёв (1821-1894)].

14. Кого называли «добрым гением» Российской академии наук? [Леонард Эйлер (1707-1783)].

15.Кто является основателем кибернетики? [Норберт Винер(1894-1964)].

5. Загадки командам: (1б)

·         В одной сказке хозяин нанимая работника, предложил ему следующее испытание: – вот, тебе бочка, наполни ее водой ровно на половину, ни больше, ни меньше. Но смотри, ни палкой, ни веревкой или чем другим для измерения не пользуйся. Работник справился с заданием,  как он это сделал? (наклонил бочку).

 

·         По тропинке вдоль кустов

Шли 11 хвостов,

Сосчитать я также смог,

Что шагало 30 ног.

          Это вместе шли куда-то

           Петухи и поросята.

А теперь вопрос таков:

Сколько было петухов?

И узнать я был бы рад.

Сколько было поросят?

Ты сумел найти ответ?

До свиданья, вам привет. (4 поросенка, 7 петухов).

6. Конкурс капитанов: (1б)

Вопросы первому капитану

1. Какое животное способно выпить 250 литров воды сразу? (Верблюд)

 

2. Какие элементы наиболее распространены в космосе?(Водород и гелий).

 

3. Это многоатомный спирт – очень ядовитое вещество. Для человека смертельной может оказаться доза чуть больше 50 мл. Используется как основной компонент антифризов для автомобильных двигателей. Это вещество, подобно двуликому Янусу, является спиртом с любого конца молекулы. (Этиленгликоль).

 

4. Не секрет, что сегодня водопроводная вода содержит большое количество примесей. Одни люди эту воду отстаивают, другие кипятят. Кто прав?(Водопроводную воду отстаивать нужно обязательно, независимо от того, будете ли вы его кипятить).

 

5. Какие болезни таит в себе глоток воды из реки или озера?(холера, дизентерия, гепатит, гельминты, сальмонеллёз и др.).

6. Условная мера, показывающая, во сколько раз расстояние на местности уменьшено при изображении на карте или плане (масштаб).

 

7. Какой проводник не принесет вам чая в поезде? (электрический проводник)

 

Вопросы второму капитану.

1. Какое животное даёт самое жирное молоко?(Тюлень, 43 %)

 

2. Название какого химического элемента произошло от латинского слова «Земля»?(Теллур).

 

3. Эта кислота широко распространена в природе. Она в значительных количествах образуется при скисании молока, квашение капусты, силосовании кормов. Она отличный консервант. Кислый вкус маринованных огурцов также обусловлен этой кислотой. Она также образуется из глюкозы под действием ферментов, содержащихся в потовых железах человека (поэтому пот и имеет кислый вкус).(Молочная кислота – С3Н6О3).

 

4. При промышленной очистке воды применяют различные вещества, в том числе озон и хлор. Какой способ предпочтительней с экологической точки зрения? (Озонирование. Хлор – ядовитое вещество).

 

5. Почему аристократы в любое время года ходили в перчатках?(Что бы избежать заражения туберкулёзом или как тогда называли, чахоткой, а также других болезней «грязных рук»).

 

6. Назовите самую длинную горную систему России. (Урал)

 

7. Какое поле нельзя засеять? (электрическое или магнитное)


7. А теперь задание: (3б)

Кто знает больше пословиц, поговорок, загадок, в которых встречаются числа?

 

8. Составление слов по карточкам:( каждая пара – 1б)

Из двух слов составить новое слово (какая из команд соберет большее количество слов).

Пост – ель

Вино – град

Рога – тина

Плен – ум

Зал – ежи

Банк – рот

Рак – курс

Сено – вал

Бой – кот

Верх – ушки

Вол – окно

Лов – кость

Свет – лица

Сто – лица

Перс – тень

Кипа – рис

 

 

 

 

 

9. Конкурс художников: От команды «делегируются» по два художника (3б)

Задание первой паре: На счет 1, 2, 3 одновременно нарисовать : левой рукой цифру 9, а правой цифру 6.

Задание второй паре: Не отрывая мела от доски, одновременно двумя руками нарисовать гуся (лебедя).

 

10. Анаграмма   (1б)

Расшифровать анаграммы:

  • ИТЛИЬЛЕСЧ
  • ПРИЦЯОРОП
  • ИЛЯОЛБОИ
  • ОМУФАРЛ

(числитель, пропорция. биология, формула)

 

11. Конкурс болельщиков: (1б)

 

Вопросы для конкурса:

 

1.                   Он родился на просторах Фенноскандии, вышел из древних сосен – пинитес. Миллионы лет этот “кусочек солнечных лучей” хранился в земле или на дне моря. Он химически инертен, это позволяет изготавливать из него посуду для активных кислот. Высокие диэлектрические свойства сделали его незаменимым в электронике, радиотехнике. Люди с глубокой древности любили его за теплый цвет с характерным мягким блеском. Что в черном ящике?(Ответ:Янтарь.)

2.                  Назовите позвоночных животных, которые растут всю жизнь.

(Ответ: Всю жизнь растут змеи, черепахи, крокодилы, т.е. пресмыкающиеся.)

 

3.                  Назовите 8 состояний воды, принятые в метеорологии.

(Ответ: 8 состояний воды: пар, лед, снег, град, туман, иней, облака, роса.)

 

4.                  Материальное богатство многие люди связывают с благородными металлами – серебром, платиной, золотом. А в каком смысле химики считают их самыми плохими металлами?(Ответ: Эти металлы в ряду напряжений стоят после водорода. Они не могут вытеснить водород из кислот. Именно в этом смысле, химики считают благородные металлы плохими.)

 

5.                  Какой сахар нельзя есть и почему?

(Ответ: Это свинцовый сахар – ацетат свинца. Хотя он сладковатый на вкус, но совершенно не съедобен, т.к. ядовит. Он применяется как протрава при крашении, в медицине, при производстве олиф и свинцовых белил.

 

6.                  Назовите 8 состояний воды, принятые в метеорологии.

(Ответ: 8 состояний воды: пар, лед, снег, град, туман, иней, облака, роса.)

 

7.                  Почему высоко в горах у людей легко происходят вывихи суставов, а на земле – нет?(Ответ: В горах пониженное атмосферное давление, а внутри человека оно как на Земле. Разность давлений “помогает” выскочить суставу, т.е. вывиху.)

 

8.                  На каком физическом явлении основано питание клеток и дыхание живого существа?(Ответ: На явлении диффузии – проникновении молекул одного вещества в промежутки между молекулами другого вещества.)

 

 

 

12. Подведение итогов, награждение (медали, грамоты)


Список литературы:

1. Гаврилова Т.Д., Занимательная математика .5-11классы. Волгоград: Учитель, 2005.96 с.

2. Григорьева Г.И. Математика. Предметная неделя в школе. М.: Глобус, 2008. 198 с.

 

3. Шейнина О.С., Соловьева Г.М., Математика. Занятия школьного кружка. М.: НЦ ЭНАС, 2003.208 с

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x