Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методическая разработка "Воспитание музыкального ритма, по средствам музыкальныхых игр, для детей дошкольного возраста на уроках ритмики" | Игнатенко Марина Сергеевна. Работа №239276

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Игнатенко Марина Сергеевна

Формирование чувства ритма - важнейшая задача педагога детской школы искусств. Ритм в музыке – категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная, образно-поэтическая, художественно-смысловая. Педагог-музыкант должен владеть разнообразными приемами проведения занятия и непрерывно находить новые инновационные возможности, новые сочетания приемов педагогического воздействия. Отличительной чертой современности, является сознательное введение игровых форм в педагогическую деятельность, с целью придания ей большей эффективности.  В данной статье, предлагается использовать игровые формы в условиях групповых занятий для детей дошкольного возраста.

 

 

 

 

 

 

Методическая разработка

"Воспитание музыкального ритма,

по средствам музыкальныхых игр,

для детей дошкольного возраста

на уроках ритмики"

Автор: Игнатенко Марина Сергеевна,

преподаватель МБОУ ДОД Егорлыкской Детской Школы Искусств.

 

 

Содержание:
1. Введение

2. Теоретическая часть:

2.1 Значение  музыкального ритма

2.2 Особенности музыкального ритма:
•    эмоциональное содержание
•    двигательно-моторная основа
2.3 Игра: особенности и необходимость.

2.4 Игра в разных видах музыкальной деятельности.

3. Практическая часть:

Музыкальные игры, применяемые в работе с детьми

4. Заключение

Результаты использования музыкальных игр.

 

 

 

 

 

 

 

1. Введение

              Ритм в музыке – это пульсация,
                                                              свидетельствующая о жизни.
                                                                                                    А.Г.Рубинштейн
                                                                                                                            


     «Музыка – не простое развлечение и не добавление, которым можно пользоваться по своему усмотрению, а важная часть самой жизни, жизни в целом и жизни каждого отдельного человека, в том числе каждого школьника. Музыка – это сама жизнь» - говорил Д.Б. Кабалевский. Музыка даёт ни с чем несравнимую возможность для развития духовной сферы человека, его творческого потенциала, особенно в детском возрасте, так как в это время организм наиболее восприимчив ко всему новому.
     Музыкальное развитие даёт возможность наиболее полно раскрыть все внутренние психологические качества учащихся (мышление, воображение, память, волю и др.), воспитать эмоционально-чувственную сферу психики ребёнка (тонкость, чуткость, умение через музыкальное искусство познавать глубину душевных переживаний), и, что самое главное – это постоянная возможность самореализации.
      «Влияние музыки на детей благодатно, и чем ранее начнут они испытывать его на себе, тем лучше для них…» - писал В.Г. Белинский. Музыка способна оказывать существенное влияние на психофизические процессы, протекающие в организме слушателя, создавая   физиологическую основу для возникновения эмоций.

 

 

Теоретическая часть.


2.1 Значение ритма         
     «Музыкальный ритм, в отличии от мелодии, оказывает решающее влияние на физиологическое и эмоциональное состояние человека в процессе музыкального переживания», отмечал В.И Петрушин. Ритм – это «сердце музыки». Он оказывает наиболее сильное  и прямое воздействие на человека - и на его тело, и на эмоции. Жизнь нашего организма основана на различных ритмах дыхания сердца, различных движений, активности, отдыха.  Психологическое состояние личности имеет свои непростые ритмы: окрыленности  и депрессии, горя и радости, усердия и апатии, силы и слабости  и прочее. Все эти состояния очень чувствительны к музыкальным ритмам. Поэтому они имеют такую магию возбуждать и успокаивать, лечить и разрушать…
     Ритм - одно из важнейших понятий в музыке. Воспитанием  чувства ритма необходимо заниматься с раннего возраста. Ритм - один из важнейших выразительных элементов музыкальной речи, один из  основополагающих элементов музыки.                              
      Формирование чувства ритма у учащегося – одна из наиболее важных задач музыкальной педагогики и в то же время, как общепризнанно, одна из наиболее сложных. Существует мнение, что чувство ритма плохо поддается воспитанию  Действительно, развитие ритма у учащихся (не обладающих  чувством ритма) работа сложная, трудоемкая.
   «Мы ничем не можем измерить длительность звуков, помимо своего непосредственного ритмического чувства, - развивает тезис о недостаточной музыкально-ритмической способности А.Б.Гондельвейзер.  Целая нота в два раза длиннее половиной, и это можно объяснить лишь путем пространственных аналогий. Но если вы чувствуете, что играющий держит целую ноту длиннее, чем нужно, попробуйте доказать ему, что правы вы, а не он!».
     Ритм в  теории музыки — это  соотношения длительностей  звуков (нот) в их последовательности. Ноты могут иметь различную длительность, вследствие чего между ними создаются определенные временные соотношения. Объединяясь в различных вариациях, длительности нот образуют различные ритмические фигуры, из которых складывается общий ритмический рисунок музыкального произведения. Этот ритмический рисунок и есть ритм. Ритм,  не привязан ни к каким абсолютным единицам измерения времени, в нём заданы лишь относительные длительности нот.
      Можно утверждать, что музыкально-ритмическое чувство, являясь формирующей способностью, в целом попадает под педагогическое воздействие, поддается ему, «отзывается» на него.  Исполнение музыки в учебной деятельности,  благоприятствует музыкально-ритмическому воспитанию, создает оптимальные условия, в которых воспитание протекает  плодотворно и успешно.

2.2.Особенности музыкального ритма

     Будучи одним из «первоэлементов» музыки, выразительным средством, ритм  отражает эмоциональное содержание музыки, ее образно-поэтическую сущность. Это первая особенность ритма. Теснейшим образом связан ритм в музыке с передачей различных, состояний человека, с воплощением в ней сложных проявлений его внутренней жизнедеятельности.
   Ритм в музыке  категория не только времяизмерительная, но и эмоционально-выразительная,  поэтическая, художественно-смысловая.
     Художественно-содержательное исполнение музыки создает естественные предпосылки для воспитания и развития музыкально-ритмического чувства, понимаемого «как способность активно переживать (отражать в движении) музыку и вследствие этого тонко чувствовать эмоциональную выразительность  временного хода музыкального движения» (Б.М.Теплов).
        Другая характерная особенность чувства музыкального ритма - его двигательно-моторная основа.
   Специальными исследованиями доказано, что ритмическое переживание музыки всегда сопровождается теми или иными двигательными реакциями (проявляющимися в виде различных мускульных иннерваций, подсознательного, как говорят, «машинального» отбивания ритма ногой, легких «аккомпанирующих» движений пальцев, гортани, корпуса и т.д.). Иными словами, музыкально-ритмическое переживание человека,  так или иначе, опосредуется его мышечным чувством.
   Опорой чувства музыкального ритма становится двигательно-моторный аппарат с его  дифференцированными, «ювелирными» пальцевыми операциями; опора такого рода вызывает к жизни  более утонченные   ритмические проявления.
     Одним из важнейших начал, организующих волю ребенка, является ритм, могучий строитель движения. Он мобилизует все имеющиеся у ученика ресурсы на выполнение поставленной задачи. Метрическая устойчивость и ритмическая гибкость ученика зависят от его природных данных и от степени умения педагога воспитать в нем эту ритмическую гибкость. Педагог-музыкант должен владеть разнообразными приемами проведения занятия и непрерывно находить новые инновационные возможности, новые сочетания приемов педагогического воздействия.

2.3 Игра: особенности и необходимость

Работая с детьми дошкольного и младшего школьного возраста, мы всегда убеждаемся, что главным средством познания мира для них является ИГРА. Об этом говорят и пишут многие музыковеды, преподаватели, психологи. Более того, большинство твёрдо придерживаются мнения, что учебное руководство для учащихся младшего возраста должно быть прежде всего “игровым пособием”. Задача же педагога состоит в том, чтобы направить игру в нужное для учёбы русло. Учитель музыки – очень важная фигура в биографии музыканта. Педагогу приходится мобилизовать всё своё мастерство, всё своё воображение, свою способность изобретать ассоциации между музыкой и внешним миром, придумывать сравнения между музыкой и жизнью ребёнка, между музыкой и его любимыми сказками, песнями и фильмами, чтобы не засушить свой предмет, не превратить его в череду нудных заданий и упражнений.

“Важно, чтобы ребёнок не утратил ощущения того, что он участвует в увлекательной ИГРЕ, в чём-то любимом и достойном любви”. ИГРА - “высокоценимый, яркий феномен жизни… В обыденном понимании – забава, шутливое соревнование…”. Особенности игры – коммуникативность и конкурентность. Ребёнок легко вступает в контакт, он проявляет инициативу, готов к общению. Игра развивает эмпатию, сочувствие к другим, эмоциональность и выразительность. В игре развивается позитивное самоощущение ребёнка, что связано с состоянием раскрепощённости, уверенности в себе, ощущением собственного эмоционального благополучия, своей значимости в детском коллективе, формированием положительной самооценки. Специфическая игровая установка, когда ребёнок одновременно верит и не верит в серьёзность происходящего. Двуплановость обуславливает развивающий эффект игры. Согласно Фрейду, ИГРА служит прекрасным методом психотерапии. Игровое мироощущение, как правило, радостноприподнятое и альтруистическое. Ребёнок получает вместе со знаниями заряд оптимизма, бодрости и хорошего настроения. Отличительной чертой современности является сознательное введение игровых форм в педагогическую деятельность с целью придания ей большей эффективности.

2.4 Игра в разных видах музыкальной деятельности

Разнообразные музыкальные ИГРЫ и задания имеют преимущество перед другими формами обучения в том, что дети всегда находятся в состоянии поиска, инициативы и творчества. Смешные картинки, весёлые тексты для пения, игровые ситуации на уроке – всё это способствует живому восприятию учебного материала. ИГРА вплетается в самые разные виды работ, превращая урок в увлекательное путешествие с приобретением необходимых знаний для дальнейшего познания музыкальной теории. Музыка проникает в человека через ритм. Когда дети пытаются запомнить мелодию, они запоминают сначала её ритм. Ритм является “представителем” музыкального целого в памяти ребёнка: вспомнив ритм, ученик распознаёт по нему музыкальные фрагменты. Ритмический образ музыки запоминается легко, уступая только образным ассоциациям. “Восприятие ритма никогда не бывает только слуховым: оно всегда является процессом слухо - двигательным, - пишет Борис Теплов. Переживание ритма по существу своему активно. Нельзя просто “слышать ритм”. Слушатель только тогда переживает ритм, когда он его “сопроизводит”, “соделывает . Освоение метроритма, таким образом, связано с активным использованием двигательных способностей детей в ходе разнообразных музыкальных ИГР и ИГРОВЫХ ситуаций. В основе этих музыкальных игр лежат: двигательная импровизация в различных образах, прохлопывание, вышагивание ритма (с одновременным пением); выстукивание и проговаривание ритмослогами 8 ; тактирование под музыку; несложные танцевальные движения; игра в детском ударном оркестре и др. Музыкальные игры в работе над метроритмом подчинены освоению различных понятий музыкальной грамоты: длительности звука, сильной и слабой доли, музыкальных размеров, фразы, затакта и т.д

Музыка для ребёнка дошкольного возраста является увлекательной ИГРОЙ, поскольку любой вид музыкальной деятельности на этом этапе – будь то пение или слушание музыки, для него по сути своей – ИГРА. В данной методической работе представлена коллекция из 8 занимательных музыкальных игр и нескольких игровых приёмов. Музыкальные игры подобраны с учётом возрастных особенностей детей , с учётом развития определённых навыков (певческих, метроритмических, слуховых и т.д.), а также увлекательности, усиливающей интерес и желание у детей заниматься музыкой. Использование данных музыкальных игр, как показывает личный опыт, делает обучение более интересным и эффективным. Среди предложенных музыкальных игр есть специальные игры, направленные на отработку конкретных навыков, а также игрокомплексы, в которых отрабатываются сразу несколько навыков. Предлагаемые в данной статье разнообразные игровые формы позволяют в условиях групповых занятий многократно, но не утомительно закреплять необходимые для обучения навыки.

 

 

 

Практическая часть.

Музыкальные игры, применяемые в работе с детьми

1. “Игра в дирижёра”. (Развитие внимания). В русской народной песне “На горе-то калина” используется и игра в “дирижёра”, который точно укажет всем группам оркестра, когда тем нужно вступать. С огромной радостью ребёнок выступает и в роли “оркестранта” и в роли “дирижёра”.

2. “Гномы и великаны”.(идея М.Котляревской- Крафт). Ф.Шуберт. Экосез. Соч.18 №1 Цель: Развивать умение осознавать протяжённость музыкальной фразы, окончаний фраз. Описание: Дети двигаются в образе сказочных гномов и великанов (по группам). Гномы идут четвертями и останавливаются на половинных длительностях (конец фразы); великаны двигаются большими шагами (половинные ноты), а окончания фраз отмечают хлопком над головой.

3.“Время”.

Цель: Осознание длительностей: четвертных, восьмых и шестнадцатых. Описание: После знакомства с песней Н. Метлова “Часы” проводится игра в воспроизведение боя различных часов: башенных, настенных и ручных. Игра проходит ярко и активно при использовании инструментов детского ударного оркестра. Самый любимый инструмент у детей – музыкальный треугольник, на который всегда конкурс. Получает его самый внимательный, правильно прохлопавший ритм.

4.“Обезьянки” (автор идеи М.Андреева).

Описание: Выбранная “обезьянка” должна точно передразнить учителя (ритмическое эхо). Задача игры заключается в точном повторении учеником ритма либо прохлопанного, либо сыгранного на каком - либо инструменте педагогом. В данной игре развивается ритмическая точность и память.

5.“Зевака” (работа над метроритмом и развитием памяти).

Описание: Дети стоят по кругу и внимательно слушают музыкальную тему, исполняемую педагогом. Каждый из учеников отхлопывает по очереди только один звук мелодии, передавая её соседу. Кто опоздал хлопнуть – становится “зевакой” (или “торопыгой”) и выходит из игры. Эта игра развивает внимание детей, чёткость в воспроизведении – никто из них не хочет быть “зевакой”. Вариант игры: Дети садятся на стулья, расставленные по кругу близко друг к другу. Здесь мелодия “прыгает” по коленкам. Дети передают мелодию, хлопая по коленке соседа справа. Музыкальный материал: Й. Гайдн. Первая тема из Andante симфонии №6 (C dur); чешская народная песня “Аннушка” и др.

6.“Слово на ладошке”.

Цель: Развивать внимание, память, ритмическую и интонационную точность.

Описание: Вариантов игры может быть несколько:

1) Учитель произносит слова, а дети их прохлопывают, проговаривают ритмослоги, повторяя интонацию учителя. 2) Каждый ребёнок произносит своё слово, оно прохлопывается и проговаривается остальными ребятами. 3) Каждый ребёнок называет своё слово и сам прохлопывает его ритм. 4) Можно проговаривать целые словосочетания, к примеру: - барабанит ёжик - тикают часы

7. “Разговор инструментов” – игра в форме диалога (ритмическая импровизация).

Цель: Развивать чувство времени (продолжительности ритмической фразы) и умение точно уложиться в неё при ответе.

Описание: Педагог задаёт ритмический вопрос ученику, тот в свою очередь должен ответить своим ритмом, в том же самом метре, с таким же количеством тактов, при помощи шумовых, ударных инструментов.

8. “Сочини стихи”.

Цель: Научиться легко подбирать слова на заданный ритм (противоположное задание записать ритм на предложенное четверостишье), подготовиться к сочинению мелодий. Вот несколько примеров, сочинённых детьми слов на предложенный ритм:

- бегали и прыгали мы целый час

- жили - были и дружили кот и пёс

- мы катались, мы катались на коньках и др.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНЫХ ИГР. Результатом освоения ребёнком разнообразных музыкальных ИГР станет развитие у него интереса к познанию (“Хочу всё знать!”), к участию в ИГРАХ, как в индивидуальных, так и коллективных. Заявления ребёнка: “Хочу играть!”, “Давайте ещё поиграем!”, “Жалко, что так мало!” – следует только приветствовать. Ребёнок становится более настойчивым, сосредоточенным в деятельности, способным к проявлению инициативы. В процессе музыкально-игровой деятельности происходит развитие ребёнка и накопление у него опыта данной деятельности.

Структура опыта музыкально-игровой деятельности включает:

1. Опыт эмоционально- ценностного отношения к музыке.

2. Опыт знания музыки.

3. Опыт умений взаимодействовать с музыкой.

4. Опыт творческой деятельности или творческого включения в музыкальную деятельность. Опыт эмоционально-ценностного отношения к музыке отражается в возникающих у ребёнка интересах к музыке. Он выражается в оформляющемся музыкальном вкусе учащегося. Опыт знания музыки складывается из музыкального кругозора ребёнка (ориентация в музыкальных произведениях) и элементарной музыкальной эрудиции. Опыт умений взаимодействовать с музыкой характеризуется двумя группами умений: а) Умения, как обобщённые способы музыкальной деятельности, позволяющие ребёнку: адекватно реагировать на характер музыки, осуществлять художественно-эмоциональное восприятие музыкального образа.,понимать (декодировать) музыкальный образ, деятельно выражать эмоциональное отношение к музыкальному образу,интерпретировать музыкальные образы в разных видах игровой деятельности. “Опыт – важнейшее условие развития личности”. Об этом в работах Б.Г.Ананьева, К.К.Платонова, К.Роджерса, Э.Фромма, Э.Эриксона и др. б) Умения, необходимые для участия в разных видах музыкальной деятельности. Это певческие, метроритмические, слуховые (мелодические, гармонические), инструментальные, сочинительские, импровизированные, танцевальные. Опыт творческой деятельности или творческого включения в музыкальную деятельность накапливается в процессе активного участия ребёнка в разных видах музыкально-игровой деятельности; интерпретации музыкальных образов в доступных и интересных видах игровой деятельности; попытках музыкального сочинительства. В совместном творческом труде преподавателя и учеников такие слова, как “ИГРА” и “РАБОТА”; “ИГРА” и “УРОК”; “ИГРА” и “ЗАДАНИЕ”, теряют свою взаимоисключаемость, соединяясь в единое целое на более высоком уровне. И поскольку всё взаимосвязано, этот высокий уровень коллективной работы преподавателя и ученика касается не только музыкальных переживаний и музыкальных знаний, но и распространяется на всю человеческую жизнь вообще, в несколько более глубоком смысле этого слова.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×