Методическая разработка занятия коллектива дополнительного образования – театральной студии на немецком языке «Щелкунчик». ☼
Автор: Романцева Татьяна Алексеевна
Методическая разработка занятия коллектива дополнительного образования – театральной студии на немецком языке «Щелкунчик».
В данной работе дается анализ самостоятельно проведенного внеклассного мероприятия с использованием современных технологий обучения на базе начальной школы. Бесспорным является факт, что прием драматизации является эффективным средством обучения иностранному языку, так как он развивает коммуникативную, творческую и культурную компетенцию, способствуя формированию у школьников навыков социального общения. Опираясь на 20-летний опыт работы с театральным коллективом дополнительного образования «Щелкунчик», могу с уверенностью сказать, что театральные постановки являются важным и необходимым элементом в процессе изучения иностранного языка. Такое серьезное препятствие, как «языковый барьер», становится легко преодолимым, как только учащиеся попадают в ситуацию игры, ролевого взаимодействия, оказываются вовлеченными в общий творческий процесс.
Методический сценарий занятия коллектива дополнительного образования по теме «Сказка братьев Гримм «Бременские музыканты».
Предмет: немецкий язык (первый иностранный).
Ступень обучения: начальная школа , 3-4 классы.
Цели занятия: - активизировать ЛЕ и РО сказки, научить вести диалог по мотивам сказки, создать условия для творческой активности школьников.
Задачи: учебные – систематизация лексико-грамматических навыков, развитие навыков диалогической речи, навыков аудирования и чтения с детальным пониманием содержания, поиском конкретной информации, развитие языковой догадки при переводе незнакомых слов.
Развивающие: развитие оперативной памяти, умения распределять внимание; развитие аналитического мышления.
Воспитательные: формирование уважительного отношения к культуре других народов, умения вежливо вести беседу.
Социокультурная задача: приобщение учащихся к культуре и реалиям страны изучаемого языка.
Оснащение занятия: компьютер со звуковыми колонками, аудиозапись в формате mp3, фонограмма песен из м\ф «Бременские музыканты» в формате mp3.
Ожидаемые результаты: личностные – развитие готовности и способности вести диалог в рамках сценария сказки, формирование уважения к собеседнику, формирование социокультурной компетенции; метапредметные – формирование мотивации к учебе, формирование умения работать в парах и группах; предметные – формирование коммуникативных умений в четырех видах речевой деятельности на основе материала спектакля. Расширение словарного запаса, активация употребления грамматических времен Perfekt , Imperfekt.
№ | Этапы работы | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Форма взаимо-действия | Время |
1. | Орг-момент. | Приветствие. Настрой учащихся на занятие на немецком языке. | Включаются в иноязычное общение, реагируя на вопросы учителя о прочитанной сказке, согласно коммуникативной задаче. | Фронтальная: учитель– ученик. | 2 мин. |
2. | Фонети- ческая зарядка. | Фонетические упражнения на артикуляцию на основе лексики сказки. Песня из спектакля. | Повторяют звуки и слова, стараясь копировать артикуляцию учителя, осуществляют самоконтроль правильности произношения. Поют песню. | Коллективная: Учитель-ученики. | 3 мин. |
3. | Этап повторения Пройден- ного материала. | Игры на ассоциации к словам из сказки(Wortigel). Слова из слогов(Silbenratsel). Найди соответствие (Ordne richtig zu). | Выполняя задания дети повторяют лексику сказки. | Парная. | 10 мин. |
4. | Развитие навыков аудирования. | История, рассказанная с помощью музыки (Musikgeschichte). Учитель показывает новые слова
с иллюстрациями на мониторе компьютера. | Прослушивание отрывка из сказки, выполнение заданий к отрывку. | Коллективная, парная. | 10 мин. |
5. | Здоровье сберегающий этап. Физкульт минутка с элементами хореографии. | Предлагает спеть песенку из сказки, повторяя за учителем движения, необходимые
для хореографических миниатюр спектакля. | Поют, пританцовывая. | Коллективная. | 5 мин. |
6. | Развитие навыков диалогической речи. | Игра-диалог (Dialogspiel). | Составляют диалог по опорам). | Парная. | 10 мин. |
7. | Заключительная часть. | Подведение итогов работы, оценка работы. | Делают выводы, подводят итоги. | Фронтальная: учитель-ученик. | 5 мин. |
Данное занятие было проведено для учащихся начальной школы. В смешанной группе занимаются школьники 3-4 классов. Подготовка детей соответствует данному уровню.
Коллектив дополнительного образования работает по утвержденной программе театральной студии на иностранных языках «Щелкунчик». В рамках школьной программы данные школьники обучаются по УМК И.Л.Бим и Л.И. Рыжовой «Немецкий язык». В наличие есть все компоненты УМК и мультимедийные средства для работы с коллективом дополнительного образования. Данное занятие является одним из этапов подготовки к постановке сказки братьев Гримм «Бременские музыканты». В целом, подготовка включает в себя: ознакомление с содержанием текста, историей создания произведения, работу над лексикой, которая включает в себя игровые упражнения, знакомство с навыками сценической игры, сценической речи, сценического движения, ритмопластики, хореографии, вокала, основами театральной культуры, культуры общения и репетиционный период. Только тогда, когда все дети освоят содержание, овладеют лексикой и речевыми образцами текста сказки, можно переходить к конкретизации заданий для каждого, осторожно приступить к распределению ролей, а затем и более интенсивно работать над определенной ролью, произношением и интонационной палитрой. На данном занятии была закреплена лексика прошлых занятий с помощью ряда игровых упражнений, составления диалогов по теме сказки. Так как на детях неблагоприятно складываются возникающие при 2 часах в неделю перерывы между уроками, то, уверена, что занятия в коллективе дополнительного образования помогают закрепить навыки, приобретенные на уроках, повысить мотивацию обучения и развить коммуникативную компетенцию учащихся, что способствует пошаговому, целенаправленному продвижению вперед. Задачи занятия обоснованы с учетом программных требований и содержания материала. Структура занятия соответствует его цели и типу – игровая технология; метод – репродуктивный (повторение). Все этапы логически последовательны и взаимосвязаны. Темп ведения занятия считаю оптимальным. Содержание занятия соответствуют требованиям ФГОС. Уровень изложения материала соответствует уровню понимания содержания учениками. Считаю целесообразным использование игровых элементов в обучении. «Игра – это искра, зажигающая огонек пытливости и любознательности» (В.А.Сухомлинский). В процессе обучения расчет делается на привлечение эмоциональной сферы (любовь к сказкам, к театру). На занятии использованы разнообразные методы (объяснительно-иллюстративный; репродуктивный; частично – поисковый) и приемы, которые были отобраны специально с учетом темы, целей, возможностей группы и учебно-материальной базы. Главный акцент делался на повторение и закрепление лексики и грамматики (формы прошедших времен, которые часто используются в сказках, типы построения предложений). На занятии были использованы следующие формы обучения: сочетание фронтальной, групповой и коллективной форм организации познавательной деятельности школьников на разных этапах. На занятии присутствовали разные виды речевой деятельности: чтение (в игровых упражнениях), говорение (диалоги),аудирование (с предварительным заданием), письмо (игровые упражнения), игровая деятельность, фронтальная и парная работа. Контроль усвоения материала проводился с помощью игровых и компьютерных технологий. Были использованы мультимедийные средства обучения. Всегда большой популярностью у детей пользуется песенный и музыкальный материал, который позволяет стимулировать познавательную мотивацию учащихся, так как создает творческую атмосферу на занятии, делает процесс познания нового интересным и увлекательным. В фонетическом аспекте песни дают возможность работать над произношением как отдельных звуков, так и над ударением в слове, интонацией в предложения. Были использованы здоровьесберегающие технологии (физкультминутка с элементами хореографии). Музыкальный аспект очень важен в работе с этой группой, так как ставится спектакль-мюзикл с песнями и танцевальными миниатюрами. Психологическая атмосфера на занятии и общение учителя и детей были доброжелательными. Присутствовали взаимное расположение, сопереживание, поддержка, взаимное уважение. Деятельность школьников на занятии вызвала у них интерес, активность, понимание материала и его значимости. Содержание занятия соответствовало цели, которая была достигнута. Я оцениваю результаты занятия положительно. Несколько рассеянно было внимание детей в начале занятия, так как оно проходит во второй половине дня, ребята иногда устают от уроков. Но довольно быстро удалось заинтересовать их интересными упражнениями и любимыми песнями. Подведены итоги занятия, намечены планы на будущее, проведена рефлексия, посредством которой мы увидели результаты занятия и положительные эмоции детей. Считаю, что занятие способствовало общему развитию личности ученика и группы в целом.