Статья Методическая разработка занятия «Самобытность русского народа в национальном костюме». Автор: Панкова Светлана Геннадьевна

Автор: Панкова Светлана Геннадьевна
 Данная разработка может быть рекомендована как начинающим педагогам, так и специалистам, имеющим уже квалификационную категорию. Мероприятие не имеет возрастных ограничений.

Знакомство с русским костюмом позволяет детям глубже узнать жизнь, быт и характер русского народа, его традиции.

 


Автор: Панкова Светлана Геннадьевна
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение
дополнительного образования детей
Центр развития творчества детей и юношества
Методическая разработка занятия
Самобытность русского народа в национальном костюме
Автор-составитель:
педагог дополнительного образования
Панкова Светлана Геннадьевна
г. Нижний Новгород
2018 год
Данная разработка может быть рекомендована как начинающим педагогам, так и специалистам, имеющим уже квалификационную категорию. Мероприятие не имеет возрастных ограничений.
Знакомство с русским костюмом позволяет детям глубже узнать жизнь, быт и характер русского народа, его традиции.
Цель: Обобщение и закрепление знаний у детей о русском национальном костюме.
Задачи:
Воспитывать интерес к русской национальной культуре.
Способствовать введению в активный словарь детей новых терминов
(головные уборы: кокошник, коруны, венцы, кики, повойники, обручи, сороки;
одежда: понева, сарафан, косоворотка, коротёна, навершник, порты, передник,
онучи, тулуп, кушак, лыко, лапти).
Инструментарий:
рисунки с изображением русского народного костюма;
костюмы для выступления;
музыкальная аппаратура;
компакт диски с подборкой материала;
ложки, трещотки;
подарки для детей (Матрёшка-разукрашка).
Музыкальное оформление: русские народные песни.
Действующие лица и исполнители: ведущий, скоморохи (два), русская красавица, девочка – матрешка, дети – чтецы, дети – исполнители танца.
План занятия
1. Вводная часть занятия:
приветствие Скоморохов,
вступительное слово ведущего о русском народном костюме.
2. Основная часть занятия:
рассказ ученика Южнорусский женский костюм,
рассказ ученика Праздничный девичий костюм,
рассказ ученика Костюм замужней женщины,
рассказ ученика Северорусский женский костюм,
дети исполняют частушки,
рассказ ученика Летний девичий костюм,
рассказ ученика Мужской крестьянский костюм,
рассказ ученика Традиционная зимняя одежда.
3. Заключительная часть занятия:
танец с ложками,
вручение подарков.
СЦЕНАРИЙ
Вводная часть занятия:
Звучит русская народная песня Коробочка выбегают два Скомороха.
Скоморох - 1:
Солнце яркое встаёт
Спать народу не даёт!
Эй, девчонки и мальчишки!
Торопитесь поскорей,
К нам на праздник – Русского костюма!
Скоморох - 2:
Нынче время для потех!
Веселить мы будем всех.
Будут игры и забавы,
Отдохнёте вы на славу
В радостном кругу друзей!
Скоморох - 1:
Добрый день, гости дорогие,
Жданные, званные и желанные!
Скоморох - 2:
Здравствуйте, молодки!
Здравствуйте, лебёдки!
Ребята – молодцы,
Весёлые удальцы!
Скоморох - 1:
Мы рады гостям, как добрым вестям!
Скоморох - 2:
Добро пожаловать!
Всех привечаем,
Душевно встречаем!
( Выходит девица с хлебом и солью на рушнике. Звучит народная музыка.)
Русская красавица:
Дорогих гостей встречаем
Круглым, пышным караваем,
Он на блюдце расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклонись, отведать просим.
(Кланяется гостям, и преподносят хлеб-соль на рушнике.)
Ведуший:
Национальная одежда – это своеобразная книга, научившись читать которую, можно много узнать о традициях, обычаях и истории своего народа. Жизнь крестьянина была связана с природой, возделыванием земли и трудовыми циклами. Праздник либо завершал сложный этап в нелёгкой крестьянской жизни, либо предшествовал следующему важному этапу. Праздники ждали, к ним готовились.
Накануне народных гуляний распахивались тяжёлые сундуки и на свет извлекались многочисленные рубахи, сорочки, сарафаны, кафтаны, шушуны и юбки. Чем больше сундуков – тем богаче считался хозяин дома. Вся праздничная одежда была очень красочной, украшалась элементами вышивки, бисером, шнуром, блёсками и прочими деталями, которых, не было в повседневной одежде. Праздничная одежда изготавливалась долго и трудно, но по ней можно было судить о вкусе и умении мастерицы.
Основная часть занятия:
Рассказ ученика Южнорусский женский костюм
Основу любого русского костюма составляла рубаха. Её надевали мужчины, женщины и дети. Это та часть одежды, которую человек носил от рождения до смерти. Она была широкой, украшалась по подолу, ворота, краю рукавов вышивкой. И обязательно подвязывалась поясом.
В южнорусском женском костюме самой главной деталью была понёва. Понёва – это прабабушкина юбка. Понёва одевалась поверх рубахи, далее шёл передник, затем навершник и завершал костюм головной убор. Этот костюм считается более древним по сравнению с сарафаном.
Рассказ ученика Праздничный девичий костюм
Праздничный девичий костюм включал в себя передник или по – другому нагрудник. Передник всегда щедро украшали вышивкой, и часто, был он красного цвета. Недаром старое слово красный означало одновременно и красивый. Красный цвет считался магическим.
Ведущий:
Известно, что магические свойства красного цвета древние народы связывали с цветом огня и солнца, и именно поэтому красный цвет был символом спасения и знаком преграды для злых сил, сил тьмы и ночи. Одежда с орнаментом красного цвета, должна была отпугивать демонов и духов, имеющих человеческий облик, хранить и оберегать владельца от разных напастей.
(Выходит девочка с хлебом и солью на рушнике.)
Девочка Матрёшка
Алый шёлковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в здоровенные бока,
А внутри – секреты есть,
Может три, а может шесть,
Разрумянилась немножко,
Это…. (русская матрёшка).
Ведущий:
Да ребята, речь идёт о русской матрёшке. Ребята посмотрите внимательно, что она держит?
(Отвечают дети).
Правильно хлеб с солью, у нашей матрёшки рушник красивый с орнаментом, а у этой матрёшке рушник белый.
Ведущий:
Особое внимание женщины уделяли головным уборам. Головные уборы были разнообразны, но делились на девичьи уборы и уборы замужних женщин. Замужняя женщина по древнему обычаю должна была тщательно закрывать свои волосы от постороннего глаза. Нельзя было с непокрытой головой выходить из дома, заниматься домашними делами. А вот молодым девушкам не возбранялось демонстрировать свои волосы: Девичья коса – всему миру краса. Отсюда и различие: у девушек – легкие и воздушные накосники, коруны, венцы, обручи, а у женщин – глухие сорочки, кики, повойники, платки.
Рассказ ученика: Костюм замужней женщины
В некоторых районах России была верхняя наплечная одежда - навершник, из домотканой шерстяной ткани, сшитой по типу укороченной рубахи. Одевали её обычно осенью или весной и носили поверх рубахи, поневы и передника. Навершник всегда старались, украсить – вышивкой, аппликациями из дорогих тканей, блестками. Навершник не подпоясывали.
Рассказ ученика: Северорусский женский костюм
Северорусский костюм – сарафан. Его носили на Руси в будни и в праздники. Изготавливался сарафан из холста, домотканого сукна, шелка или парчи. Мягкие, плавные линии сарафана, которые струились при движении, делали женщину похожей на лебедя. Недаром в народных песнях и сказках женщин зовут лебёдушками. Украшали сарафаны вышивкой, различными лентами, цветными полосками ситца, тесьмой и бахромой.
Ведущий:
Крестьяне очень бережно относились к праздничной одежде. В нарядных сарафанах крестьянки не только не садились за стол, но даже не присаживались на лавку, боясь запачкать или помять свой наряд. Праздничные наряды из шерсти не стирали и не гладили, хранили аккуратно сложенными в специальных больших коробах из липы. Самую красивую и дорогую одежду готовили к свадьбе. Невесту в свадебном сарафане под руки выводили к гостям и тут же снова уводили и переодевали в менее дорогое платье.
Чтобы сильно не грустить,
Чтоб немножко отдохнуть.
Вам друзья и их подружки
Пропоют свои частушки.
(Дети исполняют частушки)
Вас, девчушки-веселушки,
Вызываем петь частушки.
Кто народ развеселит,
Значит, тот и победит.
Мы – девчонки боевые
И весёлые всегда.
Поживете с нами вместе
И узнаете тогда.
В огород козла пустил,
Чтоб капусту сторожил.
Несознательный козёл
Съел капусту и ушёл.
Чёрный ворон, чёрный ворон.
Чёрный воронёночек,
Чёрнобровый, в серой кепке,
Это мой милёночек.
Кабы не было воды,
Не было б течение.
Кабы не было любви,
Не было б мученья.
Я соседского мальчишку
К себе быстро присушу.
Каждый день по кочерыжке
На свидание ношу.
А у нас во дворе
Квакали лягушки.
А я с печки босиком,
Думал я - подружка.
Не хотела я плясать,
Стояла и стеснялась,
А когда сюда пришла,
То не удержалась.
Ты пляши, ты пляши.
Ты пляши не дуйся,
Если жалко Сапогов,
Босиком, разуйся.
Я плясала в три ноги,
Потеряла сапоги,
Оглянулась назад –
Сапоги мои лежат.
Меня мама научила
Сено выворачивать,
А я Ладу научил
Дроби выколачивать.
Мы пропели вам частушки,
Хорошо ли, плохо ли,
А теперь мы вас попросим,
Что бы вы похлопали.
Рассказ ученика: Летний девичий костюм
В праздничный девичий наряд входили душегрейки – епанечки, коротёны. Это коротенькие на лямках кофточки, похожие на маленькие сарафанчики. В ненастную погоду деревенские модницы одевали старательно расшитые телогреи, которые делали из дорогих нарядных тканей, вышивали узорами, обшивали по краю декоративной полосой.
Рассказ ученика: Мужской крестьянский костюм
Основными частями мужской одежды является рубаха и порты штаны. Без рубахи не мог обойтись ни крестьянин, ни князь, ни селянин. Отличие состояло лишь в качестве материала и отделки. Мужские рубахи обычно шились из ткани одноцветной, клетчатой или с мелким набивным рисунком. Праздничную одежду расшивали цветными шелковыми нитями. Порты были тёмных расцветок, иногда в полоску. Их заправляли в сапоги или обёртывали онучами, а поверх надевали лапти.
Повседневная женская крестьянская обувь мало отличалась от мужской, женщины обычно носили лапти с онучами, а на праздники обували бескаблучные сапоги из цветной кожи, которые часто украшались вышивками.
Рассказ ученика: Традиционная зимняя одежда
Для русского человека большое значение всегда имела зимняя одежда. Во времена, когда главным средством передвижения были лошади, для путника незаменима была одежда из овчины. Из овчины шили полушубки мехом вовнутрь тулупа. Полы тулупа заходили одна за другую, а подвязывали его ярким поясом.
На полушубках выкладывали орнамент из кусочков кожи и разноцветной тесьмы по подолу и по краю рукавов.
В холодную пору важно было и ноги держать в тепле, и поэтому шили даже меховую обувь.
Ведущий:
Народная праздничная одежда могла много рассказать интересного о своём владельце: откуда он родом, какого возраста, по какому случаю так одет.
Скоморох - 1:
Веселил нас много раз
Русский танец - перепляс,
Сколько удали, задора,
Сколько радости во взоре!
Выходи смелее, друг!
Плясуны, вступайте в круг!
(Дети исполняют танец с ложками)
Скоморох - 1:
Ай да молодцы ребята,
Дружно пели и плясали
И, наверное, устали.
А нам с тобой, Скоморошка, пора и честь знать!
Скоморох - 2:
Ну что ж, Скоморошка,
Тогда давай прощаться!
Скоморох - 1:
А можно и остаться!
Ведь я целый коробок
Подарков приволок!
Скоморох - 2:
Так, где же они, подарки-то?
Скоморох - 1:
Ты что, забыл? Мы с тобой шли?
Скоморох - 2:
Шли!
Скоморох - 1:
Подарки нашли?
Скоморох - 2:
Нашли!
Скоморох - 1:
Где они?
Скоморох - 2:
Что?
Скоморох - 1:
Подарки?
Скоморох - 2:
Какие?
Скоморох - 1:
Ну, мы с тобой шли?
Скоморох - 2:
Шли!
Скоморох - 1:
Подарки нашли?
Скоморох - 2:
Нашли!
Скоморох - 1:
Где они?
Скоморох - 2:
Да что?
Скоморох - 1:
Да подарки!
Скоморох - 2:
Не знаю. Давай поищем. Ты иди направо, а я налево.
Скоморох - 1:
Пошли.
(Расходятся в стороны, встречаются, наталкиваясь друг на друга.)
Скоморох - 2:
Ну что, нашёл?
Скоморох - 1:
Нет, а ты?
Скоморох - 1:
Тоже нет. Пошли снова искать.
(Идут, заглядывают во все углы, находят короб с подарками).
Скоморох - 1:
Вот оно – подарки, всем на удивления, детям на забаву.
(Скоморохи дарят детям подарки – Матрёшка – разукрашка).
Вот и кончились затеи!
Поспешай домой скорей!
Пришло время расставанья,
Говорим вам – до свиданья!
(Звучит русская народная музыка.)
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x