Методическая разработка

. Автор Иванова Юлия Григорьевна

Рекомендации для воспитателей.

«Организация непосредственно – образовательной деятельности в ДОУ в условиях введения и реализации ФГОС».

Непосредственно – образовательная деятельность реализуется через организацию различных видов детской деятельности (игровой, двигательной, коммуникативной, трудовой, познавательно – исследовательской и т.д.) или их интеграцию с использованием различных форм и методов работы, выбор которых осуществляется педагогами самостоятельно в зависимости от контингента детей, уровня освоения общеобразовательной программы дошкольного образования и решения конкретных образовательных задач.

Как обозначено в ФГОС дошкольного образования, требования к результатам освоения Программы представлены в виде целевых ориентиров дошкольного образования. Они представляют собой социально - нормативные возрастные характеристики возможных достижений ребенка на этапе завершения дошкольного образования. Настоящие ориентиры являются ориентирами для решения задач формирования Программы, осуществления образовательной деятельности, анализа профессиональной деятельности педагогов, организации взаимодействия с родителями. Исходя из содержания целевых ориентиров, можно сделать вывод, что в современных условиях необходимо усилить работу, направленную на личностное развитие ребенка, заложить в нем механизмы самореализации, саморазвития, самовоспитания и т.д. Педагоги должны осознавать, что главный результат работы заключается не в овладении ребенком определенно суммой знаний, умений, навыков, а в тех личностных изменениях для достижения результатов развития детей.

У каждого педагога должно быть четкое представление о том, что он хочет получить в конце занятия, и что ему для этого необходимо сделать. Если педагог грамотно и четко спланирует цели и задачи, то результаты непосредственно – образовательной деятельности будут выше. Следует помнить, что цель – это образ желаемого результата, который хотят получить к конкретному моменту времени. Она должна обладать следующими характеристиками: направленность на ребенка, диагностичность, операциональность. Цель педагога должна отражать, что именно сможет сделать ребенок при каких условиях он может сделать это. Цель может быть сформулирована в виде ожидаемых действий, умений детей.

Задачи – это шаги по направлению к достижению поставленной цели. Они планируются как система промежуточных результатов, конкретизирующих достижение педагогом цели занятия: что нужно сделать, чтобы реализовать цель, получить результат. Таким образом, можно отметить, что цель конкретизируется в задачах. По количеству задач должно быть столько, сколько необходимо и достаточно для достижения цели.

В практике работы у многих педагогов до сих пор занятия представляют из себя набор различных видов деятельности, объединенных одной темой. В структуре занятия отсутствует целостность, которая должна обеспечиваться взаимосвязью и взаимообусловленностью всех частей занятия. Обеспечить данную целостность возможно в том случае, если непосредственно образовательная деятельность с детьми будет должным образом спланирована. Для этого педагогу следует:

- определить вид личностного опыта, который должны приобрести дети;

- осуществить выбор личностно значимых содержания и форм работы, способных заинтересовать детей, побудить их к принятию цели деятельности, поиску путей ее достижения;

- выявить мотивационные основы всей предстоящей работы и отдельных ее этапов, мотивы включения в деятельность отдельных детей;

- установить способы приобретения детьми соответствующего опыта, логику организации взаимодействия участников образовательного процесса, способы самореализации для каждого ребенка и взрослого, тактику оказания помощи в «открытии» себя в определенных видах деятельности.

С целью реализации задач, обозначенных в ФГОС, соответствия направленности образовательной деятельности целевым ориентирам при подготовке и организации НОД необходимо:

1. В содержании вводной части установить связь с прошлым опытом, обеспечить «рабочий» настрой на предстоящую деятельность, создать мотивы, обеспечивающие принятие цели или ее постановку детьми. Для создания мотивации следует шире использовать игровые образовательные ситуации, возникающие в естественной жизни детей. Мотивационную линию необходимо поддерживать на протяжении всего занятия.

2. В основной части занятия важно:

- подобрать оптимальный объем содержания;

- продумать содержание вопросов (вопросы должны быть четкие, конкретные, понятные детям);

- выстраивать цепочку наводящих вопросов (организация подводящего диалога или полилога);

- использовать вопросы не только репродуктивного характера, но и проблемные вопросы;

- планировать проблемные, исследовательские ситуации, интегративные занятия (объединение знаний, умений вокруг и ради решения вопросов, познания объекта или явления);

- четко формулировать задания детям, объяснить на что обратить внимание при выполнении задания, чтобы добиться результата;

- подводить детей к выводам, обобщениям;

- обобщать ответы детей, во время которых должно уточняться то, о чем говорили дети и добавляться необходимая информация;

- не только принимать ответы детей, но и противоставлять их, провоцируя дискуссию, тем самым обеспечения «развития мыслей» детей;

- не торопиться подсказывать, отвечать за детей, исправлять их, не навязывать своего мнения, давать возможность высказаться как можно большему количеству детей;

- быть для детей фасилитатором, т.е. человеком, облегчающим понимание;

- стараться не давать новое содержание в готовом виде, а привлекать детей к получению информации, погружать их в образовательную ситуацию;

- создавать условия для проявления детьми интеллектуальных эмоций (в начале занятия – удивление, которое порождает мотив к предстоящей деятельности, интерес к процессу познания, радость открытия, успеха в деятельности. Для этого необходимо использовать интересные факты, проблемные ситуации, игровые и обучающие ситуации;

- образовательную деятельность осуществлять на высоком уровне сложности (не заучивание фактов и способов действий, а познание сущности познаваемых явлений, связей и зависимости между ними);

- обеспечить субъектную позицию детей за счет деятельностного подхода, создания условий для проявления собственной познавательной активности;

- обеспечивать практическую направленность познаваемого содержания;

- использовать разнообразные формы организации детей, обеспечивать смену видов деятельности;

- уделять внимание решению образовательных и воспитательных задач, которые планируются, но практически не решаются.

3. В заключительной части занятия при подведении итогов необходимо дать мотивированную оценку результатов деятельности, подчеркнуть индивидуальные достижения детей, формировать адекватную оценку с учетом специфики содержания занятия, уровня взаимодействия детей, проявления необходимых личностных качеств, созданной мотивации. Важно, чтобы ребенок учился понимать то, чему он учится в детских видах деятельности, стимулировать детские размышления: (Что хотел получить? Что получилось? Что хотел выполнить по-другому? Чья работа оказалась необычной?).

Обязательно отмечать, за счет чего удалось добиться результата, что нужно делать, чтобы получилось то, что задумано. Необходимо помнить, что заключительная часть должна быть краткой и эмоциональной.

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x