Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методическая разработка"Познавательно - исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы" | Алутина Анастасия Сергеевна. Работа №239768

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Алутина Анастасия Сергеевна
Последний год в детском саду является переходным периодом к школьному обучению.Удетей 6-7 лет происходит переход от наглядно- образного мышления к словесно-логическому,появляется интерес к сложным играм с распределением ролей и выполнением правил.Старшие дошкольники любознательны,эмоционально восприимчивы,стремятся проявлять инициативу в умственном и практическом экспериментировании.

Методическая разработка.

« Познавательно – исследовательская деятельность детей подготовительной к школе группы».

 

 

Последний год в детском саду является переходным этапом к школьному обучению. У детей 6–7 лет происходит переход от наглядно-образного мышления к словесно огическому, появляется интерес к сложным играм с распределением ролей и выполнением правил. Старшие дошкольники любознательны, эмоционально восприимчивы, стремятся проявлять инициативу в умственном и практическом экспериментировании.

Содержание:

1 Организация познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками 6–7 лет

1.1 Возрастные особенности старших дошкольников

1.2 Задачи познавательно-исследовательской деятельности

1.3 Методика организации исследовательской деятельности

1.4 Таблица: виды познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников

1.5 Виды занятий исследовательской направленности

2 Проведение занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе ДОУ

2.1 Таблица: схема построения плана исследования

2.2 Мотивирующее начало занятия

2.2.1 Таблица: примеры мотивирующего начала занятия

2.3 Таблица: картотека тем по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

2.4 Временной план занятия в подготовительной группе

2.4.1 Таблица: примеры временного плана занятий на разные темы

2.5 Таблица: пример конспекта познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

3 Примеры организации познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

3.1 Видео: открытое занятие по экспериментированию «Молекулы и пузырьки»

3.2 Видео: опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе (изучение свойств воды)

3.3 Видео: опытно-экспериментальная деятельность «Зимняя вода»

3.4 Видео: открытое занятие «Секреты лимона»

3.5 Видео: НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Самый главный волшебник»

3.6 Видео: НОД «Путешествие в лабораторию профессора Почемучкина»

4 Анализ и диагностика познавательно-исследовательской деятельности воспитанников

5 Развитие познавательной деятельности как тема по самообразованию педагога ДОУ

5.1 Таблица: этапы работы по самообразованию воспитателя в рамках темы «Развитие познавательной деятельности дошкольников»

5.2 Фотогалерея: примеры создания условий для исследовательской деятельности дошкольников

Организация познавательно-исследовательской деятельности с дошкольниками 6–7 лет

Современная система образования отходит от обучения детей путём прямой передачи знаний, но развивает в них стремление к поиску новой информации разнообразными методами. Формирование у ребёнка исследовательских навыков и способность самостоятельного поиска информации — цель организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду согласно ФГОС. Педагог зарождает в ребёнке мотивацию к нахождению ответов на возникающие вопросы, поощряет любознательность. Познавательно-исследовательская деятельность проявляется и в самостоятельных занятиях, сопровождающих игровую активность. Способность ставить вопрос в связи с возникновением неизвестного или пока малоизученного объекта и находить ответ свидетельствует о высоком уровне умственного и психического развития будущих первоклассников.

Дети участвуют в приготовлении яблочного варенья

Познавательно-исследовательская деятельность воспитанников подготовительной группы становится более самостоятельной

«Чем больше ребёнок видел, слышал и пережил, чем больше он знает и усвоил, чем большим количеством элементов действительности он располагает в своём опыте, тем значительнее и продуктивнее при других равных условиях, будет деятельность его воображения».

Л. С. Выготский

«Воображение и творчество в детском возрасте»

Возрастные особенности старших дошкольников

Разрабатывая систему занятий по исследовательской деятельности в подготовительной группе, воспитатель учитывает возрастные особенности детей 6–7 лет:

 

Способность саморегуляции поведения. Старшие дошкольники обладают большей усидчивостью, они умеют самостоятельно планировать темп и качество практической деятельности так, чтобы избежать переутомления. В подготовительной группе можно проводить длительные исследования во время познавательных занятий и прогулок.

Высокий уровень развития диалогической речи, формирование навыков монологической речи. В беседах с воспитателем и в группе дети активно обмениваются высказываниями, чётко формулируют вопросы и дают ответы. К концу обучения в детском саду ребёнок умеет составлять небольшие монологи в устной форме (поздравление аудитории с каким-либо событием, презентация проекта, отчёт о выполненном исследовании).

Развитие мыслительных способностей. Дети этого возраста ориентируются в пространственных и временных показателях, сравнивают качества и свойства объектов, способны к обобщению и классификации полученной информации. Совершенствуется умение устанавливать причинно-следственные связи, дети выстраивают логические цепочки из многих звеньев.

Креативность. Старшие дошкольники часто принимают спонтанные решения, выполняют задания в неожиданном ключе. Творческий подход наблюдается в различных видах детской деятельности: в устных рассказах, составлении историй на основе наглядного материала, в рисунках, во время игр, опытов и экспериментов.

Формирование навыка самооценки. К семилетнему возрасту ребёнок начинает осознавать уровень своих возможностей, способностей и знаний. Он оценивает результаты своей деятельности, но для большинства старших дошкольников наблюдается тенденция к завышенной самооценке.

Дети в нарядных фартуках стоят у доски, одна девочка держит указку

Старшие дошкольники уже имеют успешный опыт выступлений перед аудиторией

Задачи познавательно-исследовательской деятельности

Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников в детском саду направлена на решение ряда задач:

 

Расширение представлений об объектах окружающего мира.

Обучение самостоятельному планированию этапов исследовательской деятельности.

Совершенствование речевых навыков, обогащение активного словарного запаса специальными терминами.

Развитие аналитического типа мышления: совершенствование навыков сравнительного анализа, обобщения, классификации, подведения итогов продуктивной деятельности.

Поощрение инициативности и самостоятельности в работе, создание положительной мотивации к экспериментированию.

Создание дружеской атмосферы и сплочённости детского коллектива, развитие умения работать в команде.

Над реализацией поставленных задач воспитатель совместно с детьми работает на занятиях различных видов: по изучению окружающего мира (НОД), формированию элементарных математических представлений (ФЭМП), подготовке к обучению грамоте, речевых, творческих, спортивных и музыкальных занятиях.

 

Например, изучение различий гласных и согласных звуков можно начать с проведения исследования: «Произнесите звуки [а], [о], [у], [и]. Открыт ли рот? Где находится язык? Как проходит голос?» (Свободно). «Теперь произнесите звук [б]. Рот был открыт? Произнесём звук [р]. Где находится язык? Как проходит голос?» (Встречается препятствие — губы, зубы). Формулируется вывод исследования: при произнесении согласных звуков голос встречает на пути какую-либо преграду, при произнесении гласных — проходит свободно.

 

Ребята получают новые знания также во время прогулки, проводя наблюдения за объектами живой и неживой природы. Старшие дошкольники участвуют в длительных исследованиях, наблюдая за изменениями объекта: рост растений, изменение осадков в зависимости от температурных условий, движение светил в течение года, фазы Луны.

Мальчик проводит опыты с воздухом

Результаты экспериментов удивляют дошкольников, поэтому они стремятся проводить опыты снова и снова

Методика организации исследовательской деятельности

Воспитателю необходимо создать условия, в которых дети смогут проявить свои исследовательские способности:

Наличие ситуации или вопроса, активизирующего желание решить проблему, ответить на вопрос. Эксперимент проводится не ради развлечения или зрелищности, но является методом познания мироустройства.

Проведение устного анализа проблемной ситуации. В подготовительной группе дети анализируют самостоятельно, воспитатель контролирует степень погружения в проблему и правильность изложения мыслей, направляет при необходимости уточняющими вопросами.

Определение гипотезы для проведения практического подтверждения/опровержения (эксперимента, опыта, наблюдения, изучения макета или модели).

Фиксирование результатов исследования (в специальных журналах, на карточках и т. п.) и формулирование выводов.

Создание ситуации успеха. На занятии с исследовательской направленностью каждому воспитаннику должна предоставляться возможность высказывания предположений, озвучивания полученных результатов во время эксперимента.

Педагог контролирует практическую деятельность детей и следит за выполнением техники безопасности, положения которой повторяются перед проведением каждого опыта.

«Интерес поддерживается успехом, к успеху ведёт интерес. А без успеха, без радостного переживания победы над трудностями нет интереса, нет развития способностей, нет обучения, нет знания».

В. А. Сухомлинский

Внимание и интерес детей поддерживаются посредством различных форм организации исследовательской деятельности. Воспитанников подготовительной группы увлекают такие формы работы, как:

Изучение явлений и событий общественной жизни, явлений природы. Исследование того, что происходит в настоящем времени. Это может быть наблюдение за появлением и исчезновением радуги во время прогулки, экскурсия на производство или предприятие (в магазин, промышленный комбинат, библиотеку, на почту), изучение технологии укладки асфальта и других дорожных работ, приготовления и использования цемента, его свойств, когда ведётся ремонт в детском саду.

Дети и педагог наблюдают за солнцем на прогулке

Проведение наблюдений за солнцем потребует наличия у воспитанников солнцезащитных очков

Рассматривание наглядного материала. Детям старшего дошкольного возраста интересно изучать макеты и модели объектов, которые позволяют узнать об их устройстве или функционировании (макеты планет, вулкана, кораллового рифа, модели подводной лодки, робота-погрузчика, лунохода, космического спутника). Информационный поиск осуществляется также путём рассматривания иллюстрированных энциклопедий и тематических плакатов. В подготовительной группе может проводиться исследовательская работа при помощи мнемотехники: ребята знакомятся с каким-либо процессом во время рассматривания специальных карт. Мнемокарты представляют собой последовательность информационных картинок.

Макет саванны для изучения

Старших дошкольников интересуют модели и макеты реальных объектов

Коллекционирование и классифицирование. Поиск предметов по определённой тематике — процесс длительный и увлекательный, если имеет целью разностороннее изучение объектов методом сравнения и систематизации. Собранные объекты дети оформляют в мини-выставки, гербарии, альбомы, ящички. Старшие дошкольники владеют написанием печатных букв, под контролем педагога они подписывают экземпляры коллекции, присваивают номера.

Коллекция семян с картинками

Изготовление коллекции семян поможет ребятам закрепить знания об овощных культурах

Эксперименты и опыты. Старшие дошкольники самостоятельно проводят по словесным инструкциям практические исследования объектов, внимательно наблюдают за демонстрацией сложных опытов педагогом. В подготовительной группе детское экспериментирование может сохранять элементы игровой деятельности.

Дети в белых шапочках и фартуках проводят опыты с водой и бумагой

Опыты с водой — одни из самых любимых у дошкольников

Игры-путешествия. Организуются для поиска информации об отдалённых территориях и областях: Северный полюс, Африка, Вселенная, джунгли, океанское дно. Структура игры состоит из виртуального перемещения ребят в исследуемый мир, решения познавательных задач, обобщения новой информации. Во время путешествия дети изучают географические карты, фотографии и иллюстрации, видеоматериалы. Перемещения можно проводить пространственные и временные (в эпоху динозавров, ледниковый период, в гости к первобытным людям, во времена строительства пирамид в Египте и т. п.).

Продуктивная деятельность детей во время игры-путешествия «Эпоха динозавров»

Дошкольники с удовольствием включаются в работу по созданию макетов объектов исследования

 

Исследовательские проекты. Старшие дошкольники работают над групповыми и индивидуальными проектами по изучению тем в различных областях: «Экология», «Общественно-социальная деятельность», «Животный и растительный мир», «Космос», «География». Итоги проектной деятельности оформляются в виде информационных стендов, плакатов, фотоальбомов, лэпбуков, макетов. Организуется презентация завершённого проекта, на которой воспитанники рассказывают слушателям (родителям, ребятам младших групп, приглашённым гостям) о важности изучения этой темы, поставленных задачах, этапах выполнения исследования.

Девочка с грамотой в руках стоит на фоне стенда с фотографиями редких рыб

Победителям конкурса исследовательских проектов вручаются грамоты и призы

Таблица: виды познавательно-исследовательской деятельности старших дошкольников

Вид познавательно-исследовательской деятельности Примеры реализации в подготовительной группе

Поисково-исследовательская Совместная работа педагога и детей по решению проблемных вопросов.

Реализуется в эвристических беседах («Почему исчезают лужи?», «Кто шумит в трубе?», «Почему звёзды не видны днём?»), наблюдениях (за природными и общественными явлениями и объектами).

Познавательно-практическая Выполнение комплекса практических действий для исследования свойств, качественных изменений объекта.

Реализуется в проведении опытов и экспериментов.

Дети в медицинских масках и фартуках исследуют свойства цемента

Для проведения экспериментов с некоторыми материалами дошкольникам могут потребоваться фартуки и маски

Виды занятий исследовательской направленности

Познавательно-исследовательская деятельность в ДОУ находит своё воплощение в следующих видах активности дошкольников:

Занятия НОД по изучению окружающего мира. Классическая форма организации познавательно-исследовательской деятельности в детском саду. Старшие дошкольники показывают большую степень самостоятельности в устных заданиях и практических действиях. Разнообразить занятия НОД можно, комбинируя различные формы работы (беседы, изучение наглядного материала, наблюдения, опыты, дидактические и подвижные игры, включение аудиоматериалов). Дети 6–7 лет воспринимают словесные описания образов, находящихся вне их чувственного опыта (космические объекты, рассказы о других материках, древних животных), для этого тема занятия должна заинтересовать воспитанников, на что направлено мотивирующее начало каждого занятия.

Интегрированное занятие. Представляет собой синтез познавательной, социально-коммуникативной и художественно-эстетической областей и исследовательской деятельности, что реализуется в формах работы: прослушивание художественного текста или музыкальной композиции, познавательная беседа, ситуативный разговор, экспериментирование, наблюдение, продуктивная деятельность. Цель интегрированного занятия — разностороннее изучение темы или проблемной ситуации.

Например, на занятии «Что такое воздух?» в подготовительной группе раскрытие образовательных областей реализуется в проведении эвристической беседы и опытов («Познание»), физкультминутки «Надувные игрушки» («Физическое»), проговаривании плана исследования и обсуждении результатов («Речевое»), создании аппликации «Ветер колышет деревья» («Художественно-эстетическое»).

 

Нетрадиционные занятия: спектакль, кукольное представление, квест, концерт, КВН, интеллектуальные игры (викторины, «Своя игра», «О, счастливчик!», «Следствие ведут знатоки»), консультация (дети выступают в роли консультантов для младших товарищей). Эти формы занятий содержат развлекательный компонент, дошкольники активно выполняют творческие задания и следят за раскрытием темы.

Экологические акции. Проведение мероприятий в поддержку бережного отношения к природе требуют обширной предварительной работы: изучение какой-либо экологической проблемы, прогнозирование в случае неблагоприятного развития событий (загрязнение воздуха, воды и почвы, гибель растений и животных), поиск информации о способах решения проблемы, практический вклад.

Варианты экологических акций в подготовительной группе детского сада: «Одень дерево» (действия по защите деревьев на территории ДОУ от морозов — укутывание), «Покормите птиц!» (создание кормушек и обеспечение кормом птиц, остающихся зимовать), «Утилизация батареек» (акция по сбору использованных носителей энергии и передача их в утилизацию), «Зелёный десант» (акция по озеленению территории ДОУ или по очистке прилегающей территории от мусора).

Участники экологической акции «Спаси ежа» по сбору использованных батареек

Участие в экологических акциях учит дошкольников заботиться о родной природе.

Проведение занятия по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе ДОУ

Согласно нормам СанПиН занятие НОД в подготовительной группе проводится в первой половине дня (лучше в середине недели, когда умственные способности находятся на пике активности) и длится не более получаса. Проводить наблюдения с исследовательской направленностью можно во время утренней или вечерней прогулки в течение 7–15 минут.

Формы детской деятельности должны быть разнообразными. В подготовительной группе достаточно одного задания на физическую активность (зарядка, танцевальная разминка или подвижная игра). В качестве смены деятельности проводятся музыкальные паузы, просмотр мультипликационного эпизода по теме занятия, коллективное заучивание поговорок, стихотворных отрывков.

Духовную полноту и насыщенность жизни может дать только широкое, разностороннее образование, пытливое познание мира, активное стремление к знанию, радость знания.

В. А. Сухомлинский

 

«О воспитании»

 

Девочка держит в руках импровизированные весы с воздушными шарами, остальные дети наблюдают

Проведение опытов с надувными шарами наглядно демонстрирует дошкольникам, что воздух имеет вес

 

В подготовительной группе воспитатель даёт словесные инструкции и описания к выполнению опытов, дети учатся выполнять исследование по графической схеме. Прямой показ используется для демонстрации сложных опытов и в индивидуальном порядке для ребят, испытывающих затруднения. Старшим дошкольником предлагаются задания на прогнозирование результатов исследования и фиксирование полученной информации. Ребята работают над созданием гербариев и коллекций, ведут дневники погоды и опытных наблюдений, заполняют карточку эксперимента, дополняют символами пустой шаблон схемы опыта.

 

Таблица: схема построения плана исследования

Этап исследования Пример хода детского экспериментирования

Постановка вопроса Мотивационное начало занятия. Дети получили видеописьмо от сказочного персонажа, в котором он говорит, что видел, как ребята проводили опыты на плавучесть различных материалов. Дошкольниками было установлено, что железо тонет. Персонаж интересуется, а все ли предметы из металла, тонут, например, корабли. Воспитанники формулируют вопрос: «Почему не все железные предметы тонут в воде?».

Целеполагание Воспитанники предлагают варианты решения проблемы, приходят ко мнению, что за плавучестью различных предметов из металла нужно понаблюдать в лаборатории.

Выдвижение гипотез Ребята размышляют, каким образом можно определить условия плавучести железных предметов (провести эксперимент с опусканием на поверхность воды различных по объёму и форме объектов, сделанных из одного материала).

Проверка гипотезы Экспериментирование в лаборатории с железной пластиной, кубиком, бруском, шариков, миской, корабликом.

Анализ полученных результатов Дети увидели, что одинаковые по весу металлические предметы по-разному ведут себя при погружении в воду (меньшие по объёму тонут, с большим размером плавают на поверхности, обладают плавучестью).

Подведение итогов исследования, формулирование выводов Не тонут в воде те металлические предметы, общая плотность которых меньше плотности воды.

Дети склонились над тазом с водой, в котором находятся различные предметы

Дошкольники на практике ищут ответ на вопрос, почему одни металлические предметы тонут в воде, а другие плавают

 

Мотивирующее начало занятия

От того, в какой мере ребёнок заинтересован темой занятия, зависит его инициативность в непосредственно исследовательской работе. Воспитатель увлекает ребят наводящими вопросами, рассматриванием необычного наглядного материала. Стимулируют заинтересованность проблемные ситуации, элементы игры, сюрпризные моменты. Прогнозируя положительное восприятие начального этапа, педагог выстраивает занятие в общей направленности (помощь сказочному персонажу, путешествие по неизведанному миру, поиск ответа на важный вопрос).

 

Группа детей изучает макет вулкана

Необычный наглядный материал можно использовать в начале занятия, что активизирует познавательную деятельность дошкольников

 

От мотивации и эмоционального настроя дошкольников в начале занятия во многом зависит итоговый результат исследовательской деятельности.

 

Таблица: примеры мотивирующего начала занятия

Тема познавательного исследования Вариант мотивирующего начала занятия

Формирование представлений о природном явлении — извержении вулкана (занятие «Огнедышащая гора — вулкан»).

Сюрпризный момент. В группу приходит видеописьмо от сказочного персонажа. Он сообщает, что видел макет горы, который ребята сделали на прошлом занятии. Герой рассказывает ребятам легенду об огнедышащей горе и просит объяснить ему, что же это за гора.

Проведение беседы с использованием наглядного материала (схемы строения вулкана, фотографии спящих вулканов, пробуждающихся и извергающихся).

Расширение представлений о свойствах твёрдых материалов: древесина, пластмасса, пенопласт, металл, бумага, ткань, резина (занятие «Путешествие на остров»).

Создание игровой ситуации. Воспитатель предлагает ребятам отправиться в морское путешествие к удивительному острову. Проводятся подвижные игры «Мы медузы», «Осьминожки», «Море волнуется — раз!», звучит аудиозапись шума морских волн.

Сюрпризный момент. Ребята находят бутылку («Дети, волны принесли нам послание в бутылке!»), в ней находится алгоритм проведения опытов на исследование плавучести различных материалов.

Знакомство с экологической проблемой загрязнения воздуха и её возможными последствиями для природы и человеческого организма (занятие «Мы исследователи»). Проведение эвристической беседы:

«Что такое воздух?»,

«Для чего человеку нужен воздух?»,

«Как мы можем увидеть воздух?»,

«Может ли воздух стать вредным для растений, животных и человека?».

Таблица: картотека тем по познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

Тема занятия Задачи исследования

«Вода и лёд»,

«Снежное царство»,

«Куда пропали лужи?»,

«Путешествие капли».

Расширение представлений о свойствах воды, её формах (жидкой, твёрдой, газообразной) и условиях перехода от одной формы к другой.

«На свету и в темноте»,

«Увлажнение и засуха»,

«Тепло или холодно».

Формирование представлений об условиях роста растений.

«Невидимый и близкий» Расширение представлений о свойствах воздуха, его значении для жизни на Земле.

«Откуда берётся звук?» Формирование представлений о колебании предметов.

«Тени на стене»,

«Свет повсюду».

Расширение представлений об источниках света (природных и искусственных).

Формирование представлений о значимости света для жизни на Земле.

«Зеркало, зеркало» Расширение представлений о свойствах зеркал и их использовании.

«Почему двигаются предметы?» Знакомство с понятиями «тяга» и «сила трения».

«Почему не тонет корабль?» Знакомство с зависимостью плавучести предметов от формы, размера, веса.

«Сахар» Расширение представлений о свойствах сахара, способах его получения и использования.

«Соль» Расширение представлений о свойствах соли, способах её добывания и применения.

«Клей» Знакомство с различными видами клея (ПВА, силиконовый, моментальный) и их свойствами.

«Цемент» Знакомство со свойствами цемента и способами его использования.

«Очистка воздуха»,

«Как очистить почву?»,

«Почему стала грязной вода?».

Знакомство с понятием «экологическая проблема».

«Измерение длины предметов»

Знакомство со способами измерения длины.

Формирование умения работать с линейкой, сантиметром, курвиметром.

«Айсберг»,

«Вулкан»,

«Коралловый риф»,

«Выше гор могут быть только горы».

Знакомство с природными объектами при помощи изучения макетов.

«Мы исследователи»,

«Юные учёные»,

«Познаём, исследуем, творим».

Совершенствование навыков экспериментирования.

Осваивание проектной деятельности.

Мальчик и девочка работают с микроскопами

Воспитанникам подготовительной группы вполне можно доверить работу с микроскопом

 

Временной план занятия в подготовительной группе

Конспект занятия НОД и интегрированного занятия с исследовательской направленностью разрабатывается педагогом с учётом возрастных особенностей воспитанников и обязательным включением физических и игровых элементов. Занятие с исследовательской направленностью в подготовительной группе длится 30 минут и состоит из следующих компонентов:

 

Организационный момент — 1 минута.

Мотивирующее начало занятия — 3–5 минут.

Построение плана исследования — 2–3 минуты.

Физическая активность — 2–3 минуты.

Практическое исследование (наблюдение, проведение опыта, экспериментирование) — 10–15 минут.

Фиксирование результатов исследования — 1–2 минуты.

Подведение итогов — 1 минута.

Таблица: примеры временного плана занятий на разные темы

Тема занятия Организационный момент Мотивирующее начало Проговаривание этапов исследования (планирование) Физическая активность Практическая работа Фиксирование результатов Подведение итогов

«Путешествие в Эру динозавров» 1 минута.

Создание игровой ситуации. При помощи импровизированной машины времени ребята переносятся в доисторические времена.

Просматривание видеоматериалов.

5 минут.

 

2 минуты. Подвижная игра «Динозаврики».

3 минуты. Изучение различных видов динозавров (по фигуркам и материалам иллюстрированной энциклопедии).

13–15 минут. Распределение (классифицирование) картинок с динозаврами на карточке по подгруппам: травоядные и хищные; плавающие, сухопутные, летающие.

1–2 минуты. 1 минута.

«Листья жёлтые над городом кружатся» 1 минута. Сюрпризный момент. В группу приходит белочка (роль исполняет воспитанница старшей группы) и просит помочь ей в ответе на вопрос: «Почему листья на деревьях в лесу стали желтеть и опадать?».

3 минуты. 2 минуты. Физкультминутка «Дерево всё выше».

2 минуты. Исследование листьев деревьев при помощи микроскопа (наличие и отсутствие хлорофилла).

14 минут. Оформление страницы гербария.

2 минуты. 1 минута.

«Берегите воду!» 1 минута.

Изучение наглядного материала (плакатов, фотографий, видеоролика) о загрязнении воды.

Проведение познавательной беседы об этой экологической проблеме.

5 минут.

 

3 минуты. Зарядка «Капельки — бух! Капельки

прыг!».

2 минуты. Опытная деятельность по очистке воды.

15 минут. Заполнение карточки исследования.

1 минута. 1 минута.

Дети раскладывают на столах карточки с изображениями динозавров

Изучение видов динозавров перенесёт дошкольников в удивительный мир доисторической природы

 

Таблица: пример конспекта познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

 

Название «Гербарий. Деревья на участке детского сада»

Цель : Расширять и обогащать знания детей об особенностях осенней природы и деревьях на участке детского сада.

Задачи

Закрепить знания детей о строении листа.

Систематизировать знания о деревьях на участке детского сада, о том, как наступает листопад.

Продолжать знакомить с сезонными изменениями в живой природе.

Расширять и активизировать словарь по теме.

Формировать умение использовать знания, полученные опытным путём.

Создать условия для творческой деятельности детей.

Предварительная работа

Наблюдения,

беседы,

чтение художественной литературы,

совместно с родителями посадка деревьев на участке детского сада,

поисковая работа по подбору иллюстративного материала по теме «Деревья»,

рассматривание деревьев на прогулке, экскурсиях в детском саду и дома.

Формы организации деятельности

решение проблемной ситуации,

ситуативный разговор,

работа в творческой лаборатории,

беседа,

загадывание загадок.

Материалы

Листья разных пород деревьев,

презентация «Лист»,

белый картон,

клей ПВА, салфетки,

иллюстрации деревьев с названиями,

лупы,

простой и цветные карандаши.

Ход занятия

Мотивационный этап.

В.: Мы с вами в течение месяца очень хорошо потрудились. Мы изучили строение листа, узнали, почему осенью листопад. Что ещё мы с вами сделали? (Собрали листья для гербария).

Мы потрудились как настоящие учёные-исследователи. Как вы думаете, мы всё сделали? (Нет, не всё, учёные свои исследования записывают в специальные книги — энциклопедии).

А мы можем создать небольшую энциклопедию о деревьях нашего участка? Что нам для этого понадобится? (Ответы детей).

Основной этап.

В.: Прежде чем приступить к работе, повторим, что мы знаем о деревьях и листопаде.

Беседа о листопаде.

Уж пахнет в воздухе дождём,

Всё холоднее с каждым днём.

Деревья свой наряд меняют,

Листочки потихонечку теряют.

Понятно всем, как дважды два —

Пришла … (Осенняя пора).

Дни стали короче,

Длинней стали ночи,

Урожай собирают.

Когда это бывает? (Осенью).

В.: Почему вы решили, что это загадки про осень?

По каким признакам можно определить, что пришла осень?(Стало холодно, улетели птицы, опадают листья и т. д.).

Какой признак осени самый красивый?

Что происходит с листьями, прежде чем они опадут?

Почему листья меняют цвет?

Почему листья опадают?

Что образуется в основании черешка? Где находится основание черешка? (Выслушивает ответы детей на каждый вопрос).

Повторение строения листа (презентация).

В.: Вы всё сказали правильно. А теперь напомните мне строение листа. (Лист состоит из листовой пластинки и черешка).

А мы можем заглянуть в середину листа? (Посмотреть в микроскоп). Мы с вами рассматривали листочки через микроскоп? Что вы там видели? (На листовой пластинке видна сеточка. Сеточка — это сосуды, по которым движется вода, питательные вещества).

Но если заглянуть в середину листа через микроскоп учёного, который увеличивает в тысячи раз, то мы увидим, что в каждом листике полным-полно чудесных зелёных зёрен. Как называются эти зелёные зёрнышки? Кто помнит? (Хлорофилл).

Кроме зелёных зёрнышек в листьях есть и другие — жёлтые, красные, бордовые. Пока работали зелёные зёрнышки, других зёрнышек видно не было, но растворились зелёные — и остались только жёлтые, красные, бордовые. Вот листья и изменили свой цвет.

Беседа «Деревья нашего участка».

В.: Мы с вами вспомнили строение листа и что такое листопад, но ничего не рассказали о самих деревьях. Какие деревья растут на участке детского сада? (Вяз, берёза, рябина, клён, дуб).

У всех деревьев листья одинаковые по форме? Как мы узнаём, от какого дерева лист? (По форме листа).

А расцветка у всех листьев осенью одинаковая? (У берёзы — жёлтая, у клёна — жёлтая и красная, у рябины — бордовая, у дуба — коричневая).

Исследовательская и продуктивная деятельность.

В.: Молодцы! Теперь вы готовы к выполнению научной работы.

Нам надо будет разделиться на 5 групп по 2 человека. Каждая группа будет собирать материал об одном дереве. (Иллюстрация дерева, листочек из гербария, рисунок листа — как он выглядит, если рассмотреть его через микроскоп).

Вы можете ещё раз рассмотреть свои листочки через лупу. Рассмотреть форму листа. Проходите за столы. Приступайте к работе.

Каждая подгруппа рассказывает о своём дереве. Воспитатель дополняет.

Итоговый этап.

Вопросы для рефлексии:

 

Что мы сегодня делали?

Вам понравилось?

Какое у вас настроение?

Примеры организации познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе

Предлагаем ознакомиться с опытом проведения занятий в ДОУ по исследовательской деятельности и экспериментированию с детьми 6–7 лет.

 

Видео: открытое занятие по экспериментированию «Молекулы и пузырьки»

 

 

Видео: опытно-экспериментальная деятельность в подготовительной группе (изучение свойств воды)

 

 

Видео: опытно-экспериментальная деятельность «Зимняя вода»

https://youtube.com/watch?v=dnhQNhadi5E

 

Видео: открытое занятие «Секреты лимона»

 

 

Видео: НОД по познавательно-исследовательской деятельности «Самый главный волшебник»

 

 

Видео: НОД «Путешествие в лабораторию профессора Почемучкина»

 

 

Анализ и диагностика познавательно-исследовательской деятельности воспитанников

Для оценивания результатов и эффективности познавательно-исследовательской деятельности воспитанников педагогом проводится диагностика по следующим критериям:

 

умение постановки проблемы;

грамотное формулирование вопросов;

построение алгоритма действий для решения проблемы;

выдвижение гипотез;

выбор способов исследования;

умение описывать наблюдения во время исследовательского процесса;

наличие мыслительных умений (анализирование, сравнивание, обобщение, систематизация);

степень самостоятельности на каждом этапе проведения исследования;

способность к умозаключениям, выводам, подведению итогов.

Мальчик проводит эксперимент с воздушным шариком и фольгой

Педагог оценивает степень самостоятельности воспитанника при проведении опытов, умение формулировать выводы

 

О высоком уровне познавательно-исследовательской деятельности свидетельствует наличие устойчивой мотивации к решению проблемных ситуаций и поиску ответов на поставленные вопросы, самостоятельное построение алгоритма исследования и проведение практической работы (опытов), грамотная формулировка полученных сведений, правильное построение выводов. Ребёнок с развитым исследовательским типом мышления проявляет инициативу в выборе материалов и инструментов для проведения наблюдений, не боится выдвигать гипотезы и проверять их опытным путём, доводит начатое до конца с целью получения соответствия озвученной гипотезе или опровержения её.

 

Для выявления отношения воспитанников к экспериментальной деятельности и определения уровня овладения исследовательскими навыками воспитатель может предложить детям вести специальный журнал, в котором фиксируются результаты проделанной работы. Вместе с тем педагогу рекомендуется вести диагностические карты на каждого воспитанника, в которые он заносит данные собственных наблюдений за исследовательской активностью детей.

 

Девочка, сидя за столом, рассматривает картинки

Диагностика может проводиться и в форме индивидуальной беседы с использованием специальных заданий

 

Развитие познавательной деятельности как тема по самообразованию педагога ДОУ

Педагог ДОУ постоянно совершенствует своё профессиональное мастерство, повышает квалификацию и развивается. Занимаясь самообразованием по теме развития познавательной деятельности старших дошкольников, воспитатель изучает методы и подходы по созданию условий для формирования у детей основ познавательного, интеллектуально-личностного и творческого развития.

 

Только те знания прочны и ценны, которые вы добыли сами, побуждаемые собственной страстью. Всякое знание должно быть открытием, которое вы сделали сами.

 

К. Чуковский

 

Большое внимание педагог должен уделить созданию условий для детского экспериментирования. В помещении группы организуется исследовательский уголок или центр науки. Возможна подготовка отдельной комнаты для функционирования кружка по познавательно-исследовательской деятельности. В исследовательском уголке или лаборатории должно быть выделено место для демонстрации проектов воспитанников или для тематических выставок. Для хранения познавательной литературы, материалов для опытов и приборов выделяются стеллажи, доступ к которым будет открыт всем ребятам. Для проведения опытов продумывается место: демонстрационный стол, ученические парты и стульчики. Наглядно должны быть представлены правила техники безопасности при проведении опытов (например, в виде плаката).

 

Педагог помогает мальчику провести опыт с водой

При возникновении у ребят затруднений при проведении опытов педагог всегда приходит на помощь

 

Таблица: этапы работы по самообразованию воспитателя в рамках темы «Развитие познавательной деятельности дошкольников»

Этап работы по самообразованию Содержание деятельности

Теоретический этап

Изучение нормативных документов и научно-методической литературы, в которых говорится о значимости и способах организации познавательно-исследовательской деятельности дошкольников (ФГОС и разработанные в его рамках учебные программы).

Изучение практического опыта коллег по интересующей тематике: в педагогических журналах и информационных порталах по дошкольной педагогике широко представлены материалы по организации экспериментальной деятельности детей (проведение проектов в условиях ДОУ, конспекты отдельных занятий и прогулок исследовательской направленности).

Разработка тематического планирования: постановка общих целей и задач предполагаемого курса обучения с таблицей конкретных занятий для каждой возрастной группы дошкольников.

Практический этап Осуществляется внедрение в практику подготовленной теоретической базы. Педагогом организуются занятия по исследовательской деятельности в соответствии с учебным планом в первой половине дня или открывается кружок по дополнительному образованию. В течение учебного года воспитатель проводит тематические собрания или консультации для родителей, в которых знакомит их с задачами экспериментальной деятельности и показывает достигнутые детьми результаты. Педагог должен стремится привлекать детей к проектной деятельности, участию в городских и региональных конкурсах. О результативности работы воспитатель сообщает на педсоветах, семинарах и круглых столах для коллег.

Фотогалерея: примеры создания условий для исследовательской деятельности дошкольников

Грамотная организация познавательно-исследовательской деятельности в подготовительной группе с учётом возрастных особенностей и интересов воспитанников развивает необходимые в современном мире личностные качества у ребят. Будущие первоклассники необычайно любознательны, инициативны и самостоятельны. Они заново познают мир, и задача педагога — сформировать в них исследовательские качества и положительную мотивацию к новым открытиям в истории человечества.

 

Сколько открытий ожидает юных исследователей!

Познавательно-исследовательская деятельность в старшей группе детского сада

Предыдущая статья

Самостоятельная деятельность детей разнообразна в формах

Самостоятельная деятельность детей в подготовительной группе ДОУ

Следующая статья

Похожие статьиДети с педагогом рисуют за столомОбщеобразовательные занятия в контексте образовательной деятельности в детском садуНАТАЛЬЯ ВАСИЛИШИН10.10.2018Дети играются в пескеВиды деятельности в детском саду согласно ФГОСНАТАЛЬЯ ВАСИЛИШИН25.09.2018

Мальчик смотрит на доску с функциями и формуламиРазвитие дошкольников и образовательный процесс в детском садуНАТАЛЬЯ ВАСИЛИШИН07.09.2018дети и воспитатель на занятииЗанятия в подготовительной к школе группе: польза и радостьМАРИНА ЯКОВЛЕВА30.08.2018

Мальчик у доски с надписью I love educationМетодика проведения занятий по английскому языку в детском садуНАТАЛЬЯ ВАСИЛИШИН24.08.2018Дети сгребают осенние листья на участкеТрудовая деятельность в подготовительной группе: теория и практика организацииНАТАЛЬЯ ВАСИЛИШИН17.08.2018

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×