Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методические находки при изучении темы "Обыкновенные дроби" в коррекционной школе VIII вида | Пищенкова Светлана Анатольевна. Работа №206841

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Пищенкова Светлана Анатольевна
В статье даются рекомендации при изучении обыкновенных дробей в коррекционной школе VIII  вида.

Методические находки при изучении раздела Обыкновенные дроби
в коррекционной школе VIII вида
Значительная роль в образовании, развитии, подготовке школьников к труду и их социальной адаптации принадлежит усвоению математических понятий, в частности обыкновенных дробей. Изучая обыкновенные дроби, у учащихся формируются представления о числах и границах вычислительных возможностей. На примере изучения дробей они узнают то общее, что свойственно всем числам, и то особенное, что свойственно только дробным числам. Это способствует развитию аналитико-синтетической деятельности, внимания, формированию логического мышления, умения находить причинно-следственные связи, способствует коррекции познавательной деятельности в целом. Изучение дробей служит развитию речи, обогащению словаря. Незнание дробей может задержать овладение профессией, затруднить ориентацию выпускников в повседневной жизни.
Учащиеся школы VIII вида испытывают затруднения в использовании имеющихся знаний в новой ситуации, а также в практической деятельности. Причиной этого являются трудности переноса знаний без критического отношения к ним, без учета ситуации, трудности актуализации имеющихся знаний, а также, по выражению Ж. И. Шиф, отсутствие гибкости ума, трудности обобщений при решении новых задач умственно отсталыми школьниками.
У умственно отсталых школьников снижена способность к обобщению. Это проявляется в трудностях формирования математических понятий, усвоения законов и правил. С трудом формируются понятия числа, счета, усваиваются закономерности десятичной системы счисления.Слабость обобщений проявляется в механическом заучивании правил, без понимания их смысла, без осознания того, когда их можно применить.
Благоприятные условия для развитияпознавательнойдеятельности учащихся специальной (коррекционной)общеобразовательнойшколы VIII вида создает обучениематематике, в частности, одного из ее разделов - Обыкновенные дроби.
Отмечая важность изучения данного раздела математики, замечу, что, получая знания об обыкновенных дробях, учащиеся расширяют свои знания о числе и границы вычислительных возможностей. На примере изучения дробей они узнают, то общее, что свойственно всем числам, и то особенное, что свойственно только дробным числам. Это способствует развитию аналитико-синтетической деятельности, внимания, формированию логического мышления, умения находить причинно-следственные связи, способствует коррекции познавательной деятельности в целом. Незнание дробей может задержать овладение профессией, затруднить ориентацию выпускников школы в повседневной жизни.
Однако обыкновенные дроби являются самым абстрактным учебным материалом в курсе математики специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида и их изучение вызывает многочисленные трудности.
Вместе с тем, особенности усвоения основного свойства дроби, преобразований дробей, приведения дробей к наименьшему общему знаменателю, сложения и вычитания обыкновенных дробей с разными знаменателями, умножения и деления обыкновенных дробей и смешанных чисел на целое число до сих пор исследованы недостаточно.
При обучении школьников обыкновенным дробям недостаточно учитываются особенности познавательной деятельности учащихся, отсутствуют научно обоснованные дифференцированные требования к знаниям учащихся, не разработаны подходы применения новыхобучающихтехнологий преподавания данного учебного материала в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VШ вида, в частности информационно-коммуникационных технологий, требует усовершенствования система коррекционно-развивающихзаданий
Этим определяется необходимость совершенствования системы и методики изучения обыкновенных дробей
Не понимая сути образования обыкновенной дроби и ее основного свойства,школьникине могут четко осознать и правильно применять алгоритмы преобразований дробей, проверять правильность выполнения этих операций. Часто лишь механическизаучиваютих.
Выполняя арифметические действия с обыкновеннымидробями, большинство учащихся бессмысленно манипулируют числителем и знаменателем дроби. Многие неправильно пользуются алгоритмами арифметических действий, не соблюдают последовательность, пропускают этапы алгоритмов, искажают их, допускают ошибки в вычислениях .
Поэтому для развития математических представлений об обыкновенных дробях умственно отсталых учащихся необходимо использовать вариативные средства наглядности, которые позволили бы наглядно на доступном уровне продемонстрировать алгоритм действий с дробями и при этом сохранить активность познавательной деятельности обучающихся.
В усвоении абстрактных понятий, к категории которых относятся дроби, в настоящее время большое значение приобретает использование современных технических средств и технологий. Использование ИКТ за счет интерактивности, которое понимается, как активное взаимодействие участников образовательного процесса с самим техническим средством обучения (ПК и ноутбук) помогает реализовать не только наглядный, но и практический методы обучения.
К сожалению, в настоящее время недостаточно уделяется внимания созданию электронных пособий для коррекционной школы VIII вида, практически отсутствуют специализированные программы для умственно отсталых учащихся.
Поэтому приходится трансформировать материал из интернета для учащихся с нормой к восприятию наших учащихся с учётом их психофизических особенностей. Но основную часть электронных продуктов для обучения создаю сама.
Почему именно свои презентации я применяю в учебном процессе? Материал презентаций ориентирован на контингент моих учеников с учетом их психического, физического, эмоционального уровня развития. Каждый слайд представляет собой учебный эпизод, включающий в себя самостоятельную дидактическую единицу. Презентации используются не от случая к случаю, а выстроены в систему и предназначены для изучения всех тем раздела Обыкновенные дроби. Они позволяют применять различные виды и формы учебной деятельности: получение информации, практические задания, контроль уровня знаний, и т.д. Содержание презентаций помогает создавать наглядные образы. Презентации обеспечивают методическую и дидактическую поддержку различных этапов урока. Применение презентаций позволяет мне активизировать познавательную деятельность учащихся.
При проектировании мультимедийного урока (как и любого другого) продумываю какие цели и задачи он преследует, какую роль этот урок играет в системе уроков по изучаемой теме или всего учебного курса, его тип, структуру, методы, формы учебной деятельности школьников. Провожу анализ содержания учебного материала на возможность использования ИКТ, формы и способы подачи информации на экран.
Для объяснения нового материала целесообразно использовать мультимедийные презентации в формате Power Point с использованием анимационных эффектов. Зрительные образы реальных предметов (торт, доска, щоколадка, часы) при изучении обыкновенных дробей быстрее формируются и дольше сохраняются в памяти. Мультимедийные презентации дают возможность представить информацию не только в удобной для восприятия последовательности, но и эффективно сочетать звуковые и визуальные образы, подбирать доминирующие цвета и цветовые сочетания, которые создают у школьников с нарушением интеллекта позитивное отношение к представляемой информации. Анимация – очень важный элемент в презентации. Движение отдельных частей слайда привлекает внимание школьников, и они заостряют свое внимание на анимированной части информации.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×