Статья методические разработки. Автор: Поспелова Нина Павловна

Автор: Поспелова Нина Павловна
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим в средней группе "Семья"


Автор: Поспелова Нина Павловна

Муниципальное дошкольное образовательное

учреждение «Детский сад общеразвивающего вида

121» г. Комсомольск-на-Амуре

 

 

Конспект

образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим.

 

Подготовила:

Поспелова Н.П.

 

 

 

 

 

 

Вступительная часть конспекта:

Образовательная программа: Основная общеобразовательная программа МДОУ №23, в основе которой лежит Программа воспитания и обучения в детском саду «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А. Васильевой (издание 2-ое, исправленное и дополненное).

Специфика группы воспитанников: средняя группа, возраст детей 4 -5 лет.

Место занятия в разделе программы: Является частью работы по формированию у детей представлений о семье и семейных отношениях.

Тема занятия: «Моя семья».

Цель педагогической деятельности: приобретение детьми знаний о родственных отношениях в семье.

Задачи, определяющие систему промежуточных результатов, конкретизирующие достижение заданной цели:

развитие социальной компетентности детей в процессе ознакомления с элементарными родственными отношениями в

семье

.

введение понятия

«семья»

; ознакомление детей с первоначальными представлениями о родственных отношениях в

семье

: каждый ребенок одновременно

сын (дочь), внук (внучка), брат (сестра); мама

и

папа – дочь

и

сын бабушки

и

дедушки.

воспитание чуткого отношения к самым близким людям – членам семьи ребенка.

 

Методические приемы: игровые ситуации, вопросы, ответы детей, отгадывание загадок, сюрприз, анализ работы.

 

Ресурсы: Матрешка с шестью матрешками-вкладышами, мяч, корзиночка, 3 комплекта картинок (бабушка, дедушка, мама, папа, сестра, брат, кошка, собака, птицы, рыбки), 3 листа белой бумаги формата А3, текст стихотворения С.Маршака «Матрешки», фотографии членов семей детей и педагога, по одной общей семейной фотографии детей и педагога, планшет (наборное полотно) для размещения фотографий.

Вводная часть.

Игровая ситуация: Воспитатель предлагает детям отгадать загадку о матрешке, а отгадку найти в группе, на полке с игрушками.

Хвалит ребят за правильную отгадку, берет в руки матрешку. Спрашивает, хотят ли дети познакомиться с гостьей Матрешкой.

Воспитатель от имени Матрешки знакомится с детьми: представляется бабушкой Матреной, говорит, что пришла не одна, а с мужем дедом Антоном, двумя дочками Машей и Дашей и внуками – Маришкой, Иришкой и Тимошкой.

Педагог интересуется, где же перечисленные родственники Матрены. Предлагает ребятам поискать их.

Дети ищут и находят матрешки-вкладыши внутри большой Матрешки. Все матрешки выставляются на столе.

 

Основная часть.

Педагог: Ребята, можно ли сказать, что все матрешки – это одна большая дружная семья? Почему? (Рассуждения детей). Бабушка Матрена очень любит играть в игры со своими внуками, а раньше играла с дочками, когда они были меньше. Она хочет поиграть с ними и с вами.

Проводится дидактическая игра-рассуждение «Кто ушел? Кто пришел?»

Цель игры: обогащение знаний детей о элементарных семейных связях (бабушка – дочь – мама, папа – сын, брат – сестра и т.д.)

Воспитатель называет действия и манипулирует игрушками, дети называют имена матрешек.

Бабушка Матрена: А какие семьи у вас, ребята? Кто есть в семье… (называет детей)? Предлагаю вам попробовать составить портрет своей семьи из картинок.

Проводится игра «Составь портрет своей семьи».

Цель игры: обогащение эмоциональной, чувственной сферы детей в процессе осознания родственных отношений в своей семье.

В игре принимают участие трое детей. Из предложенных воспитателем картинок с изображением разных членов семей (предполагаемых) и домашних животных дети выбирают необходимые.

Бабушка Матрена хвалит детей и говорит, что семья – самое дорогое, что есть у человека. Все члены семьи любят друг друга, заботятся друг о друге.

Педагог (обращаясь к Матрене): Знаешь, Матрена, нашим ребятам нравится рассматривать фотографии своей семьи. Давайте расскажем историю про наши семьи. Первую история расскажу я…

Далее желающие дети рассказывают по фотографии о своей семье. Все фотографии бабушка Матрена выставляет на мольберт, хвалит ребят за интересные рассказы о семье и обращает внимание на то, что на всех фотографиях члены семьи улыбаются, находятся близко друг к другу – им хорошо вместе.

Затем воспитатель показывает детям индивидуальные фотографии членов их семей и задает вопросы.

Проводится беседа – опрос.

Цель: развитие речевой активности детей в процессе повторений наименований родственных отношений.

Бабушка Матрена говорит, что очень любит своих ласковых внучат и спрашивает, умеют ли ребята быть ласковыми.

Проводится игра с мячом «Назови ласково»

Цель игры: продолжать работу по формированию доброжелательных качеств детей через осознание необходимости ласково относиться к членам семьи.

Описание игры: дети встают в круг. В центре круга стоит воспитатель с мячом. Бросает мяч ребенку и называет любого члена семьи, например, «мама» (папа, сестра, брат, бабушка, дедушка). Ребенку, поймавшему мяч, нужно назвать маму ласково (мамочка, мамуля, мамулечка, матушка и т.п.)

Далее воспитатель обращает внимание детей на корзиночку, которую принесла с собой бабушка Матрена: «Кому на ладошку бабушка поставит корзиночку, тот должен положить в нее добрые дела, которые делает дома вся семья».

Цель игры: помочь детям в умении разграничения положительных и отрицательных поступков в семье и их адекватной оценке.

Описание игры: дети стоят в кругу. Воспитатель ходит по кругу, ставит на ладони ребенка корзиночку, а тот называет добрые дела всей семьи (готовить, убираться и т.п.)

Бабушка Матрена благодарит ребят за полную корзиночку добрых дел, которые они назвали.

 

Заключительная часть.

Рефлексия: Педагог предлагает ребятам вспомнить, что они делали сегодня (познакомились с Матрешкой и ее семье, смотрели семейные фотографии, играли в игры с мячом, корзиночкой)

Воспитатель благодарит бабушку Матрену, детей, и делает вывод: «У всех есть мамы, папы, бабушки, дедушки, у кого-то есть брат, у кого-то – сестра. Это – семья. Члены семьи живут вместе, любят друг друга и заботятся друг о друге. Семья очень нужна каждому человеку. Семья может быть большая и маленькая. Главное – чтобы члены семьи любили друг друга, были внимательны и заботливы по отношению друг к другу».

Сюрприз:

В заключении бабушка Матрена приглашает свою большую семью и всех детей пить чай с пирогом.

 

 

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x