Статья Методические рекомендации для педагогов ДОУ «Использование интерактивных технологий в образовательном процессе». Автор: Янкина Екатерина Анатольевна

Автор: Янкина Екатерина Анатольевна
Цель:  Повысить уровень профессионального мастерства педагогов

Задачи:

- Познакомить педагогов с понятием интерактивные технологии

- Сформировать знания по применению интерактивных технологий в образовательном процессе

- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов


Автор: Янкина Екатерина Анатольевна

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №16 общеразвивающего вида» г. Ухта

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Методические рекомендации для педагогов ДОУ

«Использование интерактивных технологий в образовательном процессе»

Подготовил: Воспитатель Янкина Екатерина Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2016 г.

Цель:  Повысить уровень профессионального мастерства педагогов

Задачи:

- Познакомить педагогов с понятием интерактивные технологии

- Сформировать знания по применению интерактивных технологий в образовательном процессе

- Повысить уровень профессиональной компетентности педагогов

Особенности развития современных детей свидетельствуют о том, что они отличаются от их сверстников прошлого века и требуют современного подхода к воспитанию, обучению и развитию.    В образовательный процесс на протяжении нескольких лет происходит внедрение новых способов преподавания, и все большую популярность набирает интерактивные технологии.

В настоящее время понятие “интерактивный” широко вошло в нашу жизнь. В современном мире мы имеем возможность участвовать во всевозможных интерактивных экскурсиях, проектах, играх, программах. Нам предлагают стать не просто слушателями или созерцателями, а самыми активными участниками происходящего. Этот подход весьма эффективен и в ходе образовательного процесса. Дошкольное образование, несомненно, благотворная почва для развития интерактивного обучения. Чтобы заинтересовать дошкольников, сделать процесс обучения интересным и более осознанным, нужны нестандартные подходы, индивидуальные программы развития, новые технологии. Решить эту проблему можно с помощью информационно-коммуникационной технологии обучения.

Интерактивные технологии активно входят в нашу жизнь. Они помогают каждому, и ребенку и взрослому,  максимально раскрыть свой творческий потенциал, стать более успешным в обучении, работе и просто сделать мир вокруг себя интереснее и ярче.

Интерактивные технологии – это, прежде всего, диалог, в ходе которого осуществляется взаимодействие педагога и ребенка, воспитанников друг с другом. В интерактивных технологиях ДОУ обычно используется мультимедиа - это взаимодействие визуальных и аудиоэффектов, с использованием современных технических и программных средств, они объединяют текст, звук, графику, фото, видео в одном цифровом представлении. Функционирование информационной образовательной среды обеспечивается средствами информационно-коммуникационных технологий: компьютером, принтером, мультимедийным проектором, сетью Интернет, интерактивной доской или проектором.

В дошкольном возрасте игра является ведущим видом деятельности. Интерактивные технологии позволяют сделать образовательную деятельность ещё более интересной и увлекательной. Информационные технологии обеспечивают личностно-ориентированный подход, позволяют перейти к деятельностному способу обучения, при котором ребенок принимает активное участие в данной деятельности. Возможности мультимедийной техники позволяют увеличить объём предлагаемого для ознакомления материала; ИКТ несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам; Интерактивные средства: движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка; проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей. Внедрение компьютерных технологий в новой и занимательной для дошкольников форме, помогает решать задачи речевого, математического, экологического, эстетического развития, а также помогает развивать память, воображение, творческие способности, навыки ориентации в пространстве, логическое и абстрактное мышление.

Интерактивная дидактическая игра - это современный и признанный метод обучения и воспитания, обладающий образовательной, развивающей и воспитывающей функциями, которые действуют в органическом единстве. Интерактивные игры и задания можно широко использовать как средство обучения, воспитания и развития. Основное обучающее воздействие принадлежит дидактическому материалу, который направляет активность детей в определенное русло.

Интерактивная игра имеет определенный результат, который является финалом игры, придает игре законченность. Он выступает, прежде всего, в форме решения поставленной задачи и дает дошкольникам моральное и умственное удовлетворение. Для педагога результат игры всегда является показателем уровня достижений детей, или усвоения знаний, или их применения.

Создание интерактивного занятия включает три этапа:

1. Разработка сюжета с учётом методических требований;

2. Отбор речевого и наглядного материала;

3. Техническое исполнение используемых интерактивных средств.

При создании и демонстрации презентаций с интерактивными элементами, предназначенных для работы с дошкольниками, должны учитываться их возрастные и индивидуальные особенности восприятия информации. Небольшие рекомендации:

- фон слайдов не должен быть слишком ярким;

- изображения в слайдах презентации должны быть высокого качества, не допускается использование нечетких или размытых иллюстраций;

- изображения должны быть достаточно крупными, хорошо и четко видными с любого места;

- на каждом слайде может быть размещено не более 7-9 объектов (под объектами понимаются рисунки и текстовые фрагменты);

- для успешного усвоения содержания слайда изображение не должно быть перегруженным малосущественными деталями, загромождающими картину и отвлекающими внимание детей от главного;

- объекты иллюстраций должны изображаться в их естественных положениях;

- должны соблюдаться масштабные соотношения частей иллюстрации;

- необходимо учитывать соразмерность объектов относительно друг друга при одновременном размещении на слайде

- использование анимации должно быть оправданным;

- в заключительной части задания, в качестве стимулирующего момента может содержаться небольшой видеофрагмент по теме (напримерультфильм);

- общее количество слайдов, демонстрируемых на занятии с дошкольниками, не должно превышать 8-10.

При демонстрации очень важно выполнять следующие правила:

-следить, чтобы участие в игровом процессе приняли все воспитанники;

- сопровождать иллюстративный материал пояснениями, поскольку синхронность устного изложения и демонстрации содействуют прочному закреплению материала в памяти детей;

- выделить время для проведения физкультминутки и гимнастики для глаз.

В Развитии речи возможно использование ИКТ при составлении описательных рассказов используем опорные картинки в виде слайдов презентации. При обучении составлению рассказов, при пересказах художественной литературы, при заучивании стиховОчень удобно использовать электронный вариант, как сюжетных картинок, так и репродукций картин известных художников для составления рассказов.

В Познавательном развитии создается множество игр и презентаций к занятиям: с элементами дополненной реальности, задания на ориентировку пространственных отношений, конструирование с помощью геометрических фигур, разрезные картинки, «Найди отличия», сгруппируй предметы по форме, цвету, размеру и др. признакам, собери новую фигуру.

В Художественно-эстетическом развитии создаются раскраски, интерактивные репродукции картин, возможно прослушивание музыкальных произведений, а также интерактивные игры  со звуковым сопровождением.

В Физическом развитии применение интерактивных технологий в этой области осуществляется с помощью видеофрагментов, звуковых сопровождений,  которые можно использовать в динамических паузах, физкультминутках, утренних и зрительных гимнастиках.

В Социально-коммуникативном развитии используются игровые задания, квесты, и тд.

Кроме того, ИКТ используют для налаживания работы с родителями. С помощью данных технологий можно проводить мероприятия, создавать видео, оформлять стенды, буклеты и тд.

Признавая, что компьютер - новое мощное средство интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в развитии детей дошкольного возраста требует тщательной организации, как самих занятий, так и всего режима в целом. Использование ИКТ в детском саду позволяет развивать умение детей ориентироваться в информационных потоках окружающего мира, овладевать практическими способами работы с информацией, развивать умения, позволяющие обмениваться информацией с помощью современных технических средств.

Таким образом, использование интерактивных технологий позволяет проводить занятия на высоком научно-познавательном, эстетическом и эмоциональном уровне; обеспечивает наглядность; позволяет использовать большое количество дидактического материала, в целом, способствует повышению качества образования в соответствии с требованиями ФГОС ДО.

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x