Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-СКРИПАЧЕЙ ДМШ И ДШИ «НЮАНСИРОВКА И ФРАЗИРОВКА» | Лаптова Ирина Юрьевна. Работа №206968

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Лаптова Ирина Юрьевна
 

При общем росте скрипичного искусства в детских музыкальных школах присутствует ряд недостатков в подготовке молодых скрипачей. Это касается как музыкально-художественного развития детей, овладения ими технологией исполнительского процесса, так и творческого раскрытия музыкальных задатков обучающихся. Пренебрежительное отношение к нюансировке и фразировке сильно искажает как само музыкальное произведение, так и становиться препятствием к наиболее полному раскрытию внутреннего музыкального потенциала ученика детской музыкальной школы. Без технического мастерства даже наиболее одарённый исполнительский инстинкт может на практике потерпеть неудачу, поэтому владение знанием применения верной нюансировки и фразировки – это гарант абсолютного успеха.

 

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Детская музыкальная школа №3» г. Оренбурга

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЕЙ-СКРИПАЧЕЙ ДМШ И ДШИ

«НЮАНСИРОВКА И ФРАЗИРОВКА»

 

 

 

 

 

Разработчик:

Преподаватель МБУДО

«ДМШ №3» г. Оренбурга

Лаптова И. Ю.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2019

Содержание

 

Введение______________________________________________________стр.3

1. Нюансы_____________________________________________________стр.3

2. Фразировка__________________________________________________стр.6

Заключение____________________________________________________стр.8

Используемая литература________________________________________стр.8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

При общем росте скрипичного искусства в детских музыкальных школах присутствует ряд недостатков в подготовке молодых скрипачей. Это касается как музыкально-художественного развития детей, овладения ими технологией исполнительского процесса, так и творческого раскрытия музыкальных задатков обучающихся. Пренебрежительное отношение к нюансировке и фразировке сильно искажает как само музыкальное произведение, так и становиться препятствием к наиболее полному раскрытию внутреннего музыкального потенциала ученика детской музыкальной школы.

1. Нюансы

Скрипач, имеющий средние способности, обычно не предаёт должного значения оттенкам (нюансам) в музыке. Такой ученик склонен думать, что играя корректно, ритмично и, в крайнем случае, темпераментно, он делает всё, что можно требовать от исполнителя. Тем не менее он никогда не может надеяться стать подлинно хорошим скрипачом, если пренебрегает той важной стороной музыки, которая связана с музыкальностью, с истинным пониманием исполняемого произведения и с огромным богатством нюансировки, на что в особенности способна скрипка.

Ученик, поглощённый техническими возможностями своего инструмента, слишком охотно забывает вторую сторону скрипичного искусства, на которую должно быть обращено преимущественное внимание как на важную часть его технического развития и как на средство поднять его исполнение до артистического уровня.

Средний ученик не предаёт значения разнице между пиано и пианиссимо, не отличает резкого форте от фортиссимо ми меццо форте и, что хуже всего – игнорирует значение крещендо и диминуэндо, предшествуемых поко а поко. Обычно он убеждён, что крещендо значит «громче», а диминуэндо – «тише», в то время как эти оттенки достигаются постепенно, доходя в одном случае до фортиссимо, в другом – до пианиссимо и иногда развёртываясь в том или ином направлении на протяжении нескольких тактов.

Так, в иных случаях крещендо может привести к неожиданному пиано. Форте – пиано, означающее энергичное звукоизвлечение, сопровождаемое немедленным ослаблением, встречается достаточно часто. Акцент означает ударение иногда на сильном, а иногда на слабом времени такта. Точное исполнение этого нюанса – это основа всей динамики музыкального исполнения: акцент на форте, также как и на пиано является незаменимым средством правильной музыкальной интерпретации.

Если скрипач стремиться произвести действительно благоприятное впечатление он должен избегать монотонности и отсутствия красок, лишь применение нюансировки и акцентов в нужных местах облегчит ему разрешение этой задачи.

Существует, главным образом, три способа, которыми достигается правильная нюансировка. Прежде всего рассмотрим роль динамики в исполнении. Динамика, в применении к музыке является системой и теорией, объясняющий различные степени интенсивности или силы звука. Знание её – необходимая часть технического багажа скрипача, так как динамика принадлежит к числу важных факторов художественного исполнения.

Неосведомлённость о точном значении динамических терминов не простительно! Подобные ошибки среднего ученика происходят не из-за того, что он не умеет сыграть лучше, а просто оттого, что он не приучен к наблюдательности и не имеет ясного представления о чрезвычайно большой важности динамических оттенков.

Учащийся слишком поглощён самим техническим процессом игры. Он не принимает во внимание, что от того, как сыграно произведение может зависить вопрос, стоит ли его исполнять вообще.

Тембр, то есть качество и окраска звука – другой фактор, который следует культивировать ученику. Нет прекраснее скрипичных эффектов, чем те, которые получаются от хорошо варьируемой и контрастируемой звуковой окраски.

Звук скрипки – это звук струны, но каждая из четырёх струн обладает своим собственным тембром, своим особым оттенком.

Темп – третий фактор в триаде факторов, дающих общее представление о нюансе. Ученик также склонен пренебрегать указаниями темпа, как и оставлять без внимания динамические знаки. Ему доступно только грубое различие между ларго и престо, адажио и аллегро, но он проглядывает сотню лежащих между этими крайностями нюансов замедленного или ускоренного движения, которые он сам должен был бы уметь выполнить.

Прежде всего ему надо дать освоиться с тремя главными типами музыкального движения.

Первый из них характеризует постоянную и ровную скорость движения, от мольто ленто, медленнее которого нет темпа вообще, до престиссимо – апогея быстрого движения.

Ко второму типу относятся все темпы, указывающие ускорение движения, от аччелерандо до велоче.

В третьем могут быть сгруппированы темпы уменьшающейся скорости, от раллентандо до смерцандо.

К темпам, динамике и оттенкам, рассматриваемым как части нюансировки, мы должны присоединить и ритм. Если темп обозначает скорость движения, то есть степень подвижности, то ритм можно назвать внутренней сущностью движения.

Скрипач, лишённый чувства ритма – не скрипач: он также беспомощен, как живописец, страдающий дальтонизмом.

В скрипичной игре ритм должен проявляться в естественной интерпретации, согласованной с характером музыкального произведения.

Итак, нюансы выражаются или могут быть выражены при помощи обозначений динамики, тембра, а также темпа (не забудем и про ритм). Это средства, которыми душа музыканта и исполняемой им музыки открывается слушателю.

2. Фразировка

Всякая музыка состоит из ритмического, мелодического и гармонического чередования тонов. Фразировка в применении к скрипичной игре есть искусство придавать музыкальным фразам – будь то темы, их разработка или пассажи во всех их разнообразных формах – надлежащую степень выпуклости, необходимую долю выразительности и оттенков с должным вниманием к характеру их мелодики и ритмике и соотношениям последних.

Музыкальная фраза на скрипке естественно является мелодической. Она может длиться четыре, шесть, восемь тактов или даже ещё больше: всё дело в том, чтобы она образовала непрерывное целое, в котором композитор выражает свои мысли и чувства.

Скрипачу полагается всегда помнить, что отдельная музыкальная фраза или мысль, также как и фраза в книге, является лишь частицей общей мелодической линии и важна лишь постольку, поскольку имеет значение по отношению к последней.

Второстепенная роль подчинённых или придаточных фраз естественно вытекает из исполнения их скрипачом. Он никогда не должен звуком или экспрессией поднимать их до уровня главной фразы (главных фраз).

Уменье определять эти зависимости – первый великий принцип фразировки. Принимаясь впервые за разучивание музыкального произведения, учащийся обязан постичь его идею в целом, получить ясное представление о его общей структуре, также как об отношениях одной фразы к другой, прежде чем прийти к окончательному мнению о характере вещи.

Мертвящая монотонность, замечаемая в исполнении некоторых учеников, большею частью обязана своим происхождением недостаткам фразировки. Эти ученики, очевидно довольствуются тем, что играют ноты так, как они написаны, и, по-видимому, вовсе не отдают себе отчёта в том, что мелодия значит больше чем длинный ряд последовательно извлекаемых звуков.

Во всякой музыке есть лежащий в её основе скелет формы. Мелодия не есть простой ряд нот: она построена из отдельных мелодических единств, одновременно независимых друг от друга и связанных между собой, требующих различной ритмической и эмоциональной акцентировки.

Что касается исполнения, то фразировка, если подходить к ней с технической точки зрения, сводится преимущественно к правильному ведению смычка и верной аппликатуре в неразрывной связи с художественным чутьём. Фразировку можно рассматривать как специфическое применение нюансировки, ибо она является, в расширенном смысле слова, звуковыми оттенками и изменениями, соединёнными с определённым ритмическим рисунком: всё это вместе, будучи приложено к музыкальному произведению, даёт в целом то, что известно под названием «правильная интерпретация».

Фразировка всегда представляет собой что-то индивидуальное. Никогда два артиста не играют один и тот же пассаж абсолютно одинаково: их фразировка может быть схожей, но тем не менее, всегда будут налицо почти неуловимые отклонения, мельчайшие изменения и различия, обязанные своим происхождением их индивидуальному темпераменту.

Правильная фразировка – один из признаков подлинного артистизма.

Каждая действительно прекрасная фраза зависит, разумеется, в конечном счёте от технического совершенства исполнения. Потому что, несмотря на музыкальный инстинкт ученика и его чувства пропорций неверный штрих или неправильная аппликатура неизбежно нарушат непрерывность, лежащую в основе главной и убедительной фразировке, и приведут к искажению мыслей и намерений композитора.

Фразировка, подобно другим более эстетическим ответвлениям искусства игры на скрипке, является одной из тех областей, для овладения которыми не может существовать достаточно разработанного плана.

Почти невозможно дать точные указания по фразировке. Её можно показывать со скрипкой в руке, но не описывать. К тому же скрипач находится в такой зависимости от настроения момента, от случайного расположения духа, что редко играет одну и туже фразу единообразно.

Заключение

Основное положение, которое должен запомнить каждый учащийся, заключается в том, что владение музыкальной нюансировкой и фразировкой предполагает наличия артистического дарования, всегда влекомого к самосовершенствованию. Если он запомнит это и будет опираться на природный музыкальный инстинкт, хороший вкус и чувство меры, он никогда не ошибётся.

Без технического мастерства даже наиболее одарённый исполнительский инстинкт может на практике потерпеть неудачу, поэтому владение знанием применения верной нюансировки и фразировки – это гарант абсолютного успеха.

Используемая литература

Ауэр Л. Моя школа игры на скрипке

.

ONwww

.

RU

Детское образование в сфере искусства России –

classON

.

ru

Назаров И. Т. Основы музыкально-исполнительской технике и метод её совершенствования. С-Пб, 1999.

Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: 1989.

Стеценко В. Принцип движения как основа игровых навыков скрипача / Вопросы музыкальной педагогики, вып. 2. М.: 1980.

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×