Статья Методические рекомендации для родителей по познавательно-речевому развитию детей с ЗПР в домашних условиях. Автор: Трофименко Елена Николаевна

Автор: Трофименко Елена Николаевна
В статье представлены методические рекомендации для родителей детей с ЗПР по закреплению правильной речи, а так же по закреплению знаний, умений и навыков по разделу программы "ознакомление с окружающем миром, развитию речи и "развитию фонематического восприятия" в условия дома. 


Автор: Трофименко Елена Николаевна
Методические рекомендации для родителей
по познавательно-речевому развитию детей с ЗПР в
домашних условиях
Задержка психического развития (ЗПР) – нарушение нормального темпа психического развития, когда отдельные психические функции (память,внимание,мышление, эмоционально-волевая сфера)отстают в своём развитии от принятых психологических норм для данного возраста.
Дети с задержкой психического развития отличаются от своих нормально развивающихся сверстников не только специфическими особенностями развития психических процессов, но и состоянием речи. Для них характерны неустойчивость внимания, снижение вербальной памяти и продуктивности запоминания, отставание в развитии словесно-логического мышления. Эти особенности не позволяют детям усвоить в полном объёме те знания и умения, которым их обучают в детском саду Детям с ЗПР необходимо многократное повторение нового материала (до 5-7 раз в день). Это диктует необходимость закрепления полученных знаний, умений и навыков в домашних условиях. Невозможно решить задачу развития познавательных процессов (памяти, внимания, восприятия и др.) и улучшения качества детской речи без активного участия родителей.
Статья 18. Закона Об образовании в РФ гласит: родители являются первыми педагогами, которые закладывают основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребёнка в раннем детском возрасте. Родители являются главным авторитетом для ребёнка. Если семья не поддерживает те требования к знаниям и умениям ребёнка, которые ему предъявляет детский сад, то и воспроизводить ребёнок их будет неохотно, и только в стенах дошкольного учреждения.
Предлагаемые методические рекомендации позволяют вам, уважаемые родители, быть в курсе того, что изучает ребёнок в детском саду. Вы получаете на руки материал, который поможет правильно организовать ваше общение с ребёнком.
Систематическое выполнение заданий вырабатывает у детей усидчивость, организованность, терпеливость, т.е. учебную мотивацию - позволяют подготовить ребёнка к школе.
Полезные советы учителя-дефектолога:
С первых дней жизни ребенка должна окружать полноценная речевая среда. Старайтесь вашу повседневную деятельность сопровождать правильной речью, называйте свои действия, предметы домашнего обихода. Не забывайте, что ребенок постоянно наблюдает за всем и понимает намного больше, чем может сказать.
Поощряйте любые попытки ребенка говорить. Не перебивайте и не торопите его. Дайте выразить свою мысль.
Говорите с ребенком медленно; пользуйтесь правильным русским языком; не переходите на детский язык сами и не разрешайте делать это другим взрослым.
Каждый день читайте ребенку. Не показывайте своей досады и нежелания, если ребенок попросит вас в сотый раз прочитать книжку, которую особенно полюбит.
Поощряйте любопытство, стремление задавать вопросы, для этого отвечайте на каждый детский вопрос. Поощряйте стремление изучить что-то новое. Для ребенка весь мир - новый. Создайте ему возможность получать новые впечатления (но не переборщите?).
Основная деятельность ребенка - игра. Не отказывайтесь играть с ним. Хвалите и ободряйте его.
Ни в коем случае нельзя подражать неправильному произношению ребенка – сюсюкать с ним. Тем самым Вы лишаете ребенка возможности слышать правильное произношение и отличать от неправильного. Это ведет к тому, что у ребенка не вырабатывается слуховой самоконтроль и закрепляется искаженное произношение.
Памятка для родителей Как работать с папкой
Уважаемые родители, перед вами папка. Каждая его страничка—результат деятельности вашего ребенка за неделю. Обратите внимание, что тематика выполненных заданий разная. Занятия в течение недели посвящены определенной теме (Игрушки, Одежда и т. д.).
Работа в папке способствует:
пополнению активного и пассивного словаря;
формированию определенных грамматических конструкций;
расширению кругозора;
совершенствованию психических процессов (ощущение, восприятие, внимание, память, мышление, воображение);
формированию (уточнению) представлений о сенсорных эталонах (цвет, форма, величина);
развитию мелкой моторики и элементарных навыков изобразительной деятельности (умения правильно держать карандаш, намазывать и наклеивать готовые формы, рисовать прямые (горизонтальные, вертикальные), округлые линии, закрашивать ограниченное линией пространство).
Памятка по выполнению заданий дефектолога:
Выполнять игровые упражнения ребёнок должен вместе с родителями. Родители читают задания, обсуждают их с ребёнком.
Играть с ребёнком нужно регулярно!
Игры и упражнения не следует выполнять все в один день. Не перегружайте ребёнка. Сегодня поиграйте в 1-2 игры, 2-3 игровых упражнения выполните на следующий день.
Все ответы детей записывает взрослый шариковой ручкой. Записываем так, как ребёнок говорит. Это нужно для того, чтобы вы научились слышать речь ребёнка и поправлять его при необходимости. Записи помогают отследить то, как исправляется речь ребёнка со временем.
Разукрашивают, штрихуют рисунки, вырезают и приклеивают что-либо дети, а не взрослые. Развиваем руку ребёнка!
Раскрашиваем, штрихуем рисунки только карандашами. Карандаш (по возможности) должен быть шестигранный. Штриховка, обведение рисунка по контуру выполняется простым карандашом. Цветными карандашами ребёнок раскрашивает рисунки.
Папка с методическими рекомендациями выдаётся в пятницу, а сдаётся в четверг (утром). У вас целая неделя для того чтобы поиграть с ребёнком, выполнить игровые упражнения, вспомнить и закрепить в детском саду изученный материал.
Не нужно копировать задания и заставлять ребёнка предварительно прописывать их в черновике. Поверьте, со временем работы будут выполняться аккуратнее! Просто будьте рядом и напоминайте, чтобы ребёнок при штриховке не выходил за контур, соблюдал промежутки между полосками, раскрашивал аккуратно, и т. д. Не забывайте хвалить! – Сегодня у тебя получилось лучше, аккуратнее, чем вчера! Завтра будет ещё лучше!
Не сравнивайте достижения ребёнка с успехами других детей. Сравнивайте ребёнка только с самим собой (тем, как он выполнил задание вчера и, возможно выполнит завтра – ещё лучше, так же хорошо, завтра ты постараешься, и у тебя получится лучше).
Если какое-то игровое задание (речевое) ребёнку даётся с трудом, поиграйте в него несколько раз (сегодня, завтра, на другой день).
Ребёнка следует заранее подготовить, настроить к выполнению игровых заданий. Нельзя резко отрывать его от интересной игры либо какого-то дела. Лучше сказать: Поиграй ещё 10 – 20 минут, а потом мы поиграем с тобой вместе. Или заранее познакомить с планом на вечер Сейчас мы погуляем, потом придём домой и почитаем, поиграем с тобой вместе.
Лучше если вы с ребёнком будите играть, рассматривать и разукрашивать картинки в одно и то же время в специально отведённом месте.
Помните, что совместное занятие – это не только обучение, но еще и общение со взрослым, в процессе которого формируется взаимное доверие, привязанность, дружба и взаимопонимание.
Желаю успехов!
Образцы методические рекомендации
для родителей по закреплению правильной речи
(лексико-грамматических категорий).
Группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР
среднего дошкольного возраста (с 4 до 5 лет).
Тема: Части тела и лица. Семья.
1) Рассмотрите вместе с ребёнком картинку. Сначала взрослый показывает и называет части тела и лица на себе, а затем на картинке. Потом взрослый называет, а ребёнок показывает часть тела или лица (на себе, на картинке). Затем наоборот взрослый показывает, а ребёнок называет часть тела или лица (сначала на себе, потом на картинке).
Изучили картинку. А теперь взрослый читает слово, а ребёнок соединяет карандашом слово и часть тела. Предложите ребёнку раскрасить картинку (раскрашиваем только карандашами).
Следите за тем, как ребёнок держит карандаш. Учите держать карандаш правильно.
Это лоб Это волосы
Это нос Это зубы
Это щёки Это глаза
Это губы Это брови
Это уши Это шея
Это рука Это локоть
Это нога Это колено
Это живот Это спина
Это пятка Это пальцы
Ответы детей взрослый записывает так, как говорит ребёнок.
2) Рассмотреть фотографии из семейного альбома. Уточнить понимание ребёнком слова семья. Ребёнок должен уметь показывать и называть членов семьи, знать, кто кому приходится (старший брат, младшая сестра, внук, внучка, мама, папа, родители, бабушка, дедушка). При рассматривании фотографий задавайте вопросы: Кто это? Как зовут твою маму? И т.д.
3) Рассмотрите куклу. Спросите, похожа ли кукла на человека? Что общего у человека и куклы? (У куклы есть глаза и у человека глаза. У куклы ноги и у человека ноги. И т.д.) Чем отличается кукла от человека? (Она не живая. Не может пить, есть, ходить, и т.д. Человек большой, а кукла маленькая)
4) Цель: Образование уменьшительно-ласкательных существительных.
Игра У меня и у куклы. Игра Назови ласково
У меня ноги, а у куклы ножки. Мама – мамочка
У меня руки, а у куклы __________________. Папа - ______________________.
У меня глаза, а у куклы __________________. Брат - ______________________.
У меня рот, а у куклы ___________________ . Сестра - _____________________.
У меня нос, а у куклы ____________________. Бабушка - ___________________.
У меня живот, а у куклы _________________. Дедушка - __________________.
5) Игра Один – несколько.
Цель: Образование существительных множественного числа.
Сначала предложите ребёнку показать на картинке где глаз, а где глаза; где ухо, а где уши. По аналогии подберите слова:
Нос - _____________________. Палец - ______________________.
Рука - ____________________. Нога - _______________________.
6) Упражнение Что для чего?.
Цель: употребление существительных в творительном падеже.
Попросите ребёнка ответить на вопросы:
Чем мы видим? ___________________
Чем мы слушаем? _________________
Чем мы нюхаем? __________________
Чем мы едим? ____________________
Чем мы топаем? ___________________
Чем мы киваем? ___________________
Чем мы берём ложку? ______________
Пальчиковая игра Моя семья. Вырежьте и склейте фигурки, наденьте ребёнку на пальчики - обыграйте стишок. Ребёнок по очереди загибает пальчики с тем персонажем, о котором идёт речь. Стимулируйте ребёнка проговаривать слова вслед за взрослым.
Этот пальчик дедушка,Этот пальчик бабушка,Этот пальчик папочка,Этот пальчик мамочка,Этот пальчик я. Вот и вся моя семья!
Тема: Одежда.
1) Уметь узнавать и называть предметы одежды: рубашка, кофта, свитер, футболка, майка, платье, сарафан, юбка, шорты, брюки, колготки…… и .т.д. Уметь называть детали одежды: рукава, воротник, манжеты, карман, пуговицы, молния, оборки, пояс, кнопки, штанины. Знать обобщающее слово – одежда; кто шьёт одежду – швея, портной; действия с одеждой – одежду гладят, чистят, стирают, выжимают, сушат.
2) Назови одним словом – что это? Как называется эта одежда (подписать)?
Раскрась картинки цветными карандашами. При раскрашивании картинок обсуждайте с ребёнком, кто может носить такую одежду – мальчики или девочки; в какое время года её носят; называйте детали одежды.
3) Игра Жадина - согласование существительных с притяжательными
местоимениями мой, моё, моя.
кофта – моя кофта свитер – ______________________
майка – ______________________ брюки – ______________________
шорты – _____________________ платье – ______________________
сарафан – ____________________ юбка – _____________________
шарф – _____________________ варежки – _____________________
4) Игра Доскажи словечко - активизация глагольного словаря.
В магазине новое платье будем ___________________________________________.
Платье мятое, утюгом будем его __________________________________________.
Платье замаралось, будем его _____________________________________________.
Платье мокрое надо его __________________________________________________.
На веревке платье будем _________________________________________________.
Пуговица оторвалась, будем её ____________________________________________.
В шкаф платье аккуратно _____________________________________ ____________.
5) Игра Много чего? - образование существительных множественного числа родительного падежа.
Кофта. В магазине много кофт.
Рубашка. В магазине много __________________________________.
Брюки. В магазине много ____________________________________.
Сарафан. В магазине много __________________________________.
Юбка. В магазине много _____________________________________.
Футболка. В магазине много __________________________________.
6) Игра Назови ласково - образование существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Брюки – брючки. Свитер - ___________________________.Куртка – ________________________. Шарф – ___________________________.
Рубашка – _______________________. Трусы – ____________________________.
Носки - _________________________. Майка - ____________________________.
7) Заштрихуй по образцу. Соедини слово и деталь одежды линией.
ВОРОТНИК РУКАВ
МАНЖЕТ ПУГОВИЦА
ПОЯС КАРМАН
ЮБКА ОБОРКА
Тема: Домашние птицы.
1) Знать птиц: курица, петух, цыплёнок, гусь, гусыня, гусёнок, утка, селезень, утёнок, индюк, индюшка, индюшонок; обобщающее слово – домашние птицы; части – клюв, крылья, лапы, перья, шея, перепонки на лапках, голова, глаза, хвост, гребешок, бородка. Объясните, почему птицы называются домашними? (живут рядом с человеком, человек заботится о них). Какую пользу человеку приносят домашние птицы? (мясо, яйцо, перья и пух)
2) Соедини карандашом часть птицы и слово. Раскрась петушка и цыплёнка цветными карандашами.
ГРЕБЕШОК
ХВОСТ
ГЛАЗ
ГОЛОВА
БОРОДКА
ШЕЯ
КЛЮВ
КРЫЛО
ЛАПЫ
3) Собери семью - уточнение и расширения словаря и знаний детей по теме домашние птицы. Соедини линиями одного цвета семьи домашних птиц. Назови (записать) как зовут папу, маму и ребёнка.
Гусь – гусыня – гусёнок.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) Кто у кого? - образование существительных единственного и множественного числа с суффиксами –онок, -енок, -ат, -ят.
У курицы – цыплёнок – цыплята.
У утки - _________________________________________________________________
У гусыни - _______________________________________________________________
У индюшки - _____________________________________________________________
4) Кто как голос подаёт? - подбор звукоподражания, активизация глагольного словаря.
Индюк – бал-бал - балбочет Петух - _________________________
Цыплёнок - _______________________ Гусь - __________________________
Утка - ____________________________ Курица - ________________________
5) Назови ласково - образование существительных при помощи уменьшительно-ласкательных суффиксов.
петух - ___________________________ курица - __________________________
утка - ____________________________ цыплёнок - ________________________
утёнок - __________________________ гусёнок - __________________________
6) Упражнение Посчитай - согласование существительных с количественными числительными (от одного до пяти).
Курица– одна курица, три курицы, пять куриц.
Петух – Один ________________, три________________, пять __________________.
Утка - Одна ________________, три______________, пять ___________________.
Цыплёнок - Один ________________, три_______________, пять ________________.
Образцы методические рекомендации
для родителей по закреплению правильной речи
(лексико-грамматических категорий).
Группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста
(с 5 до 6 лет).
Тема: Осень. Перелётные птицы.
1. Куда улетают осенью птицы? ____________________________________________________________
Почему осенью птицы улетают в тёплые края? ________________________________________________
Как называются эти птицы? ________________________________________________________________
Найди и обведи кружком красного цвета всех перелётных птиц (дрозд, журавль, аист, лебедь, кукушка, ласточка, трясогузка, грач, скворец).
Назови одним словосочетанием какие птицы остались. ________________________________________
Найди и покажи на картинке голубя, воробья, снегиря, дятла, клеста, синицу, поползня, ворону, сороку.
2. Один – много - образование множественного числа существительных в именительном и родительном падежах. Утка – утки – много уток.
Лебедь - ________________________________________________________________________________
Ласточка - ______________________________________________________________________________
Кукушка - _______________________________________________________________________________
Грач - __________________________________________________________________________________
Журавль - _______________________________________________________________________________
3. Закончи предложение - склонение существительного осень.
Мы ждали _______________________________.
Долго не было ___________________________.
Мы рады ________________________________.
Мы одеваемся тепло ______________________.
Мы поём песни об ________________________.
Мы любим ______________________________.
4. Помоги капелькам упасть в лужу, проведи прямые линии.
5. Посчитай - согласование существительных
с количественными числительными.
Зонт – Один _________, три________, пять ______________.
Туча - Одна _________, три________, пять ______________.
Капля - Одна_________, три________, пять ______________.
Лужа - Одна__________, три_________, пять ______________.
Плащ - Один _________, три________, пять ______________.
Сапог - Один _________, три________, пять ______________.
6. Развитие связной речи. Составь рассказ на тему Время года с опорой на схему.
Характерное состояние Продолжительность дня
Какое сейчас время года? неба (облака, тучи, осадки), и ночи (день короче, ночь Изменения деревьев.
погоды (холодно, тепло) длиннее)
Чем покрыта земля?
(лужи, опавшие листья, Изменения в жизни Изменения в жизни
жёлтая трава) Как одеваются люди. животных. птиц.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: Лес. Деревья.
1. Рассмотри рисунки. Назови от какого дерева лист, с какого дерева ветка. Какого цвета осенью листья? Раскрась картинки цветными карандашами.
2. Знать: названия деревьев (берёза, рябина, дуб, клён, ива, осина, сосна), чем отличаются дерево и куст (один ствол – несколько стволов), виды деревьев (хвойные, лиственные), части дерева. Какую пользу приносят людям деревья? Что делают из древесины? Уточнить значение слова листопад. Уметь по форме листа угадывать дерево (осиновый – круглый, берёзовый – треугольный, рябиновый – овальный, кленовый – форма звезды или ладошки).
3. Какой лист? - образование относительных прилагательных.
Лист берёзы (какой?)– берёзовый. Лист осины - __________________________
Лист клёна - ________________________ Лист рябины - __________________________
Лист дуба - _________________________ Иголки сосны - _________________________
4. Посчитай - согласование существительных с количественными числительными
Одна берёза, три берёзы, пять берёз.
_____________ дуб, три ____________________, пять ______________________
_____________ осина, три ____________________, пять ______________________
_____________ клён, три ____________________, пять ______________________
_____________ рябина, три ____________________, пять ______________________
_____________ сосна, три ____________________, пять ______________________
5. Развитие связной речи. Составь рассказ – описание о дереве с опорой на схему.
1. Название дерева
2. Лиственное или хвойное.
3. Ствол (тонкий, толстый, цвет,
гладкий, шершавый)
4. Форма листьев.
5. Цвет листьев осенью.
6. Плоды (если есть)
Например: Берёза лиственное дерево. У
неё тонкий, белый, гладкий ствол.
Листья треугольной формы. Осенью
листья на берёзе желтеют и опадают.
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Тема: Ягоды и грибы.
1) Повторите задания с прошлого года по теме Грибы № 1, 2, 4, 7; Ягоды № 1, 2, 3, 4, 6.
2) Попросите ребёнка ответить на вопросы.
Зачем люди ходят в лес? __________________________________________________________________
Назови ядовитые грибы. __________________________________________________________________
Назови съедобные грибы __________________________________________________________________
Назови, какие ягоды растут в лесу? _________________________________________________________
Назови, какие ягоды растут в саду? _________________________________________________________
Как называют человека ухаживающего за садом? _____________________________________________
Как называют человека собирающего грибы? _________________________________________________
Как называют человека собирающего ягоды? _________________________________________________
Что можно приготовить из грибов? _________________________________________________________
Что можно приготовить из ягод? ___________________________________________________________
3) Игра Наоборот - поиграйте в эту игру с мячом. Упражняйте ребёнка в бросании и ловле мяча двумя руками. Учить подбирать антонимы – слова противоположные по смыслу. Развиваем мышление.
У белого гриба ножка толстая, а у подберёзовика _____________________________________________
Шиповник растёт на высоких кустах, а черника на ____________________________________________
Малина сладкая ягода, а клюква ____________________________________________________________
Мухомор ядовитый гриб, а сыроежка ________________________________________________________
Крыжовник садовая ягода, а голубика________________________________________________________
Брусника съедобная ягода, а вороний глаз __________________________________________________
Клубника крупная, а земляника ____________________________________________________________
4) Расскажи какой? - образование относительных прилагательных.
Соус из грибов (Какой?) - грибной соус.
Пирог из ягод - _____________________________ Суп из грибов - ______________________________
Варенье из малины - _________________________ Морс из клюквы - ___________________________
Джем из черники - __________________________ Сок из смородины - __________________________
5) Раскраски с заданием - учимся употреблять предлоги, ориентироваться в пространстве.
Дорисуй: мухомору горошки на шляпке; маленький грибок справа от ножки мухомора; червяк ползёт по шляпке подберёзовика; цветок перед ножкой подберёзовика; божью коровку слева от ножки мухомора; лист на шляпке мухомора; бабочку над подберезовиком, кустик брусники справа от ножки подберёзовика, комара над мухомором. Раскрась грибы цветными карандашами.
Расскажи, кто и что у гриба на шляпке, над грибом, под ним, справа от гриба, слева, перед ним. Используй слова: ползёт, лежит, растёт, вылезает, летает, и т.п.
6) Посчитай - согласование существительных с количественными числительными.
_____________ мухомор, три _______________________, пять ________________________
_____________ белый гриб, три _______________________, пять ________________________
_____________ лисичка, три _______________________, пять ________________________
_____________ маслёнок, три _______________________, пять ________________________
7) Покажи - знакомство с многозначностью слов.
Покажи на картинке: дамскую шляпку, шляпку гвоздя, шляпку гриба; ножку стула, ножку гриба, ножку ребёнка. Обратите внимание детей, что одним и тем же словом могут называть совершенно разные предметы.
8) Составь рассказ-описание о грибе по схеме.
1. Как называется гриб?
2. Съедобный или ядовитый?
3. Шляпка (цвет, пластинки или губка
под шляпкой).
4. Ножка (тонкая – толстая, цвет,
юбочка на ножке)
5. Где растёт? (под берёзой, под
осиной, на пне, в ельнике, и т.д.)
6. Какую пользу приносит?
(изготавливают лекарства, едят:
жарят, маринуют, солят, варят суп )
Например: Белый гриб - съедобный.
У него коричневая шляпка, снизу
губчатая. Ножка толстая, плотная,
белая. Растет в хвойных и
лиственных лесах под сосной, дубом,
елью. Белый гриб можно пожарить,
замариновать, сварить грибной суп.
Белый гриб самый желанный в
корзине грибника.
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Образцы методические рекомендации для родителей
по закреплению правильной речи (обучение грамоте).
Группа компенсирующей направленности для детей с ЗПР старшего дошкольного возраста
(с 6 до 7 лет).
Тема: Звук и буква А.
1. Артикуляция звука [А]:
- губы в спокойном состоянии;
- рот широко открыт;
- язык спокойно лежит во рту;
- горлышко работает
2. Характеристика звука [А]:
Звук А - гласный. Его можно петь, так как воздух на своём пути не встречает преграду (язык, губы, зубы не мешают свободному прохождению воздуха).
Гласные звуки обозначаются красным цветом.
Это домик звука а. Раскрась окошко домика красным цветом.
3. Хлопни в ладоши, когда услышишь звук [А]; слог со звуком [А].
А, И, П, А, У, А, Н, О, А, Ы, …
СА, СУ, МО, МА, НУ, НО, НА …
4. Обведи красным кружком картинки, названия которых начинаются со звука [А].
5. Обведи, заштрихуй, раскрась.
6. Обведи буквы по контуру, пропиши строчку до конца.
7. Прочитайте ребёнку стишки. Ребёнок должен подчеркнуть в тексте все буквы А.
А – начало алфавита,
Тем она и знаменита.
А узнать её легко:
Ноги ставит широко.
А – шагает гордо:
А – алфавита голова.
Знает Вова, знает Света,
Что похожа буква А
На летящую ракету
И на крышу теремка.
8. Вклей в контур буквы А, буквы А, вырезанные из газет, старых журналов (или разрезной азбуки – главное, чтобы буквы были достаточно крупными).
Тема: Гласные звуки и буквы: А, О, У, Ы, Э, И.
1. Запомни эти правила:
Гласны звуки – это звуки, при произнесении которых воздуху нет преграды.
Эти звуки состоят из одного голоса, их можно петь. Давным-давно голос человека назывался глас. Отсюда и название - гласные, то есть голосовые. В русском языке шесть гласных звуков.
На схемах гласные звуки обозначаются красным цветом.
Буквы – это значки для записи звуков.
Звуки мы слышим и произносим, а буквы мы видим и пишем.
2. Поймай звук
Хлопни в ладоши, когда услышишь гласный звук: А, Т, К, У, М, И, Н, Р, Л, Ы, Ш, Э, К, С, О, З…
Послушай внимательно и скажи, какой гласный звук спрятался в слове. (Гласный звук произносится взрослым протяжно. Эту игру можно проводить с мячом. Взрослый называет слово и бросает ребёнку мяч. Ребёнок называет гласный звук и возвращает мяч взрослому)
КОТ (О), МАК (А), ДЫМ (Ы), СВЕТ (Э), КИТ (И), ЛУК (У), ДОМ (О), СУП (У), МЕХ (Э), БЫК (Ы), РАК (А), РИС (И), БИНТ (И), СТУЛ (У), ТАНК (А), СТОЛ (О), ХЛЕБ (Э), ЗОНТ (О), ВИНТ (И), ЗНАК (А), ВОЛК (О), МЫШЬ (Ы)…...
3. Определи место звука в слове (начало, середина, конец). Закрась соответст-
вующую клеточку красным цветом.
А
О
И
4. Добавь недостающую часть, чтобы получилась буква.
5. Раскрась красным карандашом только правильно написанные буквы.
6. Запомни это правило:
Сколько в слове гласных звуков, столько в слове и слогов.
Подчеркни гласные буквы красным карандашом. Сколько в слове гласных звуков?
Сосчитай количество слогов в слове и обведи нужную цифру в кружок.
Раскрась рисунки цветными карандашами.
ДРАКОН СЛОН КЛОУН
1 2 3 4 1 2 3 4 1 2 3 4
ТАНК МАШИНА
1 2 3 4 1 2 3 4
Тема: Звук Ж.
1. Артикуляция звука Ш:
губы округлены, слегка выдвинуты вперёд.
зубы сближены
широкий кончик языка поднят вверх, образуя щель с нёбом.
боковые края языка прижаты к верхним коренным зубам
воздушная струя тёплая, идёт по середине языка
голос работает
Ж – согласный, всегда твёрдый, звонкий.
2. Преврати звуки в слово. Взрослый произносит отдельно звуки (рот закрывается экраном), а ребёнок называет слово целиком.
Ж - У - К, Ж - Ы - Р, Ж - А - Л - О, М - О - Р - Ж.
3. Добавь слог ЖА. Какое слово у тебя получилось?
ЛУ … - _________, СА … - __________, СТУ … - __________, КО … - __________.
Добавь слог ЖИ. Какое слово у тебя получилось?
МОР … - _________, ГАРА … - _________, СТРИ… - _________ НО… - __________.
4. Замени в слове первый звук на звук Ж. Какое слово у тебя получилось?
БАБА - ____________, ИДЁТ - _______________, ПАКЕТ - _______________,
ПУЧОК - _______________, БОЛЕТЬ - ________________, ЛУК - ______________.
5. Повтори цепочку слогов:
ЖА – ЖУ – ЖО - ЖИ ЖИ – ЖУ – ЖА – ЖО ЖЭ – ЖО – ЖА – ЖУ
ЖНА – ЖНУ – ЖНЭ – ЖНЫ ЖДО – ЖДА – ЖДУ - ЖДЭ
6. Определи место звука в слове (начало, середина, конец ). Закрась соответствующую клеточку синим цветом.
7. Звуковой анализ слова.
Что нарисовано на картинке?
Назови первый звук, второй, третий, … .
Раскрась клеточки в соответствующие цвета.
Сколько звуков в слове жираф?
Сколько в слове гласных звуков? _________
Сколько согласных? __________
Сколько в слове слогов? __________
8. Обведи, заштрихуй, раскрась.
9. Обведи буквы по контуру, пропиши строчку до конца.
10. Вклей в контур буквы Ж, буквы Ж вырезанные из газет, старых журналов (или разрезной азбуки – главное, чтобы буквы были достаточно крупными).
11. Прочитайте ребёнку стихотворение.
Ребёнок должен найти в тексте и подчеркнуть все буквы Ж.
Эта буква широка
И похожа на жука.
И при этом точно жук
Издаёт жужжащий звук: ж-ж-ж!
Жук жужжит в железной банке –
Жук не хочет жить в жестянке.
Жизнь жука в плену горька.
Жалко бедного жука!
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x