Статья Методические рекомендации для урока живописи в технике "Гризайль". Натюрморт. Этапы работы.. Автор: Коржев Владимир Евгеньевич

Автор: Коржев Владимир Евгеньевич
Знакомство учащихся с техникой "Гризайль" и применением её на практике. Обучение выполнению тональной проработки форм в соответствии с законами светотени.


Автор: Коржев Владимир Евгеньевич

Муниципальное учреждение дополнительного образования

Курская детская художественная школа

Курского муниципального района Ставропольского края

 

2 класс

 

дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в

области изобразительного искусства «Живопись».

 

 

Методические рекомендации для урока

 

живописи в технике «Гризайль»

 

Натюрморт

Этапы работы

 

Преподаватель: Коржев В.Е.

 

 

 

 

 

 

 

Ст. Курская 2019 г.

Тема урока: Натюрморт из 3 предметов при контрастном освещении на нейтральном фоне в технике «Гризайль».

Количество часов по теме: 6 аудиторных часов.

Вид занятий: работа с натуры во 2 классе ДХШ

Материалы: бумага формата А-3, акварель

Цель урока:

Знакомство детей с техникой «гризайль» и применение её на практике.

Обучение выполнению тональной проработки

форм

в соответствии с законами светотени.

Изучение теоретических основ констр

уктивного построения предметов различной

формы, объема, передачи светотени и использование их на практике.

Развитие пространственного мышления, глазомера.

Задачи урока:

Знакомство с понятием «с

ветовой ахроматический контраст

»

.

Анализ ра

спределения света по поверхности предметов.

О

владение

технически

м

прием

ом

при

работе акварелью «Лепка» формы.

Приобретени

е навыков передачи формы акварельной

кистью.

Многослойная акварельная заливка. Получение строго определенного тона.

Оборудование и принадлежности:

Для преподавателя:

Графические материалы для демонстрации:

2. Схема распространения света и тени по поверхности предметов.

3. Образец конечного результата упражнений поэтапно выполненных

преподавателем.

4. Работы, выполненные другими учениками.

5. Наглядные пособия - кувшин, чашка и яблоко, источник света.

Для обучающихся:

Простой карандаш

, ластик.

Бумага формата А3

Акварельные краски, кисти

Палитра

бумажная и пластмассовая

.

Введение:

В процессе освоения дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области изобразительного искусства «Живопись», на первоначальных этапах у обучающихся часто возникают сложности при изображении объемных предметов. Дети копируют увиденное, и не умеют анализировать форму предметов. Распространение света по поверхности предметов разной фактуры и материальности еще больше затрудняет восприятие формы: отсутствует блик, нет четких границ между светом и тенью, полутонами.

При работе акварелью, решая задачи передачи объема тоном, обучающиеся сталкиваются с еще одной проблемой - не достаточным умением использовать весь тональный диапазон: от самого светлого к самому темному. Они часто используют только часть тонального градиента, осветляя или наоборот, слишком затемняя объект. Наиболее распространенные причины этого: непонимание тональности предмета или не достаточное владение техникой исполнения.

Данный урок позволяет детям легко усвоить принцип построения тональности при моделировании объема предметов различной формы и применить это на практике.

План урока.

Организационная часть – 5 мин.

Теоретическая часть, объяснение учебного материала – 10 мин.

Практическая часть

Подведение итогов 5 мин.

Организационный момент

 

Подготовка учащихся к выполнению задания: размещение мольбертов вокруг натурной постановки, закрепление бумаги, размещение инструментов, красок, воды для работы акварелью.

Преподаватель проводит вступительную беседу о технике монохромной живописи «Гризайль» (фр. Grisaille от gris — серый) – это разновидность живописи, которая традиционно выполняется с использованием одного цвета с его тоновыми вариациями. Изначально данная техника была задумана как некий инструмент, позволяющий детально отображать рельефные фигуры. Объясняет что такое хроматический и ахроматический градиент, показывает виды градиентов и художественные приёмы их применения в живописи.

Анализирует распространение света по поверхности предметов. Находит отличие распространения света у разных геометрических тел: сферического, цилиндрического, кубического и др.

Вместе с учащимися определяет из чего состоят свет и тень: блик, полусвет, свет, полутень, собственная тень и падающая тень, уточняет правила распространения света по поверхности, зависимость от интенсивности источника, его удаленности. Демонстрация поэтапности выполнения натюрморта. Уточнение тональной характеристики всех предметов натюрморта. Постановка целей и задач в самостоятельной работе учащихся.

 

 

Практическая работа.

Делится на две части;

Первая выполнение конструктивного рисунка.

Общие рекомендации:

После того как найдена композиция, выполняется рисунок, в котором очень точно передаются все детали. Выявляя конструктивную основу формы предметов, необходимо внимательно проверить перспективу. Преподаватель объясняет, что конструктивное построение натюрморта ведется с учетом расположения линии горизонта. Нельзя допускать, чтобы в рисунке след одного предмета «наступал» на след другого, надо четко представлять, какой предмет находится на первом плане, какой – на втором. Метод линейно – конструктивного построения изображения помогает решить эту задачу. Здесь же, в линиях, следует наметить границы света и тени, чтобы потом их не искать на каждом предмете в отдельности. Затем нужно нарисовать края столешницы и на них положить драпировки. После этого, наметить собственные и падающие тени.

В процессе самостоятельной работы учащихся над рисунком, преподаватель делает замечания по мере необходимости индивидуально каждому ребенку.

Рисунок должен быть выполнен тонкими линиями, чтобы они не просвечивали сквозь акварель. Если в процессе подготовительной работы рисунок получился грязным, со многими исправлениями, то для работы цветом его можно перевести через оконное стекло на новый лист.