Статья МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕАУДИТОРНОЙ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ МДК 03.03 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ. Автор: Магденко Наталия Борисовна

Автор: Магденко Наталия Борисовна

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями ФГОС СПО и определяют образовательный маршрут, темы, виды и содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников и адресованы студентам заочной формы обучения по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

Цель методических рекомендаций: оказание помощи студентам в выполнении самостоятельной работы по дисциплине.

Методические рекомендации позволят студентам самостоятельно овладеть знаниями, умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой и исследовательской деятельности.


Автор: Магденко Наталия Борисовна

Александровск-Сахалинский колледж (филиал)

федерального государственного бюджетного

образовательного учреждения высшего образования

«Сахалинский государственный университет»

 

 

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор колледжа

_______ Л.Н.Салтынская

«_____»_________ 2017г.

 

 

 

 

 

Методические рекомендации по организации

внеаудиторной самостоятельной работы студентов

МДК 03.03 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

(углублённая подготовка)

 

 

Специальность 44.02.01 Дошкольное образование

Квалификация – воспитатель детей дошкольного возраста

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Александровск-Сахалинский

2017

Печатается по решению научно-методического Совета

АСК(ф)СахГУ

 

Протокол № ____ от _______________20___ г.

 

 

Методические рекомендации по организации внеаудиторной самостоятельной работы студентов МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников предназначены для студентов 3 курса заочной формы обучения специальности 44.02.01 Дошкольное образование

 

 

 

Составитель: Магденко Н.Б., преподаватель АСК(ф)СахГУ

 

Рассмотрены на заседании ЦК психолого-педагогических дисциплин.

Протокол №_____ от _________________20___г.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

© АСК(ф)ФГБОУ ВО «СахГУ», 2017.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Содержание

1. Требования ФГОС СПО к содержанию МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников 4

2. Образовательный маршрут внеаудиторной самостоятельной работы по МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников 6

3. Тематика и содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов 7

5. Содержание аттестации 20

6. Литература: 22

 

 

 

Пояснительная записка

 

Методические рекомендации составлены в соответствии с требованиями ФГОС СПО и определяют образовательный маршрут, темы, виды и содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников и адресованы студентам заочной формы обучения по специальности 44.02.01 Дошкольное образование.

Цель методических рекомендаций: оказание помощи студентам в выполнении самостоятельной работы по дисциплине.

Методические рекомендации позволят студентам самостоятельно овладеть знаниями, умениями и навыками деятельности по профилю подготовки, опытом творческой и исследовательской деятельности.

Самостоятельная работа студента предполагает различные формы индивидуальной учебной деятельности: конспектирование учебно-методической литературы, сбор и анализ практического материала, решение кейс-задач, проектирование, выполнение тематических творческих заданий и др.

Выбор форм и видов самостоятельной работы определяются индивидуально-личностным и компетентностным подходом преподавателя к обучению студентов.

Перед выполнением студентами самостоятельной работы проводится инструктаж по выполнению задания. Во время выполнения студентами самостоятельной работы и при необходимости – консультации.

Контроль результатов самостоятельной работы студентов осуществляется на учебных занятиях в письменной, устной или смешанной форме, с представлением продукта деятельности. В качестве форм и методов контроля могут быть использованы семинарские и практические занятия, зачеты, тестирование, контрольные работы, защита творческих работ и др.

Результаты самостоятельной работы оформляются в индивидуальных или групповых планах-отчётах.

Выполнение заданий самостоятельной работы является обязательным условием промежуточной и итоговой аттестации по МДК.

 

1. Требования ФГОС СПО к содержанию МДК 03.03 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

В результате освоения дисциплины МДК 03.03 Теория и методика экологического образования дошкольников обучающийся должен обладать общими компетенциями, включающими в себя способность:

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы решения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Оценивать риски и принимать решения в нестандартных ситуациях.

ОК 4. Осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии для совершенствования профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, взаимодействовать с руководством, коллегами и социальными партнерами.

ОК 7. Ставить цели, мотивировать деятельность воспитанников, организовывать и контролировать их работу с принятием на себя ответственности за качество образовательного процесса.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Осуществлять профессиональную деятельность в условиях обновления ее целей, содержания, смены технологий.

ОК 10. Осуществлять профилактику травматизма, обеспечивать охрану жизни и здоровья детей.

ОК 11. Строить профессиональную деятельность с соблюдением регулирующих ее правовых норм.

Обладать профессиональными компетенциями, соответствующими основным видам профессиональной деятельности:

ПК 3.1. Определять цели и задачи, планировать занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.2. Проводить занятия с детьми дошкольного возраста.

ПК 3.3. Осуществлять педагогический контроль, оценивать процесс и результаты обучения дошкольников.

ПК 3.4. Анализировать занятия.

ПК 3.5. Вести документацию, обеспечивающую организацию занятий.

ПК 5.1. Разрабатывать методические материалы на основе примерных с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПК 5.2. Создавать в группе предметно-развивающую среду.

ПК 5.3. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дошкольного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов.

ПК 5.4. Оформлять педагогические разработки в виде отчетов, рефератов, выступлений.

ПК 5.5. Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дошкольного образования.

иметь практический опыт:

ПО.1. Определения целей и задач обучения, воспитания и развития личности дошкольника при составлении конспектов занятий, экскурсий, наблюдений;

ПО.2. Составления конспектов занятий с учетом особенностей возраста, группы и отдельных воспитанников.

ПО.3. Организации и проведения групповых и индивидуальных занятий по различным разделам программы.

ПО.4. Организации и проведения наблюдений, в том числе за явлениями живой и неживой природы и проведения экскурсий для ознакомления детей с окружающим миром;

ПО.5. Организации и проведения коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении;

ПО.6. Проведения диагностики и оценки результатов обучения дошкольников на занятиях с учетом возрастных и индивидуальных особенностей;

ПО.7. Составление психолого-педагогической характеристики ребёнка.

ПО.8. Наблюдения и анализа различных видов занятий в разных возрастных группах;

ПО.9. Обсуждения отдельных занятий, экскурсий, наблюдений в диалоге с сокурсниками, руководителем педагогической практики, воспитателями, разработки предложений по их коррекции;

ПО.10. Осуществления самоанализа различных видов занятий (экскурсий, наблюдений);

ПО.11. Оформления документации.

уметь:

У.1. Определять цели обучения дошкольника в зависимости от формы организации обучения, вида занятия и с учетом особенностей возраста.

У.2. Формулировать задачи обучения, воспитания и развития личности дошкольника в соответствии с поставленными целями;

У.3. Оценивать задачи обучения, воспитания и развития на предмет их соответствия поставленной цели;

У.4. Использовать разнообразные методы, формы и средства организации деятельности детей на НОД;

У.5. Отбирать средства определения результатов обучения, интерпретировать результаты диагностики;

У.6. Осуществлять самоанализ, самоконтроль при проведении НОД, наблюдений и экскурсий;

У.7. Определять способы коррекционно-развивающей работы с детьми, имеющими трудности в обучении.

У.8. Использовать технические средства обучения (далее-ТСО) в образовательном процессе.

У.9. Отбирать средства определения результатов обучения, интерпретировать результаты диагностики.

У.10. Анализировать занятия, наблюдения, экскурсии.

У.11. Организовывать и проводить наблюдения за явлениями живой и неживой природы,

У.12. Организовывать и проводить экскурсии для ознакомления детей с окружающим миром;

знать:

З.1. Основы организации обучения дошкольников.

З.2. Особенности психических познавательных процессов и учебно-познавательной деятельности детей дошкольного возраста.

З.3. Теоретические и методические основы воспитания и обучения детей на занятиях.

З.4. Приёмы работы с одаренными детьми.

З.5. Способы коррекционной работы с детьми, имеющими трудности в обучении.

З.6. Основные виды ТСО и их применение в образовательном процессе.

З.7. Требования к содержанию и уровню подготовки детей дошкольного возраста.

З.8.Диагностические методики для определения уровня умственного развития дошкольников.

З.9. Требования к составлению психолого-педагогической характеристики ребёнка.

З.10. Педагогические и гигиенические требования к организации обучения на занятиях.

З.11. Виды документации и требования к ее оформлению.

 

2. Образовательный маршрут внеаудиторной самостоятельной работы по дисциплине МДК 03.03 ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ЭКОЛОГИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

 

Разделы, темы

Содержание самостоятельной работы студентов

Количество

часов

Фома

контроля

Раздел 1. Содержание экологического воспитания дошкольников

6

 

Тема 1.1.

Природа как общечеловеческая ценность

2

глоссарий

 

Тема 1.2.

Научная основа ознакомления детей с природой

2

анализ среды

Тема 1.4.

 

Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды для решения задач экологической работы с детьми

2

паспорт комнатных растений

Раздел 2. Методы экологического образования дошкольников

10

 

Тема 2.1.

Наблюдение – метод чувственного познания природы

2

конспект наблюдения

Тема 2.2.

Элементарная исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников

2

портфолио картотека опытов

Тема 2.3.

Роль моделирования и наглядных пособий в экологическом воспитании детей

2

конспект

НОД

модели

Тема 2.4.

Игры с правилами и их роль в экологическом воспитании детей

2

картотека игр

Тема 2.8.

Технология экологического проектирования

2

ПР

Раздел 3. . Формы экологического образования дошкольников

6

 

Тема 3.1.

Непосредственная образовательная деятельность – основная форма организации обучения дошкольников

2

конспект

НОД

Тема 3.2.

Педагогические мероприятия в повседневной жизни, различные формы их организации

2

таблица сценарий праздника

Тема 3.3.

Работа ДОУ с семьей по экологическому образованию детей

2

лэпбук, буклет

Раздел 4. Система экологического образования в детском саду

8

 

Тема 4.4

Экологическое воспитание детей подготовительной к школе группы

2

 

Тема 4.5

Диагностика экологической воспитанности дошкольников

4

результаты диагностики

Тема 4.7.

Зачет по предмету

2

 

ИТОГО:

130

 

3. Тематика и содержание внеаудиторной самостоятельной работы студентов

Раздел 1. Содержание экологического воспитания дошкольников

Тема 1.1. Природа как общечеловеческая ценность

Формируемые знания, умения, ОК и ПК: ОК.1; У.1

Содержание самостоятельной работы: объяснить экологический смысл лозунга «Мыслить глобально – действовать локально».

Задания для самостоятельной работы: Продумайте и выскажите свою позицию: можете ли вы лично способствовать решению экологических проблем? Если да, то каким образом? Составить глоссарий основных понятий экологии: экология, биоэкология, экосистемы, цепи питания, особь, популяция, сообщество

Формы и методы контроля: глоссарий

 

Тема 1.2. Научная основа ознакомления детей с природой

Формируемые знания, умения, ОК и ПК: знания – З.1; 3.5, 3.6, общие компетенции – ОК.1, ОК.2, ОК.3, ОК.4, ПК5.3, 5.4.

Содержание самостоятельной работы: – проанализируйте факторы и качество среды обитания человека на примере своего пребывания в колледже и дома;

Задания для самостоятельной работы: установите, что и как влияет на ваше здоровье, что можно изменить и улучшить в этих условиях. Найдите ответ на вопрос: что важнее «знания» или «отношение»? могут ли они обойтись друг без друга? На собственном примере покажите, как экологическое знание помогает выработать правильное отношение

Формы и методы контроля: анализ среды

Методические рекомендации: Из предложенных характеристик заполнить таблицу:

N п/п

Факторы среды обитания

Качества среды обитания

Влияние на здоровье

Предложения по улучшению

1.

Колледж

 

 

 

2.

Дом

 

 

 

 

Критерии оценки

Баллы

1 критерий. Соответствие решения сформулированным в кейсе заданиям

 

решение полностью соответствует

2

решение соответствует частично

1

решение не соответствует

0

2 критерий. Уровень теоретического анализа материалов кейса

 

глубокое, последовательное раскрытие решения проблемы с опорой на материалы кейса, прослеживается умение оценивать различные подходы и точки зрения на сущность излагаемого вопроса

2

отмечаются нарушения в последовательности решения проблемы, не всегда верно интерпретируются материалы кейса в качестве доказательства правильности решения и (или) наблюдаются нарушения научного стиля изложения материала и речевые ошибки

1

поверхностное раскрытие решения проблемы, отсутствие продуманной аргументации с опорой на материалы кейса, прослеживаются затруднения в оценке различных подходов и точек зрения на сущность излагаемого вопроса

0

3 критерий. Уровень изложения материала

 

изложение материала логично, грамотно, без ошибок; демонстрируется свободное владение профессиональной терминологией;

умение высказывать и обосновать свои суждения

2

изложение материала в целом грамотное, демонстрируется владение профессиональной терминологией, но содержание и форма ответа имеют отдельные неточности, не всегда обоснованы суждения

1

изложение материал неполное, непоследовательное, большое количество языковых ошибок, демонстрируется непонимание основных понятий, суждения приводятся без доказательств

0

Максимальный балл

6

 

Тема 1.4. Инновационные подходы к организации предметно-пространственной развивающей среды для решения задач экологической работы с детьми

Формируемые знания, умения, ОК и ПК: знания – З.5, 3.6; общие компетенции – ОК.3, ОК.4, ПК.5.3. ПК.5.4

Содержание самостоятельной работы: Определить задачи и содержание «зеленой зоны» в помещении детского сада и на участке.

Задания для самостоятельной работы: 1. Разработка и оформление паспортов комнатных растений. 2. Плана проекта экологического пространства (уголка природы) в

ДОУ (группа на выбор).

Формы и методы контроля: паспорта комнатных растений; оценка составления плана проектов

 

Раздел 2. Методы экологического образования дошкольников

 

Тема 2.1. Наблюдение – метод чувственного познания природы

Формируемые знания, умения, ОК и ПК: знания – З.2, З.4; умения – У.1, У.2, У.3; общие компетенции – ОК.2, ОК.4, ОК.7; профессиональные компетенции – ПК.3.1, ПК.3.3, ПК.3.4.

Содержание самостоятельной работы: Составить конспект распознающего наблюдения.

Задания для самостоятельной работы: составление конспекта «Наблюдение за живым объектом» с учётом образовательной программы (особенности развития ребёнка на выбор).

Формы и методы контроля: включение заданий на проверку качества освоения самостоятельно изученного содержания дисциплины в портфолио

Методические рекомендации: требования к составлению конспектов НОД

Технологическая карта непрерывно-непосредственной образовательной деятельности

Возрастная группа:

Образовательная область:

Раздел:

Тема:

Цель:

Триединая задача (воспитание, обучение, развитие):

Интеграция образовательных областей:

Методы:

Оборудование и инвентарь:

Этапы

деятельности

Действия

воспитателя

Действия

детей

Примечания

 

Мотивационно побудительный

 

 

 

Организационно-поисковый

 

 

 

Рефлексивно- корригирующий

 

 

 

Мотивационно - побудительный

Назначение – настроить детей на активную работу, позитивный контакт друг с другом, создать заинтересованность предстоящей деятельностью, стимулировать принятие элементов учебной задачи, создать интерес к содержанию занятия

Организационно – поисковый

Назначение – совместная продуктивная деятельность. Создание проблемной ситуации, поиск выхода из нее

Рефлексивно – корригирующий

Итог занятия в соответствии с поставленными целями

Тема 2.4. Циклическая организация наблюдений за стационарными объектами природы

Формируемые знания, умения, ОК и ПК: знания – З.7, З.9; умения – У.1, У.2, У.3, У.6,У.; общие компетенции – ОК.7, ОК.9, ОК.10. ОК.11; профессиональные компетенции – ПК.3.1, ПК.33, ПК.3.4, ПК.3.5, ПК.5.4.

Содержание самостоятельной работы:

Задания для самостоятельной работы: разработка цикла наблюдений за живым объектом (группа на выбор).

Формы и методы контроля: включение заданий на проверку качества освоения самостоятельно изученного содержания дисциплины в портфолио.

 

Тема 2.2. Элементарная исследовательская деятельность в экологическом образовании дошкольников

Формируемые знания, умения, ОК и ПК: знания – З.7, З.9; умения – У.1, У.2, У.3, У.6,У.; общие компетенции – ОК.7, ОК.9, ОК.10. ОК.11; профессиональные компетенции – ПК.3.1, ПК.33, ПК.3.4, ПК.3.5, ПК.5.4, ПК.5.5.

Содержание самостоятельной работы: картотека опытов, конспектирование

Задания для самостоятельной работы: составить картотеку опытов с объектами неживой природы с указанием темы, цели, содержания. Обзор статей «Тематическое планирование экспериментально-опытной деятельности дошкольников» Воспитатель ДОУ № 11 2011 с. 108 Ерохина В.В., Смирнова И.В. «Исследовательская деятельность в ДОУ». Т.Гостевская, Е.Иванова и др. (показатели уровня овладения детьми экспериментальной деятельностью)

Формы и методы контроля: включение заданий на проверку качества освоения самостоятельно изученного содержания дисциплины в портфолио

Методические рекомендации:

Конспект - это последовательная фиксация информации, отобранной и обдуманной в процессе чтения. Конспекты бывают четырех типов: плановые (каждому вопросу плана соответствует определенная часть конспекта); текстуальные (состоящие из цитат); свободные (сочетающие выписки, цитаты, тезисы); тематические (содержащие ответ на поставленный вопрос по нескольким источникам).

Рекомендуем

Ознакомьтесь с текстом, прочитайте предисловие, введение, оглавление, главы и параграфы, выделите информационно значимые места текста.

Сделайте библиографическое описание конспектируемого материала.

Составьте план текста - он поможет вам в логике изложения группировать материал.

Выделите в тексте тезисы и запишите их с последующей аргументацией, подкрепляя примерами и конкретными фактами.

Используйте реферативный способ изложения (например:

«Автор считает...», «раскрывает...»).

Собственные комментарии, вопросы, раздумья располагайте на полях.

Текст автора оформляйте как цитату и указывайте номер страниц.

В заключение обобщите текст конспекта, выделите основное содержание проработанного материала, дайте ему оценку.

Основные требования к написанию конспекта

Системность, краткость, логичность изложения материала, убедительность и доказательность.

Этапы конспектирования

Прочитай текст, отметь в нем новые слова, непонятные места, имена, даты: составь перечень основных мыслей, содержащихся в тексте, составь простой план.

Выясни в словаре значение новых непонятных слов, выпиши их в тетрадь.

Вторичное чтение сочетали с записью основных мыслей автора и их иллюстрации. Запись веди своими словами, не переписывая те

кст ст

атьи. Стремись к краткости, пользуйся правилами записи текста.

Прочитай конспект еще раз, доработай его.

 

Тема 2.3. Роль моделирования и наглядных пособий в экологическом воспитании детей

Формируемые знания, умения, ОК и ПК: знания – З.7, З.9; умения – У.1, У.2, У.3, У.6,У.; общие компетенции – ОК.7, ОК.9, ОК.10. ОК.11; профессиональные компетенции – ПК.3.1, ПК.33, ПК.3.4, ПК.3.5, ПК.5.4, ПК.5.5.

Содержание самостоятельной работы: разработка и изготовление предметно-схематических или графических моделей

Задания для самостоятельной работы: изготовление предметно-схематических или графических моделей по одной из тем (животные, птицы, растения)

Формы и методы контроля: модели

 

Тема 2.5. Игры с правилами и их роль в экологическом воспитании детей

Формируемые знания, умения, ОК и ПК: знания – З.7, З.9; умения – У.1, У.2, У.3, У.6,У.; общие компетенции – ОК.7, ОК.9, ОК.10. ОК.11; профессиональные компетенции – ПК.3.1, ПК.33, ПК.3.4, ПК.3.5, ПК.5.4, ПК.5.5.

Содержание самостоятельной работы: составление картотеки игр природоведческих игр для детей (возраст детей на выбор).

Задания для самостоятельной работы: подобрать подвижные, дидактические игры экологического содержания для конкретной возрастной группы. Оформить их в картотеку

Формы и методы контроля: включение заданий на проверку качества освоения самостоятельно изученного содержания дисциплины в портфолио

 

Тема 2.8. Технология экологического проектирования

Формируемые знания, умения, ОК и ПК: знания – З.7, З.9; умения – У.1, У.2, У.3, У.6,У.; общие компетенции – ОК.7, ОК.9, ОК.10. ОК.11; профессиональные компетенции – ПК.3.1, ПК.33, ПК.3.4, ПК.3.5, ПК.5.4, ПК.5.5.

Содержание самостоятельной работы: оформление проекта.

Задания для самостоятельной работы: в методической литературе найти проект и оформить его в таблицу

Этапы проекта

Деятельность педагога

Деятельность детей

Подготовительный

 

 

Деятельностный

 

 

Заключительный

 

 

 

Формы и методы контроля: взаитмопроверка

 

Раздел 3. . Формы экологического образования дошкольников

 

Тема 3.1. Непосредственная образовательная деятельность – основная форма организации обучения дошкольников

Формируемые знания, умения, ОК и ПК: знания – З.3, З.4, 3.6,3.9; умения – У.1, У.2 У.3, У.6, У.8; общие компетенции – ОК.2, ОК.3, ОК.4; ОК.7, ОК.9, ОК.11; профессиональные компетенции – ПК.5.3, ПК.5.4

Содержание самостоятельной работы: составление конспектов занятий для детей разных возрастных групп.

Задания для самостоятельной работы: составить по одному конспекту занятия по экологическому воспитанию детей младшей, средней, старшей, подготовительной групп.

Формы и методы контроля: конспект

 

Тема 3.2. Педагогические мероприятия в повседневной жизни, различные формы их организации

Формируемые знания, умения, ОК и ПК: знания – З.3, З.4, 3.6,3.9; умения – У.1, У.2 У.3, У.6, У.8; общие компетенции – ОК.2, ОК.3, ОК.4; ОК.7, ОК.9, ОК.11; профессиональные компетенции – ПК.5.3, ПК.5.4

Содержание самостоятельной работы: сценарий экологического праздника или досуга

Задания для самостоятельной работы: Разработка сценария экологического праздника, посвященного Дню Земли; природоохранной акции «Всемирный день воды», их защита

Формы и методы контроля: включение заданий на проверку качества освоения самостоятельно изученного содержания дисциплины в портфолио

 

Тема 3.3. Работа ДОУ с семьей по экологическому образованию детей

Формируемые знания, умения, ОК и ПК: знания – З.3, З.4, 3.6,3.9; умения – У.1, У.2 У.3, У.6, У.8; общие компетенции – ОК.2, ОК.3, ОК.4; ОК.7, ОК.9, ОК.11; профессиональные компетенции – ПК.5.3, ПК.5.4

Содержание самостоятельной работы: работа с родителями

Задания для самостоятельной работы: разработать лепбук, буклет, папку-передвижку для родителей. Проблема на выбор

Формы и методы контроля: включение заданий на проверку качества освоения самостоятельно изученного содержания дисциплины в портфолио

 

Раздел 4. Система экологического образования в детском саду

 

Тема 4.4. Экологическое воспитание детей подготовительной к школе группы

Формируемые знания, умения, ОК и ПК: знания – З.3, З.4, 3.6,3.9; умения – У.1, У.2 У.3, У.6, У.8; общие компетенции – ОК.2, ОК.3, ОК.4; ОК.7, ОК.9, ОК.11; профессиональные компетенции – ПК.5.3, ПК.5.4

Содержание самостоятельной работы: план конспект обобщающего занятия на тему «Дикие и домашние животные»

Задания для самостоятельной работы: Составьте план-конспект обобщающего занятия о домашних и диких животных в подготовительной к школе группе

Формы и методы контроля: включение заданий на проверку качества освоения самостоятельно изученного содержания дисциплины в портфолио

Методические рекомендации: определите цель занятия, основное содержание. Укажите, в чём заключается подготовка воспитателя к проведению обобщающего занятия с детьми данного возраста.

 

Тема 4.5. Диагностика экологической воспитанности дошкольников

Формируемые знания, умения, ОК и ПК: знания – З.3, З.4, 3.6,3.9; умения – У.1, У.2 У.3, У.6, У.8; общие компетенции – ОК.2, ОК.3, ОК.4; ОК.7, ОК.9, ОК.11; профессиональные компетенции – ПК.5.3, ПК.5.4

Содержание самостоятельной работы: диагностика педагогического процесса

Задания для самостоятельной работы: провести диагностику с детьми в детском саду по одному разделу.

Формы и методы контроля: включение заданий на проверку качества освоения самостоятельно изученного содержания дисциплины в портфолио

Методические рекомендации:

Работу по выявлению знаний у детей целесообразно проводить раз в квартал. Результаты позволяют сделать заключение о сформированности знаний детей и наладить с ними дальнейшую работу.

В младшей и средней группах диагностические задания предусматривают выявление в основном природоведческих знаний, в старшей и подготовительной природоведческих и экологических.

Основные темы: «Растения» и «Животные». Для детей подготовительной группы в дополнение предлагаются темы «Живое – неживое», «Природа – не природа».

Цель работы:

• показать особенности знаний, умений и навыков детей о природе в д/с;

• уметь анализировать полученные знания по критериям и планировать свою работу по улучшению показателей;

• уметь аргументировать свои методические рекомендации для воспитателей.

Методы выявления знаний: беседы с детьми, использование иллюстративного материала и натуральных объектов природы.

Содержание задания для студентов:

а) познакомиться с диагностиками, позволяющими выявить у дошкольников природоведческие и экологические знания;

б) оценить уровень знаний, умений, навыков и отношений у 1-2 детей своей группы;

в) сделать выводы и дать рекомендации воспитателю по дальнейшей работе с этими детьми.

Методика выполнения задания. Студенты выполняют задания в своих возрастных группах с 1-2 детьми по выбранной одной теме и фиксируют ответы в протоколе.

Форма протокола обследования знаний детей

Фамилия, имя ребёнка_________________________________________________

Возраст (полных лет, месяцы)____________________________________________

Дата________________________________

п/п

 

Задания

 

Ответ ребенка

 

Особенности проявлений и действий ребенка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Можно свести результаты в общую таблицу по каждой теме, что даёт возможность увидеть упущения в работе.

Результаты выполнения задания можно представить в цвете или геометрической форме.

Например: высокий уровень красный цвет или крут, средний уровень зелёный цвет или квадрат, низкий уровень синий цвет или треугольник.

Младшая группа

Тема: Растения

Цель: выявить знание детьми 2-3 названий комнатных растений, деревьев, цветов, овощей их частей. Оценить уровень понимания необходимости ухода за комнатными растениями.

Методические рекомендации. Детям предлагаются картинки с изображением нескольких деревьев, кустарников, цветов, овощей. Используются и комнатные растения уголка природы.

Задания:

Назови комнатные растения, которые ты знаешь. Покажи их. Что надо делать, чтобы они хорошо росли, цвели?

Покажи на картине дерево, куст, цветы. Назови,

какие

ты знаешь?

Назови, что покажу и скажи, какого оно цвета, какое на вкус (показать морковь, лук, свеклу или другие овощи).

Тема: Животные

Цель: выявить знание детьми 2-3 названий конкретных представителей животного мира, частей тела, места обитания.

Методические рекомендации. Предлагаются картинки, изображающие домашних и диких животных, птиц, насекомых, рыб, земноводных, наиболее знакомых детям: корова, лошадь, поросенок, волк, медведь, лиса, голубь, воробей, снегирь, бабочки, жуки, рыбы аквариумные и местных водоемов или другие.

Задания:

Отобрать представителей определённых групп: возьми картинки с домашними и дикими животными, найди всех рыб, бабочек, жуков, лягушек.

Покажи голову, ноги, хвост, туловище (у определённого животного). Если ребёнок затрудняется выполнять задание, воспитатель показывает часть тела и спрашивает, что это.

Назвать, где живёт группа животных, (воспитатель объединяет животных на экологические группы: обитатели леса, воздушной и водной среды).

Критерии оценки.

Высокий уровень. Ребёнок называет, показывает объекты природы, растения, животных, их части и признаки. Справляется с помощью взрослого с группировкой объектов.

Средний уровень. Ребёнок на предложения взрослого показывает объекты, части, но не все называет. Выделяет яркие признаки.

Низкий уровень. Ребёнок по предложению взрослого показывает отдельные объекты, но не все называет, признаки не выделяет.

Средняя группа

Тема: Растения

Цель: выявить знание 3-4 названий растений (комнатных, деревьев, кустарников, травянистых растений), их частей, признаков (форма, окраска, величина, поверхность и другие), сезонных изменений, умение группировать по морфологическим признакам.

Методические рекомендации. Детям предлагаются комнатные растения в уголке природы, изображения деревьев (включая ель), кустарников в различные сезоны, цветов, овощей, фруктов.

Задания:

Покажи в уголке природы фиалку, герань, бегонию или другие. (Можно предложить назвать показанные растения). Скажи, как это называется (воспитатель показывает лист, стебель, цветок)? Что у растения в земле?

Расскажи, какие листья по форме, окраске (цвету), крупные (большие) или мелкие (маленькие), гладкие или нет.

Разложи эти картинки на 3 группы: деревья, кустарники, травянистые растения.

Посмотри на картинки с деревьями и кустарниками и скажи, в какое время их рисовали. Как ты узнал?

Тема: Животные.

Цель: выявить знание названий 3-4 домашних и диких животных, их детёнышей, птиц, рыб, земноводных (лягушку), насекомых (бабочку, стрекозу, пчелу, муху, комара, жука), частей тела и их особенностей, места обитания, способа передвижения, приспособления к сезонным изменениям.

Методические рекомендации. Детям предлагаются картинки с изображением млекопитающих (домашних и диких) и их детенышей, птиц, рыб, земноводных, насекомых.

Задания:

Ребёнку даются картинки взрослых животных, предлагаются назвать их («Кто это?), найди детенышей и назвать их («Найди его детёныша и назови»).

Положи в одну сторону картинки с домашними животными, в другую –

с

дикими. Почему ты так сделал? Где живут домашние животные? Где - дикие? Кто ухаживает за домашними животными? А за дикими?

Какое из нарисованных животных прыгает? Почему ты так думаешь" Кто ходит и бегает? Почему ты так думаешь?

Почему зайцы и белки имеют разную окраску? Когда они такими бывают? Почему зимой птиц меньше? Почему нет бабочек, жуков, мух?

Критерии оценки.

Высокий уровень. Ребёнок различает и называет все конкретные объекты, основные части, их особенности и все признаки, самостоятельно справляется с группировкой объектов.

Средний уровень. Ребёнок называет несколько (50%) объектов, выделяет отличительные признаки. С помощью взрослого справляется с группировкой объектов.

Низкий уровень. Ребёнок называет небольшое (25 - 30%) число объектов, совместно со взрослыми выделяет отдельные части, яркие отличительные признаки.

Старшая группа

Тема: Растения

Цель: выявить знания детей о разнообразии строения растений, частях и их функциях (корень, листья, стебель (ствол), о стадиях развития, о потребностях растений в определенных условиях среды (свет, влага, тепло), приспособлении к среде (растения, засушливых, влажных, освещённых, затенённых мест) и к сезонным изменениям.

Методические рекомендации. Беседу можно проводить в естественных условиях, на участке природы, использовать иллюстративный материал, демонстрирующий разнообразие строения растений, наличие общих частей; разнообразие стеблей: вьющиеся, лазящие, прямостоящие, место произрастания растений в разные сезоны.

Задания:

Назови деревья, кустарники, травянистые растения. Как ты отличаешь одну группу от другой? Расскажи, зачем растению корни, листья, ствол (стебель)? Растения живые или не живые? Расскажи, из чего вырастают и как растут растения (овощи, деревья, цветы и т.д.).

Посмотри на картинки (болото, лес, луг) и скажи, можно ли пересадить растения в другое место. Что будет с растением на новом месте? Почему? » Как и почему растения меняются, особенно весной и осенью?

Назови комнатные растения вашего уголка природы. Как надо ухаживать за бальзамином, фиалкой, фикусом (можно взять другие растения с разными потребностями в свете, влаге, тепле, разной поверхностью и величиной листьев)?

Тема: Животные

Цель: выявить знания детей о животных разных классов, особенностях внешнего вида, зависимости его от среды обитания, частях тела, их функциях, о связи строения со способами передвижения, о способах защиты от врагов, о росте и развитии некоторых животных, о сезонной жизни животных.

Методические рекомендации. Предлагается наглядный материал с изображением животных разных классов звери (млекопитающие), птицы, пресмыкающиеся, земноводные (лягушка, жаба), насекомые, разных экологических групп (обитателей водоемов, воздушной, наземной и почвенной среды обитания).

Задания:

Подбери все картинки с изображением птиц, рыб... Чем похожи животные одной группы? Назови части тела животных? Кто из животных бегает, прыгает, летает? Как ты узнал?

Почему некоторые очень похожие животные отличаются окраской (зеленая лягушка, жаба)? Почему некоторые животные меняют окраску (заяц)? Как другие животные спасаются от врагов? Чтобы помочь детям, можно предложить картинки с изображением некоторых животных (заяц, еж, лось, мышь).

Расскажи, как вырастает курочка?

Каких животных зимой не встретишь? Почему? Где они?

Критерии оценки.

Высокий уровень. Ребёнок самостоятельно справляется с группировкой объектов, устанавливает связи между объектом и средой обитания, выделяет особенности внешнего вида в зависимости от окружающей среды, способе удовлетворения потребностей. Называет большое число объектов.

Средний уровень. Ребёнок называет большое число объектов природы, выявляет характерные признаки. Устанавливает некоторые общие связи. Недостаточно овладел обобщенными представлениями.

Низкий уровень. Ребёнок различает и называет большое число объектов, выделяет их особенности. Знает некоторые их потребности. Затрудняется в выделении общих признаков.

Подготовительная к школе группа

Тема: Растения

Цель: выявить представления детей о многообразии растений, особенностях строения, о потребностях растений в определённых условиях среды, способах удовлетворения потребностей, умение классифицировать растения по существенным признакам.

Методические рекомендации. Выявление знаний можно проводить на участке, в уголке природы. Можно использовать иллюстративный материал (комнатные, травянистые растения, деревья, кустарники).

Задания:

Назови деревья, кустарники, травянистые растения. Что общего у каждой группы? Как отличаешь (по каким признакам) березу от тополя, плакучую иву от тополя? По каким признакам одно растение отличается от другого?

Что происходит с деревьями и кустарниками осенью, весной? Почему?

Назови и покажи комнатные растения, требующие много влаги, как ты это узнал? Назови и покажи светолюбивые и теневыносливые растения. Как узнал? В какое время года большинство комнатных растений нуждается в подкормке? Почему?

Почему за комнатными растениями обязательно нужно ухаживать?

Посмотри на плющ,

циссус

(комнатный виноград), традесканцию и скажи, чем они отличаются друг от друга. В случае затруднений можно задать дополнительный вопрос: «Почему

какое-то

из этих растений называют вьющимся, а другое – лазающим? Есть ли такие растения у нас на участке, на огороде?»

Почему большинство комнатных растений весь год зеленые? Дополнительный вопрос: «Где родина этих растений? Бывает ли там зима?»

Тема: Животные

Цель: выявить у детей представления о многообразии животного мира о животных разных зон, об условиях среды обитания и приспособлениях к среде обитания, особенностях образа жизни домашних и диких животных.

Методические рекомендации. Предлагается иллюстрированный материал в виде отдельных картинок, можно использовать карты лото.

Задания:

Сгруппировать картинки, изображающие животных разных зон (жители севера, юга), домашних и диких, живущих в воде и на суше, в воздухе и в земле. Как узнаешь, где животное живет? Каких животных называем домашними, каких животных дикими? Почему мы так их называем?

Почему некоторые животные зимой не встречаются? Где они находятся? Чем питаются животные зимой?

Расскажи, почему некоторых животных называют ночными? Почему они ночью не спят? Каких ночных животных ты знаешь?

Тема: Живое-неживое в природе

Цель: выявить представления детей о «живом» и «неживом» в природе, об основных признаках живого.

Методические рекомендации. Детям предлагаются картинки, изображающие представителей животного мира: млекопитающих, насекомых, птиц, земноводных, растений; явлений неживой природы: дождь, снег, радуга или другое, предметов неживой природы: песок, камни, вода.

Задания:

Разложить на две группы: в одну всё «живое», в другую - «неживое». Объяснить группировку, отметив, чем «живое» отличается от «неживого».

Для помощи детям подобрать картинки, демонстрирующие признаки живого: взрослое животное и детёныш, растение с семенами: движение животных, «движения» растений (клубника с усами, вьющиеся растения, цветы тюльпана - закрытый ночью и открытый днём, маленькое растение и взрослое, питание животных и растений (подкормка).

Тема: Природа - не природа

Цель: выявить представления детей о том, что относится к природе, что сделано человеком («не природа»).

Методические рекомендации: Предлагается набор картинок с изображением растений, животных, людей, предметов и явлений неживой природы и изображений предметов, объектов, сделанных человеком: дом, одежда, посуда, машина и многое другое.

Задания:

Разложить картинки на две группы. В одну всё, что относится к природе, в другую - к не природе и объяснить, почему так разложил?

Предложить ответить на вопросы: «Может ли «не природа» существовать без природы? Зачем человек создает «не природу» (вторую природу)? Почему надо беречь природу и «не природу»?

Критерии оценки.

Высокий уровень. Ребёнок обобщает объекты по существенным признакам, устанавливает связь организма со средой, изменениями среды, знает признаки живого - неживого. Называет большое число объектов, выделяет существенные признаки, отличающие один объект от другого, приспособление к определённым условиям среды, потребности особенности образа жизни и поведения (животных).

Средний уровень. Ребёнок называет большое количество объектов, выделяет отличительные признаки, устанавливает некоторые связи и зависимости, знает признаки живого, но недостаточно владеет обобщёнными представлениями, умением устанавливать связи и зависимости.

Низкий уровень. Ребёнок называет большое число объектов, выделяет их особенности, знает некоторые потребности. Затрудняется выделять общие признаки группы объектов, устанавливать общую связь.

Формы и методы контроля: включение заданий на проверку качества освоения самостоятельно изученного содержания дисциплины в портфолио.

 

 

4. Содержание аттестации

Вопросы для дифференцированного зачёта

 

Научная основа ознакомления детей с природой.

Концепция экологического воспитания дошкольников.

Наблюдение – метод чувственного познания природы.

Циклическая организация наблюдений за стационарными объектами природы.

Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы.

Наблюдение за ростом и развитием живых существ.

Наблюдение за ростом и развитием растений.

Использование ИОС в экологическом воспитании дошкольников

Различные типы занятий и их роль в экологическом воспитании детей

Комплексные мероприятия экологического содержания

Методические основы экологического проектирования

Экологическое воспитание детей младшего и среднего дошкольного возраста

Экологическое воспитание детей старшей группы

Экологическое воспитание детей подготовительной к школе группы

Диагностика экологической воспитанности младших дошкольников

Диагностика экологической воспитанности старших дошкольников

Игра как метод экологического воспитания.

Роль моделирования и наглядных пособий в экологическом воспитании детей. Содержание и методика использования игр в экологическом образовании детей 3-4 лет.

Экологическое образование как новое направление дошкольной педагогики.

Воспитание ценностных ориентации в процессе экологического образования детей дошкольного возраста.

Наблюдение –

основной метод экологического образования детей дошкольного возраста.

Опыты в ознакомлении детей с природой. Экологический подход к их проведению.

Игра в экологическом образовании детей дошкольного возраста.

Технология использования моделей и моделирования в эколого-педагогической работе с детьми.

Роль и характер использования наглядного материала в эколого-педагогическом процессе.

Использование бесед и рассказов воспитателя в экологическом образовании дошкольников.

Роль природоведческой литературы в формировании ценностных ориентации у детей дошкольного возраста.

Своеобразие методики проведения экологических занятий с детьми разного возраста.

Организация и методика проведения экскурсий и целевых прогулок в разных возрастных группах.

Элементарная поисковая деятельность как форма организации экологического образования в дошкольных учреждениях

Создание условий для эколого-образовательной работы в дошкольном учреждении.

Организация эколого-развивающей среды в ДОУ (элементы природной среды и их функциональная роль).

Работа с детской литературой в разных возрастных группах детского сада по экологическому образованию.

Работа с родителя по экологическому образованию.

Понавательно-развлекательные

мероприятия по экологическому образованию в детском саду (развлечения, утренники, праздники, акции и др.).

 

Критерии оценки устного ответа на зачете:

Выступление длится не более 10 мин., студент демонстрирует глубокие знания в объеме вопроса, свободное владение терминологией, теоретическим материалом, ориентируется в основных дискуссионных проблемах темы, владеет навыком анализа и обобщения материала, свободно, грамотно и интересно излагает информацию;

отлично

Студент уверенно демонстрирует знания в объеме учебника, допуская незначительные фактические ошибки, владеет навыком анализа и обобщения материала, свободно излагает информацию, допуская незначительные речевые ошибки.

хорошо

Студент демонстрирует недостаточность знаний, допуская фактические ошибки, слабо владеет терминологией, затрудняется сделать вывод и ответить на вопросы, материал излагает с опорой на конспект, допуская речевые ошибки.

удовлетворительно

Студент демонстрирует непонимание сущности рассматриваемой проблемы, допускает грубые фактические и речевые ошибки, не в состоянии сделать вывод и ответить на вопросы.

неудовлетворительно

 

Защита портфолио

Требования к оформлению портфолио:

1. Портфолио представить в виде бумажного носителя (печатного текста) на листах А4 в папке с файлами.

2. Каждое задание портфолио должен начинаться с новой страницы. Выполнение может сопровождаться фотографиями, рисунками, схемами и т.д.

3. Выступление оформляется в соответствии с требованиями (см. образец).

4. В текстах не допускается сокращение названий и наименований.

Процедура защиты портфолио:

1. Студент составляет доклад в соответствии с заданиями портфолио, в котором даёт характеристику изучаемого вопроса.

2. Ответы на вопросы преподавателя по существу представленных документов.

Требования к студенту на защите:

1. Четкое, последовательное раскрытие содержания портфолио, свидетельствующее о его профессиональной компетенции.

2. Владение навыками публичного выступления (логика рассуждения, культура речи, умение обоснованно отвечать на вопросы).

3. Соблюдение регламента защиты (для защиты портфолио студенту отводится 5-7 минут).

Примерные критерии оценки портфолио:

Оценка «отлично» – ставится в том случае, если портфолио характеризуется полнотой выполненных заданий. Содержание портфолио свидетельствует о больших приложенных усилиях, наличия высокого уровня самоотдачи и творческого отношения к деятельности. Прослеживается стремление к самообразованию. Показано использование различных источников информации. В оформлении портфолио ярко проявляются оригинальность. Доклад построен последовательно и логично. Ответы на вопросы грамотны и осознаны.

Оценка «хорошо» – ставится в том случае, если портфолио демонстрирует большую часть выполненных заданий. Не соблюдены требования к содержанию и оформлению портфолио. Представлено однообразие форм работы и видов деятельности. Используются основные источники информации. Отсутствует творческий элемент в оформлении. Представление доклада последовательно и осознано. Ответы на вопросы отражают знание студентов теоретического материала раздела.

Оценка «удовлетворительно» – ставится в том случае, если портфолио демонстрирует половину материалов от содержания заданий. Большая часть предлагаемых форм работы и видов деятельности однообразны и не соответствует требованиям и оформлению. Источники информации представлены фрагментарно. Отсутствует творческий элемент в оформлении. Проявляется низкий уровень самостоятельности в подборе материалов. Доклад выстроен схематично с нарушением логики. Ответы на вопросы вызвали затруднения.

Оценка «неудовлетворительно» ставится в том случае, если по содержанию портфолио трудно сформировать общее представление о понимании студентом изучаемого раздела. В портфолио представлено отрывочное выполнение заданий. Нет возможности определить уровень сформированности профессиональных компетенций. Доклад поверхностный и выстроен схематично. На вопросы по содержанию портфолио ответы не даны.

 

5. Литература:

Основные источники:

Гончарова Е.В.

Теория и методика экологического образования детей дошкольного возраста:

Курс лекций для студентов высших педа

гогических учебных заведений. Нижневартовск.

2008. 326

с

.

Николаева С.Н. Теория и методика экологического образования детей. М., 2002. 336 с.

Методика ознакомления детей с природой в детском саду./Под редакцией

Саморуковой

П.Г.

Маневцовой

Л.М.. СПб

.,

1993.

Мир природы и ребенок. / Под редакцией

Маневцовой

Л.М. и

Саморуковой

П.Г. СПб

.,

1992.

Соломенникова

О.А.

Экологическое воспитание в детском саду. Программа и методические рекомендации. М.: Мозаика-Синтез, 2005. 104

с

.

Серебрякова Т.А. Экологическое образование в дошкольном возрасте. Нижний Новгород: НГПУ, 2005. 136 с.

Дополнительные источники:

Алябова

Е.А. Познавательное развитие ребенка. Сказки о природе. М.: ТЦ Сфера. 2016. – 128

с

.

Т.А.

Анциперова

. Методические основы экологического проектирования // Детский сад: теория и практика. 2012. № 9. С. 98-106.

Брэм

А.Э. Жизнь животных. (3 тома). М.: ЭКСМО, 2012. 256 с.

Баталина

Т.С. План-конспект интегрированного занятия для детей 5-6 лет Ветер-невидимка // Дошкольная педагогика. 2012 № 12. С. 34-37.

Бухина

В.О. Пространство детского сада. Познание. Экология. М.: ТЦ Сфера. 2011. – 128

с

.

Виноградова

Е.Ю. Формирование экологической воспитанности детей дошкольного возраста // Дошкольная педагогика. 2012 № 5. С. 9-12.

Гудкова Л.А. Путешествие на необитаемый остров с детьми старшей группы //Воспитатель ДОУ. 2011 №11 С. 34-38

Гладун

В.В. Огородные сказки на окне. //Воспитатель ДОУ. 2011 №11 С. 38-42

Газина

О.М. Знакомим дошкольников с миром животных. //Воспитатель ДОУ. 2013 №12 С.22-43

Горькова

А.Г. Сценарии занятий по экологическому воспитанию. / А.В.Кочергина, Л.А.Обухова. М.: ВАКО. 2010. – 240 с.

Дыбина

О.В. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников. / Н.П.Рахманинова, В.А.Щетинина. М.: ТЦ Сфера. 2011. – 192

с

.

Дмитриева Е.А. Психологическое экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками. Методическое пособие. / О.Ю.Зайцева,

С.А.Клименко

. М.: ТЦ Сфера. 2016. – 128

с

.

Забелина Н.С.,

Яганова

И.М. Развиваем экологическое мышление. //Воспитатель ДОУ. 2011 №11

С

42-49.

Курочкина

Е.В. Формирование у дошкольников представлений о неживой природе. Проект «Ходит капелька по кругу» // Дошкольная педагогика. 2012 № 8. С. 11-14.

Отургашева

Г.Н.

Конспект занятия в средней группе «Удивительный воздух» // Дошкольная педагогика. 2012 № 12. С. 33-34.

Романова

А.Н. Конспект занятия во второй младшей группе «Знакомство со снегом» // Дошкольная педагогика. 2012 № 12. С.31-32

Хаярова

А.В. Экспериментальная деятельность дошкольников как средство познания окружающего мира // Дошкольная педагогика. 2012 № 12. С. 12-16.

Экологическое воспитание дошкольников: Практическое пособие

од ред. Л.Н. Прохоровой. М.: АРКТИ, 2010. 72 с.

Информационные электронные ресурсы:

www

.

Detsad

.

narod

.

ru

.

www

ourbaby

.

Ru

wwwdetisite

.

Ru

wwwdetki

konfetki

.

Ru

wwwbayush-ki

.

Ru

www2mm.

Ru

www7ya.

ru

www.Danilova.

ru

 


Тема 2.1. Развивающая экологическая среда в ДОУ как метод воспитания

Формируемые знания, умения, ОК и ПК: знания – З.2, З.4, 3.5, 3,6; умения – У.1, У.2 У.3; У.4, У.5; общие компетенции – 1, ОК.3, ОК.4, ОК.5; профессиональные компетенции – ПК.3.1, ПК.5,3, ПК.5.4.

Содержание самостоятельной работы: реферат

Задания для самостоятельной работы: Краеведческая работа как средство воспитания любви к родному краю детей дошкольного возраста. Методика организации экологической работы на участке ДОУ с детьми младшего дошкольного возраста. Методика организации экологической работы на участке ДОУ с детьми старшего дошкольного возраста

Формы и методы контроля: реферат

Методические рекомендации: требования к написанию реферата

Реферат – краткое изложение в письменном виде или в форме публичного доклада содержания научного труда (трудов), литературы по теме.

Этапы работы над рефератом

Формулирование темы.

Подбор и изучение основных источников по теме (как правило, не менее 8-10).

Составление библиографии.

Обработка и систематизация информации.

Разработка плана реферата.

Написание реферата.

Публичное выступление с результатами исследования.

Примерная структура реферата.

Титульный лист

Оглавление

Введение

Основная часть

Заключение

Список литературы.

Требование к оформлению реферата

Объем реферата может быть в пределах 5-15 печатных страниц; все приложения не входят в объем. Реферат должен быть выполнено грамотно, с соблюдением культуры изложения. Обязательно должны иметься ссылки на используемую литературу. Должна быть соблюдена последовательность написания библиографического аппарата.

Критерии оценки реферата

Актуальность.

Соответствие содержания теме.

Глубина проработки материала

Правильность и полнота использования источников.

Соответствие оформления реферата стандартам.

Тема 1.3. Концепция экологического воспитания дошкольников. Программа «Юный эколог»

Формируемые знания, умения, ОК и ПК: знания – З.1; 3.5, 3.6, общие компетенции – ОК.1, ОК.2, ОК.3, ОК.4, ПК5.3, 5.4.

Содержание самостоятельной работы: Сравнить программы (2 комплексные и 2 парциальные) и составить таблицу с анализом подходов к экологическому образованию дошкольников.

Задания для самостоятельной работы: Схема составления характеристики программ:

Авторы, название программы, год и место издания.

Теоретическое обоснование программы, какая концепция положена в основу программы.

Цели и задачи экологического образования, формулируемые в программе.

Содержание знаний (кратко), умений, характер формирующегося отношения.

Методическое обеспечение (есть ли рекомендации к организации педагогического процесса, краткое их изложение).

Нужна ли специальная подготовка воспитателей для работы по данной программе.

Наличие критериев оценки достижений детей.

Связь с другими программами обучения в детском саду.

Формы и методы контроля: аналитическая справка

Методические рекомендации: анализируйте программы, выделяя структуру, концептуальную основу, цель, содержание. Определите Концептуальную совместимость программ.

 

 

Тема 2.3. Создание и поддержание необходимых условий для живых существ – главный метод экологического воспитания детей

Формируемые знания, умения, ОК и ПК: знания – З.2, З.4, 3.5, 3,6; умения – У.1, У.2 У.3; У.4, У.5; общие компетенции – 1, ОК.3, ОК.4, ОК.5; профессиональные компетенции – ПК.3.1, ПК.5,3, ПК.5.4.

Содержание самостоятельной работы: организация дежурства в уголке природы

Задания для самостоятельной работы: продумайте и опишите методику организации дежурств в уголке природы с детьми подготовительной группы; опишите подробно, как будет проходить совместная деятельность воспитателя с дежурными, чем она будет отличаться от аналогичной деятельности в старшей группе.

Формы и методы контроля: включение заданий на проверку качества освоения самостоятельно изученного содержания дисциплины в портфолио

 

 

Тема 2.5. Недельная методика ознакомления дошкольников с сезонными явлениями природы

Формируемые знания, умения, ОК и ПК: знания – З.7, З.9; умения – У.1, У.2, У.3, У.6,У.; общие компетенции – ОК.7, ОК.9, ОК.10. ОК.11; профессиональные компетенции – ПК.3.1, ПК.33, ПК.3.4, ПК.3.5, ПК.5.4.

Содержание самостоятельной работы: цикл наблюдений за сезонными изменениями в природе (группа на выбор)

Задания для самостоятельной работы: составить конспект цикла наблюдений

Формы и методы контроля: включение заданий на проверку качества освоения самостоятельно изученного содержания дисциплины в портфолио

Методические рекомендации: наблюдения проводить по следующему алгоритму:

Понедельник — наблюдения только начинаются после трехнедельного перерыва, поэтому основной прием — это вопросы воспитателя к детям (Какого цвета небо? Что на нем есть? И т.д.).

Вторник — дети помнят, как они вчера наблюдали за погодой, поэтому воспитатель в качестве главного приема может использовать сравнение («Дети, посмотрите на небо. Оно такое же, как вчера, или другое? Оно такого же цвета или другого?»).

Среда — воспитатель, чтобы детям было интересно уже третий день подряд наблюдать за погодой, использует игровые приемы: выносит на улицу куклу, мишку, любого персонажа, любимого детьми, предлагает рассказать ему о погоде (по той же схеме). Для определения того, есть ли ветер, использует разные предметы (ленточки, ветряки), игровые действия (подставили ладошки солнцу, спрятали их и др.). Может включить загадки-описания, короткие стихи.

Четверг — воспитатель меняет тактику: в присутствии всех детей на прогулке дает поручение двум-трем из них самим понаблюдать за погодой, а потом рассказать всем. В конце прогулки все слушают рассказ детей, контролируют и корректируют его.

Пятница — воспитатель может «случайно забыть» о наблюдении погоды, «вспомнив» об этом, когда все вернутся с прогулки в раздевалку: «Дети, мы же с вами не понаблюдали за погодой! Может быть, кто-нибудь из вас заметил, какая сегодня была погода?» Прием рассчитан на то, что наблюдения в течение четырех предшествующих дней повысили самостоятельность детей и они смогли сами заметить погодные явления.

Суббота и воскресенье — старшим дошкольникам дается домашнее задание: наблюдать погоду в выходные дни, запомнить ее или зарисовать значками, чтобы в понедельник рассказать о ней, последний раз отметить ее в календаре природы.

 

Тема 2.6.

Тема 2.7. Роль моделирования и наглядных пособий в экологическом воспитании детей

Тема 2.9. Использование ИОС в экологическом воспитании дошкольников

Формируемые знания, умения, ОК и ПК: знания – З.7, З.9; умения – У.1, У.2, У.3, У.6,У.; общие компетенции – ОК.7, ОК.9, ОК.10. ОК.11; профессиональные компетенции – ПК.3.1, ПК.33, ПК.3.4, ПК.3.5, ПК.5.4, ПК.5.5.

Содержание самостоятельной работы: составление конспектов занятий для детей разных возрастных групп с использованием ИОС

Задания для самостоятельной работы: разработать конспект занятия с использованием ИОС с игрушками аналогами, ИОС типа путешествия, ИОС с литературными персонажами

Формы и методы контроля: включение заданий на проверку качества освоения самостоятельно изученного содержания дисциплины в портфолио

 

Тема 2.10. Словесные методы в системе экологического образования дошкольников

Формируемые знания, умения, ОК и ПК: знания – З.3, З.4, 3.6,3.9; умения – У.1, У.2 У.3, У.6, У.8; общие компетенции – ОК.2, ОК.3, ОК.4; ОК.7, ОК.9, ОК.11; профессиональные компетенции – ПК.5.3, ПК.5.4

Содержание самостоятельной работы: картотека произведений экологического содержания

Задания для самостоятельной работы: подобрать для чтения художественное произведение В.Бианки, Н.Сладкова, Е.Чарушина, малые фольклорные формы, продумать вопросы к детям.

Формы и методы контроля: включение заданий на проверку качества освоения самостоятельно изученного содержания дисциплины в портфолио

 

Раздел 3. Формы экологического воспитания дошкольников

 

 

Тема 3.2. Интегрированные мероприятия экологического содержания

Формируемые знания, умения, ОК и ПК: знания – З.3, З.4, 3.6,3.9; умения – У.1, У.2 У.3, У.6, У.8; общие компетенции – ОК.2, ОК.3, ОК.4; ОК.7, ОК.9, ОК.11; профессиональные компетенции – ПК.5.3, ПК.5.4

Содержание самостоятельной работы: анализ конспектов занятий

Задания для самостоятельной работы: сравнительный анализ конспектов НОД одного вида в разных возрастных группах, направленный на выявление особенностей работы педагога с детьми.

Формы и методы контроля: форма представления анализа

 

Тип занятия

Цель

Задачи

Методы и приемы

Предварительная работа

Оборудование

Формы общения воспитателя и детей

Группа младшая или средняя

 

 

 

 

 

 

 

Группа старшая или подготовительная

 

 

 

 

 

 

 

 

Раздел 4. Система экологического воспитания в детском саду

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x