Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР. | Ульянова Алевтина Васильевна. Работа №266507

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Ульянова Алевтина Васильевна
Методические рекомендации по использованию дидактических игр на уроках технологии как средство получения и закрепления знаний учащихся и последующее применение их при обобщении усвоенного материала.

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ ПО ОСУЩЕСТВЛЕНИЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА НА УРОКАХ ТЕХНОЛОГИИ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР.

Ульянова Алевтина Васильевна

учитель технологии МБОУ «Зеленгинская СОШ им.Н.В.Кашина»

село Зеленга, Астраханская область

В современном образовательном процессе на пер вый план выходит не просто обучение школьников, передача им предметных знаний, умений и навыков, объем которых неуклонно растет, а личность обучающегося как активного участника учебно-воспитательного процесса, имеющего соответствующую структуру мотивационной сферы. Личность и индивидуальность субъекта обучения с присущими ему характеристиками являются результатом образовательного процесса. При этом воспитание такой личности заключается в развитии ее потребностей и мотивов. Характер мотивации учения и особенности личности являются показателями качества образования, поэтому формирование высокомотивированного отношения к учебным предметам относят к основным целям образования и оценивают как результат обучения. Именно характер мотивов, лежащих в основе деятельности ученика, определяет направление и содержание его активности в учебном процессе, в частности вовлеченность в образовательную деятельность, инициативность, удовлетворенность происходящим, понимание того, что учебная информация и вся учебная деятельность личностно значимы для него. В связи с этим осознание высокой значимости мотива учения для эффективного достижения его результатов привело к выделению принципа мотивационного обеспечения учебного процесса.

Формирование мотивации учения школьников на уроках технологии является фактором развития всего учебно-воспитательного процесса, являясь как учебной, так и во внеурочной деятельности. Формирование учебной мотивации способствует умелое использование игровых ситуаций и других элементов занимательности. Одним из наиболее действенных приемов формирования мотивации к обучению является дидактическая игра. При включении детей в ситуацию дидактической игры интерес к учебной деятельности резко возрастает, работоспособность повышается. Учебная мотивация сохраняется и развивается, если ученик реализует свой потенциал, получает реальные результаты своего труда.

Для достижения поставленной цели учитель технологии должен использовать в своей деятельности все видимое многообразие дидактических игр, Дидактические игры можно использовать на любом этапе занятия, однако важно не перегружать урок игровыми моментами. Оптимальным количеством игр на каждом занятии по технологии мы считаем 3-4 игры. При этом данные игры должны относиться к разным видам и иметь неодинаковую продолжительность по времени. Например, можно провести мини-игру тренингового вида на этапе организационного момента, игру-упражнение при опросе домашнего задания и мини-игру сюжетно-ролевого вида при закреплении полеченных навыков. Иногда весь урок может быть построен в виде игры (например, игры-путешествия, деловой игры.)

Таким образом, важно продумать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале урока цель игры- организовать и заинтересовать детей, стимулировать активность. В середине урока дидактическая игра должна решить задачу усвоения темы;

В конце урока игра может носить поисковый характер. Однако на любом этапе урока процесс включения дидактических игр в структуру занятия необходимо выстраивать в согласии со следующими принципами:

1.Принцип выбора игры (в первую очередь зависит от индивидуальных психофизических возрастных и личностных возможностей школьников, их интересов, особенностей индивидуального темпа и способа их работы на занятиях, от степени обученности школьников по предмету (их базы знаний), степени усвоения учащимися материалов урока, а также от задач, преследуемых педагогом, от места игры в структуре учебного занятия, ее длительности, наличии игровых аксессуаров и дидактико-методических пособий, актуальности дидактического материала и т.д.)

2.Принцып отсутствия принуждения любой формы при вовлечении школьников в игру. Все игры, используемые при построении учебно-образовательного процесса на школьных занятиях, в том числе на занятиях по технологии, должны быть построены на основе возбуждения интереса к ним, реализуемого в такой постановке игрового задания, в которой совпали бы цели педагога и желание ребенка.

3. Принцип развития игровой динамики.

4.Принцип поддержания игровой атмосферы (поддержание реальных чувств школьников)

5. Принцип взаимосвязи игровой и неигровой деятельности (важен перенос основного смысла игровых действий в реальный жизненный опыт школьников).

6. Принцип перехода от простейших игр к сложным игровым формам.

7. Принцип состоятельности между участниками игры, который создает у учащегося или группы учащихся стремление выполнить задание быстрее и качественнее конкурента, что позволяет сократить время на выполнение заданий с одной стороны, и добиться реально приемлемого результата-с другой.

8.Принцип новизны каждой игры.

9.Принцип соответствия эмоционального состояния учителя той деятельности, в которой он участвует. Достижение предполагаемой цели игры в технологической подготовке школьников во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии учащихся, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, умения наладить с ними контакт, создать ситуацию интеллектуального сотворчества учителя и ученика, способствующую достижению психологического комфорта на уроке.

10.Принцип коллективности (позволяет сплотить учащихся в единую группу, способную решать задачи более высокого уровня, нежели доступные одному ребенку, и зачастую-более сложные)

11.Принцип ожидаемой результативности дидактических игр (зависит, во-первых, от систематического их использования, во-вторых, от целенаправленности программы игр в соответствии с дидактическими упражнениями, игровыми моментами, приемами и формами).

В соответствии с последним принципом включение игровой деятельности на уроках технологии может осуществляться тремя способами:

I.Игровые моменты (в том числе необучающего характера для переключения внимания и снятия напряжения. Например, на практической части урока напряжение школьников может быть очень большим, так как они стараются выполнить работу красиво и аккуратно, но это им еще плохо удается из-за того, что у детей еще нет навыка деятельности с инструментами. Здесь в качестве игрового момента можно использовать физминутку).

II.Игровые приемы.

Обучение как правило, включает два компонента: сбор нужной информациии и принятие правильного решения. Эти компоненты и обеспечивают дидактический опыт учащихся. Но приобретение опыта требует большего времени. Увеличить «приобретение такого опыта» учащимися, научить их самостоятельно тренировать это умение позволяют развивающие игры психологического характера, осуществляемые в форме игровых приемов- кроссворды,викторины,головоломки,ребусы,шарады и т.д.. Их можно использовать как при закреплении пройденного материала, так и при изучении нового,когда включение данных игровых приемов в структуру урока повышает интерес детей к данной теме и предмету в целом.

III.Игровые формы.

Игровые формы обучения позволяют использовать все уровни усвоения знаний: от воспроизводящей деятельности через преобразующую к главной цели – творческо-поисковой деятельности. При этом последняя оказывается более эффективной, если ей предшествует воспроизводящая и преобразующая деятельность, в ходе которой учащиеся усваивают приемы учения.

Таким образом, дидактические игры можно включать в любой этап занятия по технологии в виде игровых моментов, игровых приемов и игровых форм. Однако они должны соответствовать определенныЙ принципам (соревновательности, новизны, коллективности, ожидаемой результативности, ориентации на особенности личности школьников и организации образовательного процесса на занятии и т.д.)

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×