«Методические рекомендации по подготовке дошкольников

Автор: Григорьева Татьяна Александровна

 

«Теоретический анализ преемственности дошкольного и начального общего образования по формированию учебной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста» представлен анализ психолого-педагогической литературы по проблемам преемственности дошкольного и начального общего образования по формированию учебной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста, дана характеристика основополагающих понятий исследования. В рамках данной главы раскрываются теоретические и методологические подходы к исследованию таких основных категорий, как психолого-педагогическая готовность к школьному обучению и учебная деятельность; находит свое обоснование деятельностный подход к изучению готовности ребёнка к школе; характеризуются основания исследования, направленного на выявление связей между компонентами готовности и продуктивностью учебной деятельности.

 

В основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования и Федеральных государственных требований к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования лежит деятельностный подход, который предполагает обеспечение преемственности дошкольного и начального общего образования по формированию предпосылок учебной деятельности.

 

Преемственность дошкольного и начального общего образования - одна из сложнейших и все еще не решенных проблем общего образования. Много лет она обсуждается среди ученых, специалистов органов управления образования, педагогов, родителей. Ключевыми являются противоречия между ведущими линиями воспитания и обучения детей дошкольного и младшего школьного возраста.

 

В психолого-педагогической литературе вопросы преемственности и готовности ребенка к школе рассматриваются в различных аспектах. Наиболее общее понимание преемственности трактуется как взаимосвязь между предыдущим и последующим образовательными этапами и сохранение определенных черт предшествующего опыта в последующем. Преемственность обеспечивает непрерывность развития не на основе отрицания старого, а на основе синтеза самого существенного из уже пройденных стадий, новых компонентов настоящего и будущего в развитии ребенка. Одни ученые считают, что под преемственностью следует понимать внутреннюю органическую связь общего физического и духовного развития на границе дошкольного и школьного детства, внутреннюю подготовку к переходу от одной ступени развития к другой (Т.И.Бабаева, Л.Парамонова, А.Арушанова). Преемственность охарактеризована ими со стороны динамики развития детей, организации и осуществления самого педагогического процесса. Другие ученые основным компонентом преемственности считают взаимосвязь в содержании учебно-воспитательного процесса (Т.И. Бабаева, А. Луговская). Существуют исследования, где преемственность рассматривается через готовность детей к обучению в школе и адаптацию к новым условиям жизни, через перспективные связи между возрастными линиями развития (Н.В. Нижегородцева, В.Д.Шадриков, Е.Н.Рубина).

 

Новые подходы к развитию преемственности между дошкольным и начальным общим образованием в современных условиях нашли отражение в содержании Концепции непрерывного образования. Этот документ раскрывает перспективу развития дошкольного - начального образования, в нем впервые преемственность между дошкольным и начальным общим образованием рассматривается на уровне целей, задач и принципов отбора содержания непрерывного образования детей дошкольного и младшего школьного возраста; определены психолого-педагогические условия, при которых реализация непрерывного образования на этих этапах детства протекает наиболее эффективно.

 

Научная новизна исследования:

 

- выявлены психолого-педагогические условия обеспечения преемственности по формированию предпосылок учебной деятельности детей, учитывающие социально-личностное и субъектное развитие ребенка (содержание обучения, приведенное в соответствие с принципом преемственности, специально организованное и структурированное с учетом предпосылок учебной деятельности старших дошкольников; основными компонентами психолого-педагогической готовности предпосылок учебной деятельности являются принятие учебных задач, овладение обобщёнными способами решения задач, овладение действиями контроля и оценки; организация специального обучения формируется на интеграции игровой и учебной деятельности, строится при активном сотрудничестве (психолого-педагогическом взаимодействии) ребёнка и взрослого, направленного на социально-личностное развитие и формирование готовности к учебной деятельности);

 

- определено и доказано, что предпосылки учебной деятельности содержат базисные приобретения дошкольного возраста (определённый уровень готовности, сотрудничество, внутренняя позиция), а работа по их формированию обеспечивается психолого-педагогическими условиями, определяющими преемственность дошкольного и начального школьного образования;

 

- спроектирована стуктурно-содержательная модель формирования предпосылок учебной деятельности, отражающая преемственность в формировании учебной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста;

 

- определены критерии сформированности готовности к учебной деятельности: принятие учебной задачи, овладения общими способами решения учебных задач и действием контроля и оценки; раскрыты основания преемственности и обоснованы психолого-педагогические аспекты формирования предпосылок учебной деятельности, интегрирующие две линии развития ребенка – социально-личностная (внутренняя позиция, психолого-педагогическое взаимодействие со взрослыми, сверстниками) и субъектная (овладение совокупностью предпосылок учебной деятельностью); выделены уровни сформированности основных компонентов учебной деятельности для детей старшего дошкольного возраста (низкий, средний, высокий уровни принятия учебной задачи, овладения обобщенными способами решения учебных задач, контроль и оценка действий).

 

Сегодня осуществляется пересмотр действующих программ дошкольного образования с целью исключения из них повторения части учебного материала, изучаемого в школе. Наряду с этим идет поиск новых специальных программ преемственности дошкольного и начального общего образования по готовности ребенка к школьному обучению как предпосылке учебной деятельности.

 

Поступление ребенка в школу подводит итог его дошкольному детству, изменяет социальную ситуацию его развития. Однако для того, чтобы начало школьного обучения стало стартовой точкой нового этапа развития, ребенок должен быть готов к новым формам сотрудничества со взрослым, в противном случае дошкольная линия развития тормозится, а школьная не может полноценно начаться. В зарубежной педагогике и психологии исследование психолого-педагогической готовности ребенка к школе связано с поиском методов, форм и способов ее диагностики (А.Керн, Я.Йерасек, Й.Шванцара, Г.Витцлак и др.).

 

Разработанная модель (см. приложение № 1) направлена на формирование предпосылок учебной деятельности, позволяет оптимизировать процесс развития в дошкольном возрасте, способствует преемственности дошкольного и начального общего образования, становлению познавательной направленности личности ребенка, социально-личностному развитию, его субъектной активности. По мнению Н.Я. Михайленко, Н.А. Коротковой, Е.О. Смирновой, Р.Б. Стеркиной, в практике дошкольного воспитания по-прежнему продолжает преобладать парадигма субъект-объектного отношения воспитателя к детям, отсутствуют гуманистические педагогические технологии, направленные на развитие субъектной активности дошкольника, воспитатели практически не владеют навыками личностно ориентированного взаимодействия. В исследованиях И.В. Вачкова и А.Б. Орлова отмечена необходимость смены моносубъектного экстерналистского подхода на полисубъектный диалогический подход, сущность которого заключается не в передаче и усвоении предметных знаний, а в совместном взаимодействии, личностном росте воспитателя и воспитанников. В соответствии с личностно ориентированным подходом дошкольник должен выступать как полноценный субъект учебно-познавательной деятельности, для этого важно уметь реализовать психолого-педагогическое взаимодействие через систему «субъект-субъектных отношений», где формируется активно-личностная готовность к совместной деятельности

 

Анализ и обобщение результатов научных исследований указывает на возможность использования с целью формирования у старших дошкольников качеств, необходимых для полноценного овладения ими основными компонентами учебной деятельности, учебно-игровой деятельности.

 

В дошкольном возрасте ведущей деятельностью является игра. Через игру происходят качественные изменения в психике ребенка, закладываются основы учебной деятельности , которая становится ведущей в школьные годы. Свои потребности в совместной деятельности со взрослыми малыши удовлетворяют в игре: ребенок воспроизводит трудовую деятельность, социальные отношения, беря на себя роль взрослого. По выражению Л. С. Выготского , в игре ребенок «как бы на голову выше самого себя», в ней он «как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения». Через игру происходит развитие познавательной и двигательной активности, совершенствуется речевое общение, формируется умение самостоятельно организовывать игры, согласовывать свои действия с действиями других, вырабатываются правила и нормы поведения в обществе.

 

Программа «Преемственность» рекомендует для всех занятий использовать игры, которые содержат задания развивающего характера.

 

К таким играм относятся: сюжетно-ролевые, дидактические, театрализованные, подвижные и др.

 

«Практический анализ преемственности дошкольного и начального общего образования по формированию учебной деятельности детей дошкольного и младшего школьного возраста»

 

Сюжетно-ролевые игры являются своеобразной формой приобщения ребенка к жизни взрослых. Ребенку впервые через сюжетно-ролевую игру открываются отношения, существующие между людьми. Он начинает понимать, что участие в каждом виде деятельности требует от человека исполнения определенных обязанностей. Последовательное исполнение в игре определенных ролей учит ребенка быть внимательным, дисциплинированным. В совместной деятельности малыш постигает правила взаимоотношения в обществе. При игре у ребенка развиваются способности сотрудничества.

 

Можно привести примеры следующих игр: «В книжном магазине» (ребенок рассматривает книги, выбирает книгу, спрашивает о стоимости выбранной книги, отдает деньги (нарисованные картинки), кладет покупку в сумку. Исполнение роли в сюжетной игре заключается в том, чтобы исполнять принятые в обществе правила), «В автобусе», «Вызов врача на дом», «На занятиях», «На экскурсии», «В театре», «В зоопарке», «В парке» и т. д.

 

В игре ребенок дошкольного возраста быстро понимает, что реальный предмет можно заменить игрушкой, картинкой. Он может сам стать лисой, зайчиком и т. п. Игра становится символической. Благодаря развитию символической функции у ребенка формируется ассоциативное восприятие. Например, палка в игре может менять свои функции: то она лошадка и скачет, то — сачок и ею ловят бабочек, а то — ружье и стреляет. Все эти превращения обусловлены сходством формы, цвета или каких-либо особенностей, которые ребенок учится видеть.

 

Дидактические игры, или игры по намеченным правилам, формируют умение самостоятельно решать поставленную задачу (игры типа лото, мозаика и др.). Дидактическая игра формирует умения самостоятельно организовывать игры и исполнять роль ведущего. Играя, ребенок самостоятельно выполняет те или иные действия, учится решать поставленную задачу. Решаемые им задачи очень разнообразны: это развитие фонематического слуха, речи, представлений об окружающем мире и т. д. Кроме того, дидактические игры часто способствуют развитию психических функций ребенка (восприятия, мышления, памяти, внимания). В процессе этих игр ребенок усваивает систему эталонных (этических, сенсорных, практических) действий и т. д. Эти игры даны в пособиях к программе «Преемственность».

 

Театрализованные игры помогают в развитии исполнительских умений, готовят к восприятию сюжетных рассказов, сказок, знакомят с культурой своего народа, учат быть соучастниками событий, учат коммуникативным навыкам. Театрализованные игры — один из разделов программы «Театральное искусство». При проведении их совершенствуется звуковая культура речи, развивается внимание и интерес к слову, к его эмоциональной окраске.

 

Дети разыгрывают сценки по знакомым сказкам, стихотворениям, песням, используя для этих целей кукол, декорации.

 

Подвижные игры развивают умение действовать ловко, быстро. Проведение подвижных игр способствует воспитанию честности, справедливости.

 

Проводятся подвижные игры с элементами соревнования. К ним можно отнести и некоторые спортивные игры, данные в программе «Физическое воспитание».

 

К подвижным играм относятся и различные гимнастики для укрепления мышц кисти руки, плечевого пояса и корпуса, так называемые гимнастики для пальцев, координации движений, зрительных анализаторов; пальчиковые игры.

 

Первоклассники 2011 года стали в некотором смысле первопроходцами. Начало их школьной жизни совпало с введением нового Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО). Решающая роль, в котором отводится содержанию образования. При этом учитываются индивидуальные особенности каждого учащегося.

 

Целью адаптационного периода является создание наиболее полного представления о школе, об учениках, о жизни по школьным правилам.

 

Задачи адаптационного периода: воспитание качеств, нужных в общении друг с другом и совместной деятельности (сотрудничество);

 

Выделяются группы детей, дающих легкую адаптацию, средней тяжести и тяжелую.

 

Причины, приводящиек неуспешности:

 

1. Недостаточная подготовленность ребенка к школе (недоразвитая мелкая моторика - следствие: трудности в обучении письму, несформированность произвольного внимания - следствие: трудно работать на уроке, ребенок не запоминает, пропускает задания учителя).

 

2. Тревожность, которая сформировалась в дошкольном возрасте под влиянием семейных отношений, семейных конфликтов.

 

3. Завышенные ожидания родителей.

 

Как оказать ребенку помощь в адаптации к школе?

 

Самый важный результат такой помощи – это восстановить у ребёнка положительное отношение к повседневной школьной деятельности. Когда школа приносит детям радость или хотя бы не вызывает негативных переживаний, связанных с осознанием себя неполноценным, тогда школа не является проблемой.

 

Соблюдение режима.

 

Ребёнку необходима моральная и эмоциональная поддержка (поменьше ругать, побольше не просто хвалить, а хвалить именно тогда, когда он что-то делает).

 

Ни в коем случае не сравнивать его посредственные результаты с достижением других.

 

Сравнивать ребёнка можно только с ним самим; отмечать его, пусть даже самые маленькие успехи.

 

Вот, например, с будущими первоклассниками за основу занятий составляла игры, направленные на развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы. Большое внимание на занятиях уделяла упражнениям, направленным на создание и поддержание благоприятного внутригруппового климата. Так, например, каждое занятие начиналось с создания хорошего настроения: «Улыбнитесь! Скажите добрые слова друг другу! Составим «Азбукухороших слов»: вспомните добрые, хорошие слова на букву «А». Дети приводят свои примеры: «аккуратный, активный, аппетитный, ароматный, ангельский и др.». Эти слова вносили положительную энергию в занятия, помогали создавать атмосферу доверия, тепла, дружелюбия и хорошего настроения. Важно на этом этапе занятия пробудить в детях желание сотрудничать с учителем и сверстниками.

 

Главный результат, который я предполагала получить на данном этапе работы с будущими первоклассниками - умение слушать и слышать учителя. Решая эту проблему, я использовала задания «Образец и правило», в котором нужно соединить значки, расположенные справа так, чтобы получился точно такой же рисунок слева. При этом запомнить правило: нельзя проводить линию между двумя значками. Игры «Раскрась правильно», «Где этот домик?», «Чей узор лучше?» (графический диктант) и т.д. Детям очень нравятся такие задания и в последствии они сами пытаются составлять подобные упражнения, особенно графические диктанты.

 

Работа по адаптации первоклассников к ситуации школьного обучения проходит в несколько этапов:

 

Подготовительный этап - знакомство с родителями будущих первоклассников (организационное родительское собрание в мае месяце, заполнение анкеты).

 

Этап психологической адаптации (блок классных часов «Здравствуй, школа!»).

 

Адаптационные занятия «Я – первоклассник».

 

Я традиционно провела организационное собрание для родителей  первоклассников. На собрании я рассказала о себе, об учебной программе и своих требованиях. Узнала, с каким настроением дети и родители идут в школу, чего они ждут от меня. На этом собрании мамы и папы заполнили анкету (приложение № 4), которая помогла мне узнать, как рос ребенок до школы, какой у него характер и привычки, как он общается со сверстниками и взрослыми, чем увлекается, что любит, на что мне обратить внимание.

 

1 сентября для детей был проведен яркий праздник «Здравствуй, школа!», который дал положительный настрой на сотрудничество детей, как с учителем, так и с одноклассниками.

 

Далее мне предстоял этап организации такого взаимодействия с детьми, в ходе которого дети могли успешно адаптироваться в условиях школы.

 

Моя роль в адаптационный период в значительной степени смягчить и ускорить этот процесс. На самых первых классных часах даю первоклассникам возможность осознать, каким правилам поведения в школе они должны следовать, почему это важно, кого называют школьниками. Дети вместе со мной пускаются в обсуждение различных школьных ситуаций: «Как вести себя на перемене?», «Для чего люди учатся?», «Что будет, если на Земле не будет школ?». Первоклассники придумывают различные решения проблем, выходы из затруднительных ситуаций. Во время таких обсуждений всегда создаю доброжелательную обстановку, чтобы замечания не приносили отвечающему огорчений. И если ребенок чувствует поддержку, он любим, значим, это «...выводит его за пределы самого себя, навстречу другому «я», чтобы образовались «мы».

 

Для выявления психологической и эмоциональной готовности ребенка к обучению в школе мы с психологом использовали методику А.Е. Хасанова «Готов ли я стать школьником».

 

Для изучения уровня учебной мотивации первоклассников мы использовали анкету Н.Г. Лускановой «Оценка уровня школьной мотивации первоклассников».

 

Анкета для родителей первоклассников «Адаптация ребенка к школе» М.Р. Битяновой направлена на определение уровня сформированности предпосылок учебной деятельности и адаптации первоклассников к школьному обучению.

 

Действительно, очень труден и тернист для первоклассников адаптационный период в школе. И главной своей задачей считаю - создание благоприятных условий, чтобы начало обучения ребенка в школе позволило занять новую жизненную позицию и перейти к выполнению общественно значимой учебной деятельности.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы.

 

1. Белик, Я.Н. Преемственности дошкольного и начального школьного образования при формировании учебной деятельности [текст] /Я.Н. Белик // Современные проблемы науки и образования - 1/2010. (приложение «Педагогические науки»). - C. 8-11.

 

2. Психолого-педагогические проблемы готовности детей к школьному образованию. Методические рекомендации. Самара, 1994. - 36 с.

 

3. Теоретические основы подготовки старших дошкольников к школьному обучению. Методическое пособие. Самара, 1995. - 29 с.

 

4. Методики определения психологической готовности детей к школьному обучению. Материалы II Международной научно-методической конференции. Пенза, 1996. - С.16-17.

 

5. Подготовка дошкольников к школьному обучению. Программа спецкурса. Самара, 1997. - 8 с.

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x