Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 26.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методический комплекс наблюдений с детьми средней группы «Природа Сибири» | Береснева Наталья Михайловна. Работа №302565

Дата публикации:
Автор:
Описание:

В данной работе представлен комплекс педагогических наблюдений с детьми средней группы «Природа Сибири». 

Комплекс включает в себя несколько разделов:

1.Наблюдения на метеостанции

-Наблюдение за температурой

-Наблюдение за снежным покровом

-Наблюдение за ветром

-Наблюдение за солнцем. Высота стояния солнца

-Наблюдение за солнцем. Солнечные часы

-Наблюдение за лужами

2.Наблюдения за деревьями

- Наблюдение за хвойным лесом

-Наблюдение за сосной

-Наблюдение за деревьями

-Наблюдение за березой

-Наблюдение за берёзой. Осень.

-Наблюдение за елью

3.Наблюдения за птицами

-Наблюдение за перелетными птицами. Осень

-Наблюдение за воробьем

-Наблюдение за вороной

-Наблюдение за сорокой

-Наблюдение за синичкой

-Наблюдение за снегирем

-Наблюдение за птицами весной

4.Наблюдения "Красная книга"

-Наблюдение за венириным башмачком

-Наблюдение за саранкой

- Наблюдение за красным волком

- Наблюдение за снежным барсом

- Наблюдение за осетром

- Наблюдение за щукой

 

 

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 12 комбинированного вида»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Методический комплекс педагогических наблюдений с детьми средней группы «Природа Сибири»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Береснева Наталья Михайловна

воспитатель средней группы

1 категории

 

 

 

 

 

 

 

 

г.Красноярск 2022

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Наблюдения на метеостанции

1.1 Наблюдение за температурой

Цель: познакомить с прибором измерения температуры воздуха –

термометром.

Ход наблюдения:

Стихотворение А.С.Пушкина: Унылая пора! Очей очарованье!

Приятна мне твоя прощальная краса –

Люблю я пышное природы увяданье,

В багрец и золото одетые леса.

В их сенях ветра шум и свежее дыханье,

И мглой волнистою покрыты небеса,

И редкий солнца луч, и первые морозы,

И отдаленные седой зимы угрозы.

Ребята, а вы знаете, что это такое?

А кто из вас знает, для чего нужен термометр?

У каждого термометра имеется шкала и стеклянная трубка, наполненная подкрашенной жидкостью. На шкале есть деления, каждое из которых обозначает один градус. Цифры, стоящие около делений, показывают число градусов. Ноль – граница между градусами тепла и холода.

Определение температуры воздуха на улице. Запись в дневник погоды, выставление температуры на стенде.

Ситуативный разговор «Как нужно одеваться при такой температуре».

 

1.2 Наблюдение за снежным покровом

Цель: закрепить познания о свойствах снега; выяснить, как растениям удается перезимовать под большим слоем снега. Формировать простое логическое заключение.

Ход наблюдения:

Сегодня мы поговорим о снеге и его особенностях.

Посмотрите на дорожки вокруг нашего сада. Как вы думаете, почему расчистили снег на дорожках, а на клумбах не стали трогать? (разные варианты ответов).

Куда же прячутся растения на зиму? (в землю)

Когда они появятся снова? (весной, когда пригреет солнце и снег растает).

Как вы думаете, снег – друг или враг нашим цветочкам? (в основном отрицательные эмоции).

А почему? (снег не пускает травку из земли сейчас).

Практическая деятельность.

Посмотрите друг на друга. Что на вас надето? (шубы, шапки, рукавички).

А зачем мы надели на себя столько одежды? (чтобы не замерзнуть и не заболеть).

Воспитатель знакомит детей с куклой, которую зовут Анюта, как «Анютины глазки», что растут на участке. Обращает внимание детей, что Анюта тоже очень тепло одета.

На что похожа шапка нашей Анюты? (на сугроб).

Как вы думаете, Анюте тепло в этой шапочке? (да).

А если мы снимем с нее шапочку? (она замерзнет и заболеет).

У травки есть шапочки и шубки? А что так похоже на шапочку нашей Анюты? (сугроб).

Воспитатель делает вывод, что сугроб – это шапка для травы и она ее согревает зимой за счет воздуха под снегом.

Так зачем нужен снег на клумбах? Друг или враг она нашим цветочкам?

Воспитатель обобщает ответы.

 

1.3 Наблюдение за ветром

Цель: учить определять силу ветра и направление с помощью

Ход наблюдения:

Загадка: Неизвестно, где живет.

Налетит – деревья гнет.

Засвистит – по речке дрожь.

Озорник, а не уймешь! (ветер)

Дети самостоятельно дают характеристику ветру: сильный, порывистый,

слабый, кратковременный, ураганный. С помощью флюгера определить,

откуда и куда дует ветер. Остается ли положение флюгера постоянным или

оно меняется? Подвести детей к пониманию, что ветер может дуть с разных

сторон.

Дидактическая игра «Ветер, ветер, ты какой?» (упражнять в подборе

прилагательных). Ветер весной какой? (сильный, слабый, легкий, приятный,

ласковый, резкий, порывистый, ураганный, прохладный, свежий, холодный,

ледяной, теплый, влажный, встречный, попутный, северный, южный,

западный, восточный, утренний, осенний).

 

1.4 Наблюдение за солнцем. Высота стояния солнца

Цель: подвести детей к пониманию, что температура воздуха зависит от

высоты стояния солнца.

Ход наблюдения:

Сегодня мы будем наблюдать, и поговорим с вами о неживом объекте природы, а каком вы узнаете, отгадав загадку:

Ходит в небе жёлтый шар.

Воду превращает в пар.

В тучке скроется оно,

Нам становится темно.

Смотрит в каждое оконце

Удивительное…

(Солнце)

Как изменяется высота Солнца в разные времена года? Недавно, когда на улице была зима, солнце ходило по небу совсем низко, и было холодно, солнечные лучи нас не грели. Пришла весна. Солнце стало подниматься значительно выше, дни стали длиннее и теплее. Из-за теплых солнечных лучей снег растаял, нагрелась земля, скоро появится первая зеленая травка.

Солнце меняет свою высоту в течении суток? Когда теплее, когда холоднее?

 

1.5 Наблюдение за солнцем. Солнечные часы

Цель: познакомить детей с солнечными часами.

Ход наблюдения:

С помощью какого прибора люди определяют время?

Какие вы знаете часы?

А вы знаете как устроены часы?

Какая сегодня погода: солнечная или пасмурная. Светит ли солнце?

В старину, когда не было часов, люди определяли время по солнышку, глядя на небо. Человек заметил, что длина тени изменяется в течение всего дня. Стало ясно, что точней можно определить время, если глядеть на тень, а не на солнце. От этого открытия оставалось всего один шаг до изобретения солнечных часов, которые на самом деле являются теневыми часами. Вместо попыток взглянуть на солнце и связать с этим время дня, лучше взглянут на тень, которая отражает положение солнца на небе.

На протяжении всего солнечного дня, выходя на прогулку, дети наблюдают за передвигавшейся тенью. В конце дня делают вывод о постоянном движении солнца.

 

1.6 Наблюдение за лужами

Цели: закрепить знания детей о природном явлении - осадки, дать элементарные знания о круговороте воды в природе. Учить замечать изменения, делать на основе увиденного умозаключения- выводы.

Ход наблюдения:

Вода есть везде: высоко в небе и глубоко под землёй, в морях и океанах, реках, озёрах, болотах. Хранилища воды – это водоёмы.

Сегодня на прогулке разговор о воде. Какое сейчас время года? (ответы детей)

Правильно, осень. Всё чаще небо заволакивают тёмные тучи. Зачастили, зарядили дожди. Как будто дождь и не собирался, а хлынул такой проливной, что часами может не униматься. И следы осеннего дождя заметны всюду: доверху налитые дождевой водой выбоины и канавы далеко виднеются в траве и на дороге.

Послушайте загадки:

Стало хмуро за окном,

Дождик просится к нам в дом.

В доме сухо, а снаружи

Появились всюду … (лужи).

По городу дождик осенний гулял,

Зеркальце дождик своё потерял.

Зеркальце то на асфальте лежит,

Ветер подует – она задрожит (лужа).

Кто догадался о чём мы будем говорить сегодня на прогулке? (ответы детей)

Почему на улице лужи? (недавно прошёл дождь)

Какой водой наполнены лужи? (дождевой)

Можно ли лужу назвать водоёмом? (нельзя)

Почему лужа не является водоёмом? (водоём - это хранилище воды, а лужа высохнет, от неё не останется никакого следа)

Какая вода в луже – прозрачная, мутная? (ответы детей).

Как можно определить прозрачность воды? (надо бросить в лужу любой предмет, в прозрачной воде предмет будет хорошо виден)

Возьми в руку маленький камешек, и бросьте в лужу.

Виден ли камешек? (ответы детей)

Чистая ли вода в луже? (грязная)

Можно ли воду из лужи использовать для питья? (нет)

Поводите по воде палочкой, создайте волны. Почему теперь нет отражения? (предметы отражаются только в спокойной воде)

Что произойдёт с лужей через некоторое время?

Куда исчезнет вода?

Когда лужа быстрее высохнет в солнечную или в пасмурную погоду?

 

2 Наблюдения за деревьями

2.1 Наблюдение за хвойным лесом

Цели: формировать представление о внешнем виде хвойных деревьев; воспитывать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения:

Ребята сегодня мы с вами будем наблюдать за хвойными деревьями, елью, сосной и лиственницей.

-Какие деревья растут на территории нашего детского сада? (Береза, осина сосна, ель, лиственница и др.)

- А какие это деревья? (Хвойные и лиственные.)

- Чем лиственные деревья отличаются от хвойных? (хвойные деревья не меняют окраску, поэтому они вечнозеленые). Осенью не сбрасывают хвоинки. У лиственных деревьев листья в виде пластинок, осенью сбрасывают листья, а у хвойных в виде иголок.

- Что общего у них? (Ствол, ветки, корень.)

- Какие условия необходимы для роста деревьев? (Тепло, вода и воздух, свет, почва).

- Ель, сосна и лиственница каким деревьям относится?

- Чем покрыты елки? (Иголками).

Да, совершено верно, ребята. Иголки – это листочки, которые всегда зеленые и не боятся холода. Листочки – иголочки иначе называют хвоя. А все эти деревья с хвоей называют хвойными.

Загадка:

У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту.

Если я не на опушке,

Ветви только на макушке. (Сосна)

 

Ее в лесу найдешь,

Пойдем гулять и встретим.

Стоит колючая, как еж,

Зимою в платье летнем. (Ель)

 

Есть у родственницы елки

Неколючие иголки,

Но, в отличие от елки,

Опадают те иголки. (Лиственница)

 

Таким образом, ребята с какими хвойными деревьями мы сегодня с вами наблюдали? Что вы о них узнали?

 

2.2 Наблюдение за сосной

Цели: уточнить знания о хвойных деревьях, их сходстве и различиях (сосна, как и ель, всегда зеленая, у нее тоже есть иголки, только длиннее). Знакомить детей со словообразованием.

Ход наблюдения:

Была ли малым деревцем?

Сосне совсем не верится:

Давно с высокой кручи

Достала кроной тучи

И с другого берега

Достала тень от дерева.

 

В народе говорят:

- «Сосна там красна, где взросла»,

- «Всякая сосна своему бору шумит».

Сосна — высокое дерево, ствол у нее прямой, у молодой сосны веточки растут снизу и до макушки, а вот у взрослой сосны ветки только на макушке.

Рассмотрите молодую сосну и сосну взрослую. Определите: - какая выше? (закрепить как дети определили молодую сосну и взрослую)

Внизу сосновая кора грубая и шершавая, а наверху тонкая.

(потрогайте руками)

У сосны длинные и узкие хвоинки, поэтому сосну называют хвойным деревом.

Хвоинки располагаются парами. (дать детям возможность рассмотреть хвою сосны)

Посмотрите, что у меня в руках (ответы детей)

У меня в руках шишка.

Как вы думаете с какого она дерева? Правильно с этого, (закрепить название дерева - сосна)

Если эта шишка с сосны, то она как будет называться (ответы детей - сосновая)

Как вы думаете, для чего сосне нужна эта шишка? (ответы детей)

Размножается сосна семенами, которые находятся в шишке. (показать детям семена сосны)

Как выглядит сосна?

Почему про сосну говорят: «Зимой и летом одним цветом»?

 

2.3 Наблюдение за деревьями

Цели: развитие у детей мыслительной деятельности (сравнения, выделения существенных признаков, установления причинно-следственных связей).
Ход наблюдения:

Зимой согревает,
Весной расцветает,
Летом холодит,
Осенью кормит… (это лес)

Сегодня мы с вами пришли на участок где растет много деревьев.
У меня срочная телеграмма от лесного жителя, от дятла, который обеспокоен тем, что весна уже пришла, а на деревьях листочков все нет и нет. Читаем телеграмму.
Какой кошмар!
Вот весна уж тут как тут,

А листочки не растут!
Что случилось, объясните.
Помогите! Помогите!
- Вы знаете, почему на деревьях нет листьев? (ответы детей)

Объясним дятлу что происходит? (ответы детей)

- Что должно произойти чтобы дерево проснулось? (предполагаемые ответы детей)
- На деревьях еще нет листьев, потому что солнце ещё не сильно греет. Чтобы дерево проснулось, земля должна прогреться, напитаться влагой.

- Посмотрите, из чего состоит ствол дерева (показываем спил от ствола и называем как называется каждая его часть). Дети рассматривают, трогают руками.
- Кора нужна чтобы влага не испарялась, древесина держит много влаги и питает ей ветки и почки.

- Что живет в почках? (листочки)

- Правильно, только они еще спят.

-Как мы догадаемся что дерево проснулось, откуда начинает оживать дерево?
-Конечно , это почки на ветках. Они начнут набухать и появятся молодые листочки.

Самое главное у дерева это корни, мы их не видим, они в земле. Как только земля прогреется, наполнится влагой, они питают ею ствол, ветки, почки и листочки.

- Сейчас загадаю загадку, а вы попробуйте отгадать!

Она весну встречает,
Сережки надевает,
Накинута на спинку
Зеленая косынка,
А платьице в полоску.
Ты узнаешь. (березку!)

Нас сейчас с вами окружает много деревьев. Посмотрите вокруг. Все они разные, но у всех распустятся листочки.

-Как будет называться то место где растет много деревьев (ответы детей, лес)

-Как называется лес в котором растут деревья только с листочками? (лиственный)

- Что мы сегодня наблюдали?
- Какие части дерева вы запомнили?

 

2.4 Наблюдение за березой

Цели: рассмотреть с детьми березу, отметить строение дерева, ствол, листья. Учить находить березу среди других деревьев по характерным особенностям.

Ход наблюдения:

Ствол белеет, шапочка зеленеет,

Стоит в белой одежке,

Свесив сережки.

О каком дереве я загадала загадку?

Сегодня мы пойдем к березке, только как мы ее узнаем? (ответы детей)

Дети подходят к березке, рассказывают, как они ее узнали.

Детям предлагается рассмотреть березу.

- Обратите внимание, только береза имеет белый ствол.

- Какие ветки у березы? (внизу толстые белые, вверху темные, коричневые или серые )

- Обратите внимание, тонкие ветки спускаются, как бы висят, качаются на ветру. (сравнить с другим деревом у которого ветки имеют другую форму)

Дать детям возможность рассмотреть листья и сравнить с листьями других деревьев.

- О березе есть много русских народных песен, послушайте одну из них. (музыкальная запись)

Береза моя, березонька,

Береза моя белая,

Береза кудрявая!

Стоишь ты березонька,

Посреди долинушки;

На тебе березонька,

Листья зеленые;

Под тобой березонька,

Трава шёлковая;

Близ тебя, березонька,

Красны девушки

Венки плетут.

 

2.5 Наблюдение за берёзой. Осень.

Цели: продолжать знакомить с березой, выделяя характерные признаки и изменения, связанные с временем года; воспитывать бережное отношение к дереву как живому объекту природы.

Ход наблюдения:

Дети во время прогулки подходят к березе для беседы.

- Какое это дерево? (ответы детей)

- Покажите ствол березы.

- Какой ствол у этой березы - толстый или тонкий?

- Какие ветки у дерева - толстые или тонкие? Какого цвета?

Детям предлагают потрогать ствол (предлагается салфетка вытереть руки). Погладьте ствол березы.

- Какой он у нее? (Гладкий, шелковистый.)

- Какой по цвету? (Уточнить, что только у березы такой черно-белый ствол.)

- Где же листочки с дерева? Их было много. (они лежат на земле)

- Кто их срывает? (ветер)

Предложить поднять листья, отметить, что на земле они уже завяли.

- Какое сейчас время года? (осень)

- Что происходит с деревом осенью? (Оно засыпает, готовится к зиме)

- Сбрасывая листья, деревья готовятся к холодам. Листья укрывают землю сплошным ковром, защищают корни от морозов. А весной под опавшей листвой больше влаги, что очень хорошо для растений, которые после зимы возродятся к жизни.

Сбор осенних листьев для гербария.

 

2.6 Наблюдение за елью

Цель: формировать представление об особенностях ели, по которым её можно выделить среди других хвойных деревьев. Знакомить со строением дерева. Воспитывать бережное отношение к природе.

Ход наблюдения:

Ребята, сейчас я вам загадаю загадку, а вы подумайте про что она.

Что за девица?

Ни швея, ни мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год (Елка).

Правильно ребята, это елка.

Елка, это что? (дерево)

Я вам сейчас покажу другое дерево. Оно похоже на елку, но это ель.

Она отличается от елки и посмотрите, чем…. (у ели тонкие ветки от основной толстой опущены вниз)

Скажите пожалуйста, что есть у ели? (корень, ствол, ветки,).

А чем покрыт ствол елки? (Корой)

Какого цвета кора? (ответы детей и дать возможность потрогать ствол)

Ребята, посмотрите, назовите чем отличается ель от дерева? (у ели хвоя вместо листьев, иголки).

Ель-это хвойное дерево. (закрепить слова - хвойное, хвоя)

Давайте хором скажем хвойное дерево.

Потрогайте иголочки - хвоинки, какие они? (колючие, жесткие).

А еще у них особый аромат. (дети улавливают у надломленной хвоинки аромат хвойного дерева).

Что нового Вы сегодня узнали?

 

3 Наблюдения за птицами

3.1 Наблюдение за перелетными птицами. Осень

Цель: расширять представления о перелетных птицах, об изменении жизни птиц осенью, когда наступают холода; воспитывать любовь и заботу о птицах.

Ход наблюдения:

Дети, посмотрите вокруг какая красивая природа.

Какое сейчас время года? (ответы детей)

Воды зашумели быстрого ручья,

Птицы улетают в теплые края.

Когда это бывает, когда птицы улетают в теплые края? (ответы детей)

Какие птицы улетают в теплые края? (ответы детей)

Почему им приходится улетать в теплые края? (ответы детей)

Вы видели, как птицы собираются в стаи и долго кружат в воздухе? (ответы детей)

Знаете, почему они долго кружат в воздухе?

Они учат молодых птиц летать, в полете укрепляют их крылья. Перелет дальний, долгий.

Каких птиц вы видели? (ответы детей)

Птицы собираются в стаи, летают низко над землей. Это значит, что скоро они улетят в теплые края. Первыми это сделают ласточки, так как с наступлением холодов исчезают насекомые, которых они ловят на лету. Последними улетают утки, гуси, журавли.

Как вы думаете – почему они улетают последними?

Водоемы начинают замерзать, и им трудно найти корм в воде.

Детям предлагается словесная игра «закончи предложение»

- Воробей маленький, а журавль... (большой).

- Утка серая, а лебедь ... (белый).

 

3.2 Наблюдение за воробьем

Цели: углублять знания об особенностях внешнего вида воробья, жизненных проявлений; активизировать внимание и память детей.

Ход наблюдения:

Обратить внимание детей на щебет птиц.

Какая это птичка так хорошо поет, весело щебечет? (ответы детей)

Как выглядит воробей? (ответы детей)

Воробей – маленькая бойкая птичка. Спинка у него коричневая, с черными продольными полосками. Хвост и крылышки темно-бурые, украшены рыжеватой каймой, подбородок и горло – черные, а вот голова серая.

Воробей проворная птица.

Чем же он питается? (ответы детей)

Воробей клюет из собачей миски, подбирает крошки, семечки, зернышки.

Он везде хорошо приспосабливается к привычкам человека.

Воробьи бывают домовые, полевые, черногрудые, рыжие.

Домовой воробей не перелетная птица, мы его видим около себя каждый день.

Как передвигается? (ответы детей)

Воробей не плохо летает, по земле передвигается скачками, не боится людей, но близко не подлетает. У него отличное зрение, слух и осязание.

Как поет? (ответы детей)

Загадка: Чик – чирик!

К зернышку прыг,

Клюй, не робей,

Кто это? (Воробей)

 

 

3.3 Наблюдение за вороной

Цели: расширять знания о вороне. Воспитывать любознательность, интерес к жизни птиц.

Ход наблюдения:

Обратить внимание детей на птицу которая прилетела на участок.

Кто знает, как называется эта птица? (ответы детей)

 Вместе с детьми рассмотреть ворону, отметить ее части тела, поведение. Ворона хитрая, ловкая птица. Живет она рядом с человеком, пищу находит на свалках, в мусорных контейнерах, она всеядная.

Вороны умные и находчивые птицы. Часто можно увидеть, как она размачивает в луже слишком сухие кусочки пищи, найденные на городских улицах, при этом охраняет свою добычу. Зорко смотрит по сторонам.

С наступлением весны вороньи стаи перебираются из города в лес, поближе к природе. В лесу вороны вьют гнезда из веток различного размера, земли и глины. Утепляют мхом, сухой травой и пухом.

Дети, ворона необычайно интересная птица. Она умеет подражать людям. Посмотрит, как идет человек и может по дорожке пойти за ним.

А еще любят вороны коллективные игры. Например, одна из ворон берет в клюв небольшой предмет и, поднявшись в небо, выпускает его из клюва. Вторая должна поймать этот предмет своим клювом. Теперь ее очередь бросать. Игра продолжается до тех пор, пока предмет не упадет на землю.

Отгадайте загадку: На голом суку сидит,

На весь двор кричит

«Кар – кар - кар» (ворона)

Заучить с детьми:

Ворона кричит «кар - кар».

Хромая старая ворона

Давно живет в лесу моем.

В густых зеленых ветках клена

Она построит свой дом.

 

3.4 Наблюдение за сорокой

Цели: формировать представления о внешнем виде сороки, ее характерных признаках, повадках; воспитывать потребность заботиться о зимующих птицах.

Ход наблюдений:

Всюду я летаю, все на свете знаю.

Знаю каждый куст в лесу:

Может быть, меня за это и зовут лесной газетой.

Обратите внимание на птичку, которая к нам стала прилетать, когда мы выходим на прогулку. Она не сидит долго на месте и все время вертится.

Вы знаете, ее? (ответы детей)

Правильно, это сорока.

Сорока имеет много прозвищ: сорока-белобока, сорока-стрекотуха, сорока-воровка. «Белобока» - потому что по бокам перышки у сороки совсем белые. Голова и крылья черные. Хвост тоже черный, нос очень красивый, с зеленоватым отливом, длинный и прямой, как стрела.

«Стрекотухой» сороку величают за то, что она, перелетая с места на место, громко стрекочет «га-га-га!».

Громким тревожным стрекотанием сороки предупреждают местных обитателей об опасности.

А «воровкой» ее прозвали за то, что она любит все яркое, блестящее. Все яркое, что ей удалось утащить несет к себе в гнездо.

Сороки питаются гусеницами, мошками, жучками и комарами. Помимо насекомых, сороки клюют ягоды и фрукты, семена растений.

Осенью сороки собираются в небольшие стаи, летают по садам и паркам, угощаются ягодками рябины, боярышника и облепихи.

Сорока подмечена и писателями. Про нее написано много сказок, стихов и потешек.

 

3.5 Наблюдение за синичкой

Цели: формировать представления о зимующих птицах, о заботе человека о них; учить узнавать их по внешнему виду.

Ход наблюдения:

 Скачет шустрая синица,

Ей на месте не сидится.

Прыг-скок, прыг-скок, как волчок.

Вот присела на минутку,

Почесала клювом грудку

И с дорожки – на плетень,

Тири-тири, тень-тень-тень.

Обратите внимание на синичек возле кормушки.

Как выглядит синичка? Какого она цвета? (У этой маленькой птички оперение яркое и красивое – кажется, что птичка нарядилась в желтую блузку и в зеленый плащик, а голову украсила темной шапочкой).

Как передвигается птичка и чем питается?(Легко прыгает с ветки на ветку и с помощью острых и цепких коготков ловко лазает по стволам деревьев. Особо любит синичка лакомиться салом).

Где зимует синичка?

Как она кричит?

Как человек заботится о ней?

Почему синичка осталась на зимовку?

 

3.6 Наблюдение за снегирем

Цели: формировать представления о зимующих птицах, заботе человека о них; знакомить с характерными особенностями снегиря.

Ход наблюдения:

Воспитатель загадывает загадку детям.

  Каждый год я к вам лечу —

Зимовать у вас хочу.

И еще красней зимой

Ярко-красный галстук мой. (Снегирь.)

Обратите внимание на удивительно красивых птиц на ветках. С наступлением первых заморозков к нам прилетают снегири.

Как выглядит снегирь? (У самца снегиря спинка синевато-серая, подхвостье ослепительно белое, хвост и крылья черные, а грудка ярко-красная. У самки грудка не алая, а темно-серая).

Снегирь всегда выглядит нарядным.

Чем питается? (Рябина и другие оставшиеся от щедрой осени ягоды основная пища снегирей, из которых они выклевывают косточки, а все остальное выплевывают)

Где зимует? (ответы детей)

Осенью снегири собираются в небольшие стайки и селятся поближе к жилищам людей. Странствуют они в зимнее время по паркам, садам, рощам и скверам в надежде добыть себе пропитание.

Как человек может заботиться о снегире? (предполагаемые ответы детей)

Есть примета: если снегирь под окном чирикает — это к оттепели.

Чтение стихотворения:

И Беляков

«О чем ты думаешь, снегирь?»

 

Ах, до чего мороз сердит!
Кругом снежок, снежок…
Снегирь на веточке сидит,
Снегирь пылает и горит,
Как маленький флажок.
И сад,
И роща, и пустырь…
Все в тихом зимнем сне.
— О чем ты думаешь, снегирь?
— Конечно, о весне!

3.7 Наблюдение за птицами весной

Цели: показать изменения жизни и поведения птиц с приходом весны, систематизировать знания детей о жизни птиц весной. Расширить представления о перелетных птицах, об их жизни в весенний период; знания детей о видах птиц, название птиц, их внешние признаки, питание, повадки, условия проживания. Формировать желание заботиться о птицах, бережное отношение к природе, инициативу и самостоятельность.

Ход наблюдения:

Чтение стихотворение «Весна»:

Трава опять зазеленела,

И закудрявились леса.

«Весна! Весна! Пора за дело!» –

Звенят пичужек голоса.

Сухие прутики, солому,

Кусочки мха они несут –

Все пригодится им для дома,

Чтоб для птенцов создать уют.

И заливаются на ветках

Синицы, зяблики, скворцы,

Ведь скоро в гнездах будут детки –

Их желторотые птенцы.

 

-Дети, понравилось вам стихотворение?

-О каких птицах идет речь в стихотворении? (Перелетных.)

-Посмотрите внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите (ответы детей)

- Что вы знаете о перелетных птицах?

- Почему весной перелётные птицы возвращаются на Родину? (ответы детей)

- Солнце пригревает сильнее, насекомые вылетают из зимних убежищ, и на родину возвращаются насекомоядные птицы.

- Ребята, а мы с вами можем как-то помочь птицам весной? (сделать и развесить скворечники, развесить по кустам мох, тряпочки для гнезд и т. д.)

-Представьте, что вы очутились в весеннем лесу, как вы себя будете вести (не шуметь, не заглядывать в птичьи гнезда, не трогать яйца и птенцов и др.)

-Весной мы с радостью и нетерпением ожидаем прилета птиц. За лето они успевают поймать миллионы различных мошек, комаров, гусениц. Большую пользу приносят хищные птицы, они уничтожают полевок и других грызунов, которые наносят большой вред урожаям.

- Почему птиц называют помощниками? (ответы детей)

- Правильно, дети, всю весну и лето работают птицы, помогая нам сохранить леса, поля и сады, поэтому говорят: “Птицы – наши помощники! ”

-Предложить детям в течение прогулки понаблюдать за птицами.

-В конце прогулки попросить детей рассказать о своих наблюдениях.

Подвижные игры: "Птички и дождик", "Гуси-гуси".

Цель: учить ориентироваться на площадке и бегать в разные стороны.

Трудовая деятельность: Уборка территории детской площадки (сбор сухих веточек).

Цель: воспитание бережного отношения к природе, желание соблюдать чистоту на участке.

4 Наблюдения. Красная книга

4.1 Наблюдение за венириным башмачком

Цель: познакомить детей с охраняемым Красной книгой растением – Венерин башмачок. Дать представление о плохом отношении людей к природе. Воспитывать любовь и бережное отношение к окружающему миру.

Ход наблюдения:

Воспитатель подводит детей к стенду (цветку).

Стихотворение:

Если я сорву цветок,

Если ты сорвешь цветок,

Если все: и я, и ты,

Если мы сорвем цветы,

Опустеют все поляны

И не будет красоты.

И. Токмакова

Сегодня мы будем наблюдать за цветком, который занесен в «Красную книгу».

Что такое «Красная книга?» (ответы детей?)

Зачем она нужна? (ответы детей)

Ребята, посмотрите, пожалуйста на картинку, и скажите, что это за растение? Какое оно? Что вы можете о нем рассказать! На что похож цветок этого растения? Как вы думаете, как он называется?

Называется это растение - Венерин башмачок. Это многолетнее растение высотой до 40см, с толстым коротким корневищем. Цветки очень крупные, до 8см в диаметре, фиолетово-розовые с сетью малиновых жилок. Цветет в конце весны. Эти цветы пахнут ванилью, как сдобные булочки и очень красивые. Из-за этого их срывают и приносят домой, а растений в лесу становится все меньше, поэтому венерин башмачок занесен в Красную книгу.

С какими еще растениями из Красной книги Вы знакомы?

Ребята, как называется цветок, за которым мы сегодня с вами наблюдали?

Берегите красивые растения!

Пусть наша родная земля всегда

Будет прекрасной и цветущей!

4.2 Наблюдение за саранкой

Цель: познакомить детей с охраняемым Красной книгой растением – Саранка. Воспитывать бережное, эмоционально –положительное отношение к природе, доброту, заботливое отношение.

Ход наблюдения:

Мы уже с Вами знакомы с Красной книгой. В ней указаны названия растений, которых осталось мало и их нельзя уничтожать. Сегодня мы познакомимся с ещё одним растением из Красной книги – Саранкой.

Какое оно? Какого цвета? Попробуйте описать.

Саранка – цветок многолетний, ей нужно расти 4-5 лет, прежде чем она начнет цвести. Они могут жить до 22 лет, если их не рвать. Растет на полях, опушках лесов. Размножается семенами, а луковицу употребляют в пищи, а также используется и в медицине. Саранка ярко-красного цвета, кучерявая, лепестки ее цветов точно вывернуты наизнанку. А тычинки, покрытые пыльцой, с шишечками на концах выходят изнутри, словно прямые лучики.

- Ребята, а из каких частей состоит цветок? (Стебель, лист, цветок, корень)

-Для чего нам нужен корень? (чтобы удерживаться в земле, чтобы пить воду и питательные вещества).

- Для чего нужен стебель? (стебель держит растение; на нем находятся листья, цветы и плоды, стебель проводит воду и питательные вещества к листьям, цветам и плодам).

- Для чего нужен цветок? (чтобы радоваться, любоваться им, привлекать насекомых, из них образуются плоды)

- Можно ли срывать цветы в лесу?

- Правильно! Ребята, о чем мы сегодня говорили?

 

4.3 Наблюдение за красным волком

Цель: расширять представления о диком животном занесенным в Красную книгу – Красный волк. Воспитывать заботливое отношение к животным.

Ход наблюдения:

Дети представьте, что мы попали в лес. В лесу человек гость, он должен соблюдать правила поведения, чтобы не нарушать жизнь леса и его обитателей.

Все мы привыкли к многообразию природы. И не задумываемся, что существуют растения, животные, птицы, которым грозит исчезновение, и, поэтому их занесли в специальную книгу.

В какую книгу заносят исчезающие растения, животных, птиц?

(ответы детей)

Сегодня мы познакомимся с животным занесенным в Красную книгу – Красным волком. Красный волк – это довольно крупный зверь. Посмотрите внимательно на его внешний вид.

На какого он похож? (ответы детей)

Какого цвета его шерсть? Длинная ли она? (ответы детей)

Правильно, в его облике сочетаются признаки волка, лисицы и шакала. У него густая, длинная шерсть, длинный пушистый хвост, сравнительно узкая морда, большие уши. Общий тон окраски рыжий.

Какого цвета ещё бывают волки? (ответы детей)

Какие части тела есть у волка? (ответы детей)

Как называются детеныши волков? (ответы детей)

Чем питаются волки? (ответы детей)

Кто из вас знает, какие звуки издают волки? (ответы детей)

С какими ещё животными из Красной книги Вы знакомы? (ответы детей)

Почему человеку нужно заботиться о редких животных? (ответы детей)

Человек должен стать настоящим другом всего живого на Земле.

И только тогда страниц в Красной книге станет, совсем мало и не будет так грустно осознавать, что самые большие катастрофы – дело рук самого человека.

4.4 Наблюдение за снежным барсом

Цели: познакомить со Снежным барсом и его средой обитания. Формировать положительное отношение к природе, воспитывать защитников природы, дать экологические знания, научить детей быть милосердными, любить и беречь природу.

Ход наблюдения:

Ребята, что у меня в руках? (Красная книга)

Почему Книга называется красной?

Правильно, каких животных вы еще знаете из Красной книги, за кем мы уже наблюдали на прогулке?

Сегодня Вам предлагаю отправиться в гости к замечательному животному, занесенному в красную книгу - Снежном барсе.

Снежного барса ещё называют ирбисом. Такое имя дали ему люди. Снежным назвали потому, что он любил купаться в снегу и прятаться в нём. А барсом его называли жители на своём языке из-за схожести с тигром.

Посмотрите на Снежного Барса, опишите его? (ответы детей)

Ирбис отличается тонким, длинным, гибким телом, относительно короткими лапами, небольшой головой и очень длинным хвостом. Достигая вместе с хвостом длины больше роста взрослого человека.

Какого цвета его окраска? (ответы детей)

Снежный барс шубу имеет богатую, пушистую, с длинным ворсом, плотную. Окраска меха светлая дымчато-серая с кольцеобразными и сплошными тёмными пятнами.

Где обитает Ирбис? (ответы детей)

Ирбис является характерным представителем фауны высоких скалистых гор. Среди крупных кошачьих ирбис является единственным постоянным обитателем высокогорий, часто встречается в снежной зоне, населяет альпийские луга, безлесные скалы, скалистые местности, каменистые россыпи, обрывистые.

Как Вы думаете чем питаются Барсы?

В дикой природе ирбисы в основном питаются копытными: сибирскими горными козлами, косулями, кабаргой, оленями, кабанами. Кроме того, время от времени они пытаются и нетипичными для их рациона мелкими животными, такими как сусликами.

Как вы думаете на страницу какого цвета занесены ирбисы? Почему?

Что надо делать, что бы снежные барсы не исчезли?

Ребята, а как вы думаете, а что мы с вами можем сделать для спасения снежных барсов (беречь природу, так как в природе все взаимосвязано)

Давайте с вами вспомним основные правила поведения в лесу.

Не разоряйте птичьего гнезда.

Не разоряйте муравейник.

Не забирайте из леса домой животных.

Не обижай лесных насекомых.

Не рви полевых цветов.

Не рви редкие цветы.

Не ловите бабочек и стрекоз.

Не шумите в лесу.

Не разжигайте в лесу огонь.

Не оставляйте мусор в лесу.

Не бейте стекло в лесу.

Не вырезайте надписи на деревьях.

Не вырывайте кустарники с корнем.

Не портите несъедобные грибы.

И тогда нам Земля скажет спасибо, и звери, и птицы, и насекомые, и растения перестанут исчезать.

4.5 Наблюдение за осетром

Цели: познакомить с рыбой Красноярского края занесенную в Красную книгу – Осетром. Формировать экологиескую культуру детей, прививать любовь к рыбам.

Ход наблюдения:

Ребята, сегодня мы отправимся в необычное путешествие - на водоём. А за кем мы будем наблюдать, узнаете, отгадав загадки:

В воде озорница

Играет, резвится,

Блестит чешуей:

Поплыли со мной!

Ответы детей: рыбы

Правильно, но это не просто рыбы, а очень редкие, которые занесены в красную книгу. С одной из них мы сегодня познакомимся – Осетром.

Посмотрите, как выглядит осетр? (ответы детей)

Что особенного есть у осетра? (ответы детей)

У осетра сильное тело, похожее на веретено, небольшой рот с четырьмя усиками. Спина осетра окрашена в серо-голубой или серо-пепельный цвет, бока — более светлые, а брюшко почти белое или слегка желтоватое.

Тело этой рыбы покрыто костными пластинками. Спинку прикрывают от десяти до тринадцати пластинок с загнутыми острыми краями. Бока прикрыты пластинами поменьше. Пластины защищают рыб от врагов.

Обычно осетры достигают в длину от одного до полутора метров, а весят они двадцать-тридцать килограммов. Но встречаются и осетры-великаны весом до ста пятидесяти килограммов и длиной около четырех метров.

- Какой формы тело у рыб? Почему? (ответы детей)

- Какие части тела есть у рыб? Чем покрыто их тело? (ответы детей)

- Для чего им нужны плавники и хвост? (ответы детей)

-Как рыбы дышат? (ответы детей)

Рыбы хорошо приспосабливаются к разным условиям. Благодаря этому они сумели заселить моря и океаны, реки и озёра, пруды и ручейки.

За кем мы с вами сегодня наблюдали? Что нового узнали? О ком говорили?

4.6 Наблюдение за щукой

Цели: познакомить с рыбой Красноярского края занесенную в Красную книгу – Щукой. Формировать экологиескую культуру детей.

Ход наблюдения:

Воспитатель загадывает загадки:

Жива в воде она,

Поймаешь, вытащишь ее –

Умрет она тогда.

Крылья есть, да не летает,

Глаза есть, да не мигает,

Ног нет, да не догонишь.

Блещет в речке чистой

Спинкой серебристой.

У родителей и деток

Вся одежда из монеток.

О ком эти загадки? (о рыбах).

Где живут рыбы? (в водоемах)

Какие водоемы Вы знаете? (ответы детей)

Ребята, а как вы думаете, нужно ли охранять водоёмы? Как может человек навредить рыбам?

Мы уже знаем, что некоторые виды рыб занесены в Красную книгу.

Сегодня мы отправимся на наш водоем и будем наблюдать за рыбой занесенной в Красную книгу – Щукой.

Посмотрите, как выглядит щука? (ответы детей)

У щук удлиненное стреловидное тело. Но вес может достигать до 35 кг, а длина тела - до 1,5 м. Продолжительность их жизни около 20 лет. Возраст рыбы узнают по чешуе. Она, растет всю жизнь, нарастая кольцами, летом широкими, а зимой - узкими. Во рту у щук много зубов. Они неоднократно меняются в течение жизни. Окраска изменчивая, зависит от окружения: в зависимости от характера и степени развития растительности может быть серо-зеленоватая, серо-желтоватая, серо-бурая, спина темнее, бока с крупными бурыми или оливковыми пятнами, которые образуют поперечные

полосы. Непарные плавники желтовато-серые, бурые с тёмными

пятнами; парные — оранжевые.

Чем питается щука? (ответы детей)

Правильно, щука питается рыбами, икрой или мальками. Но, как правило, щука выбирает больных, раненых рыбок. Потому и зовут щуку санитаром реки.

Как люди должны заботиться о рыбах, чтобы им было хорошо, чтобы у них появились детёныши? (ответы детей)

Смогут ли они выжить, если вода в морях и реках будет грязной? (ответы детей)

Где можно рыбачить? (ответы детей)

Что нового Вы сегодня узнали? За кем мы с Вами наблюдали? Что Вы запомнили о щуки?

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×