Статья Методический конструктор урока. Автор: Матвеева Светлана Викторовна

Автор: Матвеева Светлана Викторовна
Начав работать по новым стандартам,  многие учителя осознают проблемы и затруднения  в освоении современных образовательных технологий. Наибольшую сложность представляет конструирование урока,  нацеленного на новые образовательные результаты.     

С Конструктором разнообразные уроки можно готовить довольно быстро. Конструктор  повышает эффективность проектирования урока учителем. Педагогический конструктор урока в руках каждого учителя будет «дышать» по-своему и изменяться, как живое существо. Если какие-то приемы окажутся ненужными – их можно просто исключить из таблицы. А возможно, появятся свои, фирменные. У каждого учителя может быть свой конструктор.  Предлагаю  его форму и  некоторые  методические приемы.

       Опыт применения данной техники представляет элемент новизны в совершенствовании современного урока и существенно обогащает методическую копилку учителя.

Надеюсь, что предложенная методическая продукция будет  полезна  

в работе по реализации новых ФГОС.


Автор: Матвеева Светлана Викторовна
background image

 

 

 

 

Методическое пособие 

«МЕТОДИЧЕСКИЙ 

КОНСТРУКТОР    

КАК  ЭФФЕКТИВНЫЙ 

ИНСТРУМЕНТ 

ПРОЕКТИРОВАНИЯ 

УРОКА» 

 

Составитель: Матвеева Светлана Викторовна, 

учитель начальных классов  

МБОУ «Шпалозаводская СОШ» 

Республики Бурятия, Заиграевского района,  

с. Новоильинск. 

 

background image

 

 

Уважаемые коллеги! 

Начав работать по новым стандартам,  многие учителя осознают пробле-

мы  и  затруднения    в  освоении  современных  образовательных  технологий. 

Наибольшую сложность представляет конструирование урока,  нацеленного 

на новые образовательные результаты.       

С  Конструктором  разнообразные  уроки  можно  готовить  довольно 

быстро.  Конструктор    повышает  эффективность  проектирования  урока 

учителем. Педагогический конструктор урока в руках каждого учителя бу-

дет «дышать» по-своему и изменяться, как живое существо. Если какие-то 

приемы окажутся ненужными – их можно просто исключить из таблицы. А 

возможно,  появятся  свои,  фирменные.  У  каждого  учителя  может  быть 

свой конструктор.  Предлагаю  форму и  некоторые  методические приемы. 

 

Опыт  применения  данной  техники  представляет  элемент  новизны  в 

совершенствовании современного урока и существенно обогащает методи-

ческую копилку учителя.  

Надеюсь, что предложенная методическая продукция будет  полезна   

в работе по реализации новых ФГОС. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

background image

 

Единственный путь, ведущий к знанию, - это деятельность…

 

 Бернард Шоу 

 

Новые  социальные  запросы,  отраженные  в  ФГОС,  определяют  цели 

образования  как  общекультурное,  личностное  и  познавательное  развитие 

учащихся, обеспечивающие такую ключевую компетенцию образования, как 

«научить учиться».  Учитель – это мастер и виртуоз. Ни для кого не является 

секретом, что все мы  учителя изо дня в день, из урока в урок кропотливо со-

бираем  «золотые крупинки»: интересные находки, удачные методы, приемы, 

затем их храним, формируем картотеки, складываем в копилки,  структури-

руем как 

части!  

  Ведь одно из главных условий успешного обучения –  

способность учителя постоянно совершенствовать современный урок,  

находить новые подходы, приемы обучения учащихся, позволяющие  

повышать познавательный интерес к изучаемому предмету, повышать  

качество  знаний.    Сегодня  я  расскажу  о  том,  какими  секретами  -  приемами 

пользуюсь я и почему. 

Школьный урок сегодня: 

 

Деятельностный способ познания мира; 

 

Коллективно-распределённая деятельность; 

 

Диалогические формы общения; 

 

Обучение в сотрудничестве; 

 

Субъектно-субъектные отношения. 

Алгоритм конструирования  урока в рамках  

системно-деятельностного подхода 

1

Представить урок в виде логически законченных модулей с четко опреде-

ленной целью и планируемым результатом. 

2. Исходя из тематики урока, цели модуля,  с учетом возрастных психологи-

ческих  особенностей  развития  детей,  выбрать  педагогический  прием  или 

технику из банка приемов.  Для подготовки учебных задач на основе  

материала учебника может быть использован конструктор ситуационных  

задач Илюшина. 

background image

 

3.  Проанализировать  полученный  сценарий  урока  с  точки  зрения  системно-

деятельностного  подхода.  Рассмотреть  выбранные  приемы  или  техники  на 

предмет использования ИКТ для их реализации. 

4.  Оценить  КПД  урока,  опираясь  на  принцип  идеальности:  максимальный 

эффект  учебной  деятельности  учащихся   при  минимальной  деятельности 

учителя. 

Педагогическая техника «Конструктор урока» представляет  элемент  

новизны в 

совершенствовании современного урока. 

МЕТОДИЧЕСКИЙ 

 

 

 

КОНСТРУКТОР 

 

УРОКА 

–  

ЭФФЕКТИВНАЯ   ТЕХНОЛОГИЯ  УПРАВЛЕНИЯ. 

 

Значительно возрастает многообразие уроков. 

 

Происходит систематизация известных и используемых в работе мето-

дических  приемов,  которые  без  конструктора  трудно  удержать                        

в голове. 

 

При подготовке к урокам уделяется большее внимание на организацию 

начала и конца урока, на подачу домашнего задания. 

 

Возрастает творческий потенциал учителя. 

 

Разнообразные  уроки  повышают  интерес  учащихся  к  предмету,  что, 

несомненно, сказывается на качестве обучения. 

 

При  использовании  конструктора  значительно  снижается  время                              

на подготовку уроков. 

Особенности «Конструктора урока» 

 

Универсальность 

 

Соответствие логике учебного занятия 

 

Простота и удобство использования 

 

Открытая система 

background image

 

Этапы учебно-
го занятия  

1  

2  

3  

4  

5  

6  

7  

8  

Актуализация 
знаний  

«Да-нетка»  

Игра в случай-

ность  

Базовый 

лист контро-

ля  

Обсужда-

ем д/з  

ЗХУ  

Древо предсказа-

ний  

Верители 

вы?  

Корзина идей  

Постановка 
учебной задачи  

Привлекатель-

ная цель  

Удивляй  

ЗХУ  

Обсужда-

ем д/з  

ПМИ  

Ключевые слова  

Конструк-
тор задача 

Илюшина  

Мозаика  

проблем  

Решение учеб-
ной задачи  

Чтения с 

 остановками  

ИНСЕРТ  

FISHBONE  

Мозговой 

штурм  

IDEAL  

Зигзаг  

«Мудрые 

совы»  

Продвинутая 

лекция  

Закрепление, 
тренировка, 
отработка спо-
соба деятель-
ности  

Своя опора  

Повторяем с кон-

тролем  

Повторяем с 

расширени-

ем  

Кластер  

Перекрест-

ная дискус-

сия  

Кольца Венна  

«Толстые» и 

«тонкие во-

просы»  

Таблицы: свод-

ная, концепту-

альная, синтез, 

ТАСК  

Повторение и 
систематиза-
ция изученного  

Денотатный 

граф  

Деловая игра 

«Компетент-

ность»  

Деловая 

 игра «Точка 

зрения»  

Деловая 

игра 

«НИЛ»  

Бортовой 

журнал  

Суммирование в 

парах  

Что? Где? 

Когда?  

Письмо 

 по кругу  

Контроль  

«Светофор»  

Опрос по цепочке   Тихий опрос  

Блиц-

контроль  

Взаимоопрос  

Программируе-

мый опрос  

Пресс-

конферен-

ция  

Щадящий  

опрос  

Домашнее  
задание  

Задание  

массивом  

Необычная  

обычность  

Особое  

задание  

Идеальное 

задание  

Эссе  

Три уровня Д/З  

Защитный 

лист  

Творчество 

 работает на 

будущее  

background image

 

Рефлексия 
учебной дея-
тельности  

Синквейн  

Выбираем роль   Кубик Блума  

Шесть 

шляп 

мышления  

Лесенка  

Оценочное окно  

   

   

 

Варианты  конструкторов  урока 

 

Универсальный конструктор урока  

 

Конструктор уроков, построенных в определённой технологии («Развитие творческого мышления» РТМ) 

 

Конструктор УУД  

 

Конструктор уроков в системе  развивающего обучения  

 

Индивидуальный конструктор урока конкретного учителя  

background image

 

Конструктор уроков  «Развитие творческого мышления» 

Этапы урока

 

 

1

 

 

2

 

 

3

 

 

4

 

 

5

 

 

6

 

 

7

 

 

8

 

 

9

 

 

Разминка

 

 

Что общего?

 

 

Фараонская 
считалка

 

 

Плюс - минус

 

 

Хорошо-
плохо

 

 

Галава-рамана

 

 

Если вдруг на 
Земле....

 

 

Если бы у  
меня была...

 

 

За 1 минуту

 

 

На что  
похоже

 

 

Почитаем

 

 

Р. Сеф 
 "Сахар"

 

 

Р. Сэф "О том, 
почему все за-
плакали"

 

 

А. Тихоненко

 

 

"Горе"

 

 

В. Лунин 
"Кто с чем 
дружит»

 

 

В Кудрявцева 
"Самоходная 
корзина"

 

 

В. Лунин "Даю 
вам слово"

 

 

Н. Кордо 
"Картошка"

 

 

Элеонора 
Фарджен 
"Маленький 
дом"

 

 

И. Токмакова 
"Голубая 
страна"

 

 

Порисуем

 

 

Как украсить 
торт

 

 

Нарисуй  
рисунок одной 
буквой

 

 

Дорисуй

 

 

На что  
Похожи 
 облака

 

 

Преобрази жи-
вотное

 

 

Нарисуй лица: 
грустное, ве-
селое, счаст-
ливое...

 

 

Оживи овалы

 

 

Нарисуй, от-
чего тебе ве-
село

 

 

Нарисуй, что 
может делать 
буква Б (и др.)

 

 

Поиграем

 

 

Слово за 
 слово

 

 

Прочитай выра-
зительно

 

 

Сказки  
наизнанку

 

 

Все с одной 
буквы

 

 

Только весе-
лые слова

 

 

Автобиогра

 

 

фия

 

 

Только  
круглые слова

 

 

Рисунок-
ассоция

 

 

Расшифруй

 

 

 

 

 

background image

 

Конструктор УУД 

Название УУД

  

Приемы

  

Личностные  
УД и его виды  

Удивляй  

Метод 360  

Идеальное  
Д/З  

Лингвистическая  
карта  

Панель   Два кольца   Остановка  

Регулятивные  
УД и его виды  

Листы само-
контроля и 
самооценки  

Отсроченная  
загадка  

Рефлексивное  
сочинение  

Карточка-  
ловушка  

Вопрос-  
ответ  

Оценочное  
окно  

Идеальный  
план  

Познавательные  

 УД и его виды  

Тетрадь  
открытий  

Лингвистическая  
сказка  

Лови ошибку   Поисковое  

чтение  

Карусель  МШ  

Моделирование  

Коммуникативные  
УД и его виды  

Учебный  
диалог  

Учебная  
дискуссия  

6 шляп  
  мышления  

Аргумент  

Если бы   Конструктор  

вопросов  

Таймер  

 

 

background image

 

Модули урока  

Приемы и техники, которые можно использовать 

для достижения поставленных целей  

 1. Начало урока  

1.

 

Нестандартный вход в урок.  

2.

 

Отсроченная отгадка.  

3.

 

Ассоциативный ряд.  

4.

 

Удивляй!  

5.

 

Фантастическая добавка.  

6.

 

Необъявленная тема.  

7.

 

Поздоровайся локтями  

8.

 

«Да-нет»  по сюжетам сказок  

2. Актуализация знаний 
 
Наиболее эффективными спо-
собами могут стать приемы и 
техники ТРИЗ и ТРКМ. 

1.

 

Цепочка признаков      

2.

 

 Я беру тебя с собой. 

3.

 

 Да - нет.       

4.

 

 Шаг за шагом.      

5.

 

 До-после. 

6.

 

Жокей и лошадь.  

7.

 

Толстый и тонкий вопрос. 

8.

 

Вопросительные слова. 

9.

 

Согласен - не согласен.  

10.

 

Игровая цель.  

11.

 

Корзина идей, понятий, имен.  

12.

 

Развивающий канон.  

13.

 

Ложная альтернатива.  

 
3. Изучение нового материала  

1.

 

Пинг-понг «Имя – Значение».  

2.

 

Лови ошибку.  

3.

 

Инсерт  

4.

 

Послушать-сговориться-обсудить  

5.

 

ЗХУ  

6.

 

Хорошо -плохо.  

7.

 

Связи  

8.

 

Зигзаг 

9.

 

Стратегия «ИДЕАЛ».  

10.

 

Своя опора.  

11.

 

Целое—часть. Часть—целое.  

12.

 

Изобретательская задача  

13.

 

Конструктор ТРИЗ «Событие»  

14.

 

Конструктор ТРИЗ «Совмещение про-
тивоположностей»  

background image

 

 
 4. Обсуждение и решение 
проблем  
В большинстве случаев поиск 
решения проблемы происходит 
на этапе изучения  нового ма-
териала. Однако умению ре-
шать проблемы необходимо 
учить, и не всегда это уместно 
и эффективно в том, случае, 
когда не хватает знаний. Пред-
ставляется возможным отво-
дить время на уроке для фор-
мирования умения решать 
проблемы и планировать свои 
действия по реализации наме-
ченного плана. 

1.

 

Стратегия «ИДЕАЛ».  

2.

 

Стратегия «Фишбоун».  

3.

 

Силовой анализ.  

4.

 

Генераторы-критики. 

5.

 

Диаграмма Венна. 

6.

 

Обратный мозговой штурм.  
 

5 . Решение учебных задач  
 
На данном этапе было бы эф-
фективно решать  не только те 
задачи, которые разработаны 
авторами учебников. Поэтому, 
учитель может использовать 
алгоритм  разработки  изобре-
тательской  или ситуационной 
задач с целью наполнения со-
держания урока заданиями,  
соответствующими требовани-
ям  системно-деятельностного 
подхода. А так же можно ис-
пользовать иные педагогиче-
ские приемы по организации 
самостоятельной деятельности 
учащихся. 

1.

 

Морфологический ящик. 

2.

 

Создай паспорт. 

3.

 

Ситуационные задачи. 

4.

 

Изобретательские задачи.  
 

background image

 

6. Контроль знаний, обратная 
связь  
Контроль знаний можно осу-
ществлять как традиционной 
форме—контрольная работа, 
зачет, письменный опрос, дик-
тант, сочинение, тестирование; 
так и с использованием страте-
гий ТРИЗ, формирующего 
оценивания.  
Наибольший эффект на дан-
ном этапе можно получить: 

• 

если предложить уча-
щимся на выбор не-
сколько заданий разного 
уровня;  

• 

если использовать не-
традиционные формы 
проведения контроля;  

• 

если включить в прове-
рочную работу задания, 
которые обозначат гра-
ницы применения 
имеющихся знаний, 
приоткроют  новые воз-
можности и неизвестные 
пока знания. 

 

1.

 

 Метод интеллект-карт.  

2.

 

Жокей и лошадь.  

3.

 

Цепочка признаков.  

4.

 

Диаграмма Венна.  

5.

 

Рюкзак  

 

. Формирование умения зада-
вать вопросы  
Умение задавать вопросы яв-
ляется одним из необходимых 
в жизни  каждого человека. 
Учиться задавать вопросы 
можно на разных этапах урока. 
Главное, раскрыть учащимся 
многообразие видов вопросов 
и способов формулирования. С 
этой целью можно использо-
вать как «Ромашку вопросов 
«Блума», так и авторские педа-
гогические приемы.  
 

1.

 

Хочу спросить.  

2.

 

Толстый и тонкий вопрос.  

3.

 

Вопросительные слова. 

4.

 

Вопрос  к тексту. 

5.

 

Ромашка Блума.  

 

background image

 

8. Рефлексия  
При организации рефлексии 
важно помнить, что приемы 
следует разнообразить, каж-
дому приему свое место в 
предмете и теме урока, реф-
лексия проводится не для учи-
теля, не для логического за-
вершения урока, а для учени-
ка.  
 

1.

 

Телеграмма».  

2.

 

Цветные  поля.  

3.

 

Мысли во времени.  

4.

 

Шесть шляп.  

5.

 

Синквей. 

6.

 

Райтинг.  

7.

 

Хайку.  

8.

 

Диаманта.  

9.

 

До -после.  

10.

 

ЗХУ  

11.

 

Сообщи свое Я.  

12.

 

Рюкзак.  

 

 

Прием  “Нестандартный вход в урок” 

Универсальный прием ТРИЗ, направленный на включение учащихся в актив-

ную мыследеятельность с первых минут урока. Учитель начинает урок с про-

тиворечивого  факта,  который  трудно  объяснить  на  основе  имеющихся  зна-

ний. 

Приём "Ассоциативный ряд"  

К  теме  или  конкретному  понятию  урока  нужно  выписать  в  столбик  слова-

ассоциации. Выход будет следующим:  

Если ряд получился сравнительно правильным и достаточным, дать задание 

составить определение, используя записанные слова; затем выслушать, срав-

нить со словарным вариантом, можно добавить новые слова в ассоциативный 

ряд;  

Оставить  запись  на  доске,  объяснить  новую  тему,  в  конце  урока  вернуться, 

что-либо добавить или стереть. 

 

Приём  “Отсроченная отгадка” 

Универсальный  приём  ТРИЗ,  направленный  на  активизацию  мыслительной 

деятельности учащихся на уроке.  

Формирует:  

• 

умение анализировать и сопоставлять факты;  

background image

 

• 

умение определять противоречие;  

• 

умение находить решение имеющимися ресурсами.  

1 вариант приема. 

В начале урока учитель дает загадку (удивительный факт), 

отгадка к которой (ключик для понимания) будет открыта на уроке при рабо-

те над новым материалом.  

2  вариант  приема. 

Загадку  (удивительный  факт)  дать  в  конце  урока,  чтобы 

начать с нее следующее занятие. 

 

Приём  “Удивляй!”

 

Описание: универсальный приём, направленный на активизацию мыслитель-

ной деятельности и привлечение интереса к теме урока.  

Формирует: 

 

 

умение анализировать;  

 

умение выделять и формулировать противоречие.  

Учитель  находит  такой  угол  зрения,  при  котором  даже  хорошо  известные 

факты становятся загадкой.  

 

Приём  “Фантастическая добавка”

 

Универсальный приём, направленный на привлечение интереса к теме урока.  

Прием предусматривает перенос учебной ситуации в необычные условия или 

среду.  

Можно перенестись на фантастическую планету; изменить значение какого-

то параметра, который обычно остается неизменным; придумать фантастиче-

ское  животное  или  растение;  перенести  литературного  героя  в  современное 

время; рассмотреть привычную ситуацию с необычной точки зрения.  

 

Приём “Необъявленная тема”

 

Универсальный  приём  ТРИЗ,  направленный  создание  внешней  мотивации 

изучения темы урока.  

background image

 

Данный прием позволяет привлечь интерес учащихся к изучению новой те-

мы, не блокируя восприятия непонятными терминами.  

 

Метод «Поздоровайся локтями»

 

Цель – Встреча друг с другом, приветствие, знакомство 

Численность – весь класс. 

Время – 10 минут 

Подготовка: Следует отставить в сторону стулья и столы, чтобы ученики 

могли свободно ходить по помещению. 

Проведение: 

Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться 

на первый-второй-третий и сделать следующее: 

• Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти бы-

ли направлены в разные стороны;  

• Каждый «номер второй» упирается руками в бедра так, чтобы локти также 

были направлены вправо и влево;  

• Каждый «номер третий» нагибается вперед, кладет ладони на колени и вы-

ставляет локти в стороны. 

Учитель говорит обучающимся, что на выполнение задания им дается только 

пять минут. За это время они должны поздороваться с как можно большим 

числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись,  друг друга 

локтями. 

Через пять минут ученики собираются в три группы так, чтобы вместе оказа-

лись соответственно первые, вторые и третьи номера. После этого они при-

ветствуют друг друга внутри своей группы. 

Примечание

: Эта смешная игра позволяет весело начать урок, размяться пе-

ред более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта 

между учениками. 

 

ЗАДАЧИ ДЛЯ ИГРЫ "ДА-НЕТ" ПО СЮЖЕТАМ СКАЗОК

 

background image

 

Он был добрым, поэтому имел много друзей. 

(Э.Успенский "Крокодил Гена и его друзья")

  

(Г.Х.Андерсен "Дюймовочка")

  

Была скользкой и противной, стала самой любимой. 

Либо вариант: 

Он её освободил, потому что полюбил. 

("Царевна - лягушка" - русская народная сказка)

  

Его считали самым глупым, 

Либо вариант: 

Он оказался всех умней. 

(Иванушка - Дурачок)

  

Оно загорелось из-за чьей - то глупости. 

(К.Чуковский "Путаница")

  

Он пострадал от её безответственности. 

("Гуси-лебеди" - русская народная сказка)

  

Они пострадали из-за того, что в доме не было кота. 

("Курочка Ряба" - русская народная сказка)

  

 

Приём  “Цепочка признаков“

 

Универсальный  приём  ТРИЗ,  направленный  на  актуализацию  знаний  уча-

щихся о признаках тех объектов, которые включаются в работу.  

Формирует: 

 

• 

умение описывать объект через имена и значения признаков;  

• 

умение определять по заданным частям модели скрытые части;  

• 

умение составлять внутренний план действий.  

1-й ученик называет объект и его признак («у белки – падеж»);  

2-й называет  другой  объект  с  тем же  значением  указанного  признака и  дру-

гой признак («у него – часть речи»);  

background image

 

3-й  называет  свой  объект  по  аналогичному  признаку  и  новый  признак  («я  – 

количество  слогов»)  и  т.  п.,  до  тех  пор,  пока  находится  кто-то,  способный 

продолжить цепочку.  

 

Приём “Да-нет”.

 

Универсальный  приём  технологии  ТРИЗ:  способен  увлечь  и  маленьких,  и 

взрослых; 

ставит 

учащихся 

в 

активную 

позицию.  

Формирует 

следующие универсальные учебные действия:  

• 

 умение связывать разрозненные факты в единую картину;  

• 

 умение систематизировать уже имеющуюся информацию;  

• 

 умение слушать и слышать друг друга.  

Учитель  загадывает  нечто  (число,  предмет,  литературного  героя,  историче-

ское лицо и др.). Учащиеся пытаются найти ответ, задавая вопросы, на кото-

рые учитель может ответить только словами: "да", "нет", "и да и нет".  

 

Приём  “Я беру тебя с собой»

 

Универсальный  приём  ТРИЗ,  направленный  на  актуализацию  знаний  уча-

щихся, способствующий накоплению информации о признаках объектов.  

Формирует: 

 

• 

умение объединять объекты по общему значению признака;  

• 

умение  определять  имя  признака,  по  которому  объекты  имеют  общее 

значение;  

• 

умение сопоставлять, сравнивать большое количество объектов;  

• 

умение составлять целостный образ объекта из отдельных его призна-

ков.  

Педагог загадывает признак, по которому собирается множество объектов и 

называет первый объект. Ученики пытаются угадать этот признак и по оче-

реди называют объекты, обладающие, по их мнению, тем же значением при-

знака. Учитель отвечает, берет он этот объект или нет. Игра продолжается до 

background image

 

тех пор, пока кто-то из детей не определит, по какому признаку собирается 

множество. Можно использовать в качестве разминки на уроках.  

 

Приём “Шаг за шагом”.

 

П

риём интерактивного обучения. Используется для активизации полученных 

ранее знаний. Автор - Е.Д.Тимашева (г.Люберцы).  

Ученики, шагая к доске, на каждый шаг называют термин, понятие, явление 

и т.д. из изученного ранее материала.  

Пример.

 На уроке биологии. Ученики шагают к доске. И каждый шаг сопро-

вождают названием  орфограммы, слова по теме «Семья» и так далее.  

Источник:

  электронное  периодическое  издание  «Эффективные  образова-

тельные технологии». Выпуск 1. 2008 г. Главный редактор, д.п.н. профессор 

Гузеев В.В 

Дистанционные технологии и обучение

 

  

Приём  «Жокей и лошадь»

 

Приём  интерактивного  обучения.  Форма  коллективного  обучения.  Автор  - 

А.Каменский. Класс делится на две группы: «жокеев» и «лошадей». Первые 

получают карточки с вопросами, вторые – с правильными ответами. Каждый 

«жокей»  должен  найти  свою  «лошадь».  Эта  игрушка  применима  даже  на 

уроках  изучения  нового  материала.  Самая  неприятная  её  черта  –  необходи-

мость всему коллективу  учащихся одновременно ходить по классу, это тре-

бует определённой сформированности культуры поведения.  

 

Приём “Игровая цель”

 

Универсальный  приём-игра,  направленный  на  активизацию  мыслительной 

деятельности  учащихся  на  уроке.  Позволяет  включить  в  игровую  оболочку 

большое число однообразных примеров или заданий.  

Формирует: 

 

• 

учебные умения;  

• 

умение работать в команде;  

background image

 

• 

умение слушать и слышать друг друга.  

Предлагается в игровой форме команде или группе учащихся выполнить ряд 

однотипных заданий на скорость и правильность.  

 

Приём  “Корзина идей, понятий, имен”

 

Это  прием  организации  индивидуальной  и  групповой  работы  учащихся  на 

начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и 

знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсу-

ждаемой теме урока. На доске можно нарисовать значок корзины, в которой 

условно  будет  собрано  все  то,  что  все  ученики  вместе  знают  об  изучаемой 

теме.  

Пример.

  Многие  уроки  изучения  нового  материала  начинаются  с  приема 

«Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основ-

ные идеи предстоящего урока. Например, на уроке изучения «Линейного ал-

горитма» можно предложить учащимся высказать, как они думают какой ал-

горитм  можно  назвать  линейным,  привести  примеры.  На  уроке  изучения 

«Цикла»  предложить  предположить,  что  такое  цикл,  какие  примеры  цикли-

ческих действий они могут привести.  

 

Приём “Развивающий канон”

 

Описание:

 Прием на развитие логического мышления. Даны три слова, пер-

вые два находятся в определенных отношениях. Найди четвертое слово, что-

бы оно с третьим было в таких же отношениях.  

Пример.

  

Слагаемое – сумма = множители - ?  

Круг – окружность = шар -?  

Береза – дерево = стихотворение - ?  

Песня – композитор = самолет - ? Прямоугольник – плоскость = куб - ?  

 

Приём  «До-После» 

 

background image

 

Описание:

  прием  из  технологии  развития  критического  мышления.  Он  мо-

жет быть использован на 1 этапе урока, как прием, актуализирующий знания 

учащихся. А также на этапе рефлексии.  

Формирует: 

 

• 

умение прогнозировать события;  

• 

умение соотносить известные и неизвестные факты;  

• 

умение выражать свои мысли;  

• 

умение сравнивать и делать вывод.  

В таблице из двух столбцов заполянется часть "До", в которой учащийся за-

писывает свои предположения о теме урока, о решении задачи, может запи-

сать гипотезу.  

Часть "После" заполняется в конце урока, когда изучен новый материал, про-

веден эксперимент, прочитан текст и т.д.  

Далее ученик сравнивает содержание "До" и "После" и делает вывод.  

 

Вы спросите – я отвечу

 

Вы спросите: «Кто автор?». Я отвечу: «Бывает народной и авторской». 

Вы спросите: «Какой она бывает?». Я отвечу: «Волшебной, бытовой и о жи-

вотных». 

Вы спросите: «Какие выразительные средства в ней используются?». Я отве-

чу: «Повторы, сравнения, эпитеты, метафоры, гиперболы, олицетворения». 

Вы спросите: «Кто могут быть её героями?». Я отвечу: «Люди, звери, расте-

ния и даже обыкновенные предметы». 

Что это? 

Это сказка. 

 

Приём “Ложная альтернатива”

 

Универсальный прием ТРИЗ. Внимание слушателя уводится в сторону с по-

мощью  альтернативы  "или-или",  совершенно  произвольно  выраженной.  Ни 

один из предлагаемых ответов не является верным.  

background image

 

Пример.

  

Учитель предлагает вразброс обычные загадки и лжезагадки, дети должны их 

угадывать и указывать их тип. Например:  

Сколько будет 8 и 4: 11 или 12 ?  

Что растет не березе - яблоки или груши?  

Слово "часы" - пишется как "чесы" или "чисы"?  

Кто быстрее плавает - утенок или цыпленок?  

Столица России - Москва или Минск?  

Какие звери живут в Африке - мамонты или динозавры?  

Сколько в минуте секунд - 10 или 100? 

 

Стратегия “Вопросительные слова”.

  

Универсальный прием ТРКМ, направленный на формирование умения зада-

вать  вопросы,  а  также  может  быть  использован  для  актуализации  знаний 

учащихся по пройденной теме урока. 

Учащимся предлагается таблица вопросов и терминов по изученной теме или 

новой  теме  урока.  Необходимо  составить  как  можно  больше  вопросов,  ис-

пользуя вопросительные слова и термины из двух столбцов таблицы. 

 

Приём  «Согласен – Не согласен» 

 

Универсальный  прием,  способствующий  актуализации  знаний  учащихся  и 

активизации  мыслительной  деятельности.  Данный  прием  дает  возможность 

быстро  включить  детей  в  мыслительную  деятельность  и  логично  перейти  к 

изучению темы урока.  

 

Формирует: 

 

• 

умение оценивать ситуацию или факты;  

• 

умение анализировать информацию;  

• 

умение отражать свое мнение.  

background image

 

Детям предлагается выразить свое отношение к ряду утверждений по прави-

лу: согласен – «+», не согласен – «-».  

Пример.

  

При  изучении  темы  «Мультимедийная  презентация»,  можно  предложить 

следующие высказывания:  

1. Презентация состоит только из текста и картинок.  

2. Дизайн оформления должен быть разным на каждом слайде.  

3. Чем больше текста, тем лучше.  

4. Лучше, если смена слайдов проводится по щелчку, а не автоматически.  

5. Чем меньше анимационных эффектов, тем лучше.  

6. Презентация может носить обучающий характер.  

Полученные  результаты  дети  не  оглашают,  учитель  только  проговаривает 

«идеальный» вариант ответов и просит соотнести его с тем, что получилось у 

каждого из учащихся.  

Приём «Толстый и тонкий вопрос»

 

Это прием из технологии развития критического мышления используется для 

организации взаимоопроса.  

Стратегия позволяет формировать: 

 

• 

умение формулировать вопросы;  

• 

умение соотносить понятия.  

Тонкий вопрос предполагает однозначный краткий ответ.  

Толстый вопрос предполагает ответ развернутый.  

После  изучения  темы  учащимся  предлагается  сформулировать  по  три  «тон-

ких» и три «толстых» вопроса», связанных с пройденным материалом. Затем 

они  опрашивают  друг  друга,  используя  таблицы  «толстых»  и  «тонких»  во-

просов.  

Приём “Целое-часть. Часть-целое”

 

 Прием на развитие логического мышления. По первой паре слов вам следует 

определить,  какое  правило  имеет  здесь  место:  целое-часть  или  часть-целое. 

background image

 

Для слова второй пары нужно из предложенных вариантов указать тот, кото-

рый соответствует найденному правилу  

Пример.

  

1. Автомобиль - колесо;  

ружье -  

а) стрелять б) курок в) оружие  

 

Приём  “Зигзаг” 

 

Данную  стратегию  уместно  использовать  для  развития  у  школьников  сле-

дующих умений:  

• анализировать текст совместно с другими людьми;  

• вести исследовательскую работу в группе; 

 • доступно передавать информацию другому человеку;  

•  самостоятельно  определять  направление  в  изучении  какого-то  предмета  с 

учетом интересов группы.  

Пример.

  

Прием используется для изучения и систематизации большого по объему ма-

териала.  Для  этого  предстоит  сначала  разбить  текст  на  смысловые  отрывки 

для взаимообучения. Количество отрывков должно совпадать с количеством 

членов  групп.  Например,  если  текст  разбит  на  5  смысловых  отрывков,  то  в 

группах (назовем их условно рабочими) - 5 человек.  

 

Приём "Инсерт".

 

Приём  технологии  развития  критического  мышления.  Используется  для 

формирования  такого  универсального  учебного  действия  как  умение  систе-

матизировать и анализировать информацию. Авторы приёма - Воган и Эстес.  

"Инсерт" - это:  

I

 - interactive - 

самоактивизирующая

  

N

 - noting  

S

 - system - 

системная разметка

  

background image

 

E

 - effective - для 

эффективного

  

R

 - reading - 

чтения

  

T

 - thinking - и 

размышления

  

Приём используется в три этапа:  

В процессе чтения учащиеся маркируют текст значками (" 

V

 " - уже знал; " 

+

 

" - новое; " 

-

 " - думал иначе; " 

?

 " - не понял, есть вопросы);  

Затем  заполняют  таблицу,  количество  граф  которой  соответствует  числу 

значков маркировки;  

Обсуждают записи, внесённые в таблицу.  

Таким  образом,  обеспечивается  вдумчивое,  внимательное  чтение,  делается 

зримым процесс накопления информации, путь от старого знания к новому.  

Источник:

 

Информационный банк современного учителя

  

 

Приём  “Хорошо-плохо”

 

Описание:

 универсальный приём ТРИЗ, направленный на активизацию мыс-

лительной деятельности учащихся на уроке, формирующий представление о 

том, как устроено противоречие.  

Формирует: 

 

• 

умение  находить  положительные  и  отрицательные  стороны  в  любом 

объекте, ситуации;  

• 

умение  разрешать  противоречия  (убирать  «минусы»,  сохраняя  «плю-

сы»);  

• 

умение  оценивать  объект,  ситуацию  с  разных  позиций,  учитывая  раз-

ные роли.  

Вариант 1

  

Учитель  задает объект  или  ситуацию. Учащиеся  (группы)  по очереди  назы-

вают «плюсы» и «минусы». Вариант 2  

Учитель задает объект (ситуацию). Ученик описывает ситуацию, для которой 

это полезно. Следующий ученик ищет, чем вредна эта последняя ситуация и 

т. д.  

background image

 

Вариант 3

  

Ученики  делятся  на  продавцов  и  покупателей.  И  те  и  другие  представляют 

каких-то известных персонажей. Дальше играют по схеме. Только «плюсы» 

ищут с позиции персонажа – продавца, а «минусы» – с позиции персонажа – 

покупателя.  

Вариант 4

  

Ученики делятся на три группы: «прокуроры», «адвокаты», «судьи». Первые 

обвиняют (ищут минусы), вторые защищают (ищут плюсы), третьи пытаются 

разрешить противоречие (оставить «плюс» и убрать «минус»).  

 

Приём  “Своя опора“ 

 

Универсальный  приём,  сворачивающий  информацию.  Автор  приема  препо-

даватель и разработчик ТРИЗ-методик из Ростова-на-Дону Сергей Сычев.  

Формирует: 

 

• 

умение выделять главную мысль;  

• 

умение устанавливать связи между объектами;  

• 

умение представлять информацию в «свернутом виде».  

 

Стратегия “ИДЕАЛ”

 

Это стратегия технологии развития критического мышления.  

Стратегия позволяет формировать: 

 

• 

умения определять проблему;  

• 

умение находить и формулировать пути решения проблемы;  

• 

умение выбирать сильное решение.  

Пример.

  

И

нтересно в чем проблема? Необходимо сформулировать проблему. Лучше, 

если формулировка будет начинаться со слова  

Как

.  

Д

авайте найдем как можно больше решений данной проблемы. Предлагают-

ся все возможные способы и пути решения стоящей проблемы.  

background image

 

Е

сть ли хорошие решения? Выбираются из множества предложенных реше-

ний хорошие, эффективные.  

А

  теперь  выберем  единственное  решение.  Выбирается  самое  сильное  реше-

ние проблемы.  

Л

юбопытно, а как это будет выглядеть на практике? Планируется работа по 

претворению выбранного решения в жизнь.  

 

Приём  “Лови ошибку”

 

Универсальный приём, активизирующий внимание учащихся.  

Формирует: 

 

• 

умение анализировать информацию;  

• 

умение применять знания в нестандартной ситуации;  

• 

умение критически оценивать полученную информацию.  

Учитель предлагает учащимся информацию, содержащую неизвестное коли-

чество ошибок. Учащиеся ищут ошибку группой или индивидуально, спорят, 

совещаются.  Придя  к  определенному  мнению,  группа  выбирает  спикера. 

Спикер передает результаты учителю или оглашает задание и результат его 

решения перед всем классом. Чтобы обсуждение не затянулось, заранее оп-

ределите на него время.  

Пример.

  

Русский язык Учитель дает несколько грамматических (синтаксических или 

др.) правил. Одно или несколько из них — неверны. Найти и доказать оши-

бочность.  

Литература. История Ученики получают серию цитат со ссылкой на авторов. 

Определяют, в каком случае цитата не могла принадлежать данному автору. 

Доказывают свое мнение.  

Источник:

 Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. От-

крытость.  Деятельность.  Обратная  связь.  Идеальность.  -  М.:  Вита-

Пресс,2005.  

 

background image

 

Приём «Послушать – сговориться – обсудить»

.  

Приём интерактивного обучения. Данный приём способствует активному ус-

воению знаний, вовлекает в предметную работу учеников с любыми уровня-

ми подготовки. Автор - Е.Д.Розанова. Ученикам предлагается подумать и на-

писать 3 слова, относящихся к теме урока. Затем ребята должны показать их 

соседу по парте, после за 1,5 минуты из 6 слов отобрать необходимо 3 и ог-

ласить их классу.  

Пример.  На  уроке  иностранного  языка  при  изучении  темы  "Времена  года. 

Зима"  ученикам  предлагается  подумать  и  написать  3  слова,  относящихся  к 

зиме и только к ней. Затем показать соседу по парте, из 6 слов отбираются 3 

и  предлагаются  классу  через  1,5  минуты.  Работа с  этим  упражнением  зани-

мает около шести-семи минут. За это время каждое из слов «зимней» лексики 

повторяется вслух несколько раз, фактически затрагиваются вопросы слово-

образования, переносных значений слов. После того, как учитель напишет на 

доске  все  слова,  предложенные  парами,  начинается  отбор  трёх  слов  среди 

них. При этом с каждым словом в ходе дискуссии составляется предложение, 

к тому же обычно нетривиальное («Мороз – это температура ниже нуля, она 

может встречаться не только зимой, но и летом в холодильнике»). В этом на-

боре встречаются почти все модельные грамматические конструкции. Таким 

образом,  за  несколько  минут  проделана  работа,  на  которую  при  обычных 

подходах не хватит урока.  

 

Приём  Пинг-понг «Имя – Значение» 

 

Универсальный  приём  ТРИЗ,  направленный  на  актуализацию  знаний  уча-

щихся,  способствующий  накоплению  информации  о  признаках  объектов  и 

диапазонах их возможных значений.  

Формирует умения: 

 

• 

для заданного конкретного объекта выделять имена признаков;  

• 

определять значения признаков объекта по заданному имени признака.  

background image

 

Задается конкретный объект. Игроки первой команды называют имя призна-

ка,  игроки  второй  команды  отвечают  значением  признака.  На  следующем 

шаге роли меняются (2-я команда называет имена признаков, 1-я – значения 

признаков). Команда проигрывает, если не может назвать имя признака или 

ответить значением  

Фиксируя  наиболее  типичные  имена  признаков,  можно  собрать  копилку 

имен  признаков  и  на  ее  основании  строить  паспорта  объектов.  Игра  может 

использоваться в любом учебном предмете. Особенно  – для объектов, кото-

рые  требуется  описывать  по  определенному  плану  (части  речи,  природные 

зоны, живые организмы и т. д.).  

 

Приём «Связи» 

 

Универсальный  прием-игра  ТРИЗ,  предложен  мастером  ТРИЗ  Г.И.  Ивано-

вым.  Независимо  от  контекста  ТРИЗ  немного  в  другой  интерпретации  по-

добную  игру  предложила  преподаватель  Карельского  ИПК  Л.И.  Фрадкова 

(она разработала эту игру для занятий по экологии).  

Формирует: 

 

• 

умение находить связи между объектами в системе;  

• 

умение  устанавливать  связи  между  объектами,  находящимися  в  раз-

личных надсистемах путем построения цепочки связанных объектов;  

• 

умение устанавливать связи между любыми объектами.  

Учитель задает (или ученики выбирают) два объекта, на первый взгляд никак 

не связанные между собой (как вариант, объекты выбираются случайным об-

разом, например, с помощью кубика). Дети строят цепочку объектов и взаи-

модействий  между  ними  так,  чтобы  первое  взаимодействие  начиналось  от 

одного из исходных объектов, а последнее заканчивалось вторым объектом.  

Пример.

  

У:  Древние  мудрецы  говорили:  «Трогая  траву,  не  потревожь  звезду...».  Со-

гласны ли вы с этим утверждением, можете ли его объяснить... Действитель-

background image

 

но, в мире все связано со всем, и мы попробуем сейчас это доказать. Назови-

те два как можно более различных, далеких друг от друга, объекта.  

Д: Вулкан – тетрадь.  

У:  Принимается.  Наша  задача  построить  цепочку,  которая  показала бы,  как 

связаны эти два объекта.  

Д: Слово «вулкан» написали в тетради.  

У:  Хорошо.  А  теперь  давайте  все  же  попробуем  связать  реальный  вулкан  с 

реальной  тетрадью,  например,  с  той,  что  лежит  у  меня  на  столе.  Не  обяза-

тельно  искать  прямую  связь,  можно  связать  их  через  другие  объекты,  по-

строить длинную цепочку.  

Д: Из вулкана сыпется пепел, он летит по воздуху. Кусочек пепла примешал-

ся  к  капельке  воды.  Эта  капелька  попала  в  океан,  а  оттуда  –  в  Белое  море. 

Потом она испарилась, был ветер, поток воздуха принесло к нам, он залетел в 

форточку и попал на тетрадь...  

У: Замечательно. Кто предложит другие варианты...?  

Источник:

 Е.В.Андреева, С.В.Лелюх, Т.А.Сидорчук, Н.А.Яковлева. Творче-

ские задания Золотого ключика. / 

http://www.trizminsk.org/e/prs/233021.htm

  

 

Приём «З-Х-У»

 

Стратегия  З-Х-У  была  разработана  профессором  из  Чикаго  Донной  Огл  в 

1986 г. Она используется как в работе с печатным текстом, так и для лекци-

онного  материала.  Ее  графическая  форма  отображает  те  три  фазы,  по  кото-

рым  строится  процесс  в  технологии  развития  критического  мышления:  вы-

зов, осмысление, рефлексия.  

Формирует: 

 

• 

умение определять уровень собственных знаний;  

• 

умение анализировать информацию;  

• 

умение  соотносить  новую  информацию  со  своими  установившимися 

представлениями.  

Работа с таблицей ведется на всех трех стадиях урока.  

background image

 

На  «стадии  вызова»,  заполняя  первую  часть  таблицы  «Знаю»,  учащиеся  со-

ставляют список того, что они знают или думают, что знают, о данной теме. 

Через эту первичную деятельность ученик определяет уровень собственных 

знаний, к которым постепенно добавляются новые знания.  

Вторая часть таблицы «Хочу узнать» — это определение того, что дети хотят 

узнать,  пробуждение  интереса  к  новой  информации.  На  «стадии  осмысле-

ния»  учащиеся  строят  новые  представления  на  основании  имеющихся  зна-

ний. Работа с использованием стратегии «Инсерт» помогает осветить неточ-

ное понимание, путаницу или ошибки в знаниях, выявить новую для них ин-

формацию, увязать новую информацию с известной.  

Полученные ранее знания выводятся на уровень осознания. Теперь они могут 

стать базой для усвоения новых знаний. После обсуждения текста (фильма и 

т.п.) учащиеся заполняют третью графу таблицы «Узнал».  

Пример  

"Знаю" Первые люди жили стаей, затем общинами.  

Чтобы добыть себе питание люди кочевали.  

"Хочу узнать"  

Где появились первые люди?  

Как люди заселили нашу Землю?  

Почему сейчас люди не кочуют?  

"Узнал"  

• 

Ответы на поставленные вопросы учащиеся находят в тексте учебника 

в течение урока.  

• 

Если нет ответа на поставленный вопрос – работа продолжается дома.  

Источник: Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Критическое 

мышление: технология развития. – СПб: Альянс-Дельта, 2003.  

 

Приём  «Фишбоун» (рыбный скелет) 

 

background image

 

Голова  -  вопрос  темы,  верхние  косточки  -  основные  понятия  темы,  нижние 

косточки  —  суть  понятии,  хвост  –  ответ  на  вопрос.  Записи  должны  быть 

краткими, представлять собой ключевые слова или фразы, отражающие суть.  

Пример.

  

Русский язык:  

голова - Орфограммы-гласные буквы  

верхние косточки - проверяемые гласные, непроверяемые гласные, чередую-

щиеся гласные  

нижние косточки - морфема, правило  

хвост- знать условия выбора буквы. . 

 

Источник:

  Учитель  и  ученик:  возможности  диалога  и  понимания.-  Под  об-

щей ред. Л.И.Семиной. – М.: Изд-во «Бонфи», 2002г.  

 

Приём “Обратный мозговой штурм”

 

Обратная  мозговая  атака  преследует  цель  поиска  и  устранение  возможных 

недостатков. Метод исключает управление поиском, но помогает преодолеть 

психологическую  инерцию  (привычный  ход  мышления,  опирающийся  на 

прошлое знаний об объекте), сдвинуть мысль с мертвой точки и в то же вре-

мя не позволяет остановиться, где нужно.  

Пример.

  

Изобрели книгу – бумага не мнется, не пачкается. У покупателей нет претен-

зий к качеству книги. Производитель несет убытки, так как срок службы книг 

очень велик. Как помочь производителю, желательно не ухудшая качества. 

Источник:

 Развитие творческого мышления  

 

Приём “Генераторы-критики”

 

Педагог  ставит  проблему,  не  требующую  длительного  обсуждения.  Форми-

руются две группы: генераторы и критики.  

Пример.

  

background image

 

Задача  первой  группы  -  дать  как  можно  большее  число  вариантов  решений 

проблемы,  которые  могут  быть  самыми  фантастическими.  Все  это  делается 

без  предварительной  подготовки.  Работа  проводится  быстро.  Задача  крити-

ков:  выбрать  из  предложенных  решений  проблемы  наиболее  подходящие. 

Задача педагога – направить работу учащихся так, чтобы они могли вывести 

то или иное правило, решить какую-то проблему, прибегая к своему опыту и 

знаниям.Данный  метод  можно  использовать  для  активизации  самостоятель-

ной работы учащихся.  

Источник:

 Приемы технологии РКМ. 

Приём “Морфологический ящик”

 

Прием используется для создания информационной копилки и последующего 

построения  определений  при  изучении  лингвистических,  математических 

понятий. Модель служит для сбора и анализа информации по заданным при-

знакам,  выявление  существенных  и  несущественных  признаков  изучаемого 

явления.  Копилка  универсальна,  может  быть  использована  на  различных 

предметах  

Пример.

  

на русском языке – сбор частей слова для конструирования новых слов; сбор 

лексических  значений  многозначных  слов;  составление  синонимических  и 

антонимических  рядов;  копилка  фразеологизмов  и  их  значений;  копилка 

слов, содержащих определенную орфограмму; копилка родственных слов;  

на математике – сбор элементов задачи (условий, вопросов) для конструиро-

вания  новых  задач;  составление  копилок  математических  выражений,  вели-

чин, геометрических фигур для их последующего анализа и классификации;  

окружающий мир – копилки различных видов животных и растений;  

литературное чтение – копилка рифм, метафор; копилка личностных качеств 

для характеристик героев.  

 

Приём  “Создай паспорт”

 

background image

 

Прием  для  систематизации,  обобщения  полученных  знаний;  для  выделения 

существенных  и  несущественных  признаков  изучаемого  явления;  создания 

краткой характеристики изучаемого понятия, сравнения его с другими сход-

ными  понятиями  (русский  язык,  математика,  окружающий  мир,  литерату-

ра).Это универсальный прием составления обобщенной характеристики изу-

чаемого явления по определенному плану  

Пример.

  

Может быть использован для создания характеристик:  

на литературном чтении – героев литературных произведений;  

на  окружающем  мире  –  полезных  ископаемых,  растения,  животных,  частей 

растений, систем организма;  

на математике – геометрических фигур, математических величин;  

на  русском  языке  –  частей  речи,  членов  предложений,  частей  слова,  лингв. 

терминов..  

 

Интеллект-карты как способ работы с информацией

  

Вкратце суть этой методики состоит в ВИЗУАЛИЗАЦИИ — сопровождении 

мыслительного процесса рисованием блок-схем, которые фиксируют все но-

вые  мысли,  заключения  и переходы  между  ними.  При этом  начинает  актив-

нее  работать  обычно  заторможенное  правое  полушарие  мозга,  и становится 

сильнее интуиция  –  функция  мышления,  локализованная  именно  в этом по-

лушарии.  

Картоиды  помогают  представлять  идеи  и концепции  в ясной,  привлекатель-

ной и убедительной форме, давать целостное видение, способствовать пони-

манию и генерации идей.  

Интеллект-карты: 

• 

Дают  быстрый  и  полный  обзор  большой  темы  (сферы,  проблемы, 

предмета);  

• 

Позволяют планировать стратегии и делать выбор;  

• 

Дают информацию о том, где Вы были и куда движетесь;  

background image

 

• 

Собирают и представляют большое количество разнообразных данных 

на одном листе, демонстрируя связи и расстояния;  

• 

Стимулируют воображение и решение проблем посредством разработ-

ки новых путей;  

• 

Позволяют максимально повысить результативность и эффективность;  

• 

Являются превосходным инструментом для раздумывания и запомина-

ния;  

• 

Экономят время;  

• 

Раскрепощают мышление;  

• 

Повышают продуктивность (и, как следствие, уровень доходов).  

Интеллект-карты — это инструмент, позволяющий: 

 

• 

эффективно структурировать и обрабатывать информацию;  

• 

мыслить,  используя  весь  свой  творческий  и  интеллектуальный  потен-

циал.   

 

Приём  "Ромашка" Блума 

 

Описание:

  "Ромашка"  состоит  из  шести  лепестков,  каждый  из  которых  со-

держит определенный тип вопроса. Таким образом, шесть лепестков - шесть 

вопросов.  

Пример.

  

Простые  вопросы  —  вопросы,  отвечая  на  которые,  нужно  назвать  какие-то 

факты, вспомнить и воспроизвести определенную информацию: "Что?", "Ко-

гда?", "Где?", "Как?".  

Уточняющие вопросы. Такие вопросы обычно начинаются со слов: "То есть 

ты говоришь, что…?", "Если я правильно понял, то …?", "Я могу ошибаться, 

но, по-моему, вы сказали о …?". Целью этих вопросов является предоставле-

ние учащемуся возможностей для обратной связи относительно того, что он 

только что сказал. Иногда их задают с целью получения информации, отсут-

ствующей в сообщении, но подразумевающейся.  

background image

 

Интерпретационные  (объясняющие)  вопросы.  Обычно  начинаются  со  слова 

"Почему?"  и  направлены  на  установление  причинно-следственных  связей. 

"Почему  листья  на  деревьях  осенью  желтеют?".  Если  ответ  на  этот  вопрос 

известен, он из интерпретационного "превращается" в простой. Следователь-

но,  данный  тип  вопроса  "срабатывает"  тогда,  когда  в  ответе  присутствует 

элемент самостоятельности.  

Творческие  вопросы.  Данный  тип  вопроса  чаще  всего  содержит  частицу 

"бы",  элементы  условности,  предположения,  прогноза:  "Что  изменилось  бы 

...",  "Что  будет,  если  ...?",  "Как  вы  думаете,  как  будет  развиваться  сюжет  в 

рассказе после...?".  

Оценочные  вопросы.  Эти  вопросы  направлены  на  выяснение  критериев 

оценки  тех  или  иных  событий,  явлений,  фактов.  "Почему  что-то  хорошо,  а 

что-то плохо?", "Чем один урок отличается от другого?", "Как вы относитесь 

к поступку главного героя?" и т.д.  

Практические  вопросы.  Данный  тип  вопроса  направлен  на  установление 

взаимосвязи  между  теорией  и  практикой:  "Как  можно  применить  ...?",  Что 

можно  сделать  из  ...?",  "Где  вы  в  обычной  жизни  можете  наблюдать  ...?", 

"Как бы вы поступили на месте героя рассказа?".  

 

Приём  “Рюкзак”

 

Прием  рефлексии  используется  чаще  всего  на  уроках  после  изучения  боль-

шого раздела. Суть - зафиксировать свои продвижения в учебе, а также, воз-

можно, в отношениях с другими. Рюкзак перемещается от одного ученика к 

другому.  Каждый  не  просто  фиксирует  успех,  но  и  приводит  конкретный 

пример. Если нужно собраться с мыслями, можно сказать "пропускаю ход".  

Пример.

  

я научился составлять план текста  

я разобрался в такой-то теме  

я наконец-то запомнил. 

 

background image

 

Приём  «Диаманта» 

 

Диаманта –стихотворная форма из  семи  строк,  первая  и последняя  из  кото-

рых  -  понятия  с  противоположным  значением,  полезно  для  работы  с  поня-

тиями, противоположными по значению  

1, 7 строчки – существительные антонимы;  

2 – два прилагательных к первому существительному;  

3 – три глагола к первому существительному;  

4 – два словосочетания с существительными;  

5 – три глагола ко второму существительному;  

6 – два прилагательных ко второму существительному.  

Пример.

  

Город  

Большой, древний  

Строится, растет, процветает  

Известный город, маленькая деревня  

Возрождается, развивается, кормит  

Красивая, родная  

Деревня. 

 

Приём “Хокку”

 

ХОККУ  (хайку)  –  «начальные  стихи»,  жанр  японской  поэзии  (возник  в  XV 

в.), нерифмованное трёхстишие из 17 слогов (5+7+5) на комические, любов-

ные, пейзажные, исторические и другие сюжеты. Генетически связан с танка. 

Отличается  простотой  поэтического  языка,  свободой  изложения.  Прием  за-

ключается в следующем: первыми двумя строчками описывается некое явле-

ние, а третьей строчкой подводится какой-то итог сказанному, часто неожи-

данный. Художественная форма рефлексии.  

Пример.

  

Опавший пион - По-своему прекрасен С одним лепестком. 

 

background image

 

Приём  «Шесть шляп» 

 

Рефлексивный прием, способствующий организации рефлексии на уроке.  

Формирует: 

 

• 

умение осмысливать свой опыт;  

• 

умение давать личностную оценку событиям, явлениям, фактам;  

• 

ценностное отношение к окружающему миру и самому себе.  

Учащихся  можно  разделить  на  группы  и  предложить  приобрести  одну  из 

шляп. Обладателям шляп необходимо дать оценку событиям, фактам, резуль-

татам деятельности в зависимости от цвета.  

Пример.

  

Белая  шляпа

  символизирует  конкретные  суждения  без  эмоционального  от-

тенка.  

Желтая шляпа

 – позитивные суждения.  

Черная

 – отражает проблемы и трудности.  

Красная

 – эмоциональные суждения без объяснений.  

Зеленая

 – творческие суждения, предложения.  

Синяя

 – обобщение сказанного, философский взгляд.  

 

Приём  "Цветные поля". 

 

Приём интерактивного обучения. Используется с целью создания психологи-

чески  комфортной обстановки  на  уроке.  Ученик,  выполняя  письменную  ра-

боту, отчёркивает поля цветными карандашами, и эти цвета имеют смысло-

вую нагрузку: красный – «Проверьте, пожалуйста, всё и исправьте все ошиб-

ки»,  –  обращается  он  к  учителю,  зелёный  –  «Отметьте,  пожалуйста,  все 

ошибки,  я  сам  исправлю»,  синий  –  «Укажите  количество  ошибок,  я  их  сам 

найду  и  исправлю»,  чёрный  –  «Не  относитесь,  пожалуйста,  серьёзно  к  этой 

работе, я её делал в спешке» и так далее.  

Пример.

  Применим  на  уроках  русского  языка  таких  как  контрольный  дик-

тант с грамматическим заданием и работой над ошибками.  

Приём "Синквейн" 

 

background image

 

Это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение 

к проблеме:  

1  строка  –  одно  ключевое  слово,  определяющее  содержание  синквейна;  2 

строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово; 3 строка  – 

три  глагола,  показывающие  действия  понятия;  4  строка  –  короткое  предло-

жение, в котором отражено авторское отношение к понятию; 5 строка  – ре-

зюме:  одно  слово,  обычно  существительное,  через  которое  автор  выражает 

свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.  

Составление  синквейна  –  индивидуальная  работа,  но  для  начала  нужно  со-

ставить его всем классом. Можно включить синквейн и в домашнее задание, 

тогда при проверке учитель оценит, насколько верно поняли учащиеся смысл 

изученного материала.  

 

Приём “Райтинг” 

 

Приём оценивания деятельности учащихся на уроке. Название приема в пе-

реводе  звучит  как  «правильно».  Прием  вводится  на  время  согласования 

оценки с учеником.  

Формирует: 

 

умение объективно и регулярно оценивать свой труд.  

Завершив работу, ученик ставит себе оценку. За ту же работу ставит оценку 

учитель. Записывается дробь. Оценка выставляется в дневник, тетрадь. Рай-

тинг  можно  использовать  для  оценивания  докладов,  индивидуальных  до-

машних заданий, заданий творческого характера.  

Пример 1.

  

Ученик ставит оценку 4, учитель – 5. Результат – дробь 4/5.  

 

 

 

 

background image

 

Библиография 

1.

 

 «Эффективные образовательные технологии». Выпуск 1. 2008 г. 

Главный редактор, д.п.н. профессор Гузеев В.В 

2.

 

 Загашев И.О., Заир-Бек С.И. Критическое мышление. Критическое 

мышление: технология развития. – СПб: Альянс-Дельта, 2003. 

3.

 

Информационный банк современного учителя

  

4.

 

Е.В.Андреева, С.В.Лелюх, Т.А.Сидорчук, Н.А.Яковлева. Творческие 

задания Золотого ключика. / 

5.

 

Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Откры-

тость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность. - М.: Вита-

Пресс,2005. 

6.

 

Гин А.А. Приемы педагогической техники: Свобода выбора. Откры-

тость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учи-

теля. 3-е изд., - М.: Вита-Пресс, 2001. 

7.

 

Учитель и ученик: возможности диалога и понимания.- Под общей 

ред. Л.И.Семиной. – М.: Изд-во «Бонфи», 2002г. 

8.

 

Никишина И. В. Инновационные педагогически етехнологии и органи-

зация учебно-воспитательного процесса в школе: использование инте-

рактивных форм и методов в процессе обучения учащихся и педаго-

гов. 2-е изд., стереотип. – Волгоград. Учитель, 2008. 

9.

 

Ширяева В.А. ТРИЗ-Педагогика менеджеру современной школы.- М.: 

Сентябрь, 2008. 

 
 

Полезные ссылки

 

 

http://www.sch2000.ru/

 - Центр системно-деятельностной педагогики 

«Школа 2000…».  

 

http://netedu.ru/

 - Портал "Сетевое образование. Экспертиза. Учебни-

ки".  

 

http://www.openlesson.ru/

  -  ОТКРЫТЫЙ УРОК: www.openlesson.ru  - о 

режиссуре нескучных уроков в современной школе, премудростях со-
цио-игрового стиля обучения и деловых подсказках в таблице-бабочке 
для профессионалов (как молодых, так и уже умудрёных педагогиче-
ским опытом)  

 

http://festival.1september.ru/articles/subjects/1

 -  Фестиваль педагогиче-

ских идей «Открытый урок».  

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x