Методический практикум для воспитателей дошкольного образования «Воспитание, как трансляция ценностей» | Денисова Людмила Владимировна. Работа №359115
Методический практикум для воспитателей дошкольного образования «Воспитание, как трансляция ценностей»
Цель: раскрытие основных подходов к процессу формирования основ гражданской идентичности в системе работы воспитателя дошкольного образования.
Задачи:формировать у воспитателей дошкольного образования представления о функциях, содержании и структуре гражданской идентичности личности; помочь овладеть практическими (интерактивными) методами и приёмами; создать условия для профессионального самосовершенствования и творческого взаимодействия участников.
Материал и оборудование: стикеры красного и зелёного цвета, жёлуди, сувенир подкова, ножницы, клей, журналы по количеству участников, 4 листа формата А3 с заданиями (позиции «Я», рисунок дома), маркеры.
Методический практикум для воспитателей дошкольного образования «Воспитание, как трансляция ценностей»
Цель: раскрытие основных подходов к процессу формирования основ гражданской идентичности в системе работы воспитателя дошкольного образования.
Задачи: формировать у воспитателей дошкольного образования представления о функциях, содержании и структуре гражданской идентичности личности; помочь овладеть практическими (интерактивными) методами и приёмами; создать условия для профессионального самосовершенствования и творческого взаимодействия участников.
Материал и оборудование: стикеры красного и зелёного цвета, жёлуди, сувенир подкова, ножницы, клей, журналы по количеству участников, 4 листа формата А3 с заданиями (позиции «Я», рисунок дома), маркеры.
Ход мероприятия
Ведущий (В.). Добрый день, уважаемые коллеги!
Пусть этот день начнётся с доброты,
Пусть будет больше теплоты,
Пусть день наполнится делами
И будет плодотворным для нас с вами!
Рада приветствовать вас. Cоответственно цвету выбранных стикеров объединитесь, пожалуйста, в группы.
Задание-разминка «Кто Я?»
В. Представьте, что надо рассказать о себе людям, которые ничего о вас не знают. Что вы можете рассказать о себе? Очень важно, отвечать именно на вопрос «Кто Я?», а не «Какой Я?». (Например, я — воспитатель дошкольного образования, а не я — красивая, добрая.) Затем обсудите это, и один участник от группы озвучит результат.
В. (варианты исходя из ответов).
1. Уважаемые коллеги, очень приятно было услышать, что наряду с такими социально значимыми ролями, как мать, женщина, педагог… вы обозначили такие важные позиции, как гражданин, патриот. А являемся ли мы с вами патриотами? Сегодня мы вместе постараемся найти ответ на этот вопрос.
2. Уважаемые коллеги, приятно было услышать, что вы назвали такие социально значимые роли, как мать, женщина, педагог…но, к сожалению, вы не обозначили такие важные позиции, как гражданин, патриот. А являемся ли мы с вами патриотами? Сегодня мы вместе постараемся найти ответ на этот вопрос.
Понятие «гражданская идентичность» относительно недавно вошло в педагогическую лексику, выступает как осознание принадлежности к сообществу граждан того или иного государства. Одна из составляющих гражданской идентичности личности — патриотизм. Базой патриотического воспитания в учреждении дошкольного образования является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание, в процессе которого и зарождаются первые ростки гражданской идентичности и гражданско-патриотических чувств. Следует помнить, что гражданская идентичность не будет сформирована у воспитанников, если она отсутствует или имеет формальный характер у педагогических работников и родителей. Исходя из этого, в нашем учреждении дошкольного образования образовательный процесс осуществляется в триаде «педагогические работники—воспитанники—родители». Работа по формированию гражданской идентичности проходит через все виды деятельности. Одно из важных направлений — приобщение детей к различным социокультурным ценностям, базовыми из которых являются патриотизм, семья, труд, природа и т.д.
Как научить? Это первый и самый главный вопрос каждого педагогического работника. Как воспитать? Этот вопрос задают себе гораздо реже и далеко не все. Но именно он волнует меня, как педагогического работника. Уверена, что этот вопрос волнует и вас.
Интерактивная игра «Дом ценностей»
В. Сейчас предлагаю каждой группе построить свой «Дом ценностей». Выберите из предложенных вариантов и закрепите наиболее важные для вас жизненные ценности. Обратите внимание, что фундамент дома — это основа всех основ. А затем каждой группе необходимо защитить свой проект дома.
Участники выполняют задание, и после отведённого времени группы делятся полученными результатами.
В. Уважаемые коллеги! Хотелось бы пожелать вам пронести эти ценности через поколения и суметь их сохранить. Достижение самоидентичности, как и развитие личности, проходит в течение всей жизни. Каждый человек ищет себя одновременно в разных измерениях — профессиональном, национальном, религиозном, гендерном, политическом и т.д., ищет ответ на вопрос «Кто я такой?».
Творческий коллаж «Девиз»
В. Предлагаю создать девиз, отражающий гражданскую позицию, суть ваших жизненных целей, ценностей и самопонимания себя как гражданина, и сопроводить его эмблемой в виде коллажа.
Участники выполняют задание и презентуют результат.
В. Считаю, что каждый человек, разобравшийся в символике вашей эмблемы и прочитавший ваш девиз, может чётко понять, с кем он имеет дело.
Рефлексия.
В. Сегодня я поделилась с вами небольшим перечнем приёмов, которые использую в практике работы нашего учреждения дошкольного образования. Вопрос, который был поставлен в ходе нашей встречи, открыт — КАК ВОСПИТАТЬ? Предлагаю это обсудить в группах и поделиться вариантами своих ответов. (Ответы участников.)
Уважаемые коллеги! Мы уверены, что патриотизм — педагогический работник и родитель, можно воспитать у детей только своим личным примером.
В. Спасибо всем участникам за творческую и плодотворную работу!