Статья методический семинар . Автор: Синопальникова Кристина Николаевна

Автор: Синопальникова Кристина Николаевна
Методический семинар 

Методы и приемы мотивации на уроках английского языка в начальной школе


Автор: Синопальникова Кристина Николаевна

«МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Методы и приемы мотивации на уроках английского языка в начальной школе

Синопальникова К. Н., учитель иностранного языка МАОУ СОШ № 1

Сегодня роль иностранного языка в жизни каждого человека сильно изменилась. Английский язык часто называют языком возможностей. И этому есть причина, так как английский открывает двери в три важные сферы: в профессиональную сферу, увлечения и образование. Английский — язык международного общения. Важность знания иностранного языка сложно переоценить. Большинство современных средств коммуникации и общения ориентированы на людей, в той или иной мере владеющих языком.

Глобализация международного общения глубоко проникает в сознание людей. Бесспорно, что английский язык сейчас является языком-гигантом, играющим главную роль в общении между людьми разных стран. В результате мировой глобализации и интеграции произошел бурный рост межкультурных контактов во всех сферах нашей жизни: появилось большое разнообразие ситуаций межкультурного общения, таких как учеба в школе и вузе по обмену, стажировке ученых, международные конференции, совместные предприятия, туристические поездки, выставки и т. д.

Таким образом, владение иностранным языком является одним из условий успешной адаптации в социальном пространстве.

Основная цель занятий по английскому, согласно ФГОС, - это формирование коммуникативной компетентности. Это означает способность осуществлять межличностное и межкультурное общение на иностранном языке. Школьная программа по английскому языку меняется очень медленно, и, несмотря на все нововведения, ее основа осталась прежней — очень много теории и грамматики и очень мало практики. С 2022 года иностранный язык станет обязательным предметом ЕГЭ.

Обеспечить освоение обучающимися иностранного языка, подготовить его к успешной сдаче ЕГЭ - главные задачи учителя иностранного языка, но без формирования мотивации это невозможно. Формирование учебной мотивации у школьников без преувеличения можно назвать одной из центральных проблем современной школы. 

Цель методического семинара: Описание приемов мотивации на уроках английского языка в начальной школе. Задачи: 1. Представить подходы к понятию «мотивация». 2. Описать наиболее эффективные и продуктивные приемы мотивации на уроках английского языка в начальной школе. Заинтересованность обучающихся на начальном этапе изучения иностранного языка, как правило, является очень высокой, и перед преподавателем стоит задача ее поддержания путем широкого привлечения новейших учебных пособий, интерактивных заданий и актуальных дополнительных материалов, а также использования современных методик, стимулирующих взаимодействие между участниками учебного процесса. Ребёнка можно заинтересовать иностранным языком, но поддерживать в нём живой интерес к его изучению удаётся единицам. Слово «мотивация» произошло от латинского глагола «movere», двигать. Можно сказать, что мотивированным человеком действительно как будто что-то движет, он настойчив и сосредоточен на выполнении задачи, и достигает интеллектуальных, спортивных и творческих успехов.

В настоящее время мотивация как психическое явление трактуется по-разному: как процесс действия мотива и как механизм, определяющий возникновение, направление и способы осуществления конкретных форм деятельности (И.А. Джидарьян); как совокупная система процессов, отвечающих за побуждения и деятельность (В.К. Вилюнас); как особая сфера, включающую в себя потребности, мотивы, цели, интересы в их сложном переплетении и взаимодействии (Дж. Аткинсон, А. Маслоу). По мнению Уткина Э. А., «мотивация — это состояние личности, определяющее уровень активности и направленности действий человека в определенной ситуации». Зайцев Г. Г. дает следующее определение понятию мотивации: «мотивация — это побуждение к интенсивной деятельности личностей, коллективов, групп, связанное со стремлением удовлетворить конкретные потребности». Представляет интерес подход к определению мотивации как процесса, российского исследователя Сергеева А. М., который считает, что «мотивация — это процесс, обусловленный необходимостью, которая создает побуждение к действию или активности». Таким образом, мотивация – общее название для процессов, методов и средств побуждения учащихся к продуктивной познавательной деятельности, активному освоению содержания образования. Прием мотивации – практическое действие, направленное на пробуждение у обучающихся интереса к предстоящей учебно-познавательной деятельности. Учебная мотивация — это процесс, который запускает, направляет и поддерживает усилия, направленные на выполнение учебной деятельности. Это сложная, комплексная система, образуемая мотивами, целями, реакциями на неудачу, настойчивостью и установками ученика. Можно выделить 3 составляющие  учебной мотивации;   ощущение самостоятельности процесса поиска знаний,  ощущение свободы выбора,  ощущение успешности (компетентности).

 

Мотивы можно разделить на познавательные и социальные. Мотивация и различные ее приемы очень важны на начальном этапе обучения английскому языку. Я в своем пока еще небольшом педагогическом опыте использую приемы мотивации на уроках английского языка в начальной школе. Можно выделить следующие методы мотивации: - эмоциональные методы мотивации: поощрение, порицание, учебно-познавательная игра, создание ярких наглядно-образных представлений, создание ситуации успеха, стимулирующее оценивание, свободный выбор задания; - познавательные методы мотивации: опора на жизненный опыт, познавательный интерес, создание проблемной ситуации, побуждение к поиску альтернативных решений, выполнение творческих заданий, “мозговая атака”; - социальные методы мотивации:  развитие желания быть полезным, создание ситуации взаимопомощи, поиск контактов и сотрудничества, заинтересованность в результатах коллективной работы.

Приёмы мотивации на уроках

Прием «Доброе тепло» Учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям, предлагает пожелать друг другу удачи, дети обмениваются рукопожатием с соседом по парте, учитель предлагает «возьмитесь за руки, почувствуйте тепло рук и передайте это тепло друг другу по цепочке».

Прием «Комплимент»  Учитель предлагает в конце урока «подумайте кого можно похвалить и за что. Дайте положительную оценку работы любого участника урока. Поблагодарите друг друга и учителя за урок».

Прием «Различные способы оценки» Необходимо также правильно подходить к оцениваю деятельности учеников, любой успех должен поощряться. Нельзя использовать негативные оценки «У тебя никогда не получится..». Оценка может быть такой «Сегодня ты недостаточно работал, но если ты постараешься тебя все получится». Слабоуспевающим детям необходимо показать, что, несмотря на их малые успехи, вы все равно относитесь к ним хорошо. В игре наиболее полно проявляются способности любого человека, а особенно ребенка. Игры лучше всего подходят для повторения и закрепления изученного материала, развития навыков общения и самовыражения. Метод игры - специально созданные ситуации, моделирующие реальность, из которых ученикам предлагается найти выход. Главное назначение данного метода - стимулировать познавательный процесс. Игра – средство активизации лексического и грамматического материала, развитие навыков и умений всех видов деятельности.

С помощью игры хорошо отрабатывается произношение, активизируются лексические и грамматические умения, развиваются навыки аудирования, устной речи. В игре развиваются творческие, мыслительные способности ребенка. Обучающие игры помогают сделать процесс обучения иностранному языку интересным и увлекательным. Чувство равенства, атмосфера увлеченности дают возможность ребятам преодолеть стеснительность, скованность, снять языковой барьер, усталость. В любой вид деятельности на уроке можно внести элемент игры, и тогда даже самое скучное занятие приобретает увлекательную форму. Именно игра является одним из сильных мотивов при обучении иностранному языку.

Для активизации лексики активно использую лексические игры  («Лото», «Домино», «Пазлы»).  

Фонетические игры.

1. Пчелки.

Ход игры: учитель рассказывает детям, что одна пчела английская (и это видно по ее костюму), другая - русская. Пчела английская жужжит [р], а русская [з]. Пчелки встретились на цветке, и беседуют друг с другом, делясь новостями. (Попеременно чередуются [р], [з]). 2. Скороговорки. В качестве фонетических игр можно использовать скороговорки, проводя соревнование, кто лучше и быстрее произнесет скороговорку. 1. Pаt's blаck cаt is in Pаt's blаck hаt. 2. А cup of nice coffee is in nice coffee-cup. 3. Pаt keeps two pets. Лексические игры. 1. Игра «Угадай, кто это». Учитель описывает внешность какого-нибудь ребенка из группы: He is tall, thin. He hаs fаir hаir, blue eyes. Whаt is his nаme? Дети угадывают, кто это. Орфографические игры. Вставь букву. Цель: проверка усвоения орфографии в пределах изученного лексического материала. Ход игры: образуются две команды. Доска разделена на две части. Для каждой команды записаны слова, в каждом из которых пропущена буква. Представители команд поочередно выходят к доске, вставляют пропущенную букву и читают слово. Например: англ. c…t, а…d, а…m, p…n, r…d, s…t, r…n, t…n, o…d, t…а, l…g, h…n, h…r, h…s, f…x, e…g, e…t, d…b (cаt, аnd, аrm, pen, red, cаr, sit, rаn, ten, old, teа, leg, hen, her, his, fox, egg, eаt, bed)

Дети на начальном этапе изучения английского языка любят прием инсценирования. Что позволяет развить навыки умения неподготовленной речи, спонтанной устной речи. Такие приемы создают языковую среду и погружают учащегося в ситуации различных ролей.

Прием «Ситуация успеха» - это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности.

Прием «Соревнование» - это прием, при котором естественная потребность школьников к соперничеству направляется на воспитание нужных человеку и обществу свойств.

Приём драматизации используется в учебной и внеклассной работе довольно давно, но его формы зависят от фантазии учителя и учащихся. При проведении уроков в начальной школе старшие ребята охотно реагируют на приглашение учителя быть на уроке гидом или иностранным гостем, королевой или волшебником. Побывать на уроке в качестве учителя и продемонстрировать свои знания английского языка младшим классом звучит заманчиво, не так ли?

Применение на уроках образных наглядных материалов так же поддерживает интерес учащихся к теме, развивает у них чувственное восприятие и воображение. Красочность и эстетичность оформления. Реальные фотографии достопримечательностей городов. Детские рисунки Репродукции картин. Комиксы. Карты, схемы, планы.

Приём «спрятанного объекта», «черный ящик», посылка, письмо и другое. 

 Использование на уроках музыки, песен, стихотворений создает благоприятный эмоциональный климат на уроке, раскрепощает учащихся, дает возможность релаксации и мощного воздействия на чувства эмоции детей. Благодаря использованию песен и стихотворений, происходит более прочное усвоение и расширение лексического запаса, грамматических структур, совершенствуются навыки произношения.
И самое главное - отношения с учениками должны строиться на принципах сотрудничества и совместного творчества. В этих условиях неизбежен пересмотр сложившихся организационных форм учебной работы: увеличение самостоятельной индивидуальной и групповой работы учащихся.

Подводя итог, необходимо отметить, что использование приемов и методов мотивации повышают продуктивность уроков иностранного языка. Значимость использования приемов мотивации для изучения английского языка невозможно переоценить. Для практики учителя в этом плане существуют неограниченные возможности для творческого поиска новых форм и методов активизации учебного процесса.

Список литературы 1. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения: В 2 т. -М., 2003. 2. Маркова А. К. Формирование мотивации учения в школьном возрасте. - М.: Просвещение, 2008. 3. Мудрик А.В. Социализация и воспитание. Изд-во Сентябрь, -М., 2007. 96с. 4. Мухина В. С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 4-е изд., стереотип. - М.: Издательский центр «Академия», 2006. - 456 с.

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x