Методическое пособие. Дидактическая шкатулка «Фразовый конструктор – От фразы к предложению» | Юлия Сергеевна Михеева. Работа №359772
Фразовый конструктор представляет собой набор схем с картинками (которые обозначают разные части речи: существительное, глагол, прилагательное, предлог и т. д.) по которым ребенок учится проговаривать слова и целые фразы (затем строить предложения). Опираясь на изображения, он находит нужные слова, чтобы грамотно и четко проговорить требуемое слово/фразу.
«Фразовый конструктор» - так же послужит отличным помощником родителям.
Благодаря использованию этого пособия у детей ускорился процесс развития речи.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №92 корпус 1
Методическое пособие
Дидактическая шкатулка
«Фразовый конструктор – От фразы к предложению»
Возрастная группа: 3-5 лет
Автор:
Михеева Юлия Сергеевна
воспитатель
Город Тверь 2024 год
Пояснительная записка к «Дидактической шкатулке»
Возрастная группа 3-5 лет
Актуальность пособия в том, что оно помогает в речевом развитии детям:
-развивать словарный запас
- развивать правильность грамматического строя речи
-логически последовательно строить предложения
-структурировать высказывания
Задачи на которые направлено данное пособие:
1. Формировать односоставное предложение.
2. Расширять и активизировать словарный запас.
3. Учить строить простое двусоставное нераспространенное предложение.
4. Развивать логическое мышление.
5. Учить изменять глаголы по лицам и временам.
6. Учить распространять простое двусоставное предложение дополнением в форме винительного, дательного и творительного падежах.
7. Учить правильно употреблять предлоги.
8. Учить отвечать на вопрос распространенным предложением, опираясь на картину.
9. Развивать зрительное восприятие, память и мышление.
Макет «Дидактической шкатулки»:
«Шкатулка» представлена в виде функциональной книжки, которая включает в себя задания в конвертах. Книжка состоит из пяти конвертов с заданиями. Все задания изготовлены из ламинированных листов, который является прочным и практичным материалом, и имеют различную форму и крепления, способствуя развитию мелкой моторики, усидчивости и аккуратности у детей. Все карточки предназначены для личного использования детьми.
Как с ним работать?
- Необходимо распечатать странички со схемами и отдельно все тематические карточки, которые вам потребуются для работы. Рекомендую листы заламинировать для долгосрочной службы.
- На фон со схемами прикрепить твердую часть липучек, на сами картинки- мягкую липучку.
- Начинаем с первой схемы, работая со словом "это". Прикрепляем на основу членов семьи. Напоминаю, что первыми словами являются слова 1 слоговой структуры слова (папа, мама, баба, деда, дядя, тетя, Аня, Петя). Все эти персонажи есть в моем фразовом конструкторе. Вместе с ребенком вы не торопясь проводите пальцем от слова-обозначения "Это" к слову, означающему члена семьи и т. д. Разговорная речь должна быть такой: Э-ТО МА-МА, Э-ТО ПА-ПА. Вычеканиваем каждый слог на первых порах.
Методические рекомендации: в зависимости от уровня речевого развития дошкольника и этапа работы над связной речью педагог выбирает необходимый материал. Педагог предлагает ребенку поиграть с волшебными картинками. Если ребенок впервые работает с подобным материалом, педагог проговаривает название карточек: «карточка-персонаж» - отвечает на вопрос «кто?», «карточка-предмет» - отвечает на вопрос «что?», «карточка-действие» - вопрос «что делает?» и тд. Также педагог оценивает состояние словаря ребенка, если ребенок не знает или не понимает изображение на карточке, то взрослый объясняет, сопряженно проговаривая речевой материал.
Фразовый конструктор — логопедический набор карточек с изображением действий, предметов и предлогов. Данное пособие научит малышей составлять как фразы, так и полноценные предложения. Фразовый конструктор подойдет для логопедических игр детей 4-5, 5-7 лет, а также детей младшего дошкольного возраста.
Фразовый конструктор представляет собой набор схем с картинками (которые обозначают разные части речи: существительное, глагол, прилагательное, предлог и т. д.) по которым ребенок учится проговаривать слова и целые фразы (затем строить предложения). Опираясь на изображения, он находит нужные слова, чтобы грамотно и четко проговорить требуемое слово/фразу.
«Фразовый конструктор» - так же послужит отличным помощником родителям.
Благодаря использованию этого пособия у детей ускорился процесс развития речи.
Применение «Дидактической шкатулки»: Данную «Шкатулку» может использовать как логопед, так и воспитатель для развития речи детей, для проверки знаний детей, а так же для тренировки различных аспектов речи.
Количество заданий: 5
Перечисление развивающих заданий:
«Составь
простое
предложение сам»
Задачи:
1. Формирования фразовой речи на начальном этапе
2. Формирование двухсловных предложений (предмет + действие): Миша идет, папа лежит….
3. Составление предложений по непосредственно произведенным действиям или изображенным ситуациям
4. Установление контакта с ребенком
Правила игры: Формируем двухсловные предложения (предмет + действие): Миша идет, папа лежит…. Составляем предложения по непосредственно произведенным действиям или изображенным ситуациям. В данном задании ребенок составляет простое предложение, состоящее из существительного и глагола, их предмета и его действия.
«Дела семейные. Кто, чем занят
?
»
Задачи:
1. Формировать активный и пассивный словарь;
2. Обучать построению распространённых и нераспространённых предложений;
3. Формировать связность и четкость высказывания;
4. Учить устанавливать лексико-грамматические отношения между членами предложения;
5. Развивать зрительное, слуховое и тактильно – двигательное восприятие.
Правила игры: Формируем модель: существительное + глагол (подлежащее + сказуемое).
Отработка создания простого двусоставного предложения на материале слов, доступных детям, где идет соотношение слова с изображением. Инструкция четкая и короткая, с использованием двух, слов фразы. На данном этапе происходит отработка умения грамотно задавать вопросы «Кто это?» и отвечать на них фразой.
«Что делает?» - знакомим детей с символами основных действий, учим устанавливать связи между предметом и его действием.
Работа строится в вопросно-ответной форме, используется сопряженная и
отраженная речь. Мама гладит. Маша режет. Лена моет.
И 2ая модель: работа по формированию трехсловных предложений с дополнением. Существительное + глагол + существительное (подлежащее+ сказуемое+ дополнение). Мальчик пьет чай (морс, сок, воду, кофе, молоко и др). Задается вопрос: Что пьет мальчик? Что собирает Лена?
«Веселые кружки»
Задачи:
1. Обучение построению трехсловных предложений.
2. Актуализация накопленного пассивного и активного словаря.
3. Формирование связности и четкости высказывания.
4. Учить распространять простое двусоставное предложение дополнением в форме винительного и творительного падежей.
5. Учить отвечать на вопрос распространенным предложением, опираясь на картину.
6. Работа над пониманием сказанного.
Правила игры: Крутим круг, в зависимости от картинок, составляем предложение. Используется вторая схема образования предложения, 2ая модель: работа по формированию трехсловных предложений с дополнением. Существительное + глагол + существительное (подлежащее+ сказуемое+ дополнение). Мальчик пьет чай (морс, сок, воду, кофе, молоко и др). Задается вопрос: Что пьет мальчик? Что собирает Лена?
«Предлоги – важная часть предложения»
Задачи игры:
- развивать активную речь ребенка;
- помочь детям понять значения и правила употребления, часто встречающихся в русском языке предлогов: (в, за, под, перед, у, около, к и т.д.).
- развивать память, мышление и воображение
Правила игры: Педагог предлагает ребенку поиграть с волшебными картинками. Если ребенок впервые работает с подобным материалом, педагог проговаривает название карточек: «карточка-персонаж» - отвечает на вопрос «кто?», «карточка-предмет» - отвечает на вопрос «что?», «карточка-действие» - вопрос «что делает?» и тд. Ребенок должен четко проговорить все предложение четко, в дальнейшем без подсказок.
«Одень семью в цветные вещи»
Задачи:
Обучение и закрепление названий одежды, цветов
Обучать построению распространённых и нераспространённых предложений;
Формировать связность и четкость высказывания;
Учить устанавливать лексико-грамматические отношения между членами предложения;
Развивать зрительное, слуховое и тактильно – двигательное восприятие.
Правила игры: Набор карточек с картинками, которые обозначают разные части речи (члены семьи, существительное (одежда), глагол (какое действие производим с одеждой), прилагательное (цвет одежды)) по которым ребенок учится проговаривать слова и целые фразы (затем строить предложения), выставляем на поле-вкладыше. Опираясь на изображения, ребенок находит нужные слова, чтобы грамотно и четко проговорить требуемое слово или фразу.
Пособие может быть использовано в процессе образовательной деятельности, в групповой и индивидуальной работе с детьми.
Пример: Папа гладит красную футболку.