Статья Методическое сообщение на тему: «Техника правильной штриховки». Автор: Нафикова Роза Ильгизовна

Автор: Нафикова Роза Ильгизовна
Красивая штриховка может сделать наш рисунок произведением искусства. В данном методическом сообщении мы определимся с понятиями — есть два вида работы с карандашом: штриховка  и растушевка. Научиться правильной красивой и аккуратной штриховке не так сложно, как кажется.


Автор: Нафикова Роза Ильгизовна

Муниципальное автономное учреждение дополнительного образования “Детская школа искусств”

Бавлинского муниципального района республики Татарстан

 

 

 

 

 

 

 

 

Методическое сообщение на тему:

 

«Техника правильной штриховки»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Подготовила преподаватель

ИЗО высшей квалификационной категории

Нафикова Роза Ильгизовна

 

 

 

 

 

 

Оглавление

Введени

е:

Техника правильной

штриховки

:

Виды штриховки

:

Заключение

:

Список использованной литературы

:

Приложение:

3 стр.

6 стр.

8 стр.

10 стр.

11 стр.

12 стр.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

Красивая штриховка может сделать ваш рисунок произведением искусства. Определимся с понятиями — есть два вида работы с карандашом: штриховка (все что отдельными штрихами) и растушевка (все что размазывается). В любой художественной школе вас будут прежде всего учить штриховке, так называемому «звонкому» штриху. Самое главное правило в штриховке — это просвет между штрихами. Именно видимость бумаги делает вашу работу свежей и не замусоленной. Научиться правильной штриховке не так сложно как кажется, однако необходимо понимать несколько вещей:

Штриховка показывает тоновые соотношения. Значит вам нужно иметь элементарные представления о том, что такое тен

ь, блик, рефлекс и так далее. При

смотреть примерно

то,

о чем

я говорю

,

можно на картинке в приложении 1.

Чтобы показать объем предмета, штриховка кладется по форме, вам нужно чувствовать сам предмет и линию, как ее положить, чтобы она подчеркнула форму.

Чтобы хорошо штриховать надо правильно подбирать материалы и уметь их подготавливать — ваши карандаши должны быть заточены, бумага должна подходить для штриховки, под рукой должен быть хороший ластик. Лучше иметь под

рукой наждачную бумагу

, чтобы держать кончик карандаша всегда острым. Так ваши штрихи будут тоньше и аккуратнее.

Если вы никогда в жизни не рисовали линий от руки, потренируйтесь сначала в технике штрихов не на конкретном рисунке, а абстрактно, набейте руку, проще говоря.

Помните, что штриховка требует особого положения руки, это может показаться непривычным, но вполне обосновано. Лучше держать лист вертикально — так меньше искажений и возможности растереть рисунок случайно ладонью.

На гладкой бумаге, типа ва

тмана «ГОС» знака

, штрихи получаются четче, на более шершавой — штриховка более мягкая. В зависимости от мягкости карандаша ваш рисунок может быть более контрастным (при использовании карандашей большой мягкости), но его легче смазать и сделать грязным.

При набрасывании формы, осветлите мягким ластиком технические линии — так ваш рис

унок опять же будет четче и чище

.

Приложение

1.


Если вы рисуете вертикально, возможно вам будет удобнее следующее положение руки:



Карандаш держится как обычно, но рабочий конец карандаша находится много дальше от пальцев. Этот способ позволяет получить большую свободу работы с карандашом.
Отставленный мизинец позволяет получать опору кисти, при этом не касаясь листа бумаги всей кистью, что защищает ваш рисунок от размазывания карандашных штрихов и засаливания поверхности листа.
Есть еще несколько положений, дающих вам большую свободу при работе карандашом, например:



Чтобы взять карандаш таким способом, положите его на стол, а затем кончик указательного пальца положите на карандаш, а большим и средним обхватите его с боков. Поднимите карандаш, взяв его таким способом. Получится, что карандаш как бы спрятан в ладони (ладонь направлена вниз), а рабочий конец карандаша направлен вверх и немного влево (для правшей). Такое положение карандаша позволяет работать как остриём, так и боковой поверхностью грифеля. Это в свою очередь позволяет получать большее разнообразие линий, от очень лёгких штрихов до широких, рыхлых насыщенных штрихов закрывающих тёмными тонами большие поверхности. Таким образом, линии – один из основных элементов рисунка – получаются живыми, разнообразными по исполнению, а, следовательно, и весь рисунок «заиграет» жизнью.
Преимущество такого способа держать карандаш – способность получать большой спектр нажима, регулируя нажим указательным пальцем. Также при этом способе держать карандаш удобно при рисовании опираться на отставленный мизинец. Это позволяет не касаться листа при работе, имея при этом достаточно хороший контроль над движениями карандашом.



Это способ держать карандаш, когда он как бы лежит на ладони (ладонь направлена вверх) или когда ладонь повёрнута на 90 градусов по отношению к бумаге. При этом карандаш как бы лежит на указательном пальце и прижимается большим пальцем. Этот способ подходит для наиболее легкого и расслабленного нанесения рисунка. Вы можете свободно манипулировать большим пальцем и создавать очень легкие линии. Этот способ очень подходит для быстрых зарисовок, когда нужно сделать лишь быстрый набросок формы.
Как и в других способах, отставленный мизинец помогает при рисовании.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Техника правильной штриховки

 

Для того, чтобы правильно распределить тональные соотношения, рекомендуется перед штриховкой делать так называемую тональную шкалу. Так вам будет проще сделать самые темные и самые светлые места, зная, на что способен ваш карандаш.

Тоновая шкала выглядит так:


А здесь вы можете увидеть, как карандаши отличаются по мягкости:

Между проведенными линиями обязательно остаются просветы. У качественной штриховки какого-либо фрагмента приблизительно одинаковая длина штрихов, расстояние между ними и наклон. Штрихи четкие, ровные, без закруглений.

Рассмотрим на примере приложения 2.

 Штриховка, поддерживающая форму

 


Штриховка, не поддерживающая форму 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Виды штриховок

1. Прямая штриховка

 

 

 

 

 

2. Крестовая

 

 

 

 

 

3. Контурная

 

 

 

 

 

4. Точечная 

 

 

 

 

 

 

 

 

5. Случайная (зигзагообразная)

 

 

 

 

 

Заключение

6 принципов, выделенных мной, чтобы добиться красивой штриховки:

Во-первых, красивый штрих делается уверенными и быстрыми движениями. 

Я уже писала о том, как проводить прямые линии, они нужны не сами по себе («вот как я здорово могу провести прямую без линейки!»), а как элемент штриха. На рисунке эти линии очень хорошо читаются. Чтобы проводить прямые именно так, нужно правильно держать карандаш.  Линии, проведенные дрожащей неуверенной рукой вряд

ли

будут смотреться эффектно)

Тон нарабатывается перекрёстным штрихованием, усилением нажима и более частыми штрихами. Но в первую очередь важно именно перекрещивать линии — смотрите, даже в самом тёмном месте через штриховку просвечивает бумага. Это даёт общее впечатление чистоты.

Не используется растушёвка. Я не говорю о том, что тушевать нельзя вообще. Нельзя смешивать в одном рисунке перекрёстное штрихование и тушёвку, если растирать — то весь рисунок. Потому

что

когда графит размазан только в нескольких местах, кажется, будто это следствие общей неаккуратности. Так бывает, например, когда во время штрихования рука ездит по бумаге и растирает уже готовые участки — от этих пятен потом трудно избавиться. Проще их избежать, подложив под руку чистый листочек.

Штрих накладывается в соответствии с формой. Например, на рисунке видно, что бананы лежат на горизонтальной плоскости, а за ними — плоскость вертикальная. Если горизонтальную плоскость штриховать вертикальным

и линиями, она встанет на дыбы.

Что, в общем, отчасти и произошло в правом нижнем углу рисунка.

Наиболее внимательно прорабатывается то, что находится на переднем плане — там самые сильные контрасты светотени. Вдали тональные переходы ровнее, все как будто подернуто дымкой — так показывается воздушная перспектива.

И самое главное, не нужно бояться провести линию неправильно, заступить за границу и т. п. Иначе вы будете чувствовать себя скованно, и это ощущение непременно передастся зрителю (если вы решитесь показать кому-то замученный рисунок). Чтобы получилось хорошо, нужно рисовать С УДОВОЛЬСТВИ

ЕМ и меньше думать о результате!

 

 

 

 

Использованная литература:

Наталья Михайловна Сокольникова "Изобразительное искусство" Часть

1.

Пенова

В.П. Основы рисунка для учащихся 5-8 классов. "Рисуем карандашом. Деревья. Цветы. Животные"

.

Кузин Владимир Сергеевич,

Ку

йбышкина

Эмма Ивановна. "Изобразит

ельное

и

скусство в начальной школе" 1-2 классы

.

Интернет-источники:

https://www.liveinternet.ru/community/decor_rospis/post218696137/

http://evg-crystal.ru/kartiny/kartina-shtrihami.html

http://artfound.ru/5-sekretov-krasivogo-shtrixa/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

Приложение 1.

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 2.

Микеланджело (фрагмент наброска «Мадонна Тадди»)