Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методика обследования понимания слов у детей с задержкой психического развития. | Аленкина Лидия Владимировна. Работа №234902

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Аленкина Лидия Владимировна
Это один из существенных этапов иследования импрессивной речи.

Методика обследования понимания слов у детей с задержкой психического развития.

Это один из существенных этапов исследования импрессивной речи.

Для исследования понимания слов (номинативной функции слова) используются следующие приемы:

Ребенок должен показать называемые взрослым предметы. Более легким является называние предметов, изображение которых он видит на предъявленных ему картинках:

молния, клюв, ноготь, сачок, весло, вывеска, табуретка, калитка, сковородка

и т.д. Ребенку предъявляют ряд картинок (3-4-5) и предлагают показать, где клюв, где весло и т.д. Для детей 5-6 лет можно условия обследования усложнить, расширив объем воспринятого на слух. Перед ребенком раскладывают 6-8 картинок, и он должен показать последовательно 2-3 предмета. Можно использовать также следующий прием: ребенка просят показать предметы, которые не находятся непосредственно в поле зрения ребенка, но он должен их найти у себя или в окружающей остановке.

Для выявления понимания действия предъявляются пары картинок. Например, на одной картинке изображен ученик, читающий книгу, на другой – книга. Взрослый называет слово «читает» - ребенок должен показать соответствующую картинку.

Особое внимание должно быть обращено на понимание слов, сходных по звуковому составу, различение которых предполагает наиболее тонкий фонематический анализ. Слова, выбранные для обследования должны иметь сходную

звуко

-слоговую структуру, но различаться как гласными, так и согласными звуками. Предъявляются пары «конфликтных» картинок, и логопед называет одну из них.

Например

: слово –

молоток

, картинки –

молоко, молоток

; слово –

ворона,

картинки –

ворона, ворота

.

Для выявления особенностей понимания слов детьми, владеющими фразовой речью и имеющими более стертые проявления речевого недоразвития, следует использовать сложные виды заданий, направленных на актуализацию значений слов, на их правильный выбор в том или ином контексте. Приведем некоторые виды заданий.

Подобрать к названным определениям подходящие

предметы:

мокрый - …., тяжелый - ….., радостный - …..

Подобрать к названию целого название его части. Например,

платье – рукав, дверь

-….

, забор - …., дом - ….

Подобрать к названию общего понятия – частное. Например,

животное – собака, растение -

….

, насекомое - ….

Подобрать название предметов по их действиям.

Например,

….

– светит, …. – пишет, …. – шьет, ….. – висит.

Подобрать слова, противоположные по значению:

большой – маленький, правдивый - …, узкий -

….

, кислый - ….., храбрый - ….

Закончить предложение:

пластилин мягкий, а камень

….

; кашу варят густую и ….; ягоды земляники мелкие, а ягоды клубники ….

Имена прилагательные, данные в парах слов, заменить прилагательными, близкими по значению:

бесстрашный летчик, правильный ответ, занимательный рассказ.

Выбрать прилагательные, которые можно употребить с существительными, указанными в скобках:

густой, дремучий (лес, туман); старый, пожилой (человек, учебник).

Выбрать из слов, данных в скобках, наиболее подходящие по смыслу:

Утром к дому прилетела … (стая, стайка, стадо) воробьев. Они уселись на крыше и весело (пели, щебетали, чирикали) и т.д.

Образовать

уменьшительно

– ласкательную форму имени существительного от данного слова. Например,

голова – головка, рука – ручка, ухо – ушко, лоб – лобик.

Образование от имен существительных новых слов, обозначающих названия животных и их детенышей. Например,

волк- волчица – волчонок – волчата; медведь – медведица – медвежонок – медвежата.

Преобразовать имена существительные, обозначающие материал (

дерево, стекло, железо

) в имена прилагательные с помощью суффиксов. Например,

дерево – деревянный,

стекло -

стеклянный

.

Эти и подобные задания обычно выявляют у детей с недоразвитием речи недостаточность восприятия номинативной стороны слова. Нередко в ответах наблюдаются ассоциативные связи по случайным признакам.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×