Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

методика обучения | Айдиева Полина Ярашувовна. Работа №238858

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Айдиева Полина Ярашувовна
рассказывание по картинке

Методика обучения рассказыванию по картине.

 

Методом обучения связной речи является рассказывание детей.

Необходимо больше заботиться о развитии детского рассказывания. В развитии образного мышления ребенка и художественной выразительности речи рассказывание является одной из основных форм работы, через плавную, связную речь в рассказе ребенок учится строить ее логически и последовательно. Детское рассказывание помогает педагогу лучше понять ребенка, правильнее воздействовать на него, рассказывание ребят способствует культурной связи между ними, взаимопониманию и сближению. Руководить детским рассказыванием следует с самого малого возраста. Небрежность и невнимание к рассказу, к сообщению ребенка действует как отрицательный стимул: в другой раз ребенок уже не будет стремиться рассказать педагогу, поделиться с ним своим опытом. Помимо внимание педагога необходимо постепенно и у ребят вызывать внимательное отношение к рассказу товарища, нельзя кричать, стучать, мешать, когда кто-либо из ребят рассказывает педагогу.

Благоприятным стимулом для рассказывания является картина: она организует детское внимание, будит мысль, оживляет воспоминание ребенка – картина как зрительный раздражитель привлекает внимание коллектива. Дети легко объединяются при рассматривании картинки, охотно, наперебой стараются рассказать, что они знают.

В исследованиях В.В.Гербовой, С.Л.Рубинштейна, Е.А. Флериной, А.А.Люблинской, В.С.Мухиной отмечается, что уже в два года ребенок с удовольствием рассматривает картинки и называет их вслед за взрослым. С начала он смотрит на изображение отдельны предметов и слушает, что о них говорит взрослый, затем сам указывает пальцем на картинки и называет их: курочка, дядя, лошадка, и т.д. При этом для маленьких детей часто оказывается совершенно безразличным цвет, величина изображенного предмета, его положение в пространстве. Это безразличие к положению предмета есть результат его цельного, нерасчленснного отражения ребенком т.е. отсутствия аналитического подхода к воспринимаемому.

В.В.Гербова считает, что у дошкольников восприятие картинки значительно опережает их изобразительные возможности ( дети реагирует на содержание и изображение – цвет, форму, построение). Она выделяет в детском восприятии следующие тенденции:

-тяготение ребенка к яркому красочному рисунку;

-желание видеть на картинке все существенные признаки предмета;

-затруднения при восприятии светотеневого рисунка;

-затруднения малышей 3-5 лет при восприятии рисунка с ярко выраженной перспективной деформацией предмета;

-положительное отношение к ритмической простоте построения (композиция).

Развитие восприятия рисунка, по данным В.С.Мухиной, происходит по трем направлениям: изменяется отношение к рисунку как к отображению действительности; развивается умение правильно соотносить рисунок с действительностью, видеть именно то, что на нем изображено; совершенствуется интерпретация рисунка, т.е. понимание его содержания.

Характер ответов детей зависит и от тех вопросов, которые взрослый задает ребенку.

Р.Т. Овсепян показала, что от одного и того же ребенка можно получить все три формы рассказа по одной и той же картинке в зависимости от того, как поставлены вопросы. Если задать вопрос: «Что нарисовано на этой картинке?» - то ребенок дает простой перечень изображенных предметов: Собачка, мальчик, деревья, еще забор. При этом ребенок называет в любом порядке как существенные, так и второстепенные предметы, не имеющие прямого отношения к основному сюжету.

Таким образом, если воспитатели злоупотребляют вопросом: «Что это?» - это они невольно задерживают детей на самой низкой ступени восприятия, поскольку требуют от ребенка лишь узнавания отдельных предметов. Такие вопросы вызывают от ребенка лишь узнавания отдельных предметов. Такие вопросы вызывают определенную форму стереотипной реакции на привычный сигнал.

Специально поставленными вопросами, требующими от ребенка обозначения разных связей; существующих между предметами, изображенными на картинке, взрослый вызывает у детей поиски этих связей и их отражение. Когда воспитатель спрашивает: «Что делают дети?», « Где это происходит?», «Кто подошел к детям?», и т.д., то каждый такой вопрос является сигналом для поиска пространственных, функциональных связей или связей времени.

Рассматривание картин в раннем детстве преследует тройную цель:

1)упражнение способности к наблюдению;

2)поощрение сопутствующих наблюдению интеллектуальных процессов (мышления, воображения, логического суждения);

3)развитие языковых возможностей ребенка.

По своему содержанию картинка должна соответствовать возрасту детей и уровню их развития, но она достигает своего назначения только тогда, когда предоставляет простор расширения их умственного кругозора и для увеличения запаса слов. Дети проявляют исключительную любовь к картинкам..Надо стремиться, чтобы рассматривание картины способствовали развитию в детях эстетического чувстваети любят рассматривать картины индивидуально, руководствуясь собственными интересами и выбором, а потому должны быть картины и для свободного пользования детей.

Ведя с детьми занятия по картинкам, следует руководствоваться следующими основными положениями:

Картина должна быть графически грамотной и ни одной из своих деталей не искажать действительности.

Своим содержанием картина должна психологически соответствовать возрасту ребенка, а потому картины должны предлагаться детям в соответствующей последовательности.

Рассматривание картины может продолжаться лишь до тех пор, пока ребенок проявляет интерес и внимание.

Число картин, вводимых в детскую жизнь, должно быть педагогически обосновано.

Воспитание наблюдательности и сознательного созерцания отнюдь не должно ограничиваться использованием одних картин.

Картина, показывая детям, выставляется на доске или мольберте против света. Дети усаживается против нее полукругом. Для показа необходима специальная палочка. Показывать пальцем не дозволяется.

Картина должна быть высокохудожественной.

Содержание картины должна быть интересным, понятным, воспитывающим положительное отношение к окружающему.

Исходя из исследований А.М.Леушиной, рассказы детей по картине ситуативны. Характерно отсутствие четкой логики, дети просто называют отдельные фрагменты. В рассказах у детей преобладает примитивный синтаксис: короткие, незаконченные предложения. Все эти особенности говорят о том, что рассказы детей по картинке несовершенны. Дети дошкольного возраста нуждаются в обучении рассказыванию по картине.

Методика обучения рассказыванию по картине состоит из двух частей: 1 часть- подготовка детей к обучению рассказыванию. Она реализуется через рассматривание картины. Рассматривание направлено на установление разнообразных связей

Роль картинки для детей младшего возраста преимущественно заключается в закреплении и углублении детского опыта и лишь в небольшой мере в его расширенииассматривание начинается с выяснения картины и молчаливого ее созерцания. Но поскольку малыши не могут молча смотреть на картину, воспитатель поддерживает разговор, обращает их внимание на предмет или персонаж и постепенно развертывает беседу. Основной методический прием здесь вопросы. Вопросом педагог сразу выделяет центральный образ ( кого вы видите на картине?), затем рассматриваются другие объекты, предметы, их качества. Так последовательно идет восприятие картины, выделяются яркие детали, активизируется словарь, развивается диалог. Вопросы должны быть понятными, направленными на установление связей между частями картины, на постепенное усложнение. Кроме вопросов, используются пояснения, игровые приемы. Последовательность вопросов обеспечивает целостное восприятие картины, а игровые приемы поддерживают интерес к ней.

При рассматривании картин воспитатель учитывает интересы детей, их психологические особенности. Так, если картина динамична, лучше в первую очередь обратит внимание на динамику, действия персонажей. Если картина яркая, красочная или на ней изображено то, что бросается в глаза, с того и нужно начинать рассматривание. Заранее картину (до занятия) детям показывать не рекомендуется, так как новизна восприятия потеряется, интерес к картине быстро пропадает. Самостоятельное восприятие у детей развито недостаточно.

В среднем дошкольном возрасте для рассматривания рекомендуется более сложные предметные и сюжетные картины. Беседы по картинам усложняются, дети учатся видеть не только главное, но и детали. Во время рассматривания можно предложить описать один из объектов, привлечь детский опыт. В заключение можно прочитать рассказ на эту тему.

В старшем дошкольном возрасте в беседе по картинам особое внимание обращают на более детальное рассматривание в силу большей сложности содержания. Картина может рассматриваться по частям. В начале – главное, затем детали, которые дети должны заметить сами. Развитию творчества способствует прием придумывания детьми названия картины, обсуждения его, выбора наиболее удачного, сравнения с настоящим названием.

2 часть- обучение детей рассказыванию.

К рассказыванию по картине дети младшего возраста подводятся постепенно, через другие занятия, на которых учатся воспринимать содержание картинки, правильно называть изображенные на ней предметы и объекты, их качества, свойства, действия, отвечать на вопросы с их помощью составлять описание. У детей постепенно формируют умение связно, последовательно рассказывать о содержании картины с помощью вопросов воспитателя, его дополнений.

В процессе такого рассказывания активизируется словарь детей. Занятие заканчивается небольшим обобщающим рассказов воспитателя, который объединяет детские высказывания. Можно прочитать какой – нибудь авторский рассказ. Потешки, загадки, короткие стихи могут быть использованы в самом начале, в ходе беседы, при ее завершении.

Важно мотивировать речевую деятельность: показ картину и рассказать о ней своей любимой игрушке, маме, кукле. Можно предложить еще раз внимательно посмотреть на картину, запомнить ее и дома сделать рисунок. В свободное время надо рассмотреть рисунок и предложить ребенку рассказать о нем.

Средний дошкольный возраст характеризуется становлением монологической речи. Продолжается обучение описанию предметных и сложных картин. Проводятся беседы по сюжетным картинам, заканчивающиеся обобщением, которое делает воспитатель или дети. Постепенно дети подводятся к связному последовательному описанию сюжетной картины, в основе которого первоначально лежит подражание речевому образцу.

Для рассказывания даются картины, которые рассматривались в младшей группе, и новые, более сложные по содержанию. Структура занятий проста. Вначале дети молча рассматривают картинку, затем проводится беседа, уточняющая основное содержание и детали. Далее дается образец и предлагается рассказать о содержании картины. Необходимость образца объясняется недостаточным развитием связной речи, бедностью словаря, неумением последовательно излагать события, поскольку еще нет четкого представления о структуре повествования. Образец учит последовательности изложения событий, правильному построению предложений и соединению их друг с другом, отбору необходимой лексики. Образец должен быть достаточно коротким, преподносится живо, эмоционально.

В начале дети воспроизводят образец, а позднее рассказывают самостоятельно, внося в рассказ свое творчество

Следующий этап работы – рассказывание по серии сюжетных картин (не более трех) .- возложен при наличии у детей умения описывать картины. Рассматривается и описывается каждая картина из серии, затем высказывания детей объединяются в один сюжет воспитателем или детьми. Причем уже в процессе рассматривания выделяются начало, середина, конец развивающегося во времени сюжета.

Основным приемом обучения по – прежнему остается образец. По мере овладения детьми речевыми умениями роль образца меняется. Образец дается уже не для воспроизведения, а для развития собственного творчества. Возможны варианты применения образца: он касается одного эпизода картины или отдельных персонажей; предлагается в виде начала (дети продолжают и заканчивают его); может даваться после нескольких детских рассказов (если они однообразны); может вообще не использоваться или заменяется литературным произведением. Используются план в виде вопросов и указаний воспитателя. Как правило, план воспитателя содержит небольшое количество пунктов. Чем сложнее картина, тем подробнее должен быть план.

В старшей группе продолжается обучение построению рассказа по серии сюжетных картин. Такой вид рассказывания способствует развитию умения выстраивать сюжетную линию высказывания, формирует представление об его композиции. Рассказы по серии сюжетных картин готовят детей к творческому рассказыванию по картине, к придумыванию начала и конца к изображенному эпизоду.

В подготовительной к школе группе дети должны уметь самостоятельно составлять описание и повествование по картине, с правильной передачей содержания, с соблюдением соответствующей структуры, с использованием образной речи. Особое внимание уделяется самостоятельности и творчеству.

 

 

 

 

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×