Статья Методика подготовки глухих и слабослышащих студентов к участию в научно-практических конференциях. Автор: Лозина Мария Васильевна

Автор: Лозина Мария Васильевна
В статье раскрывается специфика подготовки глухих и слабослышащих студентов к участию в научно-практических конференциях.


Автор: Лозина Мария Васильевна

МЕТОДИКА ПОДГОТОВКИ ГЛУХИХ И СЛАБОСЛЫШАЩИХ СТУДЕНТОВ К УЧАСТИЮ В НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИХ КОНФЕРЕНЦИЯХ

Лозина М.В.

Требования к профессиональным компетенциям современных специалистов включают в себя способность к творческому поиску, умение находить решение в нестандартных ситуациях. В связи с этим ключевой задачей профессионального образования становится формирование инновационной, системно-креативной культуры мышления, обучение технологиям практической реализации полученных знаний. Это особенно важно для профессионалов с ограниченными возможностями здоровья, в частности, инвалидов по слуху, что может дать им дополнительный шанс на достижение успеха в мире жесткой конкуренции с валидными партнерами.

Одним из путей развития творческого потенциала студентов является привлечение их к научно-практическим конференциям и конкурсам профессионального мастерства. Студенты с особыми образовательными потребностями получают не только профессию, но и возможность успешного творческого роста и личной самореализации через участие в различных конкурсах.

При подготовке обучающихся с нарушениями слуха необходимо учитывать их психологические особенности:

Недостаточный уровень овладения речью является препятствием для полноценного развития всей познавательной деятельности глухих и слабослышащих обучающихся; речевая недостаточность становится причиной своеобразия их восприятия, памяти и мышления.

К числу проблем, характерных для нарушения слуха, можно отнести:

- замедленное и ограниченное восприятие;

- недостаток речевого развития;

- недостаток развития мыслительной деятельности;

- пробелы в знаниях;

- недостатки в развитии личности (неуверенность в себе и неоправданная зависимость от окружающих, низкая коммуникабельность, эгоизм, пессимизм, заниженная или завышенная самооценка, неумение управлять собственным поведением);

- некоторое отставание в умении анализировать и систематизировать воспринимаемый материал, оперировать образами, сопоставлять вновь изученное с изученным ранее. У глухих и слабослышащих хуже, чем у слышащих сверстников, развит анализ и синтез объектов. Это выражается в том, что глухие и слабослышащие меньше выделяют в объекте детали, часто опускают малозаметные, но существенные признаки.

У слабослышащих и глухих студентов зрительный анализатор работает с перегрузкой, причем тем большей, чем сильнее поражены органы слуха. Это приводит к снижению скорости восприятия информации и повышенной утомляемости.

Приведем некоторые методические рекомендации по эффективной организации этапов исследовательской работы обучающихся.

Традиционно первым этапом в подготовке к научно-практической конференции является выбор темы. Знакомство с темой научной работы необходимо начинать с введения профессиональных терминов и профессиональной лексики. Термин записывается на доске или бумажном носителе и показывается дактильно, затем объясняется смысл и совместно с обучающимся подбирается или придумывается жест, в наибольшей степени соответствующий смыслу данного термина.

На этапе работы с научной литературой происходит объяснение принципов работы с библиотечными каталогами (традиционными и электронными), поиска нужной информации в книгах, научных журналах, в сети Интернет. Процесс сбора информации прививает навыки научного поиска, значительно расширяя научный и культурный кругозор, достаточно узкий у многих обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.

Для слабослышащих эффективна практика опережающего чтения, когда обучающийся заранее знакомится с материалом и обращает внимание на непонятные слова и выражения. Такой вариант организации работы позволяет им лучше ориентироваться в потоке новой информации, заранее обратить внимание на сложные моменты.

В зависимости от уровня речевого развития, словарного запаса определяется роль научного руководителя в подборе научной литературы, написании черного варианта доклада. Так, у глухого ребенка научный руководитель в большей степени будет выступать в роли соавтора, ответственного за все этапы написания работы.

На третьем этапе научный руководитель излагает основное содержание темы работы. Студенты лучше воспринимают тот материал, который предъявлен наиболее легко воспринимаемой форме. Для глухих и слабослышащих такой формой является жестовый язык. Краткое содержание темы работы дублируется в компьютерной презентации. Применение компьютера позволяет представить краткое изложение материала со схемами, графиками, рисунками и спецэффектами для лучшего восприятия. Такое повторение является естественным элементом процесса изучения для инвалидов по слуху, у которых образное восприятие гораздо эффективнее, чем восприятие однородного текста. Компьютерные средства позволяют: визуализировать изучаемый объект, развить определенный вид мышления (наглядно-образный, теоретический).

Глухие и слабослышащие студенты редко прибегают к специальным приемам мышления в процессе усвоения материала, запоминают его без соответствующей логической обработки. Таким образом, возникает необходимость формирования у студентов логических умений, т.е. сознательного использования средств логики.

По мере изучения материала научной работы можно давать обучающемуся задания для более глубокого изучения информации и формирования логического мышления: назвать существенные и несущественные признаки, дать определения понятиям, о содержании которого говорится в материале, выделить признак, по которому следует систематизировать материал, составить по ходу изучения материала классификационную таблицу и т.д.

Внимание у обучающихся с нарушенным слухом в большей степени зависит от изобразительных качеств воспринимаемого материла: чем они выразительнее, тем легче слабослышащим студентам выделить информативные признаки или явления. Поэтому в процессе заучивание информации рекомендуется использовать разнообразный наглядный материал.

При запоминании словесного материала у глухих и слабослышащих обучающихся с тяжелой степенью поражения могут наблюдаться замены слов: замены по внешнему сходству звучания слов, смысловые замены. Некоторые основные понятия материала обучающихся с нарушенным слухом необходимо объяснять дополнительно.

Создание итогового текста выступления глухого или слабослышащего обучающегося требует обязательного участия сурдопереводчика.

На этапе непосредственной подготовки к научно-практической конференции происходит обучение первым навыкам публичных выступлений, проговариванию информации (у слабослышащих). Это придает обучающимся, в силу недуга часто замыкающимся в «скорлупу интровертности», уверенность в себе как творческой личности, помогает преодолеть неразвитые практические навыки, инфантильный характер.

 

 

 

Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x