Статья Методика подготовки учащихся к концертному выступлению.. Автор: Николаева Наталья Александровна

Автор: Николаева Наталья Александровна
В работе освещены основные причины сценического волнения и даны рекомендации как с ним справится!


Автор: Николаева Наталья Александровна
Методическая разработка по теме :
Методика подготовки учащихся
к концертному выступлению
Выполнила:
Преподаватель МБУ ДО ДШИ № 10
Николаева Наталья Александровна
2019г.
Публичное выступление для пианиста – это решающий момент в творческой жизни, итог длительной работы музыканта (как зрелого, так и начинающего) над произведением. И, конечно же, это необходимый этап в системе обучения и становления музыканта, где все взаимосвязано: воспитание музыкального мышления, творческого воображения, технических навыков, памяти, сосредоточенности в работе над произведением и общей культуры. Уже в период обучения в детской музыкальной школе, ученик должен привыкать к тому, что выступление – это серьезное дело, за которое он несет ответственность перед слушателем, перед автором произведения, перед родителями, перед самим собой и перед своим педагогом. Выход на сцену – праздник, лучшие минуты его жизни, когда он может получить громадное художественное удовлетворение.Концертное выступление в большей степени зависит от индивидуальных способностей музыканта и контроль педагога в работе над произведением. Поведение на сцене, самочувствие во время игры, реакция на отношение слушателей – все это выявляется у каждого исполнителя по-своему.Даже у одаренных детей на этом этапе иногда происходят срывы, наносящие серьезные психические травмы, что служит причиной их отказа от выступлений.
Концертное волнение нужно рассматривать как разновидность эмоциональных состояний. Одному ученику волнение помогает прекрасно справиться со своей творческой задачей, что способствует яркому исполнению, то другому приходиться затрачивать больше энергии на преодоление волнения и при этом исполнитель не всегда достигает желаемого результата. Если произведение действительно выучено, то никаких сомнений памяти, не должно и быть. Сомнение в успехе, состояние беспокойства и неуверенности может подействовать разрушающе на творческую настройку. Музыкант не должен беспокоиться о том, как бы не забыть нотный текст. Сама по себе память,— пишет Коган, — тут по большей части не при чём. Музыканты волнуютсяоттого, что боятся забыть, забывают же оттого, что волнуются. Уверенность движений не менее важна, чем уверенность памяти. Если движения рук и пальцев вдруг становятся менее уверенными, то это сразу же отражается на звучании и эмоциональном тонусе игры. Чрезмерная эмоциональная напряженность ведет обычно к зажатому звуку, неустойчивому метроритму, ускорению мелких длительностей.Пианист должен научиться игнорировать любой промах, допущенный во время исполнения. Вместо того чтобы думать о неудаче, надо направить свои мысли к случаям, когда он выступал с особым успехом.
Как известно — приятные эмоции вытесняют страхи. Хотя волнение может иметь физические причины: например, холодные руки. Даже самый опытный музыкант не застрахован от провала на сцене, если он не готов к исполнению. Уровень подготовки исполнителя зависит не только от его опыта или мастерства, но и от того, что с ним происходит до начала исполнения. Возможны такие симптомы, как дрожь коленей, тряска рук, выпадение текста, просто боязнь выхода на сцену.Любая форма волнения обостряется усталостью. Музыканту-ученику важно тренировать психологическое и эмоциональное состояние, как на уроках, так и в домашних занятиях. Важно создать обстановку, приближенную к концертной. Перед выходом сделать 10 приседаний, чтобы участилось сердцебиение, сбилось дыхание. Лучше всего, чтобы ребенок стоял на возвышенности, это может быть и невысокий стульчик и импровизированная сцена. Объявить номер, при выходе ребенок должен кланяться – все как на сцене. Педагог не должен прерывать такое выступление, после проигрывания обязательно надо вместе с учеником проанализировать, проговорить положительные и отрицательные моменты в исполнении данного произведения. Как показывает личный опыт, полезна игра с помехами и отвлекающими факторами (для концентрации внимания). Можно включить телевизор на среднюю громкость и попытаться сыграть программу. Более сложное задание – сделать то же задание с завязанными глазами. Подобные упражнения требуют большого нервного напряжения, но воспитывают внимание и сосредоточенность. В предконцертные дни, чем меньше занимается музыкант, тем лучше. Он должен, не напрягая внимания, просто просматривать программу. Накануне концерта нужно проиграть программу только один раз, обязательно по нотам. Если ученик чувствует, что ему нужно позаниматься, он должен ограничить себя упражнениями или проигрыванием других произведений.
В процессе разыгрывания рук перед концертом нужно помнить о такой психологической особенности исполнителя, как темпы проигрывания: игра в быстром темпе перед самым выходом на сцену обычно ведет к усилению беспокойного состояния и ненужному растрачиванию нервной энергии. Существует целый ряд причин, вызывающих боязнь концертных выступлений: непривычная обстановка, недостаточная техническая оснащенность, неудачно подобранный репертуар, неуверенность в своих силах, неправильное психическое воздействие на ученика со стороны педагога и окружающих.
Что должен сделать педагог, чтобы воспитать у ученика хорошее эстрадное самочувствие? Как и когда должно происходить его знакомство со сценой? Опытные педагоги и психологи считают, что приучать ребенка к сцене нужно как можно раньше, с первых шагов обучения. Известно, в детском возрасте формируются качества будущей личности музыканта – исполнителя. И очень важно не упустить это время, когда психика ребенка направлена в основном на выражение положительных эмоций, что является серьезной предпосылкой для формирования ощущения удовлетворения от собственной игры, удовольствия от общения со слушателями.Очень важно для дальнейшего развития ученика, чтобы самые первые его выступления были удачными. Большое значение для ученика имеет выбор программы и технические способности. Но даже менее удачное выступление не должно вызывать отрицательную реакцию у педагога на ученика. И со временем должна сформироваться вера в свои силы и желание общения с публикой. Именно это является важным в дальнейших успехах и формировании музыканта-исполнителя. Возвращаясь к причинам концертного волнения, следует рассмотреть – непривычная обстановка. Изменившаяся обстановка вызывает чувство дискомфорта и неуверенности. Поэтому перед концертом необходимо позаботиться о предварительных репетициях на сцене, так как каждый зал имеет свои акустические особенности.
Рассмотрев причины концертного волнения, можно сказать, что большую роль для успешного выступления играет правильный психологический настрой музыканта, который влияет как на эффективность работы, так и на стабильность выступления. Говоря об общем режиме перед концертом, можно сказать, что он не должен резко отличаться от ритмической жизни и работы исполнителя. Лучше всего находится в одиночестве и спокойно обдумывать программу, так как пустая болтовня вредна. Некоторые исполнители прибегают к использованию дыхательной гимнастики, отмечая, что волнение сопровождается повышением импульса и учащением дыхания. Не надо забывать о режиме питания, главное не играть на концерте сытым, так как общая активность снижается и мышечная деятельность препятствует пищеварению. Разобрав некоторые средства борьбы с волнением, главное, чтобы, выходя на сцену, исполнитель верил в себя, в свое исполнение. Надо развивать радостное отношение к концертному выступлению, чтобы оно было праздником, а не страшным судилищем. Не нужно бояться эмоциональных выступлений, ибо бояться их – значит бояться жизни. Эмоция – это выражение жизни и не иметь их, значит не жить.
В заключении хочется сказать, что, конечно, приобретение уверенности на сцене – это длительная работа музыканта и его педагога. Но часто от повышенного чувства ответственности происходят срывы на сцене. Замечательный альтист и педагог В.В. Борисовский напутствовал своих учеников перед выступлением: Не играй лучше, чем ты можешь, – снимая тем самым излишнюю установку на максимум исполнения, приводящую к зажатости.
Универсальных рецептов для преодоления негативных форм сценическоговолнения не существует; каждый должен выбрать для себя свой собственный, проверенный временем способ подготовки к концертному выступлению. Выбирая те или иные приемы психологической подготовки, необходимо учитывать индивидуальные особенности учащегося.Но главное – дело не только в знании рецептов. Любой музыкант долженпомнить о том, что на сцене он обязан забыть о страхе и все свои мысли направить к осмыслению той музыки, которая будет исходить из-под его рук.Он должен выступить посредником между композитором и слушателем, показатьнаилучшую игру, на что он способен.
Список литературы:
1. Григорьев В. Ю. Исполнитель и эстрада. Москва-Магнитогорск, 1998г.2. Капустин Ю.В. Музыкант-исполнитель и публика Исслед.-Л.Музыка, 1985г.3. КоганГ.М. О психологии творческой работы. Избранные статьи, Выпус3,Советскийкомпозитор 4. Коган Г.М. У врат мастерства. Москва, 1969г.5. Ойстрах Д.В. Воспоминание Статьи. Музыка. Москва, 2008г.
Скачать работу
comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x