. Номер работы: №39477
Автор: Лосева Ирина Николаевна
Методика преподавании литературы.
Литература изъята из законов тления. Она одна не признает смерти. Михаил Евграфович Салтыков-Щедрин
Методика преподавания литературы как наука существует более двухсот лет. Но и сегодня дискутируется вопрос о её содержании и задачах. Ряд педагогов считает, что методика преподавания того или другого предмета, а литературы в особенности, не столько наука сколько искусство. Успех преподавания, отмечают они, определяется личными способностями преподавателя, отсутствие которых не возмещается знанием методики: нужны лишь знания самого предмета и любовь к нему, а педагогический талант и практический опыт обеспечат высокое качество преподавания.
С этим нельзя согласиться, так как ни одна профессия, в том числе и педагогическая, не может развиваться и совершенствоваться, рассчитывая только на талант. На мой взгляд, следует говорить о мастерстве, о действительном знании воспитательного процесса, о воспитательном умении, решает вопрос мастерство, основанное на умении, на квалификации.
В процессе обучения и воспитания большое значение имеет личность преподавателя, его человеческие качества, мировоззрение, любовь к своему предмету и к студентам, увлечённость профессией, постепенное систематическое накопление опыта преподавания.
Любая наука имеет право на существование как отдельная, самостоятельная отрасль знания при наличии трёх условий:
1. предмета исследования, который не изучается ни одной другой наукой;
2. общественной необходимости исследования данной учебной дисциплины;
3. специфических методов научного исследования.
Основная задача методики преподавания литературы как науки - открытие закономерностей этого процесса, которые не сводятся ни к закономерностям литературоведческим, ни к закономерностям дидактическим и психологическим.
Литературоведение изучает закономерности развития художественной литературы, дидактика - общие закономерности обучения, психология - закономерности психической деятельности человека. С этими науками методика непосредственно соприкасается, опирается на их данные, но решает при этом свои специфические задачи.
На основе открытия закономерностей процесса обучения методика разрабатывает основные принципы преподавания, а также частные правила, представляющие собою исходные данные для руководства практикой.
Методика преподавания литературы - педагогическая наука, предметом, которой является общественный процесс воспитывающего обучения студентов литературе как учебному предмету и задача которой состоит в открытии закономерностей этого процесса с целью более глубокого правильного руководства им.
Общественное значение методики преподавания литературы обусловлено огромным воспитательным значением художественной литературы.
Обучение литературе входит составной частью в работу техникума в целом, поэтому методика тесно связана с дидактикой, разрабатывающей общую теорию и общие принципы обучения.
Методика преподавания литературы тесно связана с литературоведением - методологией, теорией и историей литературы. Эта связь обнаруживается в определении цели, содержания, структуры курса литературы. Методология литературы оказывает влияние и на методы обучения.
Методика связана и с эстетикой, в процессе изучения литературы затрагиваются и философские, этические, исторические, языковедческие вопросы.
В решении ряда проблем методика преподавания литературы соприкасается и с психологией. Эта связь обнаруживается двояко: это психология художественного восприятия и психология обучения, умственного и нравственного развития учащихся, их воспитания.
Но психология и методика не совпадают по предмету изучения: педагогическая психология изучает психическую жизнь студентов; методика-педагогический процесс обучения как общественное явление, усвоение студентами круга знаний, общее и литературное развитие, формирование умений и навыков.
Педагогический процесс в техникуме - явление очень сложное, в котором взаимосвязана обучающая работа преподавателей и учебная работа студентов по разным предметам. Поэтому методика каждого предмета должна изучать взаимосвязи различных, особенно близких предметов - русского языка, литературы, истории, обществознания.
Структура каждой науки отражает структуру предмета ее изучения. Структура методики литературы отражает процесс обучения литературе в техникуме. Основные элементы этого процесса: цели обучения, учебный процесс, преподаватель, студент.
Цели обучения влияют на отбор материала и систему его организации в учебном процессе; учебный предмет диктует систему и методы его изучения преподавателю; деятельность преподавателя формирует знания, умения, навыки студентов.
Методика преподавания литературы разрабатывает проблемы, цели и задачи преподавания литературы в техникуме. Курс литературы должен отвечать воспитательным и образовательным задачам техникума, требованиям научности и возрастным особенностям студентов.
Методика руководит созданием типовых программ, в которой указаны произведения, подлежащие изучению; определен круг классного и внеклассного чтения на разных ступенях обучения; разработана система знаний и умений по теории и истории литературы и система развития устной и письменной связной речи, намечены межпредметные связи.
Разработка методов обучения связана с решением таких проблем: взаимосвязь содержания и методов обучения; метод науки и метод обучения, сущность литературного развития, пути и приемы анализа художественного произведения и т.д.
Методика разрабатывает также проблему студента и учебных пособий, проблему наглядности и использования технических средств обучения.
Методика, как и дидактика, различает следующие формы организации учебного процесса: учебное занятие, факультативные занятия, внеклассные занятия (кружки, экскурсии, литературные вечера, выставки и т.д.).
Важнейшее значение имеет и вопрос о профессиональной подготовке преподавателя литературы, его творческой лаборатории, его профиля как специалиста.
Предмет научного исследования в методике - обучение студентов литературе как учебному предмету. Следует различать практическое изучение процесса обучения преподавателем для совершенствования личного мастерства, теоретическое изучение с целью развития теории методики, совершенствования практики обучения в целом.
Вопрос о методике преподавания литературы в техникуме очень актуален в наши дни. Так как большинство студентов крайне редко отдают предпочтение чтению художественной литературы. Поэтому перед преподавателем всегда стоит первоочередная задача- заинтересовать обучающихся, вызвать у них интерес к чтению. А помочь преподавателю в этом может только упорная и трудоёмкая работа по усовершенствованию методики преподавания литературы.