Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 25.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методика проведения подвижных игр для детей раннего дошкольного возраста | Мавлутова Ирина Юнировна. Работа №238989

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Мавлутова Ирина Юнировна
Подборка подвижных игр

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

№ 74 «Филиппок»

 

 

 

 

 

 

Методика проведения подвижных игр для детей раннего дошкольного возраста

 

 

 

Выполнила воспитатель: Мавлутова Ирина Юнировна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2020 г.

 

 

 

 

 

Дети 2-3 лет чрезвычайно активны. Свою активность они проявляют в многократно повторяющих движениях: перебегают с одного места на другое, перенося игрушки или какие-либо предметы, влезают и слезают с невысоких скамеек, диванчиков, ходят и бегают, возят автомобили, каталки, вертушки, бросают и катают мячи, догоняют их и т.д. Самостоятельная двигательная деятельность является важным условием общего развития ребенка, поэтому воспитатель младших групп должен позаботиться о том, чтобы как на площадке, так и в помещении было много свободного места, достаточное количество игрушек, стимулирующих движение детей, пособий, необходимых для развития движений.

Воспитателю нужно уметь косвенно руководить самостоятельными играми детей. Наблюдая за ними, он должен для себя отметить, кто не умеет играть с той или иной игрушкой, кто малоподвижен или, наоборот, слишком много двигается. Учитывая индивидуальные особенности и возможности малышей, педагог осторожно руководит их деятельностью. Одним помогает освоить действия с новой игрушкой, другим предложит поиграть с ним в мяч, третьим, наоборот, найдет занятие поспокойнее. Зная, что малыши, особенно в первой младшей группе, любят играть в одиночку, он должен дать им такую возможность, но в то же время должен стараться привлечь детей к совместным играм. В работе с малышами очень важны специально организованные подвижные игры и упражнения, протекающие при непосредственном руководстве взрослого.

Подбор игр

Содержание игр должно соответствовать уровню развития и подготовленности играющих, быть доступным и интересным для них. Трудность подвижных игр и игровых упражнений для детей от 2 до 3 неодинакова, она зависит от насыщенности их различными моторными действиями. Поэтому следует так подбирать игры, чтобы двигательные задания в них, даже основанные на одном и том же движении, усложнялись постепенно. Такая система игровых упражнений постепенно подводит детей к правильному выполнению основных движений, обеспечивает повторение и закрепление усвоенных ранее навыков и умений.

Надо стремиться к тому, чтобы игровые образы были поняты и интересны детям. Это могут быть уже знакомые образы (кот, птичка); с неизвестными персонажами малышей легко познакомить, используя картинку, игрушку, сказку, книжку (медведь, лиса, заяц и др.). Важно, чтобы движения персонажей игр были разнообразны, но доступны для исполнения маленьким детям. Поэтому необходимо, чтобы им был хорошо знаком персонаж, которому они подражают.

В работе с малышами рекомендуется использовать и игры с небольшим художественным текстом, который подсказывает детям движения и заменяет в игре правила («Поезд», «Зайка беленький сидит» и др.). Произносить текст нужно звонким, достаточно высоким голосом, так как это более естественно для детей. Как только дети научатся действовать по словесному сигналу, можно вводить правила игры. Вначале совсем простые, например: «Как я скажу «дождик», бегите к своим стульчикам». Или: «Как кошка замяукает, так все мышки побегут прятаться в норки».

Очень важно иметь в виду, что разнообразие двигательных заданий обеспечивается не только тем, что в каждой игре используется новое по характеру движение, но и тем, что в нескольких играх одно и то же движение выполняется под разным построением и в разных ситуациях. Выполнение этих движений имеет большое значение для развития координации малышей, ориентировки их в пространстве, а также способствовать воспитанию их активности и самостоятельности.

Подбирая игры, воспитатель должен учитывать состав группы детей. Начинать игру следует с небольшой группой (3-4 человека), чтобы дети могли двигаться в удобном для них ритме. Когда они научатся бегать по всей комнате или площадке, не мешая друг другу, игру можно проводить с большим количеством детей (8-10 человек).

Подбирая игру, необходимо учитывать состояние детей, их физическую и психическую нагрузку перед игрой, чтобы не вызвать переутомление малышей. Поэтому в игры с новым для детей движением, требующие большого внимания, целесообразнее играть утром, когда дети еще не утомились.

Выбор игры зависит также от времени года, погоды, температуры (в помещении или на участке), одеждой детей, имеющегося оборудования и т.д. При выборе игры нужно учитывать, в какое время дня она проводится. Подвижные игры разного характера следует сочетать с играми и занятиями, которые имеют место в режиме дня. В конце дня, незадолго до сна, игры должны быть более спокойными.

Подвижные игры в режиме дня

Подвижные игры проводятся с малышами ежедневно. В утренние часы до завтрака, целесообразно дать детям возможность поиграть самостоятельно. Для этого нужно вынести различные игрушки, помочь детям найти себе занятие, подбадриванием, шуткой способствовать созданию у них бодрого, радостного настроения.

Воспитатель может провести игровые упражнения с несложными заданиями, простые игры спокойного характера с небольшими группами детей или с несколькими детьми индивидуально. Более подвижная игра, организованная со всей группой детей, может заменить утреннюю гимнастику. Такая форма проведения утренней гимнастики может быть использована в начале года, когда в коллективе много новых детей, впервые пришедшие в детский сад. Со временем, когда дети привыкну, вводится утренняя гимнастика, состоящая из отдельных упражнений.

Нецелесообразна активная двигательная деятельность и сразу после завтрака. Перед занятиями уместны игры средней подвижности, для малышей это игры чаще всего индивидуального порядка.

Наиболее полезны и целесообразны подвижные игры на свежем воздухе, во время прогулки. Лишь в ненастную погоду (дождь, ветер, холод) игры надо организовывать в помещении, но при этом желательно использовать зал, так как в групповых комнатах не всегда возможно полноценно провести подвижную игру с большим количеством детей.

На утренней прогулке после занятий проводятся разные по характеру подвижные игры. Их количество и длительность в отдельные дни недели не одинаковы.

Подвижные игры включаются и в те дни, когда есть музыкальные и физкультурные занятия. В такие дни подбирают игры с менее активными действиями и проводят их не в начале, а в середине прогулки.

В режиме дня подвижные игры могут быть организованы как со всей группой, так и по подгруппам. Это зависит от характера действий, количества играющих, их подготовленности, условий проведения и других факторов.

Для обеспечения достаточной двигательной активности детей в режиме дня предусматривается определенная длительность не только физкультурных занятий, но и ежедневных подвижных игр на прогулках (как на утренней, так и на вечерней). Для детей раннего возраста длительность подвижных игр может быть 6-8 мин. В другие дни (без физкультурных занятий) следует проводить подвижные игры в сочетании с различными физическими упражнениями. Их общая длительность может доходить 10-15 мин.

Подвижные игры обязательно включаются в занятия физической культуры. Они проводятся после упражнений в основных движениях с целью повышения физиологической нагрузки и эмоциональности занятия. Для этой цели подбираются игры, требующие активных действий всех детей одновременно. Одна и та же игра может повторяться на 2-3 занятиях подряд, затем используется новая, а через несколько занятий можно снова возвратиться к первой игре.

На занятиях по физической культуре могут быть включены две игры. Одна, более подвижная – в основную часть, вторая, более спокойная – в заключительную часть занятия; цель последней – успокоить детей, несколько снизить физиологическую нагрузку, полученную ими в основной части.

Подготовка к игре

Подготовка к игре состоит из нескольких важных моментов. Одним из них является предварительное ознакомление с содержанием подвижных игр. Хорошее знание практического материала позволит легче справиться с подбором игр, их подготовленностью, правильно выбрать игру в зависимости от условий проведения, количества детей, наличие пособий, состояние погоды, воспитательных задач ит.д.

Второй момент – это подготовка к проведению уже конкретной игры. Здесь необходимо, прежде всего, знать, в каких условиях будет проводиться игра; на участке или в помещение, в групповой комнате или зале, с каким количеством детей. Это поможет заранее продумать, как разместить играющих на имеющемся пространстве, чтобы они могли свободно двигаться. Заранее нужно уточнить и содержание игры, ее правила, повторить текст (если он есть в игре), продумать приемы активизации детей, использование отдельных пособий, игрушек. Малышей до игры надо познакомить с неизвестными им персонажами при помощи картинки, игрушки, сказки. Это поможет им быстрее освоить игровые действия.

Третий момент подготовки – непосредственно перед игрой обратить внимание на гигиеническое состояние помещения или площадки, где будет проходить игра: в групповой комнате или зале надо провести влажную уборку, открыть фрамуги, форточки или окна.

При проведении подвижных игр на свежем воздухе площадку следует освободить от посторонних предметов, подмести, и если возникает необходимость, то предварительно полить, чтобы не было пыли.

Непосредственно перед началом игры малышей можно привлечь к расстановке игрушек и пособий. Такое активное участие в подготовке повышает их интерес к игре, к выполнению игровых заданий.

Когда все продумано и подготовлено заранее, воспитатель может провести игру с большой пользой для детей, обращая все свое внимание при руководстве игрой на выполнение поставленных ею задач.

Руководство подвижной игрой

Несмотря на то, что дети очень любят играть в подвижные игры, они не могут организовать игру, даже хорошо им знакомую самостоятельно.

Подвижные игры с малышами организует воспитатель, хотя часто они могут быть начаты по желанию детей.

При проведении подвижной игры необходимо помнить о выполнении основных образовательно-воспитательных задач. Одной из таких задач является развитие и совершенствование движений детей. Малыши должны соблюдать, хотя бы в общих чертах, обусловленный сюжетом и правилами способ выполнения движений. По мере приобретения детьми двигательного опыта требования к выполнению движений должны увеличиваться. Вторая задача – приучать детей действовать в коллективе в соответствии с правилами игры. При этом большое внимание уделяется воспитанию у детей организованности, дисциплины, умение сдерживать себя, выполнять двигательные задания по сигналу.

Выполнение этих задач зависит от того, как педагог сумеет привлечь малышей к игре, заинтересовать их. Одним из важнейших условий при этом является общение детей со взрослым и между собой.

В освоении детьми новых движений, в развитии самостоятельной двигательной активности ребенка воспитателю принадлежит ведущая роль.

Очень важно, чтобы воспитатель был в игре не только исполнителем ответственной роли, но и просто рядовым участником (птичкой, зайкой и т.д.). Малыши с удовольствием играют, когда взрослые проявляют интерес ко всем их действиям в играх и сами в них активно участвуют, показывая пример правильного выполнения движений. Веселый, ласковый тон воспитателя подкупает малышей, им передается его радостное настроение. В таких случаях дети очень внимательно прислушиваются к каждому слову педагога, выполняют все его требования, охотно повторяют игры, хорошо их усваивают.

Ответственным моментом, влияющим на ход игры, является объяснение ее воспитателем. Объяснять малышам игру надо эмоционально, выразительно, стараясь интонациями своего голоса охарактеризовать персонажей. При объяснении необходимо обратить внимание на сигналы, по которым дети в ходе игры меняют свои действия. Произносить слова, сопровождающие теми или иными движениями, нужно четко, не торопясь: несколько громко следует произносить последнюю фразу текста, если она служит сигналом к смене движений.

При объяснении игры воспитатель использует довольно большое количество слов, различные интонации, что значительно обогащает речь детей. Дети, даже самый маленькие , не принимающие активного участия в игре, всегда с большим вниманием прислушиваются к словам воспитателя.

Игровые упражнения также сопровождаются пояснениями, приговариванием от начала до конца. Такое пояснение, своеобразное подсказывание по ходу действия, помогают ребенку достичь определенного результата в выполнении движения.

Дети 2-3 лет стараются подражать воспитателю в выполнении движений. Однако малыши еще недостаточно владеют своим телом и не могут выполнять движение, предложенное воспитателем. Например, идя по мостику, дети наступают мимо его краев, не обращая на это внимания. Не следует настойчиво указывать ребенку на его ошибки, не дав ему освоиться с новым движением.

Воспитатель должен быть очень тактичным с малышами. Предъявляя им определенные требования и добиваясь их выполнения, он не должен быть навязчивым и часто повторять замечания, подчеркивающие недостатки ребенка. Маленькие дети обижаются на такие замечания, у них пропадает желание участвовать в коллективных играх, упражнениях. Для совершенствования движений детей воспитатель в ходе игры может использовать разные приемы: показ, пояснение, указания, игровые образы.

В процессе подвижной игры воспитатель следит за выполнением правил, за взаимоотношениями детей, за их состоянием. Все это очень важно, так как нарушение правил, например, со стороны большинства детей, или слишком возбужденное их состояние являются признаками утомления. В этом случае игру надо прекратить, переключить детей на более спокойную деятельность.

Индивидуальный подход к детям при проведении игр

Индивидуальный подход к детям к каждому ребенку во время игр и упражнений является непременным условием правильного руководства деятельностью детей.

Подвижность детей младшего дошкольного возраста чрезвычайно разнообразна, но многие из них не обладают еще необходимыми двигательными навыками и умениями, движения их ограничены и однообразны. Они не умеют организовывать свою самостоятельную деятельность, не умеют пользоваться разными игрушками. Воспитатель должен постоянно иметь в виду таких детей, побуждать их к активности, подбирать для них специальные задания и поручения. Некоторые дети с интересом наблюдают за играющими, но сами предпочитают не включаться в игру. Воспитатель старается подобрать каждому такому ребенку интересное задание, упражнение, которое он хотел бы выполнить самостоятельно на виду у всех детей. Только после долгой индивидуальной работы удается привлечь ребенка к совместным играм.

В то же время в группе всегда есть через чур активные дети, у которых наблюдается частая смена видов двигательной деятельности. Беспорядочные, нецелесообразные действия чрезмерно возбуждают ребенка. Он быстро устает, становится капризным и непослушным. Беспокойное поведение одного ребенка передается и другим детям.

Подражая ему, они так же вовлекаются в беспорядочную шумную деятельность. В таких случаях воспитателю целесообразно переключить внимание на более спокойное занятие, игру. Малыши быстро отзываются на интересное для них предложение и переключаются на выполнение организованного воспитателем игрового задания – один как исполнитель, другие как зрители.

Дети 2.5 лет с удовольствием включаются в организованные воспитателем подвижные игры, но и в этом возрасте у них имеются значительные индивидуальные различия в проявлении двигательной активности, как в самостоятельной, так и в организованной деятельности. Активность детей в подвижных играх зависит в большей мере от уровня общей и физической подготовленности, а также от степени адаптации ребенка к условиям жизни в детском саду. К этим детям в начале года при проведении подвижных игр воспитатель должен проявить больше внимания, побуждать их к активной деятельности, подбадривать.

Воспитателю следует учитывать интересы детей. Участие в игре без интереса не вызывает у малышей достаточной активности, инициативы, а. наоборот, ведет к их снижению. Дети, включившиеся в игру по настоянию воспитателя, часто отвлекаются, смотрят на оставленные ими игрушки; движения их в этих случаях вялы, не энергичны, они безразличны к сюжету, правилам. При таких условиях подвижная игра, конечно, не может оказать должного влияния ни на развитие двигательной сферы ребенка, ни на его воспитание. Двигательную активность детей, не участвующих в общей игре, можно компенсировать за счет организации малогрупповых игр и игровых упражнений в другое более удобное для этого время.

 

Повторение и усложнение подвижных игр и упражнений

Систематическое повторение подвижных игр, каждая из которых основана на каком-либо движении, способствует усвоению и совершенствованию этого движения, ведет к развитию у детей хорошей и осмысленной реакции на действия играющих. Повторение игр и упражнений содействует также развитию мысленных способностей ребенка, воспитанию организованности, умения подчинять свои действия общим для коллектива правилам.

Маленькие дети довольно медленно усваивают необходимые навыки. Поэтому воспитатель может повторять знакомые им игры, не боясь, что они им наскучат. Постепенное усвоение содержания игры, ее правил и в результате возрастающая самостоятельность доставляет малышам радость, поддерживает интерес к игре. С детьми 2-3 года жизни целесообразно повторять новую игру 3-4 раза подряд, после чего переключиться на какую-нибудь другую из числа уже известных им, а затем следует вернуться к повторению разучиваемой игры.

Внесение в игры некоторых изменений не меняет их содержание и правил, однако элементы новизны повышают интерес детей к игре, побуждая их к большей активности, проявлению инициативы, самостоятельности. Благодаря некоторым дополнениям хорошо знакомые малышам простые игры можно повторять многократно в течение всего учебного года, добиваясь от них более четкого выполнения движений и правил. Это позволяет ограничиться сравнительно небольшим количеством игр.

При проведении подвижных игр с детьми младшего дошкольного возраста важно следить за тем, чтобы дети не переутомлялись, не слишком возбуждались.

В процессе игры физическая нагрузка постоянно изменяется. Структура игр, их правила, предусматривают целесообразное чередование активных действий детей с отдыхом. Однако их длительность и интенсивность не стабильна. Пользуясь сюжетом и правилами игры, воспитатель по своему усмотрению может увеличить или сократить длительность эпизодов игры, устанавливать их смену, увеличивать интенсивность движений. На усиление физической нагрузки влияет и количество повторений игры или упражнения за одно проведение.

При проведении игры воспитатель должен стремиться к тому, чтобы повысить ее эффективность и в то же время следить за тем, чтобы не допустить чрезмерной физической нагрузки, отрицательно влияющей на еще неокрепший детский организм.

Новые игры с малышами целесообразно повторять 2-3 дня подряд. В дальнейшем игры надо чередовать с другими, используя при повторении их различные варианты. Хорошо знакомые детям игры можно проводить повторно через 7-10 дней. В этом случае дети снова проявляют к ним интерес. Воспитатель должен стремиться к тому, чтобы малыши полюбили подвижные игры и проявляли желание играть в них самостоятельно.

Создание условий для проведения игр и упражнений

Дети играют в подвижные игры в помещении и на свежем воздухе во время прогулки. Основное место прогулки - участок детского сада.

Для подвижных игр детей необходимо иметь соответствующее оборудование. Постоянно на участке должны быть: лесенки-ступеньки, заборчики и другие приборы для лазания, метания; бревна для упражнения в равновесии, столы для настольных игр. Кроме того на время проведения игры: доски, рейки, кубы, скамейки, шнуры, палки, корзины, сетки.

В кладовых, кроме игр и игрушек, должны быть дуги для подлезания, воротики и скаты для прокатывания шаров, кольцебросы и другие пособия, которые для младших детей воспитатель выносит на участок по мере надобности.

Имеющееся на участке постоянное и переносное оборудование следует размещать по краям, чтобы основное пространство оставалось свободным для проведения гимнастики и подвижных игр.

В помещении, так же как и на участке, желательно иметь пособия для упражнения в разных видах основных движений. Кроме того, для игр в помещении можно использовать и различную мебель: столы, стулья, табуреты, диванчики. Так, через положенную на сиденья стульчиков рейку дети могут перешагивать или подлезать под нее, между ножками стула прокатывать мячи, шарики и т.д.

Помимо перечисленных пособий и предметов, для проведения игр и игровых упражнений необходимо иметь достаточное количество разных мелких пособий и игрушек, которые можно использовать как в помещении, так и на участке. Это наборы флажков, погремушек, мячей разных размеров, шариков, цветных лент, скакалок, шнуров длинных и коротких, обручей, небольших колечек, кубиков, палок.

Все это позволяет разнообразить игровые упражнения, изменять условия выполнения двигательных задач в играх.

Для удобства пользования мелкими пособиями необходимы соответствующие каждому из них подставки, сетки, корзины. Они устанавливаются так, чтобы малыши сами могли взять из них нужное для игры и положить обратно по ее окончании. Это важно для воспитания у детей самостоятельности, бережного отношения к пособиям, соблюдение определенного порядка.

В холодное время года, когда пребывание детей на воздухе ограничено и движение стеснены теплой одеждой, могут быть организованны лишь игры с бегом, подпрыгиванием, поэтому нужно проиграть с детьми в подвижную игру еще и в помещении.

В тех случаях, когда из-за низкой температуры воздуха дети не выходят на прогулку, подвижные игры организуются в групповой комнате или зале. Для этого нужно освободить как можно больше места: вынести или сдвинуть столы, остальную мебель, чтобы она не мешала детям двигаться.

Для прыжков, лазания, подлезания, упражнений в равновесии, метании нужно и в помещении использовать соответствующие игрушки и пособия: скамейки, обручи, дуги и др. Каждый раз воспитатель обязан проверять устройство приборов, на которые дети должны по ходу взбираться или с которых будут спрыгивать, и т.д.

В помещении, так же как и на воздухе, воспитатель играет со всей группой, небольшой группой и с отдельными детьми.

Весной дети выходят на прогулку в той одежде, в какой их привели в детский сад утром. Но в середине дня обычно становиться значительно теплее, поэтому воспитателю нужно обязательно посмотреть. Не слишком ли тепло одеты дети, и облегчить их одежду. Особенно это необходимо делать при организации подвижных игр с интенсивными движениями.

В летнее время, когда очень жарко, рекомендуются малоподвижные игры, а игры с бегом следует проводить во вторую половину дня.

Подготовка помещения или площадки, подбор соответствующего оборудования, пособий являются необходимыми для правильной организации проведения подвижных игр.


Список используемой литературы

Аркин Е.А. Ребенок в дошкольные годы.

М.

:

Просвещение

,

1968.

Вавилова Е.Н. Укрепляйте здоровье детей.

М.: Просвещение, 1986.

Лайзане

С.Я. Физическая культура для малышей

. Пособие для воспитателя детского с

ада.

М.: Просвещение,

1978.

Миняева

С. А.

Подвижные игры дома и на улице.

М

.: Айрис-пресс, 2008.

Осокина Т.И.

Физическая культура в детском саду

.

М.: Просвещение, 1986.

Усова А.П. Игр

ы и организация жизни детей. –

М

.:

Учпедгиз

,

1962.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×