Методика развития творческих способностей младших школьников на занятиях флористикой ☼
Автор: Маматова Ирина Сергеевна
Методика развития творческих способностей младших школьников на занятиях флористикой
Работа детей с природным материалом организуется по принципу от простого к сложному. При этом важное значение приобретает принцип повторяемости действий (например, при выполнении новых поделок учитель (педагог дополнительного образования) опирается на умения, которые сформировались у детей раньше).
Для правильной выработки навыков работы простейшими инструментами и с материалами необходимы показ и объяснения учителя, определенные практические действия (упражнения) детей под контролем взрослого, наблюдающего за правильностью выполнения операций и формированием навыка. Стимулом для проявления детьми творчества при изготовлении изделий из природного материала является поощрение, одобрение успехов ребенка.
Изготовлению задуманного изделия предшествует большая подготовительная работа (экскурсии в лес, парк, к реке, ботанический сад и др. места). На экскурсиях важно учить детей пристальнее вглядываться в неповторимую красоту природы, видеть прелесть в стройных березках, величавых дубравах, мягком шелесте трав. На экскурсии можно рассказать, что наша Родина богата лесами, в них растут самые разнообразные породы деревьев, представляющих огромный запас древесины, необходимой для народного хозяйства нашей Родины (экологическое воспитание).
В беседе по проведенной экскурсии учитель уточняет впечатления детей об увиденном, приобретенные новые знания. Теперь можно перейти к изготовлению изделий из природного материала. Чтобы сделать поделку, ребенка учат делать тщательный осмотр (анализ) образца, рисунка, фотографии будущего изделия; определять не только внешние характерные особенности, но и детали поделки, способы их соединения. Правильный анализ структуры изготовления поделки является особенно важным звеном в работе. В процессе такого анализа ребенок учится мысленно планировать предстоящую работу по аналогии с образцом.
Работа над игрушкой развивает у детей ориентировочно-исследовательскую деятельность. Поэтому важно, чтобы учитель не объяснял все сам в процессе изготовления изделия. Хороших результатов можно достичь, когда дети будут поставлены в необходимость самим додумать, доделать, проанализировать действия. Именно в этом случае развивается весь спектр творческих способностей младшего школьника.
Таким образом, работа по изготовлению поделок из природного материала начинается с усвоения способа выполнения изделия по образцу, сделанному заранее.
Рассмотрим различные способы выполнения изделий из природного материала.
Выполнение игрушки по образцу. Видя перед собой предмет, дети без труда проводят анализ структуры поделки, определяют способ соединения частей, продумывают ход предстоящего дела. Для овладения этим умением учитель предлагает детям создать несколько изделий с опорой на образец, созданный им в ходе анализа задания. При этом педагог должен заботиться о том, чтобы все его действия были точными и чтобы их могли видеть все дети. Если после этого ребята затрудняются приступить к работе, учитель снова объясняет последовательность изготовления изделия.
После успешного усвоения способа изготовления изделия по образцу можно перейти к изготовлению поделки по рисунку (фотографии). И здесь большую помощь может оказать детям использование приема схематической зарисовки изделия, которая облегчит переход от наглядно-действенного мышления к конкретно-образному.
В модельном образе ничего не видно, кроме контура. Это ставит ребенка в необычные условия самостоятельной творческой деятельности и способствует проявлению и развитию у него творческого мышления.
Работа с использованием моделей, чертежей может быть построена следующим образом: составные части почти всех игрушек представляют собой несколько измененные геометрические формы, которые дети легко рисуют. На 1-м занятии после анализа образца учитель предлагает детям посмотреть, как он будет рисовать модель выполняемой игрушки, после чего они на бумаге повторяют чертеж. В дальнейшем учитель должен помогать детям правильно его сделать, после чего дети смогут самостоятельно сделать такой чертеж.
Использование данного приема даст возможность младшим школьникам представить общий ход выполнения задачи, постоянно видеть перед собой цель, проект, результата труда и одновременно будет способствовать развитию представлений, творческого мышления.
Обобщая анализ работы по изготовлению поделок из природного материала по образцу, можно наметить общую характерную схему последовательности работы:
1. Рассматривание и анализ образца изделия.
2. Установление поэтапной последовательности его изготовления с предварительным планированием хода работы.
3. Выбор способа соединения частей (деталей) изделия.
4. Подбор материала и инструментов (с помощью учителя или самостоятельно).
5. Изготовление изделия.
6. Анализ и оценка детских изделий.
Большое воспитательно-образовательное значение при изготовлении поделок из природного материала имеет работа детей по замыслу.
Такие занятия способствуют формированию у младших школьников умения самостоятельно планировать деятельность. Ребенок, прежде чем приступить к работе, должен предварительно наметить действия, определить их последовательность.
При создании изделий учитель учит детей комбинировать природный материал заменять другим.
Организуя работу с природным материалом очень важно использовать и художественную литературу. Дети очень восприимчивы, впечатлительны, произведения художественной литературы являются неиссякаемым источником знаний, вдохновения, мудрости, воздействуют на ум и чувства ребенка, обогащая их, развивают художественный вкус, способствуют развитию эмоциональной сферы. Детям надо читать произведения о природе с ярким, образным описанием окружающих явлений, чтобы все это оказывало воздействие, пробуждало фантазию, воспитывало художественный вкус, эстетические чувства, любовь к родной природе. Приведем пример такой работы.
Композиция из засушенных растений. Опавшие листья, высушенные травинки и цветы могут получить вторую жизнь в твоих руках. Сделаем на память о лете и осени аппликации из растений.
1. Приготовим материал для работы: засушенные растения, фон. (Составить эскиз будущей работы (Правильное композиционное решение)).
2. Составим композицию из отобранных деталей.
3. Каждую деталь по очереди помазываем клеем, подложив листочек бумаги.
4. Укладываем деталь на свое место в композиции и приглаживаем через бумагу.
5. Готовую работу кладем под груз до высыхания.
Практическая работа над композицией. В ходе самостоятельной работы учащихся, учитель отмечает лучшие работы, если возникает необходимость в индивидуальной помощи, то оказывает ее. Необходимо обратить особое внимание на технику работы с клеем, т.к. клеевые пятна могут испортить всю композицию. Рекомендуется наносить клеевые пятна на подкладном листе, осторожно кистью или палочкой. Также необходимо взять под контроль культуру труда, добиваться рационального расположения на рабочем месте материалов и инструментов, поощрять творческий подход к работе, нестандартные композиции. Если работа осуществляется по подгруппам, то консультантам каждой подгруппы нужно оказывать помощь по подбору материалов, составлении композиции. В конце такой творческой работы дается творческое же задание или обсуждаются результаты по следующему сценарию:
- Как бы ты назвал свою композицию?
- Что помогло бы создать ещё более выразительную картинку?
- Считаешь ли ты полезным занятия по составлению таких композиций?
- Если да, то почему?
- Если нет, то почему?
В качестве материала для составления композиций используются ветки, цветы, листья и другой растительный материал и нерастительный материал. Между главными устанавливаются вспомогательные, дополнительные ветки и цветы. Количество их не регламентируется и зависит от вкуса художника, его замысла и возможностей, от характера растений, величины и пышности задуманной композиции. У каждого главного есть свои дополнительные, различные по длине элементы но все обязательно короче главного и направлены в ту же сторону.
Обычно к главным веткам ставят в качестве дополнителей ветки той же породы, а к цветам - цветы, но иногда к веткам подходят цветы, а к цветам небольшие веточки. Бывают композиции, в которых возникает необходимости в дополнителях. Красота композиции состоит в гармоничном сочетании и равновесии растительного материала.
Композиция - это «сочинение», соединение отдельных деталей в выразительную картинку. Важно умело расположить детали. В декоративной работе, композицией называется расположение отдельных элементов, разных по величине, по форме, составляющих вместе единое целое.
Заготовка основы для композиции. Основу задуманной формы вырежем из картона. Эту форму обтянем тканью или мешковиной: понемногу наносим на основу клей ПВА и натягиваем ткань. С изнанки приклеим петельку: крепкая нитка плюс кусочек бумаги. Изделие заключим в рамку. Ее можно сделать по-разному. Во-первых, рамкой может быть картонное кольцо, вырезанное по форме изделия и красиво обмотанное шпагатом; во-вторых. деревянная или пластмассовая рамка.
По итогам формирующего этапа эксперимента мы сделали следующие выводы. В процессе работы с природным материалом развивались такие качества как самостоятельность, инициативность, быстрота реакции. Младшие школьники часто демонстрировали эвристические моменты, находя и открывая для себя нестандартные решения. У учащихся существенно повысился интерес к занятиям декоративно-прикладной деятельностью. Таким образом, можно говорить о развитии творческих способностей в процессе изготовления изделий из природных материалов. Также у младших школьников сформировались устойчивые навыки анализа, планирования и изготовления изделий. Они научились работать в коллективе, распределять обязанности между партнерами, видеть затруднения товарищей и оказывать им помощь. Помимо этого, работа над изделиями способствовала формированию навыка пользования простейшими инструментами: ножницами, шилом, ножом, иголкой. Теперь можно давать детям работу по созданию композиций из природного материала для самостоятельной творческой деятельности. При этом учителем решались такие задачи как:
1. Закрепление интеллектуальных навыков (анализа и планирования отдельных персонажей и сценок в целом), практических умений работы с разнообразным природным материалом.
Совершенствование навыков скрепления и соединения деталей изделий, используя при этом инструменты, клей.
Использование детьми природного и дополнительного материалов в различных сочетаниях.
Развитие у детей представлений, воображения, фантазии, творчества.
Развитие личности в целом.
Композиции создаются коллективно, поэтому эта форма работы нацелена на формирование начал коллективизма, умения трудиться вместе, помогать друг другу, обращаться за помощью к сверстникам, стремиться к положительному общему результату труда, преодолевать трудности на пути к общей цели, радуясь при этом совместным успехам и развитию творческих способностей детей.
Специфика работы над композицией заключается в следующем:
1. В анализе предстоящей работы - в определении ее объема, степени сложности изготовления отдельных элементов, подбора необходимого материала, инструмента.
2. В планировании этапов работы над сценками: очередность изготовления отдельных персонажей и последовательность работы над ними; распределение обязанностей между детьми.
3. В работе над общей композицией (отдельных персонажей и оценки в целом).
4. В анализе и оценке результатов: дети анализируют результат не только собственной работы, но и коллективного труда.
Таким образом, развитие творческой личности школьника остается одной из важнейших задач обучения и воспитания. Овладение технологией флористики младшими школьниками в значительной степени влияет на уровень развития творческих начал ребенка. Практическая деятельность учащихся на занятиях флористикой постепенно усложняется, обогащается за счет заданий творческого характера. Во время практической деятельности на занятиях флористикой необходимо создать благоприятные условия для развития творческих способностей младших школьников.