Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 21.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методики изучения графомоторных навыков у младших школьников с интеллектуальными нарушениями | Липатова Алина Владимировна. Работа №239642

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Липатова Алина Владимировна
 

Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Процесс написание каждой буквы – это процесс приведения в действие сформированного мыслительно-моторного стереотипа с опорой на зрительное восприятие. Сигналы к запуску алгоритма последовательных моторных действий при написании буквы идут из центра к периферии, т.е. из коры головного мозга к мышцам кисти руки. Этих центральных сигналов при написании одной буквы подается ровно столько, сколько у буквы элементов. Поэтому работа по подготовке ребенка к обучению письму должна начинаться еще в добукварный период обучения грамоте.

Методики изучения графомоторных навыков у младших школьников с интеллектуальными нарушениями

 

Письмо – сложный координационный навык, требующий слаженной работы мелких мышц кисти, всей руки, правильной координации движений всего тела. Овладение навыком письма – длительный и трудоемкий процесс, который не всем детям дается легко. Процесс написание каждой буквы – это процесс приведения в действие сформированного мыслительно-моторного стереотипа с опорой на зрительное восприятие. Сигналы к запуску алгоритма последовательных моторных действий при написании буквы идут из центра к периферии, т.е. из коры головного мозга к мышцам кисти руки. Этих центральных сигналов при написании одной буквы подается ровно столько, сколько у буквы элементов. Поэтому работа по подготовке ребенка
к обучению письму должна начинаться еще в добукварный период обучения грамоте.

Чтобы изучить особенности графомоторных навыков письма младших школьников с интеллектуальными нарушениями использовались следующие методики:

методика

«

Домик

»

, разработанная Н.И.

Гуткиной

,

исследует точность движений;

методика

«

Дорожки

»

(по Л.А.

Венгеру

) изучает у

мение ориентироваться на образец, точно скопировать его,

сформированность

пространственного восприятия

;

методика «Змейка»

(тест Н. Л.

Локаловой

)

направлена на изучение скорости движений и уровня развития координации кисти руки;

изучение особенностей

графомоторных

навыков в процессе списывания текста из учебника;

изучение особенностей

графомоторных

навыков в процессе письма под диктовку.

Методика 1. «Домик» (Н. И. Гуткина) представляет собой задание на срисовывание картинки с изображением дома, отдельные детали которого состоят из элементов прописных букв. Методика рассчитана на детей
в возрасте 5-10 лет.

Цель исследования: определить способность ребенка к копированию сложного образца.

Задание позволяет выявить умение ребенка ориентироваться по образцу, точно его копировать, определить особенности развития непроизвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной

координации и мелкой моторики рук.

Материалы: образец рисунка, лист бумаги, карандаш.

Ход исследования:

Перед выполнением задания ребенку дается инструкция: «Перед тобой лежит лист бумаги и карандаш. Нарисуй на этом листе точно такую же картинку, как здесь (перед малышом кладется лист с изображением дома). Не спеши, будь внимателен, постарайся, чтобы твой рисунок был точно таким же, как на образце. Если ты что-то нарисуешь не так, не стирай резинкой (проследить, чтобы у ребенка не было резинки). Нужно поверх неправильного рисунка или возле него нарисовать правильно. Тебе понятно задание? Тогда приступай к работе».

По ходу выполнения задания необходимо зафиксировать:

Какой рукой рисует ребенок (правой или левой).

Как он работает с образцом: как часто смотрит на него, проводит ли над рисунком-образцом линии, повторяющие контуры картинки, сравнивает ли нарисованное с образцом или рисует по памяти.

Быстро или медленно проводит линии.

Отвлекается ли во время работы.

Высказывания и вопросы во время рисования.

Сверяет ли после окончания работы свой рисунок с образцом.

Когда ребенок сообщает об окончании работы, ему предлагается проверить, все ли у него правильно. Если он увидит неточности в своем рисунке, то может их исправить, но это должно быть зафиксировано экспериментатором.

Обработка экспериментального материала (проводится путем подсчета условных баллов за «ошибки»:

отсутствие какой-либо детали рисунка (1 балл);

жирная линия рисунка, от, которой продавлен и даже порван листок

 

(1 балл);

тонкая, едва заметная линия рисунка (1 балл);

неровность линий (

угловатые

, дрожащие) (1 балл);

увеличение отдельных деталей рисунка более чем в два раза (1балл);

неправильно изображенный элемент рисунка (1 балл);

неправильное расположение деталей в пространстве рисунка (1 балл);

отклонение прямых линий более

,

чем на 30 градусов от заданного

направления (1 балл);

разрывы между линиями в тех местах, где они должны быть соединены (1

балл);

залезание линий одна на другую (1 балл).

Таким образом, чем хуже выполнено задание, тем выше полученная ребенок суммарная оценка.

Уровень развития мелкой моторики:

Высокий уровень – 0-2 балла;

Средний уровень 3-5 баллов;

Низкий уровень 6-7 баллов;

Очень низкий уровень – 8-9 баллов

Методика 2. «Дорожки» (по Л.А. Венгеру).

Методика представляет собой задание на проведение ребенком линий, соединяющих разные элементы рисунка. Методика позволяет определить уровень развития точности движений, степень подготовленности руки
к овладению письмом, сформированность внимания и контроля за собственными действиями.

На рисунке изображены дорожки, у одного конца которых стоят машины, у другого – дом. Машина должна «проехать» по дорожке к дому. Ширина дорожек подбирается так, чтобы была достаточно трудна, но доступна ребенку. Тип дорожек усложняется от первой к последней.

Инструкция для ребенка: «Здесь нарисованы машинки и дорожки
с домиками. Попробуй соединить линией машину с домиком, не съезжая
с дорожки».

Инструкция и обработка экспериментального материала аналогичны

предыдущей методике «Домик».

Уровень выполнения считается высоким, если выходы за пределы

дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от листа не более 3 раз.

Средний уровень, если был выход за дорожку, карандаш отрывается от листа не более 3 раз.

Низкий уровень, если было два выхода за дорожку, карандаш отрывался от листа не более 4 раз, дорожка не ровная, дрожащая.

Очень низкий уровень, если карандаш отрывался более 4 раз, линии дрожащие, прерывистые, линии очень слабые или с очень сильным нажимом.

Низкий три и более выходов за пределы «дорожки», неровная, дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, рвущим бумагу, многократное проведение по одному и тому же месту рисунка.

Методика 3. «Змейка» по Н.Л. Локаловой

Данная методика направлена на изучение особенностей зрительно моторной координации детей. На листе бумаги изображен рисунок извилистой дорожки шириной 5 мм. Ребенок должен как можно быстрее провести карандашом линию внутри этой дорожки, не касаясь при этом ее стенок. Качество выполнения задания оценивалось по числу касаний. Лучший результат оценивался 0 баллов, за каждое касание начислялся
1 балл.

Для обработки данных диагностики были разработаны критерии оценки графомоторных навыков учеников (от высокого до очень низкого уровня). Уровень выполнения считается высоким, если выходы за пределы дорожки отсутствуют, карандаш отрывается от листа не более 3 раз.

Средний уровень, если был выход за дорожку, карандаш отрывается от листа не более 3 раз.

Низкий уровень, если было два выхода за дорожку, карандаш отрывался от листа не более 4 раз, дорожка не ровная, дрожащая.

Очень низкий уровень, если карандаш отрывался более 4 раз, линии

дрожащие, прерывистые, линии очень слабые или с очень сильным нажимом.

Низкий три и более выходов за пределы «дорожки», неровная, дрожащая линия, очень слабая, почти невидимая, или линия с очень сильным нажимом, рвущим бумагу, многократное проведение по одному и тому же месту рисунка.

Методика 4. «Изучение особенностей графомоторных навыков
в процессе списывания текста из учебника»

Цель: изучить состояние графомоторных навыков в процессе списывания текста из учебника; оценка состояния зрительного восприятия.

Выполнение: Ученикам предлагается текст из учебника по русскому языку.

Текст для списывания

Пчёлы

Утро было тёплое. Пчёлы проснулись рано и полетели в поле. Там много цветов. Это лютики и ромашки. Цветёт душистая липа. Около липы летают пчёлы. Они трудятся всё лето. Много мёду получаем мы от пчёл. (35 слов)

Оценка результата:

Высокий уровень – 4 балла – графические ошибки и нарушения письма отсутствуют; темп деятельности высокий.

Средний уровень – 3 балла – наблюдаются некоторые графические ошибки и нарушения письма; ошибки исправляются ребенком самостоятельно; темп деятельности средний;

Низкий уровень – 2 балла – значительное количество ошибок
и нарушений письма; ошибки исправляются частично самостоятельно, либо при помощи педагога; темп деятельности низкий.

Очень низкий уровень – 1 балл – значительное количество ошибок
и нарушений письма; ошибки не замечаются, исправляются только при помощи педагога; темп деятельности очень низкий.

Методика 5. «Изучение особенностей графомоторных навыков в

процессе письма под диктовку»

Цель: изучить состояние графомоторных навыков в процессе письма под диктовку; оценка состояния слухового восприятия.

Выполнение: Ученикам диктовался текст, который выбирался с учетом принципа доступности. Ученики воспроизводили его в тетради.

Текст диктанта

В лесу

Зимой я шел на лыжах. Пушистый снег в лесу лежал на сучьях
и ветках. Громко стучал дятел. Из-под коры дерева он доставал жучка. Под елью была нора. Кто там живёт?

Оценка результата:

Высокий уровень 4 балла графические ошибки и нарушения письма отсутствуют; темп деятельности высокий.

Средний уровень 3 балла наблюдаются некоторые графические ошибки и нарушения письма; ошибки исправляются ребенком самостоятельно; темп деятельности средний;

Низкий уровень 2 балла значительное количество ошибок
и нарушений письма; ошибки исправляются частично самостоятельно, либо при помощи педагога; темп деятельности низкий.

Очень низкий уровень 1 балла значительное количество ошибок
и нарушений письма; ошибки не замечаются, исправляются только при помощи педагога; темп деятельности очень низкий.

При написании диктанта и списывании текста выделялись следующие типы графических ошибок:

1. Нарушение наклона в 65°. Это нарушение, как правило, приводит
к непараллельности элементов букв и даже элементов одной буквы и часто сопровождается искривлением элементов.

2. Ошибки, связанные с нарушением пропорций: вертикальных – неодинаковая высота букв или их частей; горизонтальных – неодинаковая ширина букв и их элементов; пропорций между частями букв (увеличенные

или уменьшенные элементы букв).

3. Искажение овалов, полуовалов и других элементов, содержащих

закругления, изогнутые линии. К числу этих ошибок относятся искажения, связанные с неумением вести правильную кривую линию (линия как бы состоит из бесчисленных мелких зигзагов – ломаная линия), а также ошибки, связанные с несоблюдением пропорций.

4. Пропуск элементов отдельных букв или замена элементов букв: вместо м-л, вместо д-а.

Графические ошибки встречаются не только в написании отдельных букв, элементов букв, но и целых предложений. И здесь можно выделить следующие группы ошибок:

5. Дети при письме не соблюдают интервал между буквами в словах, неравномерно расставляют слова на строке.

6. Пишут буквы слишком размашисто или слишком узко.

7. Очень часто в работах учеников встречаются разнонаправленность наклона или чрезмерный наклон вправо или влево.

8. Не соблюдают расположение букв по линиям строки, т.е. не держат линейность при письме.

9. Не выдерживают нужную высоту букв (слишком крупно, слишком мелко).

10. Нередко обнаруживается ломаность, вычурность письма.

11. Имеет место «заборность», угловатость письма.

12. Не соблюдается связность букв при письме.

13. Полная неразборчивость почерка.

Используя данные анализа типичных графомоторных ошибок определялся уровень развития графомоторных навыков (по методике Фотековой Т.А.):

Высокий уровень – 0-2 типа ошибок;

Средний уровень 3-4 типа ошибок;

Низкий уровень 5-9 типов ошибок;

Очень низкий уровень – более 10 типов ошибок.

Анализ результатов диагностических методик позволяет предполагать, что графические ошибки учащихся младшего школьного возраста связаны как с низким уровнем развития внимания, восприятия и самоконтроля, так и обусловлены недостаточной координированностью движений и слабостью мускулатуры руки. Указанные недостатки негативно отражаются на точности воспроизведения букв, тормозят формирование зрительно-двигательного образа буквы, затрудняют ориентировку на тетрадном листе (в линейку), что в целом препятствует автоматизированности графического навыка младших учеников.

 

Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×