Методики обучения чтению

Автор: Кушманцева Алсу Иматдиновна

     Что должны знать родители, взявшиеся за обучение чтению своего чада. Необходимо хотя бы в общих чертах  нужно иметь представление о том, какие существуют методики обучения чтения.                                                                          Звуко-буквенный метод принят в традиционной общеобразовательной школе, а также в группах по подготовке к такой школе. Согласно этой методике ,сначала изучаются различные характеристики звуков (какими они бывают): гласные, согласные,твердые,мягкие,звонкие,глухие и т.д. Потом звуки складываются в слоги (большинство взрослых помнит это из своего детства ). Прежде чем учить ребенка, родителям необходимо максимально сосредоточиться и самим разобраться во всех лингвистических тонкостях. Этот метод едва ли годится для совсем маленьких детей (младше 4-5 лет), ведь складывать приходится из мельчайших деталей,при этом ребенку постоянно приходится сопоставлять зрительный образ буквы со звуковым образом.Если вы все же решились "складывать буковки",помните,что алфавитное произнесение буквы и звук, который она обозначает,часто не совпадают.Например,М-это не"ЭМ",а в словах,скорее,М(короткий). Поэтому,если вы научите малыша правильно произносить алфавит,ему трудно будет складывать слова:МАМА превратится в ЭМА-ЭМА,а ПАПА- в ПЭА-ПЭА.         Обучая ребенка отличать буквы одна от другой, вы должны будите называть их" коротко", чтобы потом  было удобно складывать в слоги.Л.Н.Толстой расположил все слоги(гласный+согласный)в большой таблице: на горизонтальной оси-БА-ВА-ГА-ДА и т.д.,а на вертикальной-БА-БЕ-БО-БУ и т.д.Ребенок,познакомившись с буквами,  учится складывать и раскладывать слоги.Слова распределены по столбикам разной степени сложности.                           Слоговое обучение Ребенку преподносятся не звуки или буквы,а слоги.Сначала,разумеется,те,что попроще-МА,БА,БУ,МИ и т.д.,потом более сложные-КОТ,НОС,ТРУ,ПРЕ и прочие.Как правило,все идет хорошо, пока слова и слоги простые;при переходе к более сложным  и у детей ,и у родителей возникают трудности с разложннием-сложением.Малыш при этом сопоставляет зрительный образ слога со звуковым образом.Теперь давайте рассмотрим вторую группу методик, по которым ребенок узнает звуки и буквы уже после того, как освоит чтение.       Складовый метод Самой популярной из них является Методика раннего обучения чтения и стосчету Н.А.Зайцева        (так называемые кубики Зайцева). Появилась она лет двадцать назад в Петербурге,а сейчас ее используют уже во многих детских садах и некоторых школах. По этой методике дети учатся читать по складам,написанным на картонных кубиках. Причем,склад совсем необязательно совпадает со слогам.Складом может быть либо одна гласная ,либо одна согласная, либо сочетание гласной и согласной(МА-МА,СО-Н,К-РО-Т),всего в русском языке 236 складов.Пособие продается с подробной инструкцией, включает в себя выкройку кубиков,которые нужно разрезать и собрать.

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x