Международный
педагогический портал
Международный педагогический портал (лицензия на осуществление образовательной деятельности №9757-л, свидетельство о регистрации СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Скидка 42% действует до 20.04
8 (800) 350-54-64
звонок бесплатный
org.komitet@solncesvet.ru
Vk Whatsapp Youtube
Лицензированный образовательный портал (лицензия №9757-л, СМИ №ЭЛ ФС 77-65391)
8 (800) 350-54-64
Название статьи:

Методы и приемы формирования личностных результатов младших школьников с ОВЗ | Перевалова Елена Юрьевна. Работа №207545

Дата публикации:
Автор:
Описание:

Автор: Перевалова Елена Юрьевна
В статье рассматриваются международные правовые документы,

 

закрепляющие права и свободы лиц с ОВЗ

 

 

 

 

 

Международные правовые документы,
закрепляющие права и свободы лиц с ОВЗ
Особо значимым в системе общепризнанных свобод и прав человека является право на образование. Это основополагающее право всех граждан. Ни один ребенок или подросток не может быть лишен этого права по причине умственного или физического недостатка, равно как и по признаку пола или принадлежности к этническому меньшинству.
Право всех детей на образование закреплено в ряде важнейших международных документов (во Всеобщей декларации прав человека, в Конвенции о правах ребенка и др.) и находит отражение в законодательных актах Российской Федерации, гарантируется государством в главном его Законе - Конституции РФ.
Признание безусловной ценности каждой человеческой личности для общества, необходимости обеспечения гарантий ее права на развитие и реализацию своих потенциальных возможностей, право на достойное место в обществе и достойные условия жизни являются концептуальной основой обновления пра- вового поля России по этой проблеме. Этот процесс происходит во многих развитых странах мира, принявших для себя гуманистическую социокультурную концепцию в отношении лиц с ограниченными возможностями и закрепляющих ее в своих нормативно-правовых документах. Мировое сообщество признает ряд международных правовых документов, защищающих права лиц с ограниченными возможностями. Следующий этап - это совершенствование нормативно-правовой базы каждой страны в соответствии с ее экономическими, политическими и иными возможностями, на основе общепринятых международных правовых документов, через их конкретизацию и адаптацию применительно к условиям данной страны. Рассмотрим основные идеи существующих универсальных международных правовых документов, касающихся прав и свобод лиц с ограниченными возможностями.
Права лиц с умственными и физическими недостатками в течение длительного времени являются предметом пристального внимания со стороны международного сообщества. К настоящему времени разработан и принят целый ряд документов Организации Объединенных Наций по этой проблеме:
всеобщая декларация прав человека;
Декларация о правах инвалидов;
Декларация о правах умственно отсталых лиц;
Конвенция о правах ребенка;
Стандартные правила обеспечения равных возможностей для инвалидов.
В соответствии с принципами и целями, провозглашенными Уставом ООН и Всеобщей декларацией прав человека, люди с ограниченными возможностями любой категории могут не только осуществлять весь комплекс гражданских, политических, экономических, социальных, культурных прав, закрепленных в этих и других документах, но и пользоваться признанным за ними правом осуществлять их на равных условиях с другими людьми.
Среди этих документов Всеобщая декларация прав человека явилась отправным пунктом для разработки многих других документов по этой проблеме. Было обращено особое внимание на необходимость обеспечения защиты детей, в том числе и детей с ограниченными возможностями.
Генеральная Ассамблея ООН 20 ноября 1989 г. приняла Конвенцию о правах ребенка - великую хартию вольностей для детей, мировую конституцию прав ребенка. Главная цель Конвенции - максимальная защита интересов ребенка. Ее положения сводятся к четырем важнейшим требованиям, которые должны обеспечить права детей: выживание, развитие, защита и обеспече- пис активного участия в жизни общества. Статья 23 посвящена детям с ограниченными возможностями, а также подтверждению права неполноценного в умственном или физическом отношении ребенка на достойную жизнь в обществе. Пункт 3 этой статьи предусматривает приоритетное удовлетворение особых потребностей такого ребенка в области образования, профессиональной подготовки, медицинского обслуживания, восстановления здоровья, подготовки к трудовой деятельности.
Не менее значимой является Декларация о правах инвалидов, принятая Генеральной Ассамблеей ООН в 1975 г. Она провозглашает равенство гражданских и политических прав лиц с ограниченными возможностями. Кроме того, они должны пользоваться особыми правами в предоставлении им специальных услуг, которые позволили бы этим лицам достигать максимального проявления своих возможностей и ускоряли бы процесс их интеграции в общество.
Декларация ООН о правах умственно отсталых лиц (1971) направлена на коренное изменение отношения общества к этой категории населения. Этот документ провозглашает, что умственно отсталый человек имеет неотъемлемое право на признание его человеческого достоинства. Настоящее и будущее этих людей должно быть основано на соблюдении обществом тех же самых прав человека, которые принадлежат и всем людям.
Содержание основных международных документов, касающихся прав лиц с ограниченными возможностями, позволяет сделать следующие выводы. 1. Принцип равенства прав, отраженный во всех рассматриваемых документах, предоставляет лицам с ограниченными возможностями те же права, что и всем людям.
Лица с ограниченными возможностями являются обладателями особых прав, например, право неслышащего человека пользоваться услугами переводчика во время судебного процесса.
Особые права лиц с ограниченными возможностями представлены не в одном, а во многих правовых документах.
Законодательная политика в Российской Федерации направлена на то, чтобы постепенно привести существующие в стране законодательные акты в соответствие с международными, поэтому в течение 90-х гг. XX в. были приняты меры по ратификации и реализации ряда международных документов.
Основным правовым актом в нашей стране является принятая в декабре 1993 г. Конституция Российской Федерации.
В главе Права человека Конституции закреплены отвечающие духу и букве международных договоров и соглашений, заключенных Россией, демократические и подлинно гуманистиче- ские положения, призванные обеспечить защиту прав всех слоев населения. Однако социальное равенство, равноправие, закрепленное в Конституции, еще не является фактическим равенством в силу естественного различия между людьми. Например, человек, имеющий ограниченные возможности в реализации своих способностей по причине болезни или недостатка развития, находится в неравных условиях со здоровым человеком. Поэтому создаваемые на основе Конституции другие законы предусматривают определенные правовые льготы отдельным категориям граждан. Назначение этих законов - обеспечение социальной справедливости в общественной жизни. Льготы - это преимущества, устанавливаемые законом в виде дополнительных прав, предоставляемых определенным категориям граждан, или освобождение их от определенных обязанностей.
Принципиально важными законотворческими решениями в области защиты прав человека в Российской Федерации являются следующие. 1.
Закрепление прав детей в главных сферах их жизнедеятельности в соответствии с Конвенцией ООН о правах ребенка и Заключительными замечаниями Комитета ООН по правам ребенка (Конституция РФ, Семейный кодекс РФ, постановление Правительства РФ О внесении изменений и дополнений в Закон РФ Об образовании, Указ Президента РФ О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности, Федеральная целевая программа Дети России). 2.
Разработка и принятие мер по улучшению здоровья населения, в том числе детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья (Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, Закон РФ О социальной защите инвалидов, Федеральная программа Социальная поддержка инвалидов). 3.
Разработка и принятие мер, направленных на улучшение обучения и воспитания подрастающего поколения (О внесении изменений и дополнений в Закон РФ Об образовании, Указ Президента РФ О профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, защите их прав, Указ Президента РФ О гарантиях прав граждан на получение образования, Семейный кодекс Российской Федерации, постановление Правительства РФ и Парламента РФ О неотложных мерах по экономической и социальной защите системы образования, Послание Президента РФ Парламенту РФ О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов),
4.Определение через социальные институты (государственные и общественные) системы компенсаций, в том числе семьям, имеющим детей-инвалидов (Указ Президента РФ О совершенст- мопании системы государственных социальных пособий и компенсационных выплат семьям, имеющим детей, и повышении их размеров, Закон РФ О социальной защите инвалидов).
5. Поддержка приемных семей, детей, лишившихся родительского попечения, решение ряда вопросов усыновления детей (Семейный кодекс Российской Федерации, Положение о порядке выплаты денежных средств на детей, находящихся под опекой). 6.
Разработка и принятие мер по преодолению генетически обусловленных заболеваний, реальному снижению рождаемости от лиц, страдающих алкоголизмом и наркоманией, с аномалиями физического и психического развития (Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан, Указ Президента РФ О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения РФ, Федеральная программа Дети России), 7.
Создание механизма формирования и реализации государственной политики в интересах детей и других незащищенных слоев населения (постановление Правительства РФ О реализации Конвенции ООН о правах ребенка и Всемирной декларации об обеспечении выживания, защиты и развития детей, Закон РФ О социальной защите инвалидов, Указ Президента РФ О научном и информационном обеспечении проблем инвалидности и инвалидов).
Содержание этих документов отражает стремление государства н Правительства РФ выработать новый взгляд на положение наиболее уязвимой категории населения России - детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья и жизнедеятельности, как особой социально-демографической группы, обладающей специфическими потребностями и интересами, удовлетворение которых должно осуществляться в приоритетном порядке.
Система специального образования и службы социальной помощи руководствуются такими основными документами, как Закон РФ О социальной защите инвалидов (1995), Семейный кодекс Российской Федерации (1996), Закон РФ Об образовании (в редакции № 12 от 13.01.96), а также Закон Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании), принятый Государственной Думой 18 июля 1996 г.
Закон О социальной защите инвалидов (1996) имеет большое значение потому, что ранее действовавшее законодательство не имело единого правового акта об инвалидах. Многочисленные правовые нормы были разбросаны по разным законодательным актам, принимались в разное время, касались разных категорий инвалидов и отличались непоследовательностью, противоречивым характером, затруднявшим их применение. Инвалидность трактовалась только как утрата трудоспособности, что означало невозможность причисления к категории инвалидов детей до 16 лет.
Лишь с выходом приказа Минздрава СССР № 1265 от 14.12.79. в нашей стране официально появился термин дети-инвалиды, однако данный приказ не являлся правовым документом. В соответствии с новым законом вводится правовое понятие инвалид. Это лицо, которое имеет нарушение здоровья, обусловленное: 1) заболеванием, 2) последствиями травм, 3) анатомическим дефектом. Не всякое нарушение здоровья ведет к инвалидности, а только то, которое связано со стойким расстройством функций организма и ведет к ограничению жизнедеятельности организма (а не просто трудоспособности).
Назначение инвалидности ребенку является юридическим актом и осуществляется в соответствии с приказом Министерства здравоохранения РФ № 117 от 4 июля 1991 г. О порядке выдачи медицинского заключения на ребенка-инвалида в возрасте до 16 лет. К этой категории относятся дети, имеющие значительные ограничения жизнедеятельности, приводящие к социальной дезадаптации вследствие нарушения развития и роста ребенка, способностей к самообслуживанию, передвижению, ориентации, контролю за своим поведением, обучению, общению, трудовой деятельности в будущем. Именно ограничение жизнедеятельности вызывает необходимость особой социальной защиты инвалидов.
Воспитанию и обучению детей-инвалидов посвящена статья 18 Закона О социальной защите инвалидов. Согласно ей образовательные учреждения совместно с органами социальной защиты и органами здравоохранения обеспечивают дошкольное, внешкольное воспитание и образование детей-инвалидов, получение детьми- инвалидами общего среднего образования, среднего и высшего профессионального образования в соответствии с индивидуальной программой реабилитации. Государство гарантирует необходимые условия для реализации права инвалидов на образование. Общее образование осуществляется бесплатно как в общеобразовательных, так и в специальных образовательных учреждениях. Закон предусматривает создание специальных условий для пребывания детей-инвалидов в детских дошкольных образовательных учреждениях общего типа. Для детей, возможности которых не позволяют посещать такие учреждения, создаются специальные дошкольные учреждения. Если и это невозможно, специальное образование осуществляется на дому. Содержание детей-инвалидов в учреждениях системы государственного образования осуществляется за счет средств бюджета соответствующего субъекта Российской Федерации.
В законе оговариваются особые права инвалидов на труд, медицинское обслуживание и лечение, транспортное обслуживание и жилищные льготы.
Гарантированные законом права инвалидов и особые условия их реализации направлены на повышение социального статуса человека с ограниченными возможностями в структуре современного Общества, на обеспечение относительно независимой жизнедеятельности.
Закон Об образовании закрепляет государственные гарантии па получение образования лицам с отклонениями в развитии. В частности, статья 50 пункт 10 Закона предусматривает создание для детей и подростков с отклонениями в развитии специальных (коррекционных) образовательных учреждений (классов, групп), обеспечивающих их лечение, воспитание и обучение, социальную адаптацию и интеграцию в общество. Финансирование указанных образовательных учреждений осуществляется по повышенным нормативам.
Направление детей и подростков в эти учреждения осуществ- пястся только с согласия родителей (лиц, их заменяющих) по заключению специальных психолого-педагогической и медико-педа- гогической комиссий.
В России приведение прав лиц с ограниченными возможностями в соответствие с нормами международного права осуществляется на политическом, Социальном, экономическом, законодательном и организационно-программном уровнях. Конституция как основной Закон государства, важнейшие федеральные законы, нормативно-правовые акты образуют то правовое пространство, в .котором функционирует социальный механизм защиты и поддержки всех слоев населения. Действие и действенность этого механизма связаны с профессиональной деятельностью специалистов в области специального образования и социальной защиты населения. Юридическая компетентность всего корпуса профессионалов является надежной гарантией защиты прав человека, удовлетворения его законных интересов, реализации прав, свобод и обязанностей каждой личности.
Скачать работу
Пожалуйста, подождите.
x
×