МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ ОЗНАКОМЛЕНИЯ С ЧУВАШСКИМ И РУССКИМ ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНЫМ ИСКУССТВОМ ☼
Автор: Кузьмина Светлана Николаевна
Normal
0
false
false
false
RU
X-NONE
X-NONE
/* Style Definitions */
table.MsoNormalTable
{mso-style-name:"Обычная таблица";
mso-tstyle-rowband-size:0;
mso-tstyle-colband-size:0;
mso-style-noshow:yes;
mso-style-priority:99;
mso-style-parent:"";
mso-padding-alt:0cm 5.4pt 0cm 5.4pt;
mso-para-margin-top:0cm;
mso-para-margin-right:0cm;
mso-para-margin-bottom:10.0pt;
mso-para-margin-left:0cm;
line-height:115%;
mso-pagination:widow-orphan;
font-size:11.0pt;
font-family:"Calibri",sans-serif;
mso-ascii-font-family:Calibri;
mso-ascii-theme-font:minor-latin;
mso-hansi-font-family:Calibri;
mso-hansi-theme-font:minor-latin;
mso-fareast-language:EN-US;}
Чувашское и русское декоративно-прикладное искусство вводит ребенка в богатый мир предметов и образов, отличающийся буйством красок, разнообразием форм, ярким орнаментальными построениями. Это вызывает живой эмоциональный интерес и активизирует творческую деятельность детей, желание по-своему отобразить увиденное в рисунке или аппликации, что в свою очередь, содействует формированию личности, воспитанию у ребенка интереса к искусству своего народа и людей других национальностей.
Полноценное осуществление этой задачи зависит от умелой, целенаправленной организации учебно-воспитательной работы в дошкольных учреждениях.
Успешное проведение учебно-воспитательной работы на примерах народного орнамента во многом определяется степенью художественной образованности воспитателя, знанием и пониманием им разных форм народного искусства, законов и особенностей его развития.
В связи с этим перед воспитателем стоят следующие задачи:
· Познакомиться с художественным опытом народных мастеров;
· Научиться творчески его осмысливать;
· Создавать новое;
· Отличать подлинное произведение от стилизованных поделок;
· Уметь применять полученные знания и навыки в организации работы с детьми на занятиях и в их самостоятельной художественной деятельности.
Наиболее часто для ознакомления с чувашским и русским национальными костюмами применяются следующие методы и приёмы:
-создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;
-сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;
-использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора);
-показ последовательности рисования и упражнения в изображении новых и сложных элементов узора;
-сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью).
-метод наблюдения.
Предварительные наблюдения за природой стали основой для понимания эмоционального отклика детей. Это основной компонент деятельности детей, побуждающий взрослыми.
-метод обследования, рассматривание образцов народного творчества.
При этом выделялись элементы, композиция, колорит. Сначала главный элемент узора, их цвет, величина, месторасположение. Старших детей спрашивала, как можно изобразить элемент. Либо выделяла только сюжетный элемент. При определении композиции или цвета, то рассматривала несколько предметов, фиксируя выполнение детьми только этой особенности.
-показ способов изображения элементов:
а) неоконченный (только одну часть узора, остальное дорисовывают сами);
б) примерные образцы, в которых представлены разные варианты решения одной и той же задачи. 2-3 образца демонстрирует узор, выполненный на обучение. Элементы и композиции одинаковые, а цвет элементов, их сочетание разное (репродуктивные).
в) образец, демонстрирующий последовательность выполнения элементов.
При ознакомлении дошкольников, с чувашским и русским народным промыслами использовались следующие формы работы:
-организации выставок;
-беседы по ознакомлению с искусством;
-занятия по декоративному рисованию, лепке и аппликации;
-проведение праздников и досугов.
Самый доступный вид деятельности в детском саду – рисование, лепка, аппликация и ручной труд. Благодаря этим занятиям через эмоциональное восприятие решено было попробовать расширить представления детей о народностях, проживающих в Ульяновской области и развить интерес и чувство этнокультурной компетентности.
Определив, с какими видами декоративно – прикладного искусства Симбирского края будут знакомиться дети, наметилась последовательность проведения тех или иных мероприятий, продумывалась связь тематики занятий, планируемых воспитателями, музыкального руководителя, и преподавателя изостудии. При разработке циклов занятий учитывался не только возраст детей, но и уровень их знаний, умений и изобразительных навыков
С дошкольниками проводились следующие занятия по аппликации ( с использованием мотивов чувашской вышивки и ткачества)
· «Украшение конца пояса»;
· «Украшение платка чувашским национальным узором»;
· «Украшение передника чувашским национальным узором».
· «Узоры симбирских мастериц».
Задания аппликативной деятельности были направлены на
· построение композиции, подбор элементов орнамента и их сочетание;
· выбрать необходимую цветовую гамму;
· усвоить название элементов.
Знания и практические умения, усвоенные в дидактических играх, закреплялись и совершенствовались. Дошкольники начали проявлять активность на занятиях. При получении дополнительных знаний и самостоятельном выполнении ряда аппликаций у них появился повышенный интерес к особенностям чувашского и русского национальных орнаментов.
С детьми были проведены занятия по декоративному рисованию «Сложим в коробки разноцветные кубики и кирпичики», «Выступает будто пава», «Расписные полотенца». У детей старшей группы сформировались знания о чувашском и русском узорах,: из каких геометрических фигур состоит узор, какие цвета используются в чувашском и русском узорах.
Постепенно, в ходе проводимой работы, дошкольники усваивали правила построения декоративной композиции, выбора цвета и цветосочетаний, приёмы вырезывания элементов.
Дети с удовольствием стали посещать занятия, значительно улучшились технические умения вырезывания, работы с клеем, цветными карандашами фломастерами. Детские работы стали аккуратнее и оригинальнее. Ребята стали проявлять активность в выборе геометрических фигур для составления как чувашского, так и русского национального орнаментов.
Занимаясь таким видом изобразительной деятельности, дети проявили большой интерес, поэтому старались как можно лучше выполнить свою работу.
При посещении выставок дети получили некоторые сведения об истории промысла, используемых мастерами материалах, научились выделять характерные средства выразительности (элементы узора, их типичные сочетания, колорит, композицию). В результате такой работы дети научились самостоятельно выделить средства выразительности любого произведения народного искусства. Для этого использовался прием сравнения, который не только повысил уровень восприятия, но и подвёл детей к пониманию общих закономерностей декоративного искусства, его традиций и средств выразительности.
Знакомя детей, с каким – либо композиционным построением, я должна была не только подготовить бумагу соответствующей формы, но и показать предмет народного искусства, украшенный аналогичной композицией.
В процессе обучения дошкольников декоративному рисованию, и аппликации я использовала следующие методы и приемы:
-создание игровой ситуации в начале занятия и во время проведения анализа детских работ;
-сравнение элементов узора и различных вариантов композиций;
-использование очерчивающего жеста (для выделения элементов, определения их расположения и последовательности выполнения узора);
-показ последовательности рисования и упражнения в изображении новых и сложных элементов узора;
-сочетание различных видов изобразительной деятельности (например, лепка с последующей росписью).
-метод наблюдения.
Предварительные наблюдения за природой стали основой для понимания эмоционального отклика детей. Это основной компонент деятельности детей, побуждающий взрослыми.
-метод обследования, рассматривание образцов народного творчества.
При этом выделялись элементы, композиция, колорит. Сначала главный элемент узора, их цвет, величина, месторасположение. Старших детей спрашивала, как можно изобразить элемент. Либо выделяла только сюжетный элемент. При определении композиции или цвета, то рассматривала несколько предметов, фиксируя выполнение детьми только этой особенности.
-показ способов изображения элементов:
а) неоконченный (только одну часть узора, остальное дорисовывают сами);
б) примерные образцы, в которых представлены разные варианты решения одной и той же задачи. 2-3 образца демонстрирует узор, выполненный на обучение. Элементы и композиции одинаковые, а цвет элементов, их сочетание разное (репродуктивные).
в) образец, демонстрирующий последовательность выполнения элементов.
-Дидактические игры. или игры на фланелеграфе:
1. «Найди чувашский орнамент среди других»;
2.«Составь чувашский орнамент из образцов элементов, входящих в состав национального узора;
3.«Сложим коробочки, разноцветные кубики и кирпичики»;
4.«Чувашский национальный коврик для кукол».
Создание развивающей предметно пространственной среды.
Немаловажное значение при ознакомлении детей с декоративно-прикладным искусством имеет организация предметной среды в группе.
Чтобы предметная среда лучше способствовала творческому самовыражению каждого ребенка, выделяются следующие условия:
· инструментарий для выполнения творческих работ детьми.
· организация художественной мастерской для закрепления приобретенных навыков вышивки, плетения, ткачества для создания детьми собственных работ.
· внесение краеведческого материала в содержание составляющих компонентов предметной среды.
а) обогащение уголка изобразительной деятельности: книжки – раскраски («Симбирская керамика», «Ткачество и вышивка симбирских мастериц», «Улицы нашего города»), бумажные силуэты изделий симбирских ремесленников, динамическими таблицами;
б) выполнение детьми под руководством педагога отдельных элементов костюма народов своей местности для сюжетно-ролевых игр;
в) изготовление вместе с детьми дидактических игр по типу: «мозаика», «разрезные картинки», «найди два одинаковых предмета», «найди отличия», «опиши, не называя».
· Организация выставок детских работ для сотрудников, воспитанников дошкольного учреждения и их родителей с целью формирования у окружающих и у самого ребенка уважения к творческой индивидуальности каждого.
Создаваемые условия были направлены на побуждение маленького человека к творческому самовыражению и удовлетворению его индивидуального познавательного интереса. Проводимая работа поощряла у ребенка потребность выразить себя в своих произведениях: создавать свое изделие аналогично мотивам народных мастеров, но отличающееся индивидуальной неповторимостью, непохожестью.
Учитывая тот факт, что в повседневной жизни дети не слышат речь других народов, эта работа дала возможность не только посмотреть на национальные костюмы, но и услышать песни, пословицы, поговорки, старинные названия элементов одежды и посуды. На протяжении всех занятий, особенно на экскурсии в краеведческий музей. На ярмарке, дети очень эмоционально реагировали на выступления своих сверстников, активно поддерживали их. У них даже появилась возможность проявить свои способности раскрыть творческое начало на занятиях по лепке, аппликации, рисованию. Особенно заметно это проявилось, когда дети расписывали наличники и создавали русский костюм, используя особый Симбирский колорит.
Дети получили не только много новых интересных знаний о мастерах нашей области, но и сами научились создавать красоту в своих работах.
Литература:
1 .Богатеева З.А. Мотивы народных орнаментов в детских аппликациях: Кн. Для воспитателя дет. сада. – 2-е изд., перераб. и доп. / З.А. Богатеева. – М.: Просвещение. 1986г. -207с.
2. Грибовская А. «Ознакомление дошкольников с народным декоративно – прикладным искусством». //Ребенок в детском саду. – 2006г. - №6.
3. «Опыт и проблема межэтнического диалога коренных народов Среднего Поволжья в дошкольном возрасте». //Ребенок в детском саду: Материалы Первой региональной конференции. – Ульяновск: УНПКПРО.-2003г
4. Тихонова А.Ю. «Секреты симбирских мастеров: Приобщение дошкольников к региональным художественным ремеслам» // Ребенок в детском саду. Методическое пособие. Часть 2. – Ульяновск: УНПКПРО. – 2002г.
5. Туранина Н. «Формирование этнокультурной компетентности дошкольника». // Дошкольное воспитание. – 2006г. -№8.