методы и приемы работы с негативными переживаниями и эмоциями подростков на тренинговых занятиях

Автор: Булганова Лилия Павловна

Методы и приемы работы с негативными переживаниями и

эмоциями подростков на тренинговых занятиях по

профилактике рискованного поведения

Эмоциональные состояние - важная составляющая взаимоотношений в тренинговой группе. Возникающие  на занятии эмоции могут осложнить работу группы. Помехой могут оказаться как негативные, так и положительные эмоции, что приводит к дезорганизованному состоянию участников. Часть эмоций являются грузом собственного неприятного  жизненного опыта (отсутствие друзей, разлука, потери и т.д.) 

Ведущий должен иметь в своем арсенале разные методы и упражнения, которые помогут быстро справиться с эмоциями, деструктивными для групповой работы.

1. Проявление сильных агрессивных чувств по отношению к другому участнику, ведущему, группе (злость, ярость).

Тренеру важно не вступать в спор, а поблагодарить этого подростка:"Очень хорошо, что ты открыто высказываешь свое мнение. Это важно для меня и для других участников группы. Я с уважением отношусь к твоему мнению, хотя и не соглашусь с ним. Давай продолжать занятие, может быть тебе и всем нам дальше откроется какое-то новое знание, которое поможет изменить точку зрения или утвердиться в ней".

После такой реакции ведущего уходит агрессивность  участника, работа становится продуктивной.

2. Упражнения, направленные на опосредованное отреагирование агрессивных чувств.        

  • "Воздушный шарик". Выполняется стоя. "Представьте, что вы сдутый воздушный шарик. А теперь вас кто-то потихоньку надувает. Вы начинаете раздуваться. Когда вам покажется , что еще чуть-чуть, и вы лопнете, резко выпускайте из себя воздух".  
  • "Пробей листок". При выполнении  обязательно следить за "техникой безопасности" , а для этого лучше сначала показать, что нужно делать. Работа в тройках. Два участника держать по краям лист бумаг А4, третий участник должен пробить лист со всей силой.  Не получается кулаком, можно попробовать двумя пальцами.  Затем участники меняются ролями.    
  • "Спина к спине". Работа в тройках. Встать спина к спине. Рассчитаться на "первый-второй". По хлопку первый опирается на второго, который не сопротивляется этому давлению. Третий страхует от падения. Меняются ролями.  В конце упражнения разделиться на пары  и опереться спокойно на спину другого, без дополнительного давления. 

Это упражнение помогает переключиться с агрессии на изучение разных способов взаимодействия с другим человеком. В роли страхующего следует попросить выступить наиболее агрессивных участников, тем самым поставив их в ответственную ситуацию. В конце выполнения обсудить по следующим вопросам: "В какой ситуации вам было наиболее комфортно? Почему, как вы думаете?"

3. Возникновение сильных внутренних переживаний при обсуждении темы.

Возможные причины: высокая тревога, ассоциация с собственным жизненным опытом, незавершенными переживаниями, высокая сензитивность (впечатлительность). При возникновении сильных внутренних переживаний  неагрессивного плана важно обеспечить участника поддержкой. Можно использовать упражнения, направленные на развитие доверия. командной сплоченности.

  • "Доверчивая передача". В группах по 10-12 человек. Встают в круг, одна нога в упоре, что бы немножко модно было пружинить. У человека стоящего в центре круга ноги должны быть вместе, руки сложены на груди. глаза закрыты. Все участники кладут руки на стоящего в центре. После утвердительного вопроса "Все ли готовы?" стоящий в центре опускается на чьи-либо руки. Группа плавно передает его по кругу.
  • "Черепашка". Сидя на стульях (лежа на полу). "Что делает черепашка. когда ей страшно? Втягивает под панцирь голову, лапы и хвост. Представьте себя храброй черепашкой. Когда я хлопну в ладони, вас это испугает и вы попытаетесь по очереди спрятать в панцирь ваши головы, лапы и хвост. А теперь, когда ничего не страшно попытайтесь по очереди высунуть голову, проверить, нет ли опасности, затем лапы, но будьте готовы сразу же юркнуть обратно. И последним - хвост!"                                                                              

Упражнение веселое, помогает сбросить напряжение.

 4. Избегание обсуждения чувств или эмоционального отреагирования: "не знаю, что чувствую", "не буду ничего говорить", "ничего не чувствую".

Причины: страх говорить о чувствах из-за недостатка безопасности, отсутствие опыта распознавания собственных чувств, бедный эмоциональный словарь, незавершенное негативное переживание.

Важно помочь подростку включиться во взаимодействие. Для этого хорошо подходят упражнения один на один. Лучше всего, что бы тема упражнения была эмоционально нейтральной и побуждала включать свою познавательную активность.

  • "Контакт".  Разделиться на пары. В течении 2-х минут смотрят друг на друга. Затем надо  рассказать партнеру , каким  видит его в возрасте  5 лет (внешний облик,  поведение), без включения оценочных суждений (ужасный, красивый и т.п.) После этого, тот, кто слушал, говорит о том, что в рассказе партнера было наиболее точно подмечено, что было совсем не так.  Далее время для рассказа дается другому участнику. Второй после этого получает время для обратной связи. Затем дается время для работы в парах, чтобы ответить  на вопрос "Какой человек мой партнер?" После выполнения всех этапов упражнения идет обсуждение в круге полученных впечатлений. Можно задавать такие вопросы:" Что вы чувствовали, когда слушали рассказ о себе? Что вызвало наибольшие трудности? Какие впечатления у вас возникли в ходе выполнения упражнения?"                                      Это задание наиболее полезно, когда в группе много закрытых "участников". Его можно использовать на начальном этапе знакомства. а так же в ситуации после конфликта, сильных переживаний, связанных с потерей доверия.
  • "Чувство на спине". Выполняется молча. Тренер прикрепляет на спины участников карточки с названиями чувств. Невербально участники должны помочь друг другу  отгадать, какое чувство написано на карточке. Затем по кругу говорят, какое чувство написано на спине, кто из участников наиболее точно невербально помог отгадать. Попросит  этого человека  показать это чувство всем участникам круга. Вопросы для обсуждения в круге:"Легко ли понять, какое чувство выражает другой человек? Что в его поведении помогает, что мешает? Легко ли самому  выражать чувство? Есть ли разница в выражении позитивных и негативных чувств?"
  • "Орехи". Положить в мешочек грецкие орехи по количеству участников. Участники сидят в круге, берут по одному ореху из мешочка. Надо рассмотреть, запомнить свой орех, положить  его обратно в мешок. Тренер перемешивает и высыпает орехи в центр круга. Просит каждого найти свой орех. Обсуждение : по каким признакам удалось найти свой орех, чем он отличается от других?                                                                          

 

     Проводится аналогия с людьми:"Что бы увидеть особенности каждого, нужно потратить время и приглядеться. Орех, который ценится за то, что у него находится внутри, часто может быть красив снаружи и оказаться пустым внутри. Так же бывает и  с людьми. Поэтому нельзя судить о человеке по внешним данным. Многие люди  часто выращивают вокруг себя скорлупу для безопасности, и не сразу открываются для других. Требуется внимание и время".

 

comments powered by HyperComments
Пожалуйста, подождите.
x